ВВП России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 10:42, курсовая работа

Описание работы

Опыт зарубежных стран, в т.ч. Индии, Японии, Южной Кореи, Аргентины и Франции, где было достигнуто удвоение валового национального продукта, подтверждает необходимость и целесообразность выбора подобного приоритета социально-экономического развития страны . В то же время впервые поставленная в 2003 году задача удвоения ВВ11 России до сих пор не получила комплексного решения, в том числе и по причине отсутствия теоретических исследований в этом вопросе, научного обоснования и применения на практике наиболее эффективных инструментов финансовой политики страны, в т.ч. на основе выявления и систематизации финансовых факторов, оказывающих значительное влияние на рост ВВП. Финансовый кризис выдвигает рассмотрение влияния финансовых факторов на изменение ВВП на первый план.

Содержание работы

Введение………..……………………………………………………………,……….3
Глава 1. Понятие валового внутреннего продукта и его место в системе
национальных счетов……………………………………………………..………….6
§1. Сущность понятия ВВП…………………………………………………..……...6
§2. Методы расчета валового внутреннего продукта …………………………….8
Глава 2. Динамика валового внутреннего продукта России………..……………14
§1.Номинальный и реальный ВВП………………………………...………………14
§2. Показатели роста ВВП в России……..………………….………..……………17
§3. Недостатки ВВП и общественное благосостояние………………………….20
Заключение………………………………………………………………………….31
Библиографический список………………………………………………………...33

Файлы: 1 файл

ВВП Росии.сущность и динамика.docx

— 157.32 Кб (Скачать файл)

     В-девятых, изменения в составе и распределении  совокупной продукции между отдельными домашними хозяйствами также  могут отразиться на экономическом  благосостоянии. ВВП, однако, отражает только объем произведенной продукции, но ничего не говорит нам о том, насколько равномерно он распределен между различными слоями в обществе. При этом ВВП на душу населения также может создавать искаженное представление об уровне жизни в стране. В богатой стране может быть большая бедность, к которой она равнодушна или с которой не в состоянии справиться. В бедной стране может быть несколько семейств миллионеров. Таким образом, знание ВВП или уровня ВВП на душу населения не помогает узнать что-либо о социальных результатах(например, при сравнении Мексики и Швеции, у которых примерно одинаковый ВВП, или той же Швеции с США, с которыми у нее примерно равный уровень ВВП на душу населения).

     В-десятых, не получает также должного отражения  в измеренной официальной статистикой  величине ВВП улучшение качества производимой продукции. Дело в том, что стоимостные измерители учитывают  не только динамику физического объема продукции, но и изменение цен. Поэтому  улучшение качества продукта может  никак не отразиться в измеренной и официально - учтенной величине ВВП. Более того, возможны ситуации, когда  реальное улучшение качества сопровождается уменьшением стоимостной величины ВВП, например, появление нового лекарства, которое при меньшей цене является более эффективным, чем старые. С  другой стороны, несовершенство стоимостных  показателей при оценке динамики физического объема производства частично преодолевается путем использования  т.н. сопоставимых цен. Однако следует  помнить, что применение таких цен  препятствует возможности отражения  в ВВП улучшения качества товаров  и услуг, т.к. рост качества вполне сопрягается  и с повышением цены.

     В-одиннадцатых, существенным недостатком стоимостной оценки ВВП является то, что при таком способе его измерения мы лишены возможности сравнивать пользу того или иного товара с другим. Если в один год ВВП поднялся благодаря увеличению расходов на образование, а в другой год поднялся на столько же из-за увеличения продажи сигарет, цифры в обоих случаях показывают одинаковый рост. Или другой пример: если две книги стоимостью 10 руб. учтены в составе ВВП, то тот факт, что одна из них Новый Завет, а другая - порнографический роман, совершенно исчезает из поля зрения и лишает возможности определить общественную полезность данного набора материальных благ и услуг.

     Для учета влияния перечисленных  факторов на общественное благосостояние были введены различные системы  классификации. Недостатками каждой из них является тот факт, что в  основу каждой из них положены определённые характеристики, по которым страны можно сравнить между собой, но ни одна из них не даёт полной оценки уровня развития той или иной страны и  всех стран в целом.

     В 1972 г. американские экономисты В. Нордхаус и Дж. Тобин предложили показатель, характеризующий все стороны  жизни общества чистое экономическое  благосостояние (ЧЭБ).

     Формула ЧЭБ имеет следующий вид:

     ЧЭБ - ВНП - отрицательные факторы, воздействующие на благосостояние + нерыночная деятельность (в денежной оценке) + денежная оценка свободного времени.

     Общепринятым  показателем социального развития, характеризующим уровень дохода в обществе, является всё-таки ВВП  на душу населения, недостатки которого были отмечены выше.

     Но, тем не менее, в России с 1990 г. используется индекс развития человеческого потенциала, который выводится на основе данных ежегодных докладов Программы развития ООН.

     Тремя основными показателями в ИРЧП являются:

     продолжительность жизни;

     ВВП надушу населения;

     уровень образования.

     Среднемировой ИРЧП на конец XX века составил 0,764.

     Раз уж мы заговорили о численном значении ИРЧП, то стоит отметить, что оно  может быть от 0 до 1. То есть единица в данной системе оценки взята в качестве недостижимого идеала или эталона.

     В соответствии с этим абсолютно все  страны мира можно поделить на группы по ИРЧП:

     благополучные (в них индекс от 0,799 и выше; среднее  значение - 0,911), до пятидесяти стран  мира;

     средние (в них ИРЧП колеблется от 0,798 до 0,500; где среднеарифметическое - 0,576), 78 стран;

     неблагополучные (ИРЧП составляет менее 0,500; в основном же - 0,366).

     В целом, анализируя статистические данные, ИРЧП даёт схожие с уровнем экономического развития результаты. К примеру, в  неблагополучные зачислены все  страны с низким уровнем развития промышленности (Африка к югу от Сахары, некоторые страны Азии).

     Схожесть  классификации характерна и для  остальных групп, так как показатели ИРЧП и уровня экономического развития тесно взаимосвязаны друг с другом. Большинство стран с наибольшей в мире годовой выработкой (до 40 тысяч  долларов) соответственно входят и  в «Топ-20» наиболее развитых государств по ИРЧП (США, Швейцария, Люксембург, Канада, Бельгия, Швеция, Дания, Нидерланды, Япония, Австралия).

     В 2005 г. из 174 стран мира Россия находилась на 57 месте, в то время как на 2 месте - Финляндия.

     Для оценки уровня жизни также используют показатель национального богатства  как совокупность материальных и  нематериальных благ, которыми располагает  общество на определённую дату и которая  создана за весь предшествующий период. Она включает в себя основные элементы материальных результатов: основные фонды, товарные запасы, государственные резервы, природные ресурсы и др. и нематериальные: научный потенциал экономики, образовательный потенциал, квалификационный, культурный и потенциал здоровья нации.

     Другой  классификацией уровня благосостояния жизни является классификация стран  по уровню развития как таковому, предложенной в книге Алисова и Хорева, которая  она включает в себя и индекс развития человеческого потенциала, и уровень  экономического развития - два наиболее полных и разносторонних статистических показателя во всей их взаимосвязи  и перекрёстном сравнении. Эта классификация  дели т все страны на шесть классов:

     Первый, «наивысший» - 10 стран (Канада, Франция, Норвегия, Япония, Новая Зеландия, Финляндия, Нидерланды, Швеция, США, Исландия), это  страны, далеко оторвавшиеся в своём  развитии от следующего класса.

     Второй, «высший» - 19 стран (в основном европейские  страны с развитыми капиталистическими отношениями, а также Израиль  и Беларусь).

     Третий, «выше среднего» - 36 стран (это страны либо с высоким ИРЧ11 и средним  УЭР, либо наоборот: со средним ИРЧГ1 и высоким уровнем экономического развития; в целом многие страны СНГ, Латинской и Южной Америки, новые индустриальные страны).

     Четвёртый, «дополнительный» - 11 стран (малые страны Карибов и Океании, вследствие своих размеров не играющие существенной роли).

     Пятый, «средний» - 40 стран (в них средний  уровень ИРЧП сочетается со средним  же уровнем экономического развития, это в основном Азиатский и  Африканский регионы).

     Шестой, «ниже среднего» - 8 стран (страны с  низким ИРЧП, но средним УЭР; среди  них: Нигерия, Индия, Пакистан [три мировых

     демографических гиганта], Гана, Камерун, Кения, Сенегал, Берег Слоновой Кости).

     7. Седьмой, «низший» - 37 стран (страны  с низкими ИРЧП и УЭР, преимущественно  тропики Восточного полушария).

     Несмотря  на кажущуюся универсальность, полноту  и научную достоверность оценки индекса развития человеческого  потенциала, не стоит всё же забывать о некоторой условности этой классификации.

     Однако  все имеющиеся на сегодняшний  день системы оценки общественного  благосостояния не дают полной оценки уровня жизни, являясь несовершенными, так как не охватывают всех аспектов жизни общества, в то же время  некоторые аспекты нельзя оценить  точным количественным показателем (например, потенциал здоровья нации или  дух нации). 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Валовой внутренний продукт стоимостной  показатель, который используется во всех странах мира в качестве основы для международных сравнений  в качестве критерия успешности экономической  политики того или иного государства. Проведенные исследования позволяют сделать вывод о том, что показатель валового внутреннего продукта обоснованно может выражать суть стратегии государства, но не должен рассматриваться в качестве единственного критерия успешности социально-экономического развития страны. В силу выявленных недостатков, связанных с особенностями методик его расчета, а также многообразием семейства показателей ВВП и значительных погрешностей их оценки в России, использование данного агрегата должно дополняться другими показателями, характеризующими качество экономического роста.

     Многообразие  показателей ВВП (номинального, реального, в пересчете на паритет покупательной  способности и на душу населения) и методов его расчета требует корректности формулировки стратегических целей государства. ВВП показывает, сколько в той или иной стране во всех отраслях экономики было произведено за отчетный период конечных товаров и услуг, предназначенных для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства.

     Исходя  из производственного подхода можно  определить, что главной движущей силой роста ВВП страны являются российские предприятия, которые могут  развивать свою деятельность как  в условиях благоприятной макроэкономической среды, так и напротив преодолевая серьезные недостатки неэффективной системы государственного управления. В свою очередь, с эффективной деятельностью предприятий активная часть населения Российской Федерации связывает возможность качественного улучшения своего жизненного уровня через повышение заработной платы на предприятии. Именно в этом, на 1 наш взгляд, и состоит взаимосвязь показателя ВВП как критерия успешности социально-экономического развития страны с показателями финансово-хозяйственной деятельности предприятий и каждым конкретным человеком.

     На  рост ВВП оказывают влияние различные  факторы, главными из которых являются финансовые. При этом финансовые факторы  могут оказывать как позитивное, так и негативное влияние на рост ВВП. В связи с этим механизм реализации стратегической задачи удвоения ВВП должен основываться на проведении макроэкономического и микроэкономического анализа, а также анализе влияния внешних финансовых факторов, а именно: недостатков развития мировой финансовой системы. На макроуровне целесообразно определение главных факторов, от которых зависит удвоение ВВП, и стоимость достижения данной задачи на уровне государства в целом и на уровне отдельных регионов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 16.10.2006) // Первоначальный текст документа опубликован в Собрании законодательства РФ, 03.08,1998, №31, ст. 3823.
  2. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 02.03.2007) «О Правительстве российской Федерации» // Первоначальный текст документа опубликован в Собрании законодательства РФ, 22.12.1997, №51, ст. 5712.
  3. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 26.04.2007) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) // Первоначальный текст документа опубликован в Парламентской газете, № 131-132, 13.07.2002.
  4. Аганбегян А. Система моделей народнохозяйственного планирования // Вопросы экономики, №4, 201 1.
  5. Богачев В.П. Народнохозяйственная эффективность и затратный механизм // Хозяйство, №7, 2011.
  6. Большаков С.В. Финансовая политика государства и предприятия // Предприниматель, №11, 2010.
  7. Вардомский Л.Б. Региональные процессы в контексте федерализации России. Региональное развитие и региональная экономическая политика РФ // Экономика, №5, 2010.
  8. Васильев ЮЛ I. Развитие инновационной деятельности в США, или Как удвоить ВВП // Экономика, №9, 2010
  9. Гусева И.Б. Влияние финансовых факторов на рост валового внутреннего продукта России // Монография. - Н.Новгород, РИО 1 ПТУ, 2009. - 245 с.
  10. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 17.1 1.2008 № 1662-р // Собрание законодательства РФ, 24.1 1.2008, №47, ст. 5489.
  11. Основные направления налоговой политики на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов // Электронный ресурс: официальный сайт Минфина РФ

Информация о работе ВВП России