Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 19:36, курсовая работа
Процесс купли-продажи ценных бумаг в настоящее время полностью автоматизирован и компьютеризирован, что в значительной степени снижает издержки и повышает производительность сделок. С помощью ЭВМ разрабатываются специальные программы по наиболее выгодному размещению денег.
Ценные бумаги США, представленные на внебиржевом обороте, неоднородны. Их можно разделить на несколько групп:
- акции небольших фирм,
функционирующих в
- ценные бумаги крупных
кредитно-финансовых
- акции компаний, учреждаемых
в перспективных отраслях
- акций небольших компаний,
занимающихся разведочным
- государственные ценные
бумаги и бумаги
- американские депозитарные свидетельства и иностранные ценные бумаги;
- новые выпуски акций.
Необходимо также отметить, что наряду с Нью-йоркской фондовой биржей, где в обход ее возник «третий рынок», немалой известностью на мировом рынке пользуются Гонгконгская, Токийская, Лондонская биржи, с успехом торгующие акциями отечественных и иностранных компаний, используя при этом электронные системы. За годы развития этого рынка он превратился в высокоорганизованный, оперативный механизм торговли с ежедневным оборотом в миллионы акций. Понятно, что в силу его огромных возможностей он уже представляет собой угрозу фондовым биржам, являясь одновременно ее конкурентом и ее органическим дополнением.
«Четвертый рынок», в основе которого находится система Instinet (электронная система торговли акциями), позволяет в основном институциальным инвесторам заключать сделки друг с другом с помощью мощной компьютерной системы, минуя биржи, уплачивая при этом по сравнению с брокерскими фирмами небольшие комиссионные. Инвесторы в удобные им моменты времени направляют по сети свои заявки с ограничением цены в файл. Если потенциальный участник торгов вовремя обнаружит встречное поручение, то сделка состоится. Несколько электронных систем управляют потоками покупки и продажи крупных партий ценных бумаг, выставляемых инвесторами. Система успешно функционирует в соответствии со следующими условиями:
1. Результаты периодически
проводимых торговых сессий
2. Для участия в торговой
сессии инвесторы анонимно
3. Один или два раза в день списки акций с помощью компьютера обрабатываются.
4. На основе текущих рыночных цен на ценные бумаги (на бирже или вне ее) устанавливаются цены сделок.
5. Система сопоставляет
встречные заявки и
6. В случае совпадения
интересов инвесторов при
7. О невыполненных поручениях
извещаются инвесторы, которые
могут подать снова заявку
или попытаться совершить
По мнению американских специалистов, система одновременной продажи и покупки обладает рядом преимуществ, к которым следует отнести: анонимность инвесторов и их намерения; возможность выставлять на торги целые портфели ценных бумаг; дешевизну торговли портфелями ценных бумаг.
Вместе с тем указанные
системы имеют также
Системы требуют от пользователей определенного опыта и навыков работы с подобными системами.
В настоящее время наиболее крупными системами одновременной продажи и покупки ценных бумаг являются системы POSIT и Crossing Network. В основу функционирования этих систем положены алгоритмы, аналогичные описанным выше с учетом определенных специфических особенностей. Так, POSIT проводит четыре сессии в день. Цены устанавливаются на основе превалирующих курсов на момент проведения сессии. В то же время Crossing Network проводит только одну сессию, перед окончанием которой определяется рыночная цена на следующий операционный день.
Анализируя возможности реализации ценовых бумаг на «четвертом рынке», необходимо отметить, что одна из крупнейших фондовых бирж мира – Нью-йоркская еще в 1976 году установила электронную систему (СуперДОТ), известную под названием «Система определения порядка оборота ценных бумаг». Однако в процессе ее функционирования она претерпела серьезные изменения, что позволило существенно увеличить объем заявок на покупку или продажу по рыночному курсу на более чем 30999 акций и заявок с ограничением цены на более чем 99999 акций. Для того, чтобы иметь возможность пользоваться «Суперсистемой определения порядка оборота ценных бумаг» (СуперДОТ), фирма с местом на бирже должна стать ее подписчиком. По системе СуперДОТ заявка клиента из нью-йоркского офиса брокерской фирмы попадает прямо «специалисту» для немедленного исполнения (если оно возможно), а затем по системе брокерской фирме передается подтверждение о выполнении.
Система SuperDOT может выполнять практически любые поручения на покупку и продажу ценных бумаг. Проанализировав размер поступившего поручения и его тип, система сама решает, куда его направить, исходя из ограничений брокерской фирмы. Неисполненные заявки инвестор может направить по системе POSIT для участия в утренней или дневной сессии. Неудовлетворенные заявки могут быть посланы по системе Crossing Network для участия в вечерней сессии. Если же к концу дня у инвестора все еще остались неисполненные заявки, то на следующий день он может воспользоваться услугами традиционной брокерской сети.
Таким образом, возможности торговли ценными бумагами за последние годы значительно расширились, что, наряду со снижением операционных издержек, дает основание говорить о перспективности развития «четвертого рынка».
Российский внебиржевой рынок ценных бумаг представлен в следующем виде: - система торговли государственными ценными бумагами; - торговая сеть сберегательного банка; - внебиржевой рынок ценных бумаг коммерческих банков; - электронные внебиржевые рынки; - российская торговая система (РТС «Портал»), организованная профессиональной ассоциацией участников фондового рынка (ПАУФОР).
Каждый из указанных видов
внебиржевого рынка характеризуется
определенными особенностями. Принятые
за основу различные подсистемы американской
системы НАСДАК не полностью выполняют
присущие ей функции. Технические средства,
отчасти усовершенствованные
Создание «карманных» систем внебиржевой торговли, отличающихся закрытостью, большими эксплуатационными издержками, а также малой способностью выполнять в автоматическом или автоматизированном режимах присущие ей функции – это путь назад.
Эволюция «четвертого рынка» продолжается. Перспективы развития электронных систем одновременной продажи и покупки ценных бумаг огромны. Думается, что и России предстоит в ближайшие годы, используя богатый опыт ряда стран рыночной экономики, внедрить во внебиржевую торговлю новейшие достижения науки и практики.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ФОНДОВОМ РЫНКЕ
Практика свидетельствует,
что государственные органы в
принципе не могут устанавливать, какие
ценные бумаги должны обращаться на рынке,
поскольку это определяется экономической
ситуацией в целом и
Первой страной, утвердившей подобное специальное законодательство о биржах, является США, где в 1934 г. был принят Закон о фондовых биржах. Основная цель закона – запретить искажения, махинации и другие подобные действия на рынке ценных бумаг, установить и сохранять «честные и равноправные принципы торговли, которые будут способствовать развитию открытого и справедливого рынка». Закон впервые ввел единую систему регулирования рынков ценных бумаг; помимо этого, он содержит ряд положений, касающихся деятельности акционерных обществ (корпораций) на биржевом рынке. В 1938 г. был принят закон Мэлоуни, представлявший собой поправку к закону о фондовых биржах, который разрешил создание профессиональных отраслевых ассоциаций для внутреннего саморегулирования торговли ценными бумагами как вида бизнеса. Именно в соответствии с этим законом была образована Национальная ассоциация дилеров ценных бумаг.
Основные положения Закона о фондовых биржах можно сгруппировать по следующим направлениям:
1. Регистрация «листинговых»
ценных бумаг. Закон расширяет
сферу действия принципа
2. Положения об «инсайдерах»
листинговых компаний. Закон требует,
чтобы руководители и
3. Выпуск прокси. Руководители
компаний, прошедших листинг, обязаны
при выпуске прокси
4. Регистрация фондовых
бирж, брокеров и дилеров. По
закону все фондовые биржи,
а также брокеры и дилеры, работающие
на внебиржевом рынке, должны
быть зарегистрированы в КЦББ.
При этом правила биржи не
должны допускать совершения
нечестных и неравноправных
5. Контроль за торговой деятельностью. Согласно закону КЦББ осуществляет контроль за методами торговли ценными бумагами на биржах и во внебиржевом обороте. Ее правила содержат, помимо всего прочего, ограничения на продажи без покрытия (short selling) и требования минимального размера собственного капитала по отношению к пассивам брокерско-дилерских фирм для снижения опасности банкротства, которое поставит под угрозу средства клиентов и их ценные бумаги. Для обеспечения этих требований Комиссия проводит проверки брокерско-дилерских фирм. Закон запрещает манипулирование ценами на рынке – пресловутые фиктивные продажи (wash sales) и взаимно компенсирующие приказы (matched orders). Любое лицо, приобретающее свыше 5% акций корпорации, обязано в течение 10 дней предоставить КЦББ информацию о сделке.
6. Право Совета управляющих ФРС нормировать маржевое требование, что позволяет регулировать максимальный размер кредита, который банки и брокеры могут предоставлять при покупке листинговых ценных бумаг. На протяжении многих лет норма маржевого покрытия в США составляет 50% (в 30-40-е годы она доходила до 100%, т. е. сделки в кредит были запрещены). На КЦББ возложена обязанность следить за выполнением брокерами и дилерами правил ФРС.
7. Претворение закона в жизнь. КЦББ предоставлено право принимать под присягой свидетельские показания, изымать бухгалтерские и иные документы для расследования возможных нарушений законов и ходатайствовать о возбуждении дел в судах против нарушителей. За преднамеренные нарушения закон предусматривает штрафные санкции и уголовное наказание для физических лиц – штраф до 1 млн. долл. и тюремное заключение сроком до 10 лет.
В России отношения на фондовом рынке регулируется обширной нормативной базой. Вот перечень наиболее значимых актов:
- Федеральный Закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».
- Гражданский кодекс Российской Федерации Глава 7 «Ценные бумаги».
- Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
- Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (ст.13)
- Федеральный закон от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг»
- Указ Президента РФ от 7 декабря 1995 г. N 1230 «Вопросы передачи в 1995 году в залог акций, находящихся в федеральной собственности»
- Указ Президента РФ от 2 ноября 1995 г. N 1067 «О сроках реализации акций, находящихся в федеральной собственности и передаваемых в залог в 1995 году»
- Указ Президента РФ от 3 июля 1995 г. N 662 «О мерах по формированию общероссийской телекоммуникационной системы и обеспечению прав собственников при хранении ценных бумаг и расчетах на фондовом рынке Российской Федерации».