Ввп: тенденции роста, измерение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 13:00, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является: показать тенденции изменения ВВП на примере Эстонии. При этом решаются следующие задачи: изучение ключевых понятий ВВП, изучение методов его расчета и тенденции роста. Рассматриваются факторы влияния на ВВП и соответственно на экономический рост страны.
В первой главе курсовой работы рассматриваются основные понятия ВВП, три метода его расчета (производственный, метод конечного использования, распределительный метод) и его формы (номинальный и реальный ВВП). Также рассмотрим различия между ВВП и ВНП. Во второй главе исследуется динамика показателя за последние годы и факторы влияния на ВВП, также говориться о прогнозировании ВВП в Эстонии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Основной макроэкономический показатель экономики – ВВП
ВВП: Сущность и основные показатели
Методы измерения
Номинальный и реальный ВВП
ВВП и ВНП
ГЛАВА 2 Анализ изменения ВВП Эстонии
2.1. Тенденции изменения ВВП
2.2. Факторы, определяющие рост ВВП Эстонии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы

Файлы: 1 файл

ввп.docx

— 369.89 Кб (Скачать файл)

 

     То есть в прогнозируемом  периоде доля оплаты труда  наемных работников увеличится  по сравнению с 2000 годом на 7,8 процентных пунктов,  чистые налоги на производство и импорт и валовая прибыль экономики уменьшаться соответственно на 5,1  и 2,7 процентных пунктов.    

 Все прогнозы в основном  делятся на оптимистические и пессимистические.  Мне бы хотелось остановиться на прогнозе Правительства России.  Данный прогноз является стратегией развития реального сектора экономики в ближайшие 10 лет. Снижение рисков работы в российской экономике позволит значительно расширить круг инвесторов всех типов. В результате снижения риска хозяйственных операций и инвестиционных проектов, развития институтов рыночной инфраструктуры снизятся трансакционные издержки и стоимость привлечения внешнего финансирования. Российская экономика перестанет быть закрытой на вход и открытой на выход для капитала и других ресурсов. Возникнет возможность взаимовыгодной в долгосрочном плане интеграции с мировой экономикой. Создание конкурентоспособных на мировом рынке капитала условий для инвестиций будет способствовать притоку современных управленческих и производственных технологий в реальный сектор. В ходе улучшения инвестиционного климата спекулятивные инвесторы будут в значительной мере замещены более консервативными инвесторами, в большей мере ориентирующимися на надежность инструмента, чем на доходность. Предложенные меры приведут к росту капитализации банковской системы.       

 При реализации мер  в области внешнеэкономической  политики и валютного регулирования  увеличится объем иностранных  инвестиций, прежде всего прямых. Уменьшится эффективность использования  оффшорных технологий, что приведет  к сокращению оттока капитала, а также к более активному  возвращению ранее вывезенного  капитала. Произойдет существенное  увеличение объема инвестиций  крупнейшими транснациональными  корпорациями и инвестиционными  банками. Можно также ожидать  увеличения инвестиций в интеллектуальную  собственность, что приведет в  долгосрочной перспективе к улучшению  структуры российской экономики  за счет увеличения доли высоких  технологий. В результате реализации  мер в области налогообложения  произойдет существенное изменение  соотношения между "официальной"  и "теневой" экономикой. Значительное  количество технологий по уходу  от налогообложения станет неэффективным,  вследствие чего увеличится налогооблагаемая  база, прежде всего по налогу  на прибыль и подоходному налогу. Реализация мер в области администрирования  налоговой сферы позволит снизить  издержки экономических агентов  по своевременному и правильному  выполнению фискальных требований  и повысит конкурентоспособность  российских условий по сравнению  с условиями, предлагаемыми инвесторам  в других экономиках. Реализация  Программы должна обеспечить  темпы роста ВВП как минимум  в 5 процентов в год в среднем  на протяжении 10-летнего периода.  Это позволит увеличить объем  ВВП примерно на 26-28 процентов  к 2004 году и на 70 процентов к  2010 году (в сравнении с 1999 годом). В отдельные годы рост может  ускоряться до 8-10 процентов, в  этом случае увеличение объема  производимого ВВП к 2010 году  может быть большим. В долларовом  эквиваленте объем ВВП, рассчитываемый  по текущему обменному курсу,  к 2010 году увеличится примерно  в 2.5 раза, примерно в такой  же степени увеличится и среднедушевой  объем ВВП. Основные макроэкономические  показатели на период до 2010 года  приведены в таблице 8.

Таблица 8

Ожидаемые результаты экономического развития РФ в ближайшие 10 лет

Год

2001

2002

2003

2004

2010

Прирост ВВП к предыдущему  году, %

4,1

4,6

5,1

4,7

5,2

ВВП в текущих ценах, млрд. руб.

6964

7907

8990

10023

18932

ВВП по обменному курсу, млрд. долл.

229

234

261

284

457

Объем в % к уровню 1999 г.

         

ВВП - всего

109,3

114,3

120,1

125,7

170,3

Расходы на конечное потребление

107,8

113,3

118,9

125,1

171,6

домашних хозяйств

109,8

116,1

122,8

128,9

182,1

государственных учреждений

104,1

107,3

110,2

116,5

145,5

Валовое накопление основных фондов

118,2

131,2

151,4

169,5

270,7

Структура ВВП в текущих  ценах, %

         

ВВП - всего

100

100

100

100

100

Расходы на конечное потребление

65,8

66,8

67,1

67,8

70,8


Продолжение таблицы 8

домашних хозяйств

48,7

49,9

50,5

50,9

54,6

государственных учреждений

14,6

14,6

14,2

14,4

13,6

НКО

2,4

2,4

2,4

2,5

2,6

Валовое накопление основных фондов

21,7

23

24,7

25,6

27,2

прирост запасов материальных оборотных средств

1,4

1,4

1,3

0,9

0

Чистый экспорт

12,6

10,2

8,2

6,6

2

Прирост потребительских  цен, % (среднегодовой)

10

11

9

7

6

Среднегодовой обменный курс, руб. за долл. США

30,3

33,8

34,5

35,2

41,3


 

     Реализация Программы позволит  добиться постепенного преодоления  деформаций в структуре распределения  доходов населения, и помимо  общего увеличения реальных располагаемых  доходов позволит увеличить суммарную  долю доходов среднедоходных  групп населения. Тем самым  будет создана основа для устойчивого  массового внутреннего спроса  и перехода к качественно иной  траектории роста, когда динамика  потребления начнет обгонять  динамику инвестиций. В результате  к концу десятилетнего периода  динамика частного потребления  начнет устойчиво опережать динамику  инвестиций, так что в 2010 году  потребление увеличится в несколько  большей пропорции, чем ВВП.  В целом динамика ВВП будет  отставать как от динамики  потребления, так и от динамики  валового накопления. Это отставание  будет компенсироваться сокращением  чистого экспорта и, соответственно, сокращением вывоза капитала. Не  следует исключать, что в отдельные  годы чистый экспорт товаров  и услуг может принимать и  отрицательные значения, если Россия  станет надежным реципиентом  капитала.     

 К 2010 году Россия  может существенно увеличить  традиционно слабый для страны  сектор экономики - экспортно-ориентированные  услуги, объем которых может вырасти  за десятилетие не менее чем  на 60 процентов по сравнению с  1999 годом. При этом импорт услуг увеличится примерно чем на 30 процентов. Противоположные тенденции будут преобладать во внешней торговле товарами - динамика импорта будет устойчиво опережать динамику экспорта, причем в существенной степени за счет импорта инвестиционных товаров. В настоящий момент структура российской экономики такова, что динамика ВВП в ближайшие годы будет в существенной мере определяться динамикой промышленного производства. Удельный вес информатики и связи, где потенциально ожидаются более высокие темпы роста, составляет порядка двух процентов ВВП. Несмотря на то, что увеличение объема этих и других рыночных услуг в среднесрочной перспективе будет ускорять динамику ВВП, эти сектора пока еще не станут определяющими. Лишь к концу десятилетия можно рассчитывать на весомое увеличение экспорта услуг, так что традиционно отрицательное внешнее сальдо баланса услуг может стать приблизиться к нулевому значению.    

 К 2004 году чистый  экспорт может сократиться до 5-7 процентов ВВП. К концу десятилетия  он может составлять порядка  2-3 процентов ВВП. При этом к  2010 году удельный вес инвестиций  в основной капитал будет составлять  порядка 26-27 процентов ВВП с  тенденцией к последующему его  плавному снижению. Доля потребления  в ВВП сохранится практически  неизменной до 2004 года - увеличение  доли валового накопления будет  компенсироваться пропорциональным  сокращением чистого экспорта. После  2004 года обозначится устойчивый  рост потребления, доля которого  в ВВП может превысить 70%, что  будет примерно соответствовать  пропорциям 1996-1998 гг. и существенно  превышать значения 1991-1995 гг. При  этом, однако, следует учитывать,  что прогнозируемые относительно  высокий уровень потребления  и пропорции между потреблением, валовым накоплением основного  капитала и чистым экспортом  в конце десятилетия будут  гораздо более стабильными по  сравнению с 1996-1998 гг., учитывая, что  в эти годы относительно высокий  для страны уровень потребления  поддерживался за счет внешних  заимствований. Одновременно с  этим доля государственного потребления  в ВВП будет плавно снижаться  при одновременном росте его  в реальном выражении, который,  однако, будет существенно отставать  от темпов роста ВВП. Это  будет сопровождаться сокращением  номинального налогового бремени  и номинальных обязательств государства,  не выполняемых в настоящее  время. В итоге при росте  общего уровня потребления, лишь  незначительно опережающим рост  ВВП, к 2010 году частное потребление  увеличится не менее чем на 80 процентов. Это будет происходить  на фоне повышения эффективности  производства, в частности производительности  труда, динамика которой будет  примерно соответствовать динамике  роста частного потребления и  реальных доходов.    

 Реализация предлагаемой  стратегии должна обеспечить  выход России на качественно  новый уровень развития, характеризующийся  устойчиво растущей экономикой, эффективным государством, наличием  самостоятельного среднего класса, стабильными социальными и политическими  отношениями.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

     В данной работе рассматривались основные понятия ВВП и методы его расчета. Таким образом, ВВП - это показатель системы национальных счетов, который характеризует стоимость конечных товаров и услуг, произведенных резидентами страны за тот или иной период. ВВП используется для характеристики результатов производства, уровня экономического развития,  темпов экономического роста, анализа производительности труда в экономике и так далее. Существует три ключевых момента в понятии ВВП:

1)   ВВП – это показатель произведенного продукта;

2)   ВВП – это внутренний продукт;

3)   ВВП – это валовой продукт.     

 Также существует три  метода расчета ВВП: 

1)   ВВП – как сумма валовой добавленной стоимости (при расчете этим методом ВВП исчисляется путем суммирования валовой добавленной стоимости всех производственных единиц – резидентов, сгруппированных по отраслям или секторам);

2)   ВВП как сумма компонентов конечного использования (согласно этому методу  ВВП определяется как сумма расходов на конечное потребление товаров и услуг, валового накопления, сальдо экспорта и импорта товаров и услуг).

3)   ВВП как сумма первичных доходов (при определении этим методом ВВП включает следующие виды первичных доходов: оплату труда наемных работников, чистые  налоги на производство и импорт (налоги на производство и импорт минус субсидии на производство и импорт), валовую прибыль и валовые смешанные доходы).    

 Структура ВВП в  2000 году характеризовалась опережающим  ростом доли отраслей, производящих  товары. В структуре ВВП, рассчитанному  по производственному методу, доля  производства товаров составила  41,2% против 40,9% за 1999 год, а доля  производства услуг, соответственно, - 48,9%  против 50,1%. Доля чистых (за вычетом субсидий) налогов на продукты составила 9,9% против 9,0% в 1999 году. Суммарная прибыль по экономике в 2000 году составила 1186,8 млрд. руб. и в 1,62 раза превысила уровень предыдущего года. Доля чистых налогов на производство и импорт в ВВП увеличилась на 2,7 процентных пункта по сравнению с 1999 годом. На протяжении всего года наиболее быстрыми темпами среди элементов конечного использования ВВП росло накопление основного капитала. Рост потребительского спроса обеспечивался увеличением реальных располагаемых доходов населения (рост – на 9.1%). Наименьший рост зафиксирован для расходов сектора государственных учреждений, в условиях проведения Правительством достаточно жесткой бюджетной политики.    

 Прирост физического  объема ВВП в 2000 году составил, по оценке Минэкономразвития, 7.6%. Номинальный объем ВВП (в текущих  рыночных ценах) достиг 6940 млрд. руб., при индексе-дефляторе 141.5%. Решающая  роль в обеспечении роста экономики  в 2000 году принадлежит промышленности, строительству и торговле. Наименьшие  темпы роста - в сельском хозяйстве  и производстве нерыночных услуг.  Высокие темпы роста добавленной  стоимости в промышленности и  строительстве обеспечили опережающий  рост производства товаров по  сравнению с производством услуг  (8.2% и 7.3% соответственно).     

 По прогнозам Правительства  РФ к 2010 году ВВП увеличится  до 18932 млрд. руб. Реализация Программы  Правительства РФ  должна обеспечить темпы роста ВВП как минимум в 5 процентов в год в среднем на протяжении 10-летнего периода. Это позволит увеличить объем ВВП примерно на 26-28 процентов к 2004 году и на 70 процентов к 2010 году (в сравнении с 1999 годом). В отдельные годы рост может ускоряться до 8-10 процентов, в этом случае увеличение объема производимого ВВП к 2010 году может быть большим. В долларовом эквиваленте объем ВВП, рассчитываемый по текущему обменному курсу, к 2010 году увеличится примерно в 2.5 раза, примерно в такой же степени увеличится и среднедушевой объем ВВП.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.   Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год" от 12 сентября 2000 года (протокол № 31 (223).

2.   Башкатов Б.И., Кулагина Г.Д. Экономическая статистика. Учебное пособие. – М.: изд-во МНЭПУ, 1997. - 60 с.

3.   Макконнел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2  т.: Пер. с англ. Т.1.

4.   Общая теория статистики: Учебник/Под ред. чл.-корр. РАН И.И. Елисеевой.  – М.: Финансы и статистика, 4-е изд., перераб. и доп., 1999. –480 с.: ил.

5.   Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. Учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА – М, 1998. – 456 с.

6.   Экономическая статистика. Учебник/Под ред. Ю.Н. Иванова.- М.: ИНФРА-М, 2-е изд., доп., 2000. – 480с.

7.   http://minfin.metric.ru/macrorus/mac_sit.htm – сайт министерства финансов РФ

8.   http://www.rbc.ru/public/659/showb.cgi/130401659.html- сайт министерства торговли РФ

9.   http://www.gokhran.ru/macrorus/mac_sit1.htm

10.      http://www.akm.ru/rus/gosinfo/progr_gov/rez.stm

11.      http://www.rio.ru/rus/Economic/1998_RE/default.htm

12.      www.cer.uz/Statistic/4-sept-r.htm

13.       http://www.economy.gov.ru/god2000/glava2.html

14.       http://www.iet.ru/trend/1998/razdel2_1.htm 

 

 

  

 

 

   


Информация о работе Ввп: тенденции роста, измерение