Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 08:14, курсовая работа
Среди главных причин вывоза капитала из России можно назвать неустойчивую политическую ситуацию, макроэкономическую нестабильность, конфискационный характер налогообложения, несостоятельность банковской системы и ненадежное обеспечение прав собственности. Следствием всего этого является мощный отток капитала из страны с использованием таких средств, как занижение сумм в счетах-фактурах при экспортных операциях, оформлении фиктивных авансовых платежей в счет импорта, а также банковские переводы в обход существующих мер контроля.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. РАЗМЕР ВЫВОЗА КАПИТАЛА ИЗ РОССИИ. 6
1.1. ОЦЕНКА ВЫВОЗА КАПИТАЛА. 6
2. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ВЫВОЗА КАПИТАЛА ИЗ РОССИИ. 15
2.1. ГЛАВНЫЕ ПРИЧИНЫ ВЫВОЗА КАПИТАЛА ИЗ РОССИИ. 15
2.2. КАНАЛЫ, ПО КОТОРЫМ ПРОИСХОДИТ ВЫВОЗ КАПИТАЛА ИЗ РОССИИ. 17
2.3. ФАКТОРЫ ВЫВОЗА КАПИТАЛА ИЗ РАЗНЫХ СТРАН. 19
3. МЕРОПРИЯТИЕ ПО ПРЕСЕЧЕНИЮ ВЫВОЗА КАПИТАЛА. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 30
Комсомольск-на-Амуре
[
KOST
[
КУРСОВАЯ
«Вывоз капитала из России»
2 14ШР, ARIAL, 1.5ИНТ, 28Л, 1ТАБ, АВТ.ОГЛ.
EDITED BY 11-11-2004
Say thanks
.
cost@amurnet.ru
СОДЕРЖАНИЕ
Переход к рынку в России начался несколько лет назад, но массовый вывоз капитала из страны продолжается и уже несколько лет привлекает внимание экономистов. Сам факт значительного экспорта капитала из России, независимо от его конкретных размеров является парадоксальным явлением. Согласно основам экономической теории и здравому смыслу, капитал должен перемещаться из стран, обладающих его избытком, в страны с недостатком капитала.
Издержки оттока капитала хорошо известны: утрата производительного потенциала, налоговой базы и контроля над денежными агрегатами – все это ложиться тяжелым бременем на общество в целом и затрудняет осуществление мер государственной политики. В то же время отток капитала может быть как симптомом, так и средством противозаконной деятельности, что, как многие полагают, особенно актуально в России. Наконец, многие сообщения в прессе указывают на возможность того, что часть средств, предоставляемых, международными финансовыми учреждениями просто переправляется за пределы страны и даже оседает на индивидуальных счетах в зарубежных банках. Таким образом, вывоз капитала, по всей вероятности, также подрывает общественную поддержку программ МФУ в России.
Среди главных причин вывоза капитала из России можно назвать неустойчивую политическую ситуацию, макроэкономическую нестабильность, конфискационный характер налогообложения, несостоятельность банковской системы и ненадежное обеспечение прав собственности. Следствием всего этого является мощный отток капитала из страны с использованием таких средств, как занижение сумм в счетах-фактурах при экспортных операциях, оформлении фиктивных авансовых платежей в счет импорта, а также банковские переводы в обход существующих мер контроля.
В своем стремлении ограничить вывоз капитала из России органы государственной власти полагаются на стратегию, объединяющую два подхода. Во-первых, при помощи экономических реформ, многие из которых проводятся в рамках программ, финансируемых МФУ, предполагается устранить главные причины вывоза капитала. Во-вторых, меры регулирования капитала используются для пресечения конкретных каналов вывоза капитала; вслед за кризисом августа 1998 года усилия в этом направлении были активизированы.
Освещая проблемы оттока капитала из России, сравнивая с ситуацией в других странах, экономисты пришли к выводу, что в то время как в других странах с экономикой переходного типа отток капитала замедлился или прекратился, в России он достиг беспрецедентного уровня. Неэффективность мер регулирования капитала в пресечении оттока средств из страны в течении последних нескольких лет очевидна, хотя можно допустить, что непосредственно после кризиса августа 1998 года удалось несколько смягчить остроту этой проблемы. Окончательно преодолеть вывоз капитала можно только при помощи стратегии, направленной на улучшение принципов управления и результатов макроэкономической деятельности, а также укрепление банковской системы; что меры регулирования капитала сопряжены с дорогостоящими диспропорциями и поэтому их поэтапная отмена должна стать частью среднесрочной стратегии; а также то, что в ближайшей перспективе структуру регулирования следует упростить, придав ей менее искажающий характер.
По принятому определению отток капитала включает все виды оттока средств, превышающие нормальное перемещение капитала в соответствии со стратегией диверсификации международного портфеля. Данное определение охватывает все случаи оттока капитала в результате преступных действий; отток средств, заработанных законным образом, но противоречащих закону в силу нарушения мер регулирования капитала (или уклонения от уплаты налогов); а также вполне законный отток средств в соответствии с действующими правилами, но вызванный неэкономическими факторами, например политической неопределенностью. Данная, более широкая концепция оттока капитала используется здесь по двум причинам. Во-первых, все случаи оттока капитала неблагоприятным образом отражаются на показателях макроэкономической деятельности страны. Во-вторых, на основании имеющихся данных практически невозможно различить случаи оттока капитала в результате преступной деятельности, случаи незаконного (но не преступного) вывоза капитала и вполне законное перемещение средств за пределы страны. В более широком смысле, поскольку нет единого общепринятого показателя, с точностью отражающего понятие оттока капитала, здесь используется ряд параметров, призванных обеспечить верность основных выводов независимо от используемого показателя.
Освещая проблему оттока капитала из России, сравнивая с ситуацией в других странах, экономисты пришли к выводу, что Россия, безусловно, является страной с недостатком капитала. Ее производственные и не производственные фонды изношены и устарели. Государственные и местные бюджеты сводятся с дефицитом. Об остром дефиците капитала в России свидетельствует очень высокая реальная ставка процента за кредит, намного более высокая, чем в подавляющем числе государств мира. Так, в середине февраля 1999 года норма ссудного процента за валютные кредиты малому бизнесу находилась в интервале 18-30% годовых.
Российские и зарубежные ученые и официальные организации предприняли ряд попыток определить размеры и структуру экспорта капитала из России. Эти оценки преимущественно основываются на данных платежного баланса России, составляемого Центральным банком РФ.
В связи с тем, что внешнеторговая статистика, включая статистику услуг, и статистика международных финансовых потоков между России и другими странами несколько лет была в плохом состоянии, платежные балансы России в первые несколько лет существования государства носили весьма упрощенный и малодостоверный характер. Достаточно отметить, что за 1992-1993 года платежные балансы России не включали платежные отношения со странами СНГ, которые занимали в этот период большое место во внешнеэкономических связях России.
Лишь с 1996 года платежные балансы России приобрели более достоверный характер. Уже в силу только одного этого обстоятельства расчеты на основе этих балансов, по крайней мере, до 1996 года, не могут носить обоснованного характера. Однако и после 1996 года сохраняются серьезные пробелы в статистике платежного баланса. К ним можно отнести отсутствие учета объемов контрабандной торговли, занижение цен экспорта и некоторые другие методы искажения реальных денежных внешнеторговых потоков хозяйственными субъектами.
Другим источником информации о величине экспорта капитала из России может служить баланс национальных счетов. Обычные данные этого баланса о чистом экспорте товаров и услуг основываются на данных платежного баланса. Однако до 1994 года платежный баланс не отражал торговлю со странами СНГ и в последующий период также имел серьезные пробелы. В то же время сам объем валового внутреннего продукта России и отдельных его составных частей, исчисляемый Госкомстатом РФ, вызывает сомнения в силу недостаточной достоверности послереформенной статистики вообще и наличия огромного теневого сектора экономики в частности. Учитывая ненадежность данных о внешних потоках России, Госкомстат РФ при составлении баланса национальных счетов в течении ряда лет благоразумно опускал денные о текущих и капитальных трансфертах из России.
Также наиболее часто для измерения оттока капитала используют показатели “горячие деньги” и “широкий”. Показатель “горячие деньги” – 1 определяется как чистые ошибки и упущения плюс чистые потоки активов и обязательств, за исключением прямых иностранных и портфельных инвестиций, находящиеся в собственности субъектов за исключением органов денежно-кредитного регулирования, сектора государственного управления и банков.
“горячие деньги” – 2 определяются: чистые ошибки и упущения плюс чистые потоки активов и обязательств, за исключением прямых иностранных и портфельных инвестиций, находящиеся в собственности субъектов за исключением органов денежно-кредитного регулирования, сектора государственного управления и банков плюс чистые потоки активов и обязательств, за исключением прямых иностранных и портфельных инвестиций, находящиеся в собственности банков.
“Широкий” показатель определяется: чистые ошибки и упущения плюс чистые потоки активов и обязательств, за исключением прямых иностранных и портфельных инвестиций, находящиеся в собственности субъектов за исключением органов денежно-кредитного регулирования, сектора государственного управления и банков плюс чистые потоки активов и обязательств, за исключением прямых иностранных и портфельных инвестиций, находящиеся в собственности банков плюс чистые потоки инвестиционных активов и обязательств в виде ценных долговых бумаг.
По официальной предположительной оценке, отток капитала из России в 1994-98 годы составлял ежегодно 11 млрд. долларов США. Для всех оценок оттока капитала из России характерна особо высокая степень неопределенности, что связано с относительно низким качеством статистики платежного баланса. Тем не менее, эти данные позволяют провести обоснованное сопоставление различных периодов и разных стран.
По оценкам, использующим как показатель “горячих денег”, так и “широкий” показатель, отток капитала усилился в 1996-97 годах и остается значительным. Ежеквартальные расчеты представляются менее надежными, но, согласно некоторым оценкам, отток капитала несколько сократился после резкого падения курса рубля с наступлением кризиса в августе 1998 года и введения, более жестких мер контроля, но снова возрос вслед за ростом мировых цен на нефть.
Резкий контраст между опытом оттока капитала из России и положением стран, более в которых реформы протекают более успешно, не вызывает удивления. Согласно определению страны Восточной и Центральной Европы, первыми приступившие к реформам, включают Венгрию, Польшу, Словакию, Словению, Хорватию и Чехию. Отток капитала из этой группы стран составлял в первые годы преобразований в среднем 15 долларов на душу населения по показателю “горячие деньги 1”, что намного меньше значения того же показателя в России. Более того, по мере закрепления результатов реформ и возобновления роста производства в этих странах в 1993 году отток капитала прекратился, а приток в страны этой группы составлял в среднем 75 долларов на душу населения в 1993-98 годах. По показателю “горячие деньги 2” положительная тенденция была еще более отчетливой: отток, составлявший 60 долларов на душу населения, сменился притоком, эквивалентным 90 долларам на душу населения. Качественная аналогичная динамика прослеживается и в случае использования “широкого” показателя. Подобный же опыт отмечается и в странах Балтии. Для первых лет реформ в этих странах (1992-94 годы) был характерен относительно незначительный отток капитала (30-40 долларов США на душу населения), а с возобновлением экономического роста в 1995 году наметилась обратная тенденция. Тот факт, что Россия являет собой особый случай среди стран с экономикой переходного типа, что на основании общего финансового счета более широкой группы стран с переходной экономикой только Россия является чистым экспортером капитала на протяжении последних нескольких лет.
Продолжительный период оттока капитала из России напоминает ситуацию в Латинской Америке, когда с прекращением обслуживания долга Мексикой в 1982 году последовало десятилетие оттока капитала. Хотя масштабы этого явления в данном случае были в среднем меньше, чем в России, отдельные страны все же испытали крайне высокие уровни оттока капитала. Так, отток капитала из Мексики в 1983 году превысил 250 долларов на душу населения. Кризисные ситуации последнего времени в Латинской Америке не сопровождались той же степенью оттока капитала, хотя и здесь средние значения существенным образом скрывают различия между отдельными странами.
Последней по времени и наиболее исчерпывающей из существующих в России оценок является оценка А. С. Булатова, основанная на данных платежного баланса России, исключающего, однако, данные о платежных отношениях со странами СНГ за 1992-1993 года. Согласно этим расчетам экспорт капитала из Росси составил за 1992-1-е полугодие 1999 года 363 млрд. дол. Наибольший экспорт капитала из России, по оценки Булатова, имел место в 1996-1997 годах – около 50 млрд. дол., наименьший – в 1-м полугодии 1999 года – 10,4 млрд. дол.
Доктор экономических наук Ханин Г. И. и экономист Суслов Н. И. разработали альтернативный метод расчета определения реальной величины экспорта капитала из России на основе альтернативной оценки объема и динамики производства и конечного использования валового национального продукта России. Этот расчет является развитием расчетов по альтернативной оценке динамики макроэкономических показателей советской экономики за 1928-1987 года. В расчетах, относящихся к советской экономики, для оценки реальной ее динамики были использованы достоверные данные о ее объеме, преимущественно натуральные, которые затем с помощью традиционных и новых методов, с использованием коэффициентов, взятых из экономики США на аналогичном уровне развития экономики, были преобразованы в показатели динамики. При этом для большей достоверности использовалось несколько методов, которые дали близкие результаты.
Расчеты по российской экономике отличались двумя особенностями:
1. число применяемых методов было уменьшено, ибо выявлялась
близость результатов многих ранее применяемых методов;
2. расчеты динамики производства были дополнены показателями
использования валового национального продукта.
Расчеты носят предварительный характер и не претендуют на абсолютную точность. Полученные результаты по производству валового внутреннего продукта за 1990-1996 года показывают падение валового внутреннего продукта на 48%.