Взаимодействие власти и бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 11:28, курсовая работа

Описание работы

взаимодействие власти и бизнеса в России

Файлы: 1 файл

Бреев а. эссе на тему взаимодействия власти и бизнеса.doc

— 62.50 Кб (Скачать файл)

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ИНСТИТУТ

                  МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) 

                     МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ

                                      РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                     ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

Кафедра мировых политических процессов

                                                         

                                     Эссе на тему:

                   Особенности взаимодействия власти  и бизнеса в КНР. 

 

Выполнил: Бреев А. В.

                 1 курс магистратуры ТНБ

Научный руководитель:

доцент, научный секретарь           Никитина Ю.А.

 Москва 2013   

  План:

Введение.

1. Ретроспективный  анализ отношений власти и  бизнеса.

     1.1. Эволюция диалога государства и частного бизнеса в период 1980-2000 –х гг.

     1.2. Современная модель взаимоотношений власти и бизнеса.

2. Основные проблемы китайской  модели власти и бизнеса.

      2.1. Специфика проблем взаимодействия государства и бизнеса.  

     2.2. Феномен «гуаньси» как один из ключевых аспектов взаимоотношений власти и бизнеса в Китае. 

Вывод.

 

 

 

 

 

 

 

 

Мировая практика на примерах различных стран доказывает, что  ключевым фактором становления, развития или модернизации национальной рыночной экономики является  эффективный механизм  взаимодействия между государством и бизнесом. Для Российской Федерации диалог между властью и бизнесом, в последнее время,  приобрел особую актуальность, ввиду необходимости поддержки и стимулирования развития бизнеса в условиях глобального финансового кризиса и вступления России во Всемирную Торговую Организацию. В данной работе предпринята попытка осознание эффективности использование зарубежных технологий в российской действительности.

1. Ретроспективный  анализ отношений власти и бизнеса.

1.1. Эволюция диалога государства и частного бизнеса в период 1980-2000 –х гг.

Прежде чем  приступить к непосредственному  рассмотрению заявленной проблематики, необходимо обратить внимание на эволюцию политики Китая в отношении  бизнеса в исторической ретроспективе, поскольку нынешние результаты, достигнутые в данной области китайской стороной, напрямую зависят от долгосрочных политико-экономических установок, взятых на вооружение правящей партией еще в середине 1980-х годов. Руководство до сих пор делает важный акцент на присутствие в экономике государственного сектора, не смотря на постоянно увеличивающуюся долю частных предприятий в ее различных отраслях. Сегодняшняя ситуация такова: правительство ведет два отдельных политических курса направленных на взаимодействие с государственным и частным бизнесом. Для нас важно рассмотреть второй вариант, поскольку именно частный бизнес является основой экономического рывка, совершенного страной за последние 20 лет.

Диалог бизнеса и власти, существующий в форме равного положения частного бизнеса различных  форм хозяйствования – сравнительно новое явление появившиеся в результате реформ, проведенных КПК КНР в середине 2000-х. До этого момента частный бизнес не имел необходимой юридическо-правовой базы, которая гарантировала права как индивидуальным предпринимателям малого бизнеса, так и крупным компаниям, вышедшим за пределы национальной экономики. Однако, дискриминационное положение частного бизнеса (которое вытекает из идеологических установок, провозглашаемых самим государством), в результате реформ середины 2000-х гг., было устранено посредством ввода новой законодательной базы, получившей название «36 основных положений».1 Она представляет собой свод документов, существенно расширивших и регламентировавших сферу доступа частного бизнеса в отрасли экономики, ранее монополизированные госсектором.2   Постепенно, под воздействием как внутренних, так и внешних факторов, в русле радикализации рыночных реформ правительство Китая переходит от политики вынужденного допуска частного предпринимательства и его социальной дискриминации к политике поощрения и поддержки бизнеса.3 

 

 

1.2. Современная модель взаимоотношений власти и бизнеса.

В настоящее  время, после целого ряда реформ, Китаю удалось найти способ успешного синтеза традиционных и западных методов, причем не только в экономике, но в политике. Китайскую модель власти-бизнеса можно классифицировать как бюрократическо-плюралистическую.

В настоящий  момент, в Китае активно развивается процесс институализации и легитимизации частного предпринимательства. Связующими звеньями между руководством страны и представителями бизнес-структур являются – «Национальная комиссия по развитию и реформированию» (The National Development and Reform Commission – NDRC), а также «Департамент малого и среднего предпринимательства» и «Китайский центр координации и кооперации бизнеса» (The China Center for Business Cooperation & Coordination -CCBCC).4 Их главными функциями состоят в содействии созданию комплексной системы оказания услуг бизнесу, а также в его консультировании и диагностировании.

Вывод: Рассмотрев исторический аспект взаимодействия власти и бизнеса, необходимо отметить уникальность долгосрочных реформ, проводимых правительством КНР, основанных на отсутствии резких скачков в разгосударствлении ведущего сектора экономики.  Именно такая специфика преобразований в Китае позволила полностью избежать процесса сворачивания производства в массовых масштабах и деиндустриализации народного хозяйства.

 

 

2. Основные проблемы китайской модели власти и бизнеса.

2.1. Специфика проблем взаимодействия государства и бизнеса.

   Не смотря на все те экономические успехи, которые мы сейчас наблюдаем в Китае, существует 2 основные проблемы, которые тормозят развитие частного бизнеса из-за наличия проблем в сфере GR.

Как уже было заявлено выше, современная институциональная и нормативная база рыночной системы экономики Китая отличается «неполнотой зрелости» и незавершенным процессом «легитимизации национального предпринимательства».5  Требуется еще достаточно большое количество времени для того, чтобы наладить процесс обмена информации по каналам модели, между двумя ее субъектами, а также значительно доработать законодательную базу, которая гарантировала бы права частному бизнесу в Китае. 

Вторая проблема заключается в том, что КПК Китая делает акцент на развитие, прежде всего иностранных предприятий, посредством предоставления различных

  2.2. Феномен «гуаньси» как один из ключевых аспектов взаимоотношений власти и бизнеса в Китае. 

 

Еще одной очень  важной специфической чертой, существующей в рамках взаимоотношений государства и бизнеса в Китае, и, которая заслуживает отдельного внимания – это феномен «гуаньси» (от кит. 关系 guanxi;   关 - тесный, 系 - отношения). «Гуаньси» - система китайских неформальных связей с представителями административного аппарата, позволяющих обходить препятствия, создаваемые государственной бюрократической системой.6  По мнению специалистов Стокгольмской школы экономики, которые активно исследуют проблемы ведения бизнеса в Китае, “...«гуаньси» имеют некоторое негативное отношение, связанное с взяточничеством и коррупцией”.7  Однако стоит отметить, что эти отношения отражают ограниченные возможности распределения ресурсов с помощью рыночных цен в Китае.

Аналогом данного  понятия в русском языке является слово «связи» - наличие прямых или косвенных каналов взаимодействия с административным управлением, направленных для достижения частных выгод любого рода. Не смотря на это, «гуаньси» не может рассматриваться как элемент коррумпированности государственного аппарата. Это формальная система норм и правил взаимоотношений между бизнесом и властью, которая имеет глубокие исторические корни, соблюдение которой дает возможность успешно действовать в условиях жестокой конкуренции. Данная система не закреплена законодательно, однако существует в виде неписанного свода норм и правил, основанного на национальном менталитете.

Вывод: Проблемы взаимоотношений между  представителями административного управления и бизнесом превратились в первоочередные. Их решение должно основываться в соответствии с интересами бизнеса, предоставляя ему возможность влиять на власть через каналы обратной связи.

      Заключение.

В результате анализа заявленной темы  были сделаны следующие выводы. Описанная выше модель взаимодействия власти и бизнеса, в той или иной мере, близка к зарубежным, прежде всего к восточноазиатским. Она является аналогом модели социального партнерства в развивающихся экономиках. В тоже время, данная модель претерпевает значительные изменения, что соответствует новому этапу в социально-экономической стратегии КНР. Главными задачами перед руководством заключается в формировании новых рыночных институтов и правовой базы с учетом национального менталитета. Правильность данного пути доказана способностью смешанной, многоукладной экономической системы Китая противостоять мировому финансово-экономическому кризису. Только при соблюдении данных принципов китайские негосударственные предприятия могут развиваться более эффективно.

 

 

 

 

 

 

Используемые  источники.

  1. Потапов М.А. / Внешнеэкономическая модель развития стран Восточной Азии  / М.А. Потапов // «Международные отношения» Москва 2003. С-121.
  2. Карлусов В., Кудин А., Калашников Д., Анкилов К. Китай в ВТО: уроки поддержки национального бизнеса // Проблемы Дальнего Востока, 2004, № 1.
  3. Буяров Д.В. / Современный Китай: социально-экономическое развитие, национальная политика, этнопсихология  / Д.В. Буяров // М: КРАСАНДР, 2011. – 296 с.
  4. Фокин  В.Ю. / Особенности отношений власти и бизнеса в России // Режим доступа: http://www.intertrends.ru/twenty/012.htm
  5. Хуей Фен. Ускорить трансформацию правительственных полномочий // «Го Цзи Цзинь Жун Бао» («Международная финансовая газета»). 2003. 9 ноября.
  6. Положение о Государственном Совете КНР по вопросам обеспечения устойчивого и здорового развития рынка. 31.08.2003  [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://www.gov.cn./zwgk/2005-08/13/content_22259.htm
  7. Капралова К. Б. / Гуаньси как фактор успешного бизнеса в Китае / Проблемы современной экономики  №3 (23), 2007 Режим доступа: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=1594

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Буяров Д.В. / Современный Китай: социально-экономическое развитие, национальная политика, этнопсихология  / Д.В. Буяров // М: КРАСАНДР, 2011. – 296 с.

2 Карлусов В., Кудин А., Калашников Д., Анкилов К. Китай в ВТО: уроки поддержки национального бизнеса // Проблемы Дальнего Востока, 2004, № 1.

3 Потапов М.А. / Внешнеэкономическая модель развития стран Восточной Азии  / М.А. Потапов // «Международные отношения» Москва 2003. С-121.

4 Положение о Государственном Совете КНР по вопросам обеспечения устойчивого и здорового развития рынка. 31.08.2003  [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://www.gov.cn./zwgk/2005-08/13/content_22259.htm

5 Хуей Фен. Ускорить трансформацию правительственных полномочий // «Го Цзи Цзинь Жун Бао» («Международная финансовая газета»). 2003. 9 ноября.

6 Капралова К. Б. / Гуаньси как фактор успешного бизнеса в Китае / Проблемы современной экономики  №3 (23), 2007 Режим доступа: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=1594

7 Там же. 

 


Информация о работе Взаимодействие власти и бизнеса