Выпускники на рынке труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 01:31, курсовая работа

Описание работы

До наступления кризиса компании целенаправленно работали над программами трудоустройства студентов и выпускников вузов. В людях до 25 лет видели перспективы для компании, да и платить им можно было меньше, чем опытным специалистам. То, что происходит сейчас, можно назвать процессом естественного отбора. Компании нацелены прежде всего не на перспективу, а на то, чтобы выжить сегодня. Поэтому нужны опытные люди — те, кто принесет пользу организации прямо сейчас. При этом важно, чтобы человек адекватно оценивал себя и не питал иллюзий насчет высокой оплаты его труда.

Файлы: 1 файл

Выпускники на рынке труда.docx

— 45.59 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

Выпускники  на рынке труда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   Выполнил:

                                                                                                 Студент 3 курса,

                                                                                                 37 группы, спец-ть СЭО

                                                                                                 Кремлёв Виктор Андревич

 

 

Москва, 2012

Введение

До наступления кризиса  компании целенаправленно работали над программами трудоустройства студентов и выпускников вузов. В людях до 25 лет видели перспективы для компании, да и платить им можно было меньше, чем опытным специалистам. То, что происходит сейчас, можно назвать процессом естественного отбора. Компании нацелены прежде всего не на перспективу, а на то, чтобы выжить сегодня. Поэтому нужны опытные люди — те, кто принесет пользу организации прямо сейчас. При этом важно, чтобы человек адекватно оценивал себя и не питал иллюзий насчет высокой оплаты его труда. Поэтому для современных учащихся старших курсов и выпускников необходимо понимание изменений ситуации на рынке и умение адаптироваться к ним. Снижать свои амбиции. Также важно смотреть по сторонам, следить за изменениями на рынке труда. Другими словами, важны гибкость и готовность работать, допустим, в смежной профессии, а иногда и вообще не по специальности. Если нет работы по профессии — искать себя в более востребованных отраслях. По информации кадровых агентств, рекрутинг приостановило большинство компаний-клиентов, среди которых Coca-Cola, Procter & Gamble, Mars, Philips, “Северсталь ресурс” и др. “Нам важнее сохранить своих сотрудников”, — объясняет член совета директоров компании “Вимм-билль-данн” Марина Каган. Около 53% работодателей планируют сокращать штат, свидетельствуют данные опроса 50 крупных компаний Human Capital Solutions.

“Выпускнику без опыта  работы будет трудно конкурировать  с уволенными специалистами”, — уверен ректор РЭШ Сергей Гуриев. Работодатель в России тратит на переобучение выпускника в среднем 1-1,5 месяца, так что за 2007 г. у компаний на подготовку персонала ушло более 500 млрд руб., добавляет Кузьминов.

В сложившейся ситуации рынок труда  предъявляет к выпускникам особо  жесткие требования. И чтобы им соответствовать и найти «свое  место» необходимо активно работать над построением планов по развитию своей карьеры, еще будучи студентом  ВУЗа.

 

 

 

1. Теоретическое  изучение рынка труда для выпускников

На настоящий момент на  рынке   труда  большинства территорий России формируется избыточное число безработных – претендентов на рабочие места. Однако, несмотря на это, спрос работодателей так и остается неудовлетворенным, что свидетельствует о проблеме несоответствия спроса и предложения специалистов по качественным и количественным параметрам. И хотя многие крупные ВУЗы страны пытаются успеть за изменениями  рынка , расширяя спектр направлений и профилей подготовки, вводя новые технологии в образовании, разрабатывая технологии мониторинга трудоустройства, активно сотрудничая с бизнесом и структурами  рынка   труда , ситуация с занятостью  выпускников  остается по-прежнему весьма напряженной.

Одна из главных  проблем трудоустройства молодежи − несоответствие запросов профессиональным навыкам.  Выпускники  предпочитают рабочим специальностям офисные, при этом уровень ожиданий у них явно завышен. Помимо высокой зарплаты, они предъявляют высокие требования к комфортным условиям проживания. Большинству  выпускников  важнее жить в городе, для них более привлекательна досуговая составляющая, нежели высокая зарплата. К тому же  выпускники  плохо ориентируются в  рынке   труда , вчерашние студенты не умеют правильно себя презентовать перед работодателями, требования которых растут с каждым годом.

На большинстве предприятий  наблюдаются признаки кадрового дефицита, на  рынке   труда  конкуренция работников за получение рабочего места сменяется конкуренцией работодателей за рабочую силу, удовлетворяющую предъявляемым требованиям. При этом сами работодатели, высказываясь по данной проблеме, зачастую отмечают, что уровень подготовки кадров в образовательных учреждениях не всегда их устраивает. Высказываются претензии и к номенклатуре специалистов, подготавливаемых образовательными учреждениями. В связи, с чем множество  выпускников  сегодня вынуждены работать не по полученным специальностям.

Однако отметим, что на наш взгляд, сегодня предприятия  сталкиваются с проблемой кадрового  голода отнюдь не по причине нехватки специалистов, а потому, что сегодня  только очень небольшая часть  компаний проводит осознанную политику формирования кадрового резерва. Необходимо прогнозировать потребности своего предприятия, правильно оценивать имеющийся потенциал и возможности его развития, вкладывать средства в подготовку специалистов, исходя из стратегических целей.

С внедрением новых технологий повышаются требования не только к  профессиональной, но и к психологической, социальной и личностной готовности кадров. Поэтому одной из наиболее существенных проблем  рынка   труда , несомненно, можно считать проблему структурного дисбаланса. В числе причин не позволяющих обеспечить эффективность трудоустройства  выпускников  учреждений профессионального образования:

  • отсутствие механизмов, обеспечивающих взаимосвязь между  рынком   труда  и  рынком  образовательных услуг;
  • низкая заинтересованность учреждений системы профессионального образования в трудоустройстве  выпускников , организации профориентационной работы с абитуриентами и студентами, мониторинге изменений в требованиях к квалификации специалистов на рынке   труда , емкости и развития самого  рынка  по конкретным профессиям и специальностям работников;
  • кадровая политика большинства российских организаций, ориентированная в большей степени на достижение текущих результатов, а не на перспективное развитие;
  • тсутствие у большинства  выпускников  необходимых навыков самоопределения на  рынке   труда , развития трудовой карьеры, самоопределения на  рынке   труда , развития трудовой карьеры, ведения переговоров с работодателями по вопросам трудоустройства;
  • завышенная самооценка своего профессионально-квалификационного уровня у значительной части  выпускников  учреждений профессионального образования.

 

Чем успешнее будут сформированы характеристики (компетенции) эффективности  трудоустройства  выпускников , тем успешнее они будут востребованы работодателями и трудоустроены. При этом  рынок   труда  определяет и изменяет критерии профессиональной подготовки в соответствии с темпами развития науки и экономики. В этом контексте возникает потребность в разработке перечня критериев оценки конкурентоспособности молодого специалиста, удовлетворяющего перспективным требованиям  рынка   труда , который определяет эффективность трудоустройства  выпускника .

Представляется, что избежать многих проблем и ошибок трудоустройства  можно за счет комплекса следующих  мер:

1. Развитие системы профориентации  молодого поколения, начиная со  школы. Помочь в этом могут  как сами  выпускники  и учащиеся вузов, так и преподаватели, специалисты вузовских агентств по трудоустройству, сотрудники ЦЗН и работодатели.

2. Внедрение системы социально-профессиональной  адаптацией студентов. Не только  школе необходимо помогать  выпускникам  в осознании своих возможностей в выборе профессии, но и профессиональным учебным заведениям следует заниматься социально-профессиональной адаптацией студентов, ориентируясь на реальные потребности  рынка   труда . Сегодня содействие в трудоустройстве  выпускников  является важным направлением деятельности учреждений профессионального образования, став одним из показателей конкурентоспособности и востребованности учебных заведений. В ряде вузов в учебный процесс включены специальные занятия по вопросам технологии поиска работы, успешной адаптации  выпускников  на  рынке   труда , проводятся мастер-классы по технологиям поиска работы (СФУ). Введены факультативные курсы «Навыки эффективного поиска работы» (КГТЭИ) и практикумы трудоустройства (СибГТУ), проводятся семинары-тренинги по формированию навыков самопрезентации (СибГАУ).

3. Формирование  системы мониторинга  рынка   труда  и  рынка  образовательных услуг, постоянного анализа соответствия спроса и предложения рабочей силы по профилю и уровню квалификации в разрезе специальностей (профессий), отраслей, муниципальных образований региона, а также анализа причин дисбаланса спроса и предложения на  рынке   труда  и причин нетрудоустройства  выпускников  по полученной специальности. Мониторинг проблем трудоустройства молодых специалистов и других участников данного процесса, учитывающий их потребности и интересы сегодня должен выступать как социально-культурная норма проектирования образовательного процесса в высшем учебном заведении .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 .   Практическое изучение выпускников на рынке труда

В 2008г. обращаемость выпускников в службу занятости населения, отмечаемая в 2003-2007гг., снижалась, а в 2008-2009гг. изменилась на тенденцию повышения обращаемости. В 2010-2011гг. обращаемость выпускников вновь снизилась.

Из 992 выпускников с Высшим профессиональным образованием, обратившихся в 2011 г. в службу занятости населения(СЗН), 865 чел. - выпускники высших профессиональных учебных заведений Пермского края, 127 чел. - выпускники высших профессиональных учебных заведений других субъектов РФ.

Нашли работу с помощью  СЗН в 2011 г. 657 выпускников с ВПО, из них 34% трудоустроились по специальности (в 2007г. – 35%, в 2008г. - 31%, в 2009г. – 20%, в 2010г. – 29%). Присвоен статус безработного в 2011 г. 682 выпускникам с ВПО (в 2007г. – 284 чел, в 2008г. – 333 чел., в 2009г. – 1015 чел., в 2011г. – 829 чел.). На 1 января 2012г. на учете в СЗН состояло 183 безработных выпускника с ВПО (на 1 января 2008г. – 62 чел., на 1 января 2009г. – 115 чел., на 1 января 2010г. – 327 чел., на 1 января 2011г. – 206 чел.).

 

Наиболее многочисленные группы выпускников с ВПО

на регистрируемом рынке  труда в 2005 – 2011 гг.,

по группам специальностей.

 

Группы 

специальностей

Удельный вес группы специальностей в структуре:

обратившихся, % от общего числа

обратившихся

безработных, % от общего числа

безработных

2006г.

2007г.

2008г.

2009г.

2010г.

2011г.

2006г.

2007г.

2008г.

2009г.

2010г.

2011г.

Естественные  науки

7

7

5

6

6

6

8

6

5

5

7

7

Гуманитарные  науки

19

19

15

15

16

18

18

20

16

17

20

22

Образование и педагогика

13

15

17

11

9

8

14

14

14

8

11

9

Экономика и управление

28

25

28

32

35

36

29

24

32

33

30

38




 

 

 

Наибольший объем обращений  выпускников в 2011г. отмечен:

 

по группам специальностей:

 

  • экономика и управление – 358 чел. (2010г. - 405 чел.);
  • гуманитарные науки – 177 чел. (186 чел.);
  • образование и педагогика – 81 чел. (105 чел.);
  • естественные науки – 62 чел. (66 чел.);
  • сельское и рыбное хозяйство – 51 чел. (46 чел.);
  • по специальностям (ТОП-5):
  • юриспруденция 102 чел. (2008г - 42 чел., 2009г. – 79 чел., 2010г. – 82 чел.);
  • менеджмент организации – 90 чел. (2008г - 28 чел., 2009г. – 101 чел., 2010г. – 89 чел.);
  • экономика и управление на предприятии – 69 чел. (2008г - 42 чел., 2009г. – 74 чел., 2010г. – 84 чел.);
  • бухгалтерский учет, анализ и учет – 59 чел. (2008г - 23 чел., 2009г. – 90 чел., 2010г. – 68 чел.);
  • финансы и кредит – 34 чел. (2008г - 6 чел., 2009г. – 38 чел., 2010г. – 46 чел.);

Заключение

В условиях рыночной экономики, даже на этапе кризиса, который можно  рассматривать не только с негативной стороны, а еще и как открывшуюся сферу новых возможностей, в экономике, существуют распределительные механизмы, с помощью которых осуществляется потребление трудовых ресурсов в процессе воспроизводства. Советская система распределения  выпускников, доказавшая свою неэффективность, не приемлема в современных условиях. Поэтому выпускникам не имеет смысла надеяться на помощь «доброго дяди» - в лице местных органов или государства, а необходимо «грести» в направлении своей карьерной вершины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы:

1. Акинфиева Н.- Социальная  целесообразность стратегических  изменений в российском образовании  // ВВШ. – М.: РУДН. 2005. №4. – С.25.

2. Кязимов К.-  Рынок   труда  и профессиональное образование, // Человеческие ресурсы. №2. 2003. С. 21.

3. Иванова И. − Социальные  и личностные потребности в  образовании // Человеческие ресурсы.  – Саратов. 2004. №4. – электронная  версия: http: //www.pmuc.ru/jornal.

4. Рейтинг дефицитных профессий 2011 года −Источник: Финам.info (электронная версия) http://finance.mir66.ru/news/article.

 

 

 


Информация о работе Выпускники на рынке труда