Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 11:28, курсовая работа
взаимодействие власти и бизнеса в России
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (
МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ
ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ
Кафедра мировых политических процессов
Особенности взаимодействия
Выполнил: Бреев А. В.
1 курс магистратуры ТНБ
Научный руководитель:
доцент, научный секретарь Никитина Ю.А.
Москва 2013
План:
Введение.
1. Ретроспективный анализ отношений власти и бизнеса.
1.1. Эволюция диалога государства и частного бизнеса в период 1980-2000 –х гг.
1.2. Современная модель взаимоотношений власти и бизнеса.
2. Основные проблемы китайской модели власти и бизнеса.
2.1. Специфика проблем взаимодействия государства и бизнеса.
2.2. Феномен «гуаньси» как один из ключевых аспектов взаимоотношений власти и бизнеса в Китае.
Вывод.
Мировая практика на примерах различных стран доказывает, что ключевым фактором становления, развития или модернизации национальной рыночной экономики является эффективный механизм взаимодействия между государством и бизнесом. Для Российской Федерации диалог между властью и бизнесом, в последнее время, приобрел особую актуальность, ввиду необходимости поддержки и стимулирования развития бизнеса в условиях глобального финансового кризиса и вступления России во Всемирную Торговую Организацию. В данной работе предпринята попытка осознание эффективности использование зарубежных технологий в российской действительности.
1. Ретроспективный анализ отношений власти и бизнеса.
1.1. Эволюция диалога государства и частного бизнеса в период 1980-2000 –х гг.
Прежде чем приступить к непосредственному рассмотрению заявленной проблематики, необходимо обратить внимание на эволюцию политики Китая в отношении бизнеса в исторической ретроспективе, поскольку нынешние результаты, достигнутые в данной области китайской стороной, напрямую зависят от долгосрочных политико-экономических установок, взятых на вооружение правящей партией еще в середине 1980-х годов. Руководство до сих пор делает важный акцент на присутствие в экономике государственного сектора, не смотря на постоянно увеличивающуюся долю частных предприятий в ее различных отраслях. Сегодняшняя ситуация такова: правительство ведет два отдельных политических курса направленных на взаимодействие с государственным и частным бизнесом. Для нас важно рассмотреть второй вариант, поскольку именно частный бизнес является основой экономического рывка, совершенного страной за последние 20 лет.
Диалог бизнеса и власти, существующий в форме равного положения частного бизнеса различных форм хозяйствования – сравнительно новое явление появившиеся в результате реформ, проведенных КПК КНР в середине 2000-х. До этого момента частный бизнес не имел необходимой юридическо-правовой базы, которая гарантировала права как индивидуальным предпринимателям малого бизнеса, так и крупным компаниям, вышедшим за пределы национальной экономики. Однако, дискриминационное положение частного бизнеса (которое вытекает из идеологических установок, провозглашаемых самим государством), в результате реформ середины 2000-х гг., было устранено посредством ввода новой законодательной базы, получившей название «36 основных положений».1 Она представляет собой свод документов, существенно расширивших и регламентировавших сферу доступа частного бизнеса в отрасли экономики, ранее монополизированные госсектором.2 Постепенно, под воздействием как внутренних, так и внешних факторов, в русле радикализации рыночных реформ правительство Китая переходит от политики вынужденного допуска частного предпринимательства и его социальной дискриминации к политике поощрения и поддержки бизнеса.3
1.2. Современная модель взаимоотношений власти и бизнеса.
В настоящее
время, после целого ряда реформ, Китаю
удалось найти способ успешного синтеза
традиционных и западных методов, причем
не только в экономике, но в политике. Китайскую
модель власти-бизнеса можно классифицировать
как бюрократическо-
В настоящий момент, в Китае активно развивается процесс институализации и легитимизации частного предпринимательства. Связующими звеньями между руководством страны и представителями бизнес-структур являются – «Национальная комиссия по развитию и реформированию» (The National Development and Reform Commission – NDRC), а также «Департамент малого и среднего предпринимательства» и «Китайский центр координации и кооперации бизнеса» (The China Center for Business Cooperation & Coordination -CCBCC).4 Их главными функциями состоят в содействии созданию комплексной системы оказания услуг бизнесу, а также в его консультировании и диагностировании.
Вывод: Рассмотрев исторический аспект взаимодействия власти и бизнеса, необходимо отметить уникальность долгосрочных реформ, проводимых правительством КНР, основанных на отсутствии резких скачков в разгосударствлении ведущего сектора экономики. Именно такая специфика преобразований в Китае позволила полностью избежать процесса сворачивания производства в массовых масштабах и деиндустриализации народного хозяйства.
2. Основные проблемы китайской модели власти и бизнеса.
2.1. Специфика проблем взаимодействия государства и бизнеса.
Не смотря на все те экономические успехи, которые мы сейчас наблюдаем в Китае, существует 2 основные проблемы, которые тормозят развитие частного бизнеса из-за наличия проблем в сфере GR.
Как уже было заявлено выше, современная институциональная и нормативная база рыночной системы экономики Китая отличается «неполнотой зрелости» и незавершенным процессом «легитимизации национального предпринимательства».5 Требуется еще достаточно большое количество времени для того, чтобы наладить процесс обмена информации по каналам модели, между двумя ее субъектами, а также значительно доработать законодательную базу, которая гарантировала бы права частному бизнесу в Китае.
Вторая проблема заключается в том, что КПК Китая делает акцент на развитие, прежде всего иностранных предприятий, посредством предоставления различных
2.2. Феномен «гуаньси» как один из ключевых аспектов взаимоотношений власти и бизнеса в Китае.
Еще одной очень важной специфической чертой, существующей в рамках взаимоотношений государства и бизнеса в Китае, и, которая заслуживает отдельного внимания – это феномен «гуаньси» (от кит. 关系 guanxi; 关 - тесный, 系 - отношения). «Гуаньси» - система китайских неформальных связей с представителями административного аппарата, позволяющих обходить препятствия, создаваемые государственной бюрократической системой.6 По мнению специалистов Стокгольмской школы экономики, которые активно исследуют проблемы ведения бизнеса в Китае, “...«гуаньси» имеют некоторое негативное отношение, связанное с взяточничеством и коррупцией”.7 Однако стоит отметить, что эти отношения отражают ограниченные возможности распределения ресурсов с помощью рыночных цен в Китае.
Аналогом данного понятия в русском языке является слово «связи» - наличие прямых или косвенных каналов взаимодействия с административным управлением, направленных для достижения частных выгод любого рода. Не смотря на это, «гуаньси» не может рассматриваться как элемент коррумпированности государственного аппарата. Это формальная система норм и правил взаимоотношений между бизнесом и властью, которая имеет глубокие исторические корни, соблюдение которой дает возможность успешно действовать в условиях жестокой конкуренции. Данная система не закреплена законодательно, однако существует в виде неписанного свода норм и правил, основанного на национальном менталитете.
Вывод: Проблемы взаимоотношений между представителями административного управления и бизнесом превратились в первоочередные. Их решение должно основываться в соответствии с интересами бизнеса, предоставляя ему возможность влиять на власть через каналы обратной связи.
Заключение.
В результате анализа заявленной темы были сделаны следующие выводы. Описанная выше модель взаимодействия власти и бизнеса, в той или иной мере, близка к зарубежным, прежде всего к восточноазиатским. Она является аналогом модели социального партнерства в развивающихся экономиках. В тоже время, данная модель претерпевает значительные изменения, что соответствует новому этапу в социально-экономической стратегии КНР. Главными задачами перед руководством заключается в формировании новых рыночных институтов и правовой базы с учетом национального менталитета. Правильность данного пути доказана способностью смешанной, многоукладной экономической системы Китая противостоять мировому финансово-экономическому кризису. Только при соблюдении данных принципов китайские негосударственные предприятия могут развиваться более эффективно.
Используемые источники.
1 Буяров Д.В. / Современный Китай: социально-экономическое развитие, национальная политика, этнопсихология / Д.В. Буяров // М: КРАСАНДР, 2011. – 296 с.
2 Карлусов В., Кудин А., Калашников Д., Анкилов К. Китай в ВТО: уроки поддержки национального бизнеса // Проблемы Дальнего Востока, 2004, № 1.
3 Потапов М.А. / Внешнеэкономическая модель развития стран Восточной Азии / М.А. Потапов // «Международные отношения» Москва 2003. С-121.
4
Положение о Государственном Совете КНР
по вопросам обеспечения устойчивого
и здорового развития рынка. 31.08.2003
[Электронный ресурс]. – режим доступа:
http://www.gov.cn./zwgk/2005-
5 Хуей Фен. Ускорить трансформацию правительственных полномочий // «Го Цзи Цзинь Жун Бао» («Международная финансовая газета»). 2003. 9 ноября.
6 Капралова К. Б. / Гуаньси
как фактор успешного бизнеса в Китае
/ Проблемы современной экономики №3
(23), 2007 Режим доступа: http://www.m-economy.ru/art.
7 Там же.