Вывоз капитала и его особенности на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 20:30, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: раскрыть сущность вывоза капитала на современном этапе.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
Выявить сущность и причины вывоза капитала; охарактеризовать основные формы вывоза капитала; выделить особенности вывоза капитала на современном этапе развития экономики; дать характеристику существующему государственному и межгосударственному регулированию вывоза капитала.

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность, причины и цели вывоза капитала 5
2. Формы вывоза капитала 10
3. Особенности вывоза капитала на современном этапе развития
экономики 15
4. Государственное и межгосударственное регулирование вывоза
капитала 30
Заключение 34 Библиографический список 39

Файлы: 1 файл

Макроэкономика.doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)

Нельзя, к сожалению, сказать, что эти задачи решаются успешно. Вывоз капитала в последние годы держится на крайне высоком уровне, сравнимым с потребностями России в средствах для амортизации  производственных фондов. Приблизительная оценка ежегодно вывозимого капитала составляет колоссальную сумму - 20-25 млрд. долл. (с учетом не фиксируемой официальной статистикой значительной части нелегального вывоза).

Вывод капитала за рубеж, отмывание денег, "обналичка" и  другие преступления в финансовой сфере в России достигли 5 трлн рублей по итогам 2011 года, что составляет почти 10% ВВП нашей страны. Такую цифру назвал начальник управления по борьбе с экономической преступностью в сфере финансовой деятельности и банкротства (управление "Ф") ГУЭБиПК МВД России Олег Борисов. Эксперты склоняются к тому, что данная цифра, хотя и внушительная, возможно, даже занижена.

Рост ВВП в 2011 году по предварительным  данным Росстата составляет всего около 4,2%.

Серьезный объем теневых  операций во многом связан с государственной  коррупцией. Достаточно обратить внимание на то, что на кредитные организации с гос. участием приходится около 50% всех собственных активов банковского сектора страны.

Кроме того, необходимо различать нелегальный отток капитала и разрешенные законом операции. По своей сути это одно и тоже - вывод денег за границу, отличаются лишь детали. По предварительным данным, в 2011 году отток капитала из России составил $80 млрд. По сведениям начальника управления "Ф" Олега Борисова, преступлений, которые могут быть квалифицированы как невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ), в прошлом году оказалось на 28% больше, чем в 2010-м.

Но при этом, по данным ЦБ РФ, то увидим, что большая часть этой суммы — рост активов российских компаний за рубежом. То есть абсолютно легальна. Вывод капиталов из России представляет главным образом колоссальный невозврат средств экспортерами. Крупнейшие экспортеры: российские нефтяные компании, "Газпром", металлургические компании.[31]

Другое дело - национальный капитал. Для его вывоза необходимы действенные валютные ограничения. И они никоим образом не могут  уменьшить доверие иностранных  инвесторов к России. Напротив, если меры по сдерживанию вывоза капитала российскими предпринимателями окажутся эффективными, то это ослабит негативный демонстрационный эффект воздействия на иностранных инвесторов.[29]

Конечно, тут возникает  вопрос о том, как долго следует  поддерживать валютные ограничения? Ответ определяется теми предпосылками, которые обусловливают их применение. Они нужны, видимо, до тех пор, пока имеет место массированный вывоз капитала или реальной является опасность такого вывоза. Но это означает, что временные рамки ограничений зависят от инвестиционного климата. Ограничения могут быть сняты тогда, когда для российских предпринимателей станут более выгодными вложения денег в национальную экономику, нежели в компании и ценные бумаги за рубежом, а также тогда, когда будет разрушена система теневого и полутеневого присвоения доходов российскими предпринимателями, которая включает в себя в качестве необходимого элемента вывоз капитала за границу. Если удалось бы сдержать отток связанного с этой системой капитала, то можно было бы прогнозировать увеличение в деловой жизни России доли легального бизнеса и рост внутренних инвестиций, по крайней мере, в форме возрастания объемов самофинансирования предприятий. Рост же внутренних инвестиций способен улучшить общую конъюнктуру в стране и сделать ее более привлекательной для иностранных инвесторов.

Российское же правительство  вводит новое, более либеральное  валютное законодательство, которое, как  оно считает, поможет сделать  рубль полностью конвертируемой валютой. В самом общем плане  либерализация валютного режима будет осуществляться по следующим направлениям.

Новая версия отменяет применявшийся  ранее принцип приобретения экспортерами иностранной валюты в соответствии с заключенными контрактами. Другими  словами, сейчас предприниматель может  приобрести любую сумму валютных средств. Это положение означает явное ослабление контроля за валютными операциями, оно в значительной степени облегчает вывоз капитала.

Новое законодательство кардинально меняет также механизм регулирования валютных операций, связанных  с движением капитала. Устраняются действовавшие ранее ограничения по операциям капитального характера, связанным с долгосрочным кредитованием, вложениями в акции и паи иностранных предприятий и организаций, другие ценные бумаги, заграничную недвижимость и т.д. Прежде всего, речь идет о том, что новый закон ликвидирует порядок обязательного индивидуального рассмотрения целесообразности проведения данных операций и выдачи соответствующих разрешений. Таким образом, закон говорит предпринимателям, что вывозить капитал (конечно, если он имеет легальный характер, очищен от обязательств по фискальным платежам) теперь нет необходимости путем использования разных мошеннических схем при проведении текущих валютных операций. Приобретенную иностранную валюту свободно и открыто, не спрашивая ни у кого разрешений, можно вкладывать в разнообразные инвестиционные объекты.

Правда, до 2007 года, Закон  вводит ограничения иного рода, предоставляя Правительству и Центральному банку  право (исходя из конкретной ситуации, сложившейся в тот или иной период) затормозить интенсивность капитальных валютных операций и рост их объема путем использования комплекса мер. К таким мерам относятся: введение требований об открытии специальных счетов в уполномоченных банках, установление соответствующего режима счетов и проведение резервирования на определенный срок денежных сумм, исчисленных на основе установленной органами валютного контроля доли в процентах к стоимостному объему проводимой операции. Однако Закон содержит в то же время такие положения, которые даже такой мягкий режим сдерживания вывоза капитала делают абсолютно неработоспособным и чисто формальным.

Прежде всего, это проявляется  в том, что предусмотренный Законом  механизм резервирования по существу носит формальный характер. В самом деле, в случае, когда сделка имеет соответствующее обеспечение (банковская гарантия, страховка, аккредитив и т.д.), предприниматель в соответствии с Законом освобождается от резервирования. Понятно, что крупные структуры, занимающиеся вывозом капитала и имеющие, как правило, тесные связи с различными финансовыми организациями, способны без труда и с минимальными затратами получить подобное обеспечение.

Кроме того, резервирование и использование других ограничений (проведение операций через специальные  счета в уполномоченных банках, установление специального режима счетов) не могут быть использованы на регулярной основе, а лишь в крайних случаях. Это вытекает из того обстоятельства, что новое валютное законодательство предусматривает применение ограничений ко всем субъектам валютно-обменных отношений и исключает их использование по отношению к отдельным предприятиям и организациям.

Иными словами, оно не учитывает различий в формах вывоза капитала: к вывозу капитала, необходимого для продвижения российских товаров и услуг за границей, например, не следует применять те же ограничения, что и для вывоза, осуществляемого, в частности, с целью полного сворачивания экономической деятельности в нашей стране и ее переноса в зарубежные страны. В связи с этим данные меры сдерживания оттока капитала будут, очевидно, использоваться Правительством и Центральным банком эпизодически, в чрезвычайных обстоятельствах массированного бегства капитала за границу. Их применение в нормальных условиях будет наносить вред торговой и иной экспансии российских предприятий за рубежом, а потому не может рассматриваться как полезная акция.

Во многом формальный характер новых ограничений связан также с тем обстоятельством, что новая версия Закона позволяет  российским предприятиям и организациям открывать в заграничных банках счета (в сугубо уведомительном порядке, то есть без обращения за разрешением к российским органам валютного контроля) для осуществления расчетов с заграничными контрагентами и аккумулировать там выручку от экспорта. Поскольку такие банки находятся вне сферы действия российского законодательства, то и указанные ограничительные меры, очевидно, не применимы к средствам на этих счетах. Это делает использование валютных ограничений малоэффективным. Более того, их введение может породить ситуацию роста экспорта капитала, вместо его сокращения, поскольку для российских экспортеров будет предпочтительней вести расчеты с помощью счетов, открываемых в заграничных банках, а не на российской территории. Экспортная выручка, превышающая суммы, подлежащие обязательной конвертации в российскую валюту, в значительной части, очевидно, будет оставаться за границей и использоваться там, в том числе, в качестве инвестиций.

Возможность для российских предприятий пользоваться расчетными счетами в иностранных банках не только подрывает основы регулирования вывоза капитала за границу, но чревато также рядом других отрицательных для нашей экономики последствий. К таким последствиям следует отнести, в частности, ухудшение условий для государственного мониторинга и контроля за миграцией российского капитала за границу, поскольку иностранные банки действуют, как правило, вне пространства, контролируемого российскими органами валютного регулирования.

Можно прогнозировать и  относительное сокращение ввоза  иностранной валюты в страну, а, следовательно, и масштабов операций на валютных рынках России, и темпов накопления государственных валютных резервов. В результате уменьшится способность государства воздействовать на курс рубля в целях проведения той или иной экономической политики.

Кроме того, видимо, станут более сложными условия деятельности российских коммерческих банков. Сократятся возможности роста их ресурсной  базы в результате перемещения определенной части активов российских предпринимателей на счета иностранных банков. А это, безусловно, скажется негативно на прибыльности и на процессах капитализации российской банковской системы, чем, в последние годы были весьма озабочены российские власти.

Однако, несмотря на неадекватный для нашей экономики характер нового валютного законодательства, его, тем не менее, в ускоренном порядке принял парламент страны. Думается, что это обусловлено рядом причин. Первая состоит в том, что значительная часть правящей политической элиты страны все еще не находится в плену либеральной догмы, утверждающей полезность всякого сокращения участия государства в регулировании экономической жизни вообще и валютных отношений, в частности.

Следующая причина заключается  в неспособности государственной  власти привести в действие эффективные административные и экономические механизмы противодействия утечке российского капитала за границу. В решающей степени этому способствует лоббирование интересов крупного бизнеса, прежде всего олигархических кругов, связанных с экспортом продукции сырьевого сектора, в средствах массовой информации, Правительстве и Парламенте. Для российских предпринимателей новое законодательство, открывающее свободный выход капитала за рубеж, является `царским подарком`. Хотя для экономики страны в целом, оно не несет ничего хорошего. Несложно предвидеть, что наметившееся в последнее время сокращение вывоза капитала будет вновь поставлено под большой вопрос, ибо явно ухудшатся условия государственного контроля за нелегальной миграцией капитала.

 

4. Государственное и межгосударственное регулирование вывоза капитала

Формы государственного регулирования процесса вывоза капитала условно можно подразделить на три  блока: правовой, административный и  экономический. Методы прямого воздействия  реализуются через инструменты  правового (законодательного) регулирования, административного и экономического влияния. Методы косвенного регулирования осуществляются исключительно экономическими средствами.

Таким образом, в экономических  средствах сочетаются как прямые, так и косвенные инструменты регулирования, а также институциональные основы специфичны. Экономические инструменты государственного регулирования вывоза и ввоза капитала можно разделить на следующие четыре группы: активно-структурные инструменты; фискально-структурные инструменты (инструменты бюджетно-налоговой политики); монетарные инструменты (инструменты денежно - кредитной политики); внешнеэкономические; другие инструменты. Для увеличения эффективности и гибкости влияния денежно-кредитного регулирования вывозом и ввозом капитала в целях достижения стратегических целей развития экономики необходимо использование более широкого спектра инструментов денежно-кредитной политики. Это не возможно без совершенствования банковской системы и рынков капитала, а также выявления и борьбы с перекосами в денежно-кредитной сфере.

Меры и инструменты  денежно-кредитного регулирования, в  первую очередь направленные на устранение дестабилизирующего влияния процессов  вывоза и ввоза капитала на экономику  России, не будут эффективны и не смогут оказывать планируемое воздействия на экономику до тех пор, пока банки и фондовый рынок не станут глубоко интегрированными в экономику структурами. Для этого, в том числе необходимо попытаться изменить климат делового общения в российском обществе: господствующую атмосферу недоверия и коррумпированности преобразовать в доверие, основанное на диктатуре закона, а не произвола чиновников. В целях достижения экономического роста, восстановления и развития промышленного сектора - проводить селективную, выборочную поддержку льготными ресурсами отдельных кредитных организаций, а также создание специализированных государственных банков кредитующих производство, прежде всего отрасли, определенные ранее как "локомотивы роста". Поскольку сам рынок их не может создать, преобладающая роль государства на данном этапе очевидна.

В целях улучшения  условий для экономического роста, ввоза иностранного капитала в форме  инвестиций, а также для предотвращения оттока капитала путем противопоставления внутренних инвестиций в качестве конкурентоспособной альтернативы оттоку необходимо не столько снижать общую налоговую нагрузку, а сколько вносить изменения в структуру налоговой системы, в том числе вновь ввести инвестиционную льготу по налогу на прибыль, причем в целях ее максимальной эффективности концентрировать ее в точках экономического роста, а также механизм налогового кредита. При одновременном повышении качества проводимых органами налогового контроля документарных проверок, укреплении налоговой дисциплины и ответственности, разработки эффективных методов контроля и взыскания.

Информация о работе Вывоз капитала и его особенности на современном этапе