Вступление России в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 17:05, курсовая работа

Описание работы

Основные цели курсовой работы - общий анализ системы многосторонней торговли, основанной на принципах и механизме ВТО, анализ отношений России с ВТО, выявление и характеристика проблем и перспектив России в связи с ее вступлением в ВТО.
Для достижения целей были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть историю, структуру, принципы, цели и задачи ВТО;
2. Рассмотреть аспект вступления России в ВТО;

Содержание работы

Введение……………………………...………………..……………2
Глава I. Всемирная Торговая Организация
1.1. История создания ВТО……………………………...4
1.2. Основные цели, принципы и задач……………...…5
1.3. Структура и функции ВТО………………………….9
1.4. Преимущества торговой системы ВТО…………..12
Глава II. Вступление России в ВТО
2.1. Первые шаги вступления России в ВТО……….….16
2.2. Цели и задачи присоединения России к ВТО…......17
2.3. Переговоры по присоединению России к ВТО.…..19
2.4. Свежие новости о вступлении России в ВТО…..…24
2.5. Аргументы «за» и «против» вступления в ВТО…27
Заключение………………………………………………..………32
Список использованной литературы………….………………....34

Файлы: 1 файл

Вступление России в ВТО.doc

— 209.50 Кб (Скачать файл)

"Результатом  переговоров является то, что  они не сталкиваются с причинами,  которые могли бы их прервать. Стороны перешли от процесса формальных переговоров к существенному рассмотрению конкретных предложений. Грузия достаточно конструктивна в этом вопросе, и у нее сохраняется надежда на успех", – пояснила Н.Каландадзе. 25

Напомним, что  после первого раунда переговоров в швейцарском Берне, состоявшихся в начале марта, заместитель министра иностранных дел Грузии Сергей Капанадзе пояснил, что "грузинская сторона по-прежнему настаивает на выполнении принципиальных требований".  
Речь шла о желании контроля официального Тбилиси над контрольно-пропускными пунктами на абхазском и югоосетинском участках грузино-российской границы, однако Россия выступала против этого.

По утверждению  С.Капанадзе, грузинская сторона в  ходе переговоров предложила компромиссный вариант, согласившись на осуществление мониторинга на обоих КПП не представителями Грузии, а с помощью миссии наблюдателей Евросоюза.

"Но и это  предложение не устраивает российскую  сторону", - выразил сожаление  заместитель министра иностранных  дел Грузии. Вместе с тем представители делегаций сторон констатировали, что удалось наладить диалог, который нуждается в продолжении. Отметим также, что третий раунд переговоров назначен на конец мая.

Ранее президент  России Дмитрий Медведев и председатель правительства РФ Владимир Путин заявляли, что Москва рассчитывает вступить в ВТО до конца текущего года. Генеральный директор организации Паскаль Лами отмечал, что это выполнимо. США и Евросоюз продемонстрировали поддержку намерениям РФ стать членом ВТО.  
Новый кандидат должен вести двусторонние переговоры с той страной, которая накладывает на новичка вето. Долгое время Москва не могла договориться о вступлении в ВТО именно с Грузией.

3.5. Аргументы «За» и «Против» вступления России в ВТО

  • Аргументы «ЗА»

Для Российской Федерации, получающей около трети своего ВВП посредством внешнеэкономических связей, чрезвычайно важно быть полноправным участником международной торговли. Именно этим и обусловлена необходимость присоединения страны к Всемирной торговой организации.26

Правительство расценивает присоединение к ВТО как один из важнейших инструментов повышения эффективности внешнеэкономической деятельности Российской Федерации в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Для развития экономики России жизненно необходимо получить те новые возможности и системные преимущества, которые появятся после присоединения к ВТО, включая:

• формирование более благоприятных  условий доступа на мировые рынки  товаров и услуг. Этого можно  будет достичь на основе продолжающейся либерализации и стабильности развития отношений с торговыми партнерами России – членами ВТО;

• доступ к механизму ВТО по разрешению споров. Данный механизм обеспечивает защиту национальных интересов, если они ущемляются партнерами, и, таким образом, устраняет дискриминацию;

• создание условий для стабильности внутреннего законодательства и  транспарентности торговой политики. Это, в свою очередь, существенно  повысит привлекательность отечественной  экономики для иностранных инвестиций;

• возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов.

Россия сможет получить данную возможность  путём эффективного участия в  многосторонних торговых переговорах  под эгидой ВТО по выработке новых правил международной торговли.

  • Аргументы «ПРОТИВ»

Главные аргументы противников поспешного вступления России в ВТО следующие:

— государственная защита российского  товаропроизводителя от иностранной  конкуренции будет значительно затруднена;

— либерализация тарифов сделает  более привлекательным не производство, а импорт товаров;

— поступления в бюджет от импортных  пошлин снизятся;

— вступление в ВТО не гарантирует  от применения в будущем некоторыми странами против наших товаров антидемпинговых мер;

- воспользоваться преимуществами, получаемыми в результате вступления в ВТО, для расширения экспорта российской продукции “глубокого передела” Россия в ближайшие десятилетия не сможет.27

Обобщая аргументы «ЗА и «ПРОТИВ», следует сделать итоговый вывод  о том, что присоединение России к ВТО не принесёт каких-либо фатальных негативных последствий для отечественной экономики. Последняя в перспективе может оказаться и в выигрыше, в том числе и потому, что, как член ВТО, страна получит систематизированный блок современного делового законодательства, сопоставимого с мировым.28

Опросы российских предпринимателей и их союзов показывают, что готовыми успешно конкурировать на отечественном рынке считают себя лишь четверть российских предприятий, на рынках СНГ — 18%, в дальнем зарубежье — 9%, а готовыми к членству в ВТО — 10%. Поэтому главное сейчас — целенаправленная подготовка к вступлению в ВТО со стороны как бизнеса, так и власти.

Проанализировав все выгоды и риски вступления России в ВТО, необходимы следующие меры и действия:

1. Срочная разработка и принятие  научно обоснованной промышленной политики России как базы для избирательной защиты отечественных производителей, поощрения конкуренции на внутреннем рынке и как матрицы для наших переговоров и условий вступления в ВТО. Без такой политики и данные переговоры, и дальнейшее участие России в ВТО будут идти во многом вслепую.

2. Достройка и ввод в действие  государственной системы поощрения промышленного экспорта (без чего страна столкнется в ВТО с фактической асимметрией выгод и обязательств), в том числе в форме госкредитов, гарантий и иных форм финансирования экспортеров и их маркетинговой деятельности. Правила ВТО определяют разрешенные формы такой поддержки. То же касается мер поддержки нашего аграрного сектора.

3. Создание, на базе зарубежных  аналогов, механизмов временной  государственной поддержки предприятий и регионов, особо страдающих от резко возросшего импорта.

4. Создание государственной системы  внешнеэкономической и правовой информации для предприятий (цены, условия торговли, механизмы разрешения споров и т.п.), без чего они не смогут эффективно использовать возможности ВТО в международной конкуренции.

5. Срочное начало подготовки  в стране специализированных  кадров, владеющих тематикой ВТО, как для бизнеса, так и для госаппарата.

6. Налаживание систематизированного  диалога между Комиссией Правительства Российской Федерации по вопросам ВТО, Российской переговорной делегацией и консультативными механизмами бизнеса, созданными по проблемам присоединения и дальнейшего участия России в ВТО.

7. Определенное укрупнение и  расширение круга полномочий отраслевых и территориальных деловых союзов, способных авторитетно представлять интересы отдельных слоев бизнеса перед российской властью.

8. Подключение к отстаиванию  российской позиции в переговорном процессе с ВТО, наряду со специализированной переговорной делегацией в столицах стран — членов ВТО и союзов российских деловых кругов в контактах с их партнерами за рубежом при эффективной координации всей этой деятельности.

9. Проведение регулярных консультаций  по проблематике ВТО со странами — партнерами по СНГ.

10. Постоянный мониторинг не  только отдельных дискриминационных мер со стороны наших основных внешнеторговых контрагентов, но и всех торговых барьеров, создаваемых политикой этих стран, публикация регулярных отчетов его результатов.

 

 

Заключение

 

 

Итак, основываясь  на всем вышесказанном, можно сделать  следующие выводы. Присоединение  России к ВТО позволит создать  предсказуемые условия для деятельности как российских, так и иностранных  экономических операторов. Будут  созданы более благоприятные условия для доступа отечественных товаров и услуг на мировой рынок. Однако за все это Россия будет вынуждена заплатить открытием своего внутреннего рынка. В этих условиях чрезвычайно важным является выработка комплекса мер, направленных на защиту отечественного производителя. При этом, однако, должны быть сохранены нормальные условия для развития конкуренции.

В этой связи  хотелось бы отметить, что в отношении  вопроса о вступления России в  ВТО нельзя однозначно становиться  на сторону либо активных сторонников этого шага, либо на сторону протекционистов. Здесь необходим определенный баланс интересов, который в данном случае и является, по моему мнению, наиболее рациональным решением этого нелегкой проблемы. Вопрос, вступать России в ВТО или нет, нельзя рассматривать только исходя из текущей ситуации, как это делают протекционисты, это вопрос стратегический. Членство в ВТО рассчитано на десятилетия. В конце концов, не вечно же Россия будет в кризисе, ее промышленность все-таки поднимется и сможет выпускать конкурентоспособную продукцию. Следует четко уяснить, что вступление в ВТО не способствует решению краткосрочных задач, но отказ от него приведет к тому, что пострадают долгосрочные интересы России.

Вопрос об участии  в ВТО правомерен и с точки  зрения условий вступления. Главное условие - международный торговый режим для России, когда она станет членом ВТО, должен улучшиться по сравнению с ныне действующим. Вступление России в ВТО произойдет не любой ценой для нашей страны, а только на выгодных для нее условиях. Та плата, которую Россия согласна внести за этот шаг, должна быть обязательно соразмерна той выгоде, которую она получит. Однако присоединение к этой международной организации зависит не только от российской стороны, продолжается непростой переговорный процесс. Россия заняла в его ходе конструктивную позицию, она присоединится к ВТО, только если это принесет реальное преимущество экономике страны. Основная задача российской делегации на переговорах - ясно объяснить торговым партнерам, что радикальное открытие рынка для нашей страны сейчас неприемлемо, оно может осуществляться только постепенно.

Видимо, интересам  России отвечало бы поэтапное присоединение  к соглашениям ВТО, осуществляемое в течение определенного периода  времени, необходимого для решения задач реструктуризации и модернизации российской промышленности, реформирования отечественной корпоративной структуры, создания действенной системы государственного регулирования внешних и внутренних хозяйственных отношений. В идеале сам график переходного периода должен бы стать составной частью общегосударственной программы возрождения и повышения конкурентоспособности российской экономики.

Хотелось бы надеяться, что переговорный процесс  по поводу вступления России в ВТО  закончится благополучно для нашей страны и, став членом этой авторитетной организации, Россия войдет, наконец, в правовое пространство международной многосторонней торговой системы, вне рамок которого любая страна оказывается в положении аутсайдера на мировом рынке товаров и услуг.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Алиева Э.Б. Проблемы вступления России в ВТО с точки зрения влияния на устойчивое экономическое развитие в стране // Финансы и кредит. - 2007. №28. - С. 61-66.
  2. Андрианов В. Проблемы и перспективы присоединения России к ВТО // Маркетинг. - 2004. - №2. - С. 3-16.
  3. Барковский А.Н., Оболенский В.П. Внешнеэкономическая политика России в глобальном экономическом пространстве // Россия и современный мир. – 2005. - №3. – С. 23-40.
  4. Булашов С.Н. Экономический анализ последствий вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) // Финансы и кредит. -2003. - №24 (138). - С. 96-106.
  5. Волков Г.Ю., Солодков Г.П. Международная торговля. – М., 2008.
  6. Колесов В. П., М. Н. Осьмова. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран. М, 2000 г. 
  7. Гагаринов В.И. Россия в международной торговле. – Москва. Изд. «АСА», 2007 г.
  8. Гринберг Р.С., Татаркин А.И. Оценка социально-экономических последствий присоединения России к ВТО. – М., 2007.
  9. Дайнеко А.Е., Всемирная торговая организация: механизмы функционирования и практика вступления– М., 2007
  10. Иванова С.В. Всемирная торговая организация. – М., 2007.
  11. Кузнецова И.П. ВТО: история, основы функционирования, проблемы // ЭКО. – 2005. - №6. – С. 2-19.
  12. Ломакин В.К. Мировая экономика. М.: «ЮНИТИ», 1998
  13. Ливенцев Н.Н. Актуальные проблемы присоединения России к ВТО, 2002 г.
  14. Оболенский В. Присоединение России к ВТО и ее участие в интеграции, 2004г.
  15. Пахомов АЛ. Договоренности Уругвайского раунда и эволюция ВТО, 2003 г.
  1. Сазерленд П., Всемирная торговая организация и её преимущества. Международная жизнь, М. - 1995 г.
  1. Россия и международная торговая система, под ред. Э. Ван Дузера, С.Ф. Сутырина, В.И. Капусткина. СПб.: Изд. «Петрополис», 2000 г.
  2. Халевинская Е.Д., Вавилова Е.В. Всемирная торговая организация и российские интересы. – М., 2009
  3. И.И. Дюмулен. ВТО: экономика, политика, право. –М.Изд-во «Монография»
  4. Горбунова О.А., Минченкова И.В. ВТО Основы функционирования. М. Учебное пособие. 2008 г.
  5. Чернышова Н.А. Россия и ВТО. Актуальные проблемы присоединения и перспективы сотрудничества. – М., 2007.
  6. www.wto.ru - Россия и Всемирная Торговая Организация
  7. www.wto.org – Официальная страница ВТО
  8. www.euronews.com – Международный сайт новостей
  9. www.rian.ru – Сайт новостей. РИА-Новости
  10. www.minfin.ru –Министерство Финансов РФ
  11. www.ru.wikipedia.org – Википедия. Энциклопедия
  12. www.stop-vto.ru – Сайт Россия против ВТО
  13. www.mfa.gov.ge – МИД Грузии

Информация о работе Вступление России в ВТО