Взаимодействие Республики Беларусь с транснациональными корпорациями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 23:04, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – раскрыть необходимость существования ТНК, влияние ТНК на национальную экономику, как с положительной, так и с отрицательной стороны, изучить степень взаимодействия Республики Беларусь с международными корпорациями и на конкретном примере транснационального банка охарактеризовать его деятельность в нашей стране.

Содержание работы

Введение
3
1
Сущность и причины транснационализации деловой активности
5

1.1

Сущность и виды ТНК
5
1.2
Развитие ТНК
6

1.3

Причины возникновения ТНК
9

2

Роль транснациональных корпораций в мировой экономике, положительные и отрицательные последствия их деятельности
11
2.1
Роль транснациональных корпораций в мировой экономике и политике, положительные и отрицательные последствия деятельности ТНК
11
3
Взаимодействие Республики Беларусь с транснациональными корпорациями
16
3.1
Предпосылки и факторы привлечения инвестиций ТНК в национальную экономику, оценка инвестиционного климата в Республике Беларусь
16
3.2
Система организационно-экономических мероприятий по стимулированию взаимодействия ТНК с национальной экономикой
19
3.3
Анализ деятельности транснациональных банков в Республике Беларуси
24

Заключение
27

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсач заделка.doc

— 847.00 Кб (Скачать файл)

Незначительного прогресса Беларусь достигла в приватизации. Несмотря на то, что начиная с 2008 года процессу приватизации решено придать плановый характер, ее темпы являются неудовлетворительными. Так, в 2008–2010 годах запланирована продажа акций 409 открытых акционерных обществ, фактически состоялось 77 сделок, в том числе 18 сделок с акциями этих открытых акционерных обществ.

Важной предпосылкой для привлечения инвестиций и служит двусторонняя нормативная правовая база между Республикой Беларусь и другими странами. Действует более 50 двусторонних соглашений о защите инвестиций, по 30 соглашениям ведется работа по заключению. [7, c.257]

Созданы преференциальные режимы хозяйствования при реализации инвестиционных проектов в свободных экономических зонах, малых и средних городах, сельской местности, Парке высоких технологий, при заключении инвестиционного договора с Республикой Беларусь, реализации проектов в сфере придорожного сервиса.

Ключевой предпосылкой для прихода в Беларусь иностранных компаний является сокращение доли государственного сектора и приватизация государственного имущества. При этом обеспечивается рациональное использование ресурсов и производственного потенциала, улучшение финансового положения организаций, повышение инвестиционной активности субъектов хозяйствования.

Изменение структуры экономики повысит эффективность ее функционирования, конкурентоспособность продукции на внешних рынках, расширит возможности привлечения прямых иностранных инвестиций.

Проведение приватизации направлено на привлечение в бюджет дополнительных ресурсов ежегодно на сумму не менее 2,5 млрд. долларов США.

Незадействованным механизмом привлечения инвестиций, в том числе и прямых иностранных, является частно-государственное партнерство. Данная форма взаимодействия между государственными органами и бизнесом позволит преодолеть экономическое противоречие, когда стратегически важные объекты не могут быть переданы в частную собственность, а за счет средств республиканского и местных бюджетов не может быть обеспечено их финансирование в должном объеме.

Сферами применения государственно-частного партнерства станут транспорт и транспортная инфраструктура, система коммунального хозяйства, энергоснабжение, объекты здравоохранения, образования, культуры и социального обслуживания, туризма, рекреации и спорта, месторождения полезных ископаемых и другое. Государственно-частное партнерство может реализовываться в таких формах, как реконструкция – эксплуатация – передача, строительство – владение – управление, проектирование – строительство – владение – управление – передача, концессия, и иных. При этом до принятия специальных актов законодательства по данному вопросу реализация проектов государственно-частного партнерства может осуществляться путем заключения инвестиционных договоров с Республикой Беларусь (в случаях концессии – концессионных договоров). [15, c.257]

 

 

3.2 Система организационно-экономических мероприятий по стимулированию взаимодействия ТНК с национальной экономикой

 

Тот факт, что ТНК обычно участвуют в экономике страны-реципиента посредством ПИИ, говорит о том, что при решении вопроса о привлечении капитала ТНК речь следует вести о привлечении иностранных инвестиций в целом.

Важнейшим направлением государственной экономической политики нашей страны является создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения и эффективного использования иностранных инвестиций.

Республика Беларусь предлагает потенциальным инвесторам такие свои основные преимущества, как:

  • выгодное экономико-географическое и геополитическое положение (Беларусь является восточной границей Европейского союза (далее – ЕС) и может стать своего рода плацдармом для зарубежных инвесторов в плане освоения новых перспективных рынков стран Содружества независимых государств (далее – СНГ). Этому во многом способствует развитая сеть автомобильных и железнодорожных путей сообщения между странами ЕС и СНГ. А единое таможенное пространство с Россией обеспечивает потенциальному инвестору широкий доступ к огромной емкости российской территории);
  • благоприятные природно–климатические условия;
  • политическая, социальная и экономическая стабильность. (В последние годы в республике наметился устойчивый экономический рост. Прирост главного интегрирующего показателя – ВВП - составил в 2001 году - 4,7%, 2002 г. 5%, 2003 г. 6,8%, 2004 г. – 11%, в 2005 г. – 9,2%.).
  • положительная динамика развития экономических процессов в республике (по данным Всемирного банка, «в 1996-2005 годах прирост ВВП составил 77,4%»);
  • макроэкономическая стабилизация;
  • квалифицированные относительно дешевые трудовые ресурсы;
  • высокий научно–технический и промышленный потенциал;
  • емкий внутренний рынок;
  • законодательное и организационное обеспечение инвестиционного процесса.

Республика находится на пересечении железнодорожных и автомобильных магистралей, систем нефте–, газо–и продуктопроводов, систем связи между Западной Европой и регионами России, азиатскими странами. В силу этого Республика Беларусь может стать своего рода плацдармом для зарубежных инвесторов в плане освоения новых перспективных рынков стран СНГ.

Экономическая ситуация в стране характеризуется стабильным уровнем инфляции, наличием налоговых и таможенных льгот для иностранных инвесторов, ростом экспортного потенциала, развитой банковской системой, растущим рынком финансовых и страховых услуг. [4, c. 87-93]

В стране существует развитая научно–техническая база для проведения исследований и разработок в различных областях теоретических и прикладных знаний. В республике функционирует около 300 научных организаций. Научными исследованиями и разработками занимается свыше 30 тыс. человек, в их числе более 805 докторов наук и 3400 кандидатов наук. Международное признание получили разработки белорусских ученых в области лазерной и ядерной физики, ядерной энергетики, порошковой металлургии, оптики, программного обеспечения, биотехнологии и др. [1, с. 141-143]

Республика Беларусь входит в единое таможенное пространство с Россией. Для потенциального инвестора это означает, что, вкладывая свои капиталы в экономику республики, он получает широкий доступ не только к белорусской территории, но и огромной емкости российского рынка. Расширению инвестиционных возможностей Республики Беларусь способствуют так же положительная динамика переговорного процесса по присоединению страны к Всемирной торговой организации (далее – ВТО), улучшение отношений с международными финансовыми организациями (Международным валютным фондом, Международной финансовой корпорацией и Международным банком реконструкции и развития в рамках Всемирного банка, Европейским банком реконструкции и развития).

В республике созданы  свободно экономические зоны с либеральными условиями хозяйствования в виде льготного налогового и таможенного режимов. Ставки налогов на прибыль и на добавленную стоимость для резидентов свободных экономических зон (далее – СЭЗ) в два раза ниже, чем по республике. Прибыль, полученная резидентами СЭЗ за счет реализации продукции собственного производства, освобождается от налогообложения сроком на 5 лет с момента ее объявления. [7, c. 25-32]

В Республике Беларусь сформированы благоприятные правовые условия для деятельности инвесторов. По мнению Международной финансовой корпорации, занимающейся анализом инвестиционного климата в разных странах, белорусское инвестиционное законодательство заслуживает высокой оценки и является одним из лучших среди стран СНГ.

Формирование государственной политики в области инвестиционной деятельности возложено в Республике Беларусь на Департамент по делам инвестиций, который является самостоятельным структурным подразделением Министерства экономики. Основной задачей Департамента является разработка принципов, механизмов инвестиционной политики, а также мер по стимулированию, привлечению и эффективному использованию внутренних и внешних инвестиций в целях создания условий для устойчивого экономического роста.

Основным программным документом, определяющим формирование инвестиционной политики в республике является Национальная прогpaммa привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь, одобренная Правительством в 2002 году. Программа определяет стратегию и механизмы привлечения внутреннего и внешнего капитала, а так же законодательные и организационно-экономические мероприятия для создания благоприятной инвестиционной среды. [16, c. 11-14]

Основополагающим документом, определяющим общие условия осуществления инвестиционной деятельности в Республике Беларусь, является Инвестиционный кодекс, принятый в 2001 году. Он направлен на стимулирование инвестиционной деятельности и защиту прав инвесторов на территории республики.

В процессе осуществления инвестиционной деятельности, в том числе при реализации инвестиционных проектов, инвесторы имеют право на государственную поддержку в виде централизованных инвестиционных ресурсов или предоставления гарантий белорусского Правительства. Кроме того, при реализации отдельных инвестиционных проектов, имеющих важное значение для экономики нашей страны, с инвестором может быть заключен инвестиционный договор, в котором устанавливаются дополнительные правовые гарантии Республики Беларусь по данному проекту, оговоренные на период действия договора.

Наряду с поддержкой, иностранные инвесторы получают в нашей стране целый ряд гарантий государства. Им гарантируется право собственности и иные вещные права, а также имущественные права, приобретенные законным способом. И, главное - независимо от формы собственности, инвесторам гарантирована равная, без всякой дискриминации, защита прав и законных интересов.

В соответствии с белорусским законодательствам инвесторы могут самостоятельно осуществлять все действия, вытекающие из владения, пользования и распоряжения объектами и результатами инвестиционной деятельности. В частности, распоряжаться полученной от инвестиций прибылью, в том числе, реинвестировать ее на территории Беларуси или после уплаты налогов и других обязательных платежей беспрепятственно переводить за пределы республики.

Немаловажным является и тот факт, что инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы или реквизированы. Такие процессы возможны лишь со своевременной и полной компенсацией не только стоимости инвестиционного имущества, но и других вызванных ими убытков.

Инвестиционным кодексом также закрепляется право инвестора обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) государственных органов или их должностных лиц и их акты, нарушающие права инвестора и (или) причиняющие ему убытки. [17, c. 23-34]

Важная роль в создании благоприятного инвестиционного климата в Республике Беларусь принадлежит Консультативному Совету по иностранным инвестициям, возглавляемому Премьер-министром. В его состав входят представители государственных структур, международных организаций, а также иностранных инвесторов, работающих на белорусском рынке.

Дополнительные гарантии зарубежным инвесторам предоставляются в рамках двусторонних соглашений Республики Беларусь с другими странами. В настоящее время действует 52 соглашения об избежании двойного налогообложения, в том числе с Россией, Венгрией, Чехией, Бельгией, Австрией, Нидерландами, Египтом, Ираном. Заключено 59 договоров о содействии осуществлению и защите инвестиций, в том числе с Италией, Данией, Испанией, США, Канадой.

Республика Беларусь является также участницей многосторонних договоров. В республике действуют с 1992 года Конвенция о разрешении инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств от 18 марта 1965 года, а также Конвенция об учреждении многостороннего агентства инвестиционных гарантий от 11 октября 1985 года.

В целях создания благоприятной среды для инвестиционной деятельности и свободного движения капиталов на территории государств-участников Европейского экономического пространства (далее – ЕЭП) в настоящее время подготовлен проект Соглашения об инвестиционной деятельности и свободном движении капитала на территории стран-участниц ЕЭП.

В рамках государств-участниц Евразийского экономического сообщества (далее - ЕврАзЭС) подписан проект Соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций в государствах-членах ЕврАзЭС.

С целью увеличения объемов привлечения иностранных инвестиций и содействия реализации конкретных инвестиционных проектов в республике создано РУП «Национальное инвестиционное агентство» – это специализированная государственная организация, которая обладает широкими полномочиями для установления прямого конструктивного диалога без посредников между государством и частным капиталом, оказания практической помощи инвесторам по принципу «одного окна», взаимодействия с органами государственного управления с целью быстрой и адекватной реакции на инвестиционные предложения.

Агентство создано по координально новому принципу, а именно, принципу партнерства с ведущими частными компаниями, занимающими активную позицию в инвестиционной сфере как в Республике Беларусь, так и за рубежом.

Таким образом, белорусское законодательство в достаточной мере гарантирует безопасность вложений иностранных инвесторов в национальную экономику.

По исследованиям, приоритетными направлениями, требующими институционального реформирования и развития в Республике Беларусь, являются:

  • система страхования инвестиционной деятельности;
  • приобретение инвесторами земельных участков под инвестиционные проекты;
  • возможность перевода полученной прибыли за рубеж;
  • идентичные условия осуществления деятельности для иностранных и национальных субъектов хозяйствования;
  • снятие барьеров для вхождения на внутренний белорусский рынок;
  • формирование инфраструктуры для развития и поддержки
  • малого и среднего бизнеса;
  • “прозрачность” инвестиционного законодательства, избежание его частых изменений (фактор нестабильности);
  • гарантии личной и материальной защищенности инвестора на внутреннем рынке;

Информация о работе Взаимодействие Республики Беларусь с транснациональными корпорациями