Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 01:31, курсовая работа
До наступления кризиса компании целенаправленно работали над программами трудоустройства студентов и выпускников вузов. В людях до 25 лет видели перспективы для компании, да и платить им можно было меньше, чем опытным специалистам. То, что происходит сейчас, можно назвать процессом естественного отбора. Компании нацелены прежде всего не на перспективу, а на то, чтобы выжить сегодня. Поэтому нужны опытные люди — те, кто принесет пользу организации прямо сейчас. При этом важно, чтобы человек адекватно оценивал себя и не питал иллюзий насчет высокой оплаты его труда.
Выпускники на рынке труда
Москва, 2012
Введение
До наступления кризиса
компании целенаправленно работали
над программами трудоустройств
“Выпускнику без опыта работы будет трудно конкурировать с уволенными специалистами”, — уверен ректор РЭШ Сергей Гуриев. Работодатель в России тратит на переобучение выпускника в среднем 1-1,5 месяца, так что за 2007 г. у компаний на подготовку персонала ушло более 500 млрд руб., добавляет Кузьминов.
В сложившейся ситуации рынок труда
предъявляет к выпускникам
1. Теоретическое
изучение рынка труда для
На настоящий момент на рынке труда большинства территорий России
формируется избыточное число безработных – претендентов
на рабочие места. Однако, несмотря на это, спрос
работодателей так и остается неудовлетворенным,
что свидетельствует о проблеме несоответствия
спроса и предложения специалистов по
качественным и количественным параметрам.
И хотя многие крупные ВУЗы страны пытаются
успеть за изменениями рынка , расширяя спектр направлений
и профилей подготовки, вводя новые технологии
в образовании, разрабатывая технологии
мониторинга трудоустройства, активно
сотрудничая с бизнесом и структурами рынка труда , ситуация с занятостью выпускников остае
Одна из главных
проблем трудоустройства
На большинстве предприятий
наблюдаются признаки кадрового дефицита,
на рынке труда конкуренция работников за
получение рабочего места сменяется конкуренцией
работодателей за рабочую силу, удовлетворяющую
предъявляемым требованиям. При этом сами
работодатели, высказываясь по данной
проблеме, зачастую отмечают, что уровень
подготовки кадров в образовательных
учреждениях не всегда их устраивает.
Высказываются претензии и к номенклатуре
специалистов, подготавливаемых образовательными
учреждениями. В связи, с чем множество выпускников сегодн
Однако отметим, что на наш взгляд, сегодня предприятия сталкиваются с проблемой кадрового голода отнюдь не по причине нехватки специалистов, а потому, что сегодня только очень небольшая часть компаний проводит осознанную политику формирования кадрового резерва. Необходимо прогнозировать потребности своего предприятия, правильно оценивать имеющийся потенциал и возможности его развития, вкладывать средства в подготовку специалистов, исходя из стратегических целей.
С внедрением новых технологий
повышаются требования не только к
профессиональной, но и к психологической,
социальной и личностной готовности
кадров. Поэтому одной из наиболее
существенных проблем рынка труда ,
несомненно, можно считать проблему структурного
дисбаланса. В числе причин не позволяющих
обеспечить эффективность трудоустройства выпускников
Чем успешнее будут сформированы
характеристики (компетенции) эффективности
трудоустройства выпускников , тем успешнее они будут востребованы
работодателями и трудоустроены. При этом рынок труда определяе
Представляется, что избежать многих проблем и ошибок трудоустройства можно за счет комплекса следующих мер:
1. Развитие системы
2. Внедрение системы социально-
3. Формирование
системы мониторинга рынка труда и
2 . Практическое изучение выпускников на рынке труда
В 2008г. обращаемость выпускников в службу занятости населения, отмечаемая в 2003-2007гг., снижалась, а в 2008-2009гг. изменилась на тенденцию повышения обращаемости. В 2010-2011гг. обращаемость выпускников вновь снизилась.
Из 992 выпускников с Высшим профессиональным образованием, обратившихся в 2011 г. в службу занятости населения(СЗН), 865 чел. - выпускники высших профессиональных учебных заведений Пермского края, 127 чел. - выпускники высших профессиональных учебных заведений других субъектов РФ.
Нашли работу с помощью СЗН в 2011 г. 657 выпускников с ВПО, из них 34% трудоустроились по специальности (в 2007г. – 35%, в 2008г. - 31%, в 2009г. – 20%, в 2010г. – 29%). Присвоен статус безработного в 2011 г. 682 выпускникам с ВПО (в 2007г. – 284 чел, в 2008г. – 333 чел., в 2009г. – 1015 чел., в 2011г. – 829 чел.). На 1 января 2012г. на учете в СЗН состояло 183 безработных выпускника с ВПО (на 1 января 2008г. – 62 чел., на 1 января 2009г. – 115 чел., на 1 января 2010г. – 327 чел., на 1 января 2011г. – 206 чел.).
Наиболее многочисленные группы выпускников с ВПО
на регистрируемом рынке труда в 2005 – 2011 гг.,
по группам специальностей.
Группы специальностей |
Удельный вес группы специальностей в структуре: | |||||||||||
обратившихся, % от общего числа обратившихся |
безработных, % от общего числа безработных | |||||||||||
2006г. |
2007г. |
2008г. |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
2006г. |
2007г. |
2008г. |
2009г. |
2010г. |
2011г. | |
Естественные науки |
7 |
7 |
5 |
6 |
6 |
6 |
8 |
6 |
5 |
5 |
7 |
7 |
Гуманитарные науки |
19 |
19 |
15 |
15 |
16 |
18 |
18 |
20 |
16 |
17 |
20 |
22 |
Образование и педагогика |
13 |
15 |
17 |
11 |
9 |
8 |
14 |
14 |
14 |
8 |
11 |
9 |
Экономика и управление |
28 |
25 |
28 |
32 |
35 |
36 |
29 |
24 |
32 |
33 |
30 |
38 |
Наибольший объем обращений выпускников в 2011г. отмечен:
по группам специальностей:
Заключение
В условиях рыночной экономики, даже на этапе кризиса, который можно рассматривать не только с негативной стороны, а еще и как открывшуюся сферу новых возможностей, в экономике, существуют распределительные механизмы, с помощью которых осуществляется потребление трудовых ресурсов в процессе воспроизводства. Советская система распределения выпускников, доказавшая свою неэффективность, не приемлема в современных условиях. Поэтому выпускникам не имеет смысла надеяться на помощь «доброго дяди» - в лице местных органов или государства, а необходимо «грести» в направлении своей карьерной вершины.
Список литературы:
1. Акинфиева Н.- Социальная
целесообразность
2. Кязимов К.- Рынок труда и профессиональное образование, // Человеческие ресурсы. №2. 2003. С. 21.
3. Иванова И. − Социальные и личностные потребности в образовании // Человеческие ресурсы. – Саратов. 2004. №4. – электронная версия: http: //www.pmuc.ru/jornal.
4. Рейтинг дефицитных профессий
2011 года −Источник: Финам.info (