Анализ формирования доходов бюджетов
в разных странах, а также в Российской
Федерации в различные исторические периоды
показывает, что, несмотря на многообразие
конкретных платежей, существовали и существуют
два основных вида доходов бюджета: обязательные
платежи физических и юридических лиц,
представленные различными налогами и
сборами, и платежи за пользование государственным
имуществом и общегосударственными ресурсами.
В соответствии с Бюджетным кодексом
РФ в состав доходов бюджетов всех
уровней входят налоговые и неналоговые
доходы, а также безвозмездные и безвозвратные
перечисления (ст. 41 БКРФ). С точки зрения
функционального назначения в отдельную
группу доходов бюджета отнесены доходы
целевых бюджетных фондов, формируемых
в бюджетах всех уровней бюджетной системы
РФ, а также доходы от предпринимательской
и иной приносящей доход деятельности,
осуществляемой бюджетными учреждениями
федерального, регионального и местного
подчинения. Вместе с тем необходимо отметить,
что последние учитываются обособленно,
их формирование и использование осуществляются
в особом порядке.
Решающую роль в доходах бюджета
играют налоговые доходы, предусмотренные
налоговым законодательством РФ,
федеральные, региональные и местные
налоги и сборы, а также пени и
штрафы, возникшие в результате
налоговых правоотношений. В последние
годы их удельный вес в консолидированном
бюджете РФ составлял от 85 до 92%. В 2003 г.
почти 90 % общей суммы налоговых доходов
поступило за счет пяти основных видов
налогов: НДС — 23,2%, налог на прибыль организаций
— 19,7, налог на доходы физических лиц —
17, платежи за пользование природными
ресурсами - 14,9, акцизы - 13%.
Неналоговые доходы, на которые приходится
около 10 % консолидированного бюджета
РФ, по сравнению с налоговыми имеют
ряд отличий:
- механизм их установления исчисления
и взимания определяется соответствующими
законодательными актами: о порядке использования
и приватизации государственного и муниципального
имущества, Гражданским кодексом РФ, Уголовным
кодексом РФ, Кодексом РФ об административных
правонарушениях и др.;
- они могут носить как обязательный (санкции, штрафы), так и необязательный характер и взиматься соответственно на принудительной и добровольной основе;
- основные их виды не предполагают установления конкретных ставок, сроков уплаты и других элементов, характерных
для налоговых платежей;
- большинство неналоговых доходов зачисляется в тот или иной бюджет в полном объеме, являясь его собственными доходами.
Основными видами неналоговых доходов
являются:
- доходы от использования имущества, находящегося в государственной
или муниципальной собственности (полученная
арендная плата за сдачу имущества во
временное пользование и/или владение;
средства от передачи имущества под залог
и в доверительное управление; проценты
по остаткам бюджетных средств на счетах
в кредитных организациях; дивиденды по
акциям, принадлежащим органам государственной
власти и органам местного самоуправления;
часть прибыли государственных и муниципальных
унитарных предприятий и т.п.);
- доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной
власти и органами местного самоуправления;
- доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной
и уголовной ответственности (штрафы,
конфискации, компенсации), а также средства,
поступившие в возмещение вреда, причиненного
Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным
образованиям, и иные суммы принудительного
изъятия;
- прочие неналоговые доходы.
Относительно высокая доля неналоговых
доходов в Российской Федерации
наблюдалась в периоды масштабного
проведения приватизации. В 1998 г. она
значительно сократилась вследствие
кризиса экономики, снижения рыночной
стоимости государственной собственности
и как следствие невыполнения программ
приватизации. В настоящее время в условиях
реформирования бюджетной сферы ставятся
задачи, направленные на повышение роли
неналоговых доходов и обеспечение стабильности
их поступления. Наряду с этим предполагается
перевод ряда налоговых платежей (таможенные
пошлины, плата за пользование водными
объектами) в группу неналоговых доходов.