Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 08:22, курсовая работа
Экономика Японии — одна из самых развитых экономик мира. По размеру ВВП и объему промышленного производства Япония занимает 3-е место среди стран мира, после США и КНР. Развиты высокие технологии (электроника и робототехника). Также развито транспортное машиностроение, включая автомобилестроение и судостроение, станкостроение. Рыболовный флот составляет 15 % от мирового. Сельское хозяйство субсидируется государством, но 55 % продовольствия (по эквиваленту калорийности) импортируется. Имеется сеть скоростных железных дорог и скоростных автомагистралей.
Структура экспорта: транспортные машины, автомобили, мотоциклы, электроника, электротехника, химикаты.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1.ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ЯПОНИИ………..….........5
1.1 Этапы развития Японской экономики………………………...………………5
1.2 Причины японского экономического подъема ………………………………..10
1.3 Основные показатели экономического развития ………………………….......15
ГЛАВА 2. МЕСТО И РОЛЬ ЯПОНИИ В МИРОВОМ ХОЗЯЙСТВЕ ….............17
2.1 Участие страны в международном товарном обмене……………...…………..17
2.2 Участие страны в международной миграции рабочей силы…………………..20
2.3 Место страны в международном движении капитала…………………………21
ГЛАВА 3. ВНЕШНИЕ СТРАТЕГИИ ЯПОНИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ В XXI ВЕКЕ…...……...………...….……24
3.1 Главные тенденции и проблемы экономики Японии…………………………….24
3.2 Российско-японские отношения…………...……………………...………...……..24
3.3 Перспективы развития………………………………...……...………………....….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..…....….40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………….41
частичной или полной
неудачей. Нередко недовольство японской
стороны отсутствием прогресса
в решении территориальной
Между тем, за исключением территориальной проблемы, между Росси-
ей и Японией нет других проблем, способных препятствовать созданию истинно партнерских отношений.
Объективная реальность такова, что ни в настоящее время, ни в перспективе национальные интересы России и Японии не вступают в противоречия ни по одному из принципиальных направлений отношений — будь то политика, экономика или обеспечение безопасности. Россия не представляет угрозу для Японии, равно как и для России отсутствует японская угроза.
Напротив, присутствует обоюдное стремление обеспечить стабильность и безопасность в АТР, прежде всего в Северо-Восточной Азии.
Показательно, что в ходе состоявшегося в разгар обострения территориального спора в феврале 2011 года визита в Москву министра иностранных дел Японии Сэйдзи Маэхары стороны подтвердили готовность продолжить сотрудничество и взаимодействие по наиболее актуальным международным вопросам. Было отмечено обоюдное намерение координировать позиции сторон в многосторонних структурах АТР, сотрудничать в сфере содействия восстановлению Афганистана. Было принято решение придать более тесный характер сотрудничеству в целях денуклеаризации Корейского полуострова, в вопросах противодействия международному терроризму, распространению оружия массового уничтожения.
Не подлежит сомнению вывод о том, что экономика России и Японии
взаимодополняемы. Россия имеет природные ресурсы, которых лишена
Япония, а российский рынок практически не ограничен для японских товаров и капиталов. Важно и то, что российская и японская экономики ни сейчас, ни в перспективе не конкурируют друг с другом, не предвидится и соперничество за рынки сбыта. Невозможно прогнозировать появление сколь-либо существенных двусторонних экономических противоречий.
В целом, если не ставить задачу радикального улучшения двустороннего взаимодействия и сотрудничества, то можно прийти к выводу, что российско-японские отношения находятся на «среднем уровне развития». Присутствует весь надлежащий для этого набор связей и обменов: в политической,экономической и культурных сферах и даже в области контактов по военной линии, между пограничными и правоохранительными органами двух стран.
Территориальный спор, безусловно, осложняет нормальное течение «двусторонней жизни», однако стороны раз за разом приходят к обоюдному заключению, что он не должен наносить ущерб поддержанию определенного уровня практических контактов и имеющему обоюдный интерес сотрудничеству.
В российских политических и деловых кругах имеется определенная заинтересованность в развитии отношений с Японией, однако очевидно, что отношения с Токио по своей приоритетности уступают отношениям с другими крупными государствами. Особо это заметно на восточном направлении, где доминирует ориентация на Пекин.
На данный момент присутствует мнение, и оно имеет основание, что
японская политическая ситуация, связанная в том числе с быстро чередующейся сменой глав правительства, остается нестабильной. В связи с этим долговременные партнеры для серьезных разговоров и достижения важных договоренностей отсутствуют.
Вместе с тем очевидно, что для российских интересов, и не только в АТР, существенное значение имело бы повышение уровня отношений с Японией до стратегического партнерства. Это позволило бы решить задачу обеспечения сбалансированных отношений России с Китаем и Японией, а также получить более сильные позиции в отношениях с США. Известно, насколько нервически реагирует Вашингтон на любые позитивные изменения в российско-японских отношениях, а нередко предпринимает и меры к тому, чтобы воспрепятствовать возможности их значительного улучшения.
Со своей стороны
Токио все более опасается
роста военного потенциала Китая
и возможности его
Более того, японской политической элите явно не хотелось бы быть втянутой в американскую стратегию сдерживания Китая, т. к. ухудшение отношений с великим соседом может привести ко многим политическим и экономическим потерям. С другой стороны, Токио не в восторге от перспективы стать «младшим партнером Пекина». Отсюда появление размышлений о целесообразности более продвинутых отношений с Россией, имея в виду,прежде всего, китайский и корейский факторы. Среди японских аналитиков высказывается мнение о желательности последовать примеру Сеула. По их мнению, серьезно улучшив отношения с Москвой, южнокорейцы добились ужесточения позиции России в отношении Пхеньяна по ядерной проблеме и инцидентам с применением военной силы на Корейском полуострове.
В японские расчеты входит и намерение, подняв уровень взаимодействия с Россией, попытаться, если не разъединить ось «Москва — Пекин», то хотя бы несколько отделить Россию от Китая. Согласно публикациям WikiLeaks,3 в 2007 году японские дипломаты, забыв о территориальном споре, строили планы создать японско-российское партнерство с антикитайской направленностью.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о возможности для России, при умелом построении дипломатических усилий, проводить сбалансированную политику на китайском и японском направлениях, используя ее для укрепления собственных позиций и обеспечения свободы маневра.
Экономические связи между Россией и Японией в первое десятилетие
XXI века продемонстрировали поступательную, хотя и неровную, динамику. В 2011 году двусторонний торговый оборот достиг рекордной отметки в 30,8 млрд долл. При этом экспорт России в Японию составил 19 млрд. долл., а импорт — 11,8 млрд долл. Таким образом, Россия имела положительное сальдо в торговле с Японией в размере 7,2 млрд долл.
Однако доля Японии в российском товарообороте составляет всего
около 4 %.
То есть роль Японии во внешней торговле России весьма незначительна. Еще меньшее значение имеет Россия во внешней торговле Японии. Ее доля во внешнеторговом обороте Японии чуть более 1,8 %.
Если посмотреть на структуру торговли, то на протяжении долгих лет
она не претерпевает серьезных изменений. Япония закупает у России преимущественно энергоресурсы, цветные металлы, морепродукты и лес. На эти четыре товарные группы приходится свыше 90 % всего стоимостного объема российского экспорта в Японию.
Более того, их доля неуклонно растет и постепенно приближается к 100 %.
Доминирующей тенденцией последних лет был ускоренный рост российского экспорта в Японию нефти и нефтепродуктов. На них приходится более половины всего объема экспорта.
В 2010 году доля
России во всем импорте
В российском импорте из Японии главной статьей являются автомобили. Большинство из них легковые — более половины импорта.
Из приведенных данных очевидно, что торговля России с Японией носит характер обмена топлива, сырья и морепродуктов на готовую промышленную продукцию в основном потребительского характера.
В двустороннем инвестиционном сотрудничестве имеются свои проблемы. По данным на конец 2010 года, объем японских инвестиций, накопленных в российской экономике, составил 9,0 млрд долл. В этой сумме так называемые инвестиционные кредиты занимают львиную долю, то есть это связанные торговые кредиты. На них Россия, как правило, покупает товары у японских фирм.
В 2010 году объем ПИИ, поступивших из Японии в Россию, составил
всего 283,8 млн долл. Между тем это наиболее эффективные капиталовложения, т. к. они несут с собой новые технологии и передовые методы управления. По объему всех инвестиций в экономику России Япония на 8-м месте среди зарубежных стран-инвесторов.
Объем накопленных инвестиций из Японии продолжает оставаться на невысоком уровне и относительно общего объема иностранных инвестиций в российской экономике. На конец 2010 года объем накопленных инвестиций из Японии (9,022 млрд долл.) составил 3,0 % от всех накопленных в экономике России иностранных инвестиций (300,1 млрд долл.).
А доля японских прямых инвестиций — всего 0,8 %.
Отраслевая структура накопленных японских инвестиций свидетельствует об ограниченной направленности этих инвестиций по видам экономической деятельности. Так, в 2010 году 86,7 % инвестиций было аккумулировано в добыче и переработке нефти. Далее идут: обрабатывающие производства — 5,1 %, оптовая торговля — 4,4 %, производство транспортных средств и запчастей к ним — 1,1 %. Большая часть японских прямых инвестиций сосредоточена в оптовой торговле — 47,4 %.
Из этих данных следует, что японские капиталы на сегодняшний день не играют сколько-нибудь заметной роли в экономике России, за исключением нефтегазовых проектов на Сахалине. Там доля японской стороны в проекте «Сахалин-1» составляет 30 %,20 а «Сахалин-2» — 22,5 %.
Если говорить о сотрудничестве в валютно-финансовой сфере, то оно практически только начинается. Японские банки и другие финансовые структуры пока очень слабо представлены на российском фондовом рынке.
А российский предпринимательский капитал в Японии присутствует чисто номинально.
Соответственно, на сегодняшний день Россия и Япония весьма слабо зависят друг от друга в сфере экономики.
Из вышесказанного можно сделать следующие выводы.
Двусторонний товарооборот
растет или сокращается, подчиняясь
законам экономической конъюнкт
Имеется определенная категория товаров, прежде всего сырье, которое
Япония будет закупать в России вне зависимости от политической атмосферы в двусторонних отношениях и не обращая внимания на настроения собственного правительства.
Но набор таких товаров невелик.
С другой стороны, те товары и оборудование, в которых заинтересован
российский рынок, нередко проигрывают в цене продажи аналогичным товарам и оборудованию из Китая, Республики Корея и даже ряда европейских стран и США.
В любом случае для Японии и, в известной степени, для России двусторонняя торговля не столь значительный фактор, особенно на фоне торговых объемов между Японией и США, а также Китаем.
Иная ситуация в сфере
экономико-инвестиционного
Оно подвержено влиянию политических факторов — японский бизнес, особенно малый и средний, свою деятельность в этой сфере довольно четко соизмеряет с позицией государственных органов.
Тем не менее российский рынок остается привлекательным для японского бизнеса. Японские компании неоднократно подтверждали свою готовность масштабного сотрудничества в Сибири и на Дальнем Востоке. При этом они получают поддержку правительства.
В дальнейшем японская сторона выразила готовность к сотрудничеству в приоритетных направлениях модернизации экономики России, модернизации портового хозяйства на Дальнем Востоке, строительству автосборочных заводов в Санкт-Петербурге, Владивостоке, Калуге, строительству завода по производству строительной техники в Ярославле.
В настоящее время, в т. ч. с учетом аварии на АЭС Фукусима I, ряд японских правительственных ведомств и частных компаний считают возможным довести поставки энергоресурсов из России до 35–40 % японского потребления (сейчас около 10 %).23
При наличии реальной заинтересованности в определенных проектах
сотрудничества с российской стороной, имеющих серьезное значение для интересов не только японского бизнеса, но и японской экономики в целом, лидеры японских деловых кругов способны побудить правительство не только не препятствовать их деятельности на российском направлении, но и поддержать их усилия. Это убедительно показали примеры деятельности японских компаний в реализации крупномасштабных проектов советско-японского сотрудничества в Сибири и на Дальнем Востоке в 1970-е годы прошлого века. Многомиллиардные сахалинские проекты начали реализовываться в 1970–80-е годы. А в то время советское руководство решительно отрицало наличие в двусторонней повестке дня такой темы, как «нерешенность территориальной проблемы».
Следует признать, что все реализованные на Дальнем Востоке и в Сибири за последние 30 лет крупные проекты связаны с сотрудничеством с Японией — «Сахалин-1», «Сахалин-2», завод по сжижению газа на Сахалине, порт Восточный, разработка якутских углей.
На данном этапе японские деловые круги сдерживает не столько наличие территориальной проблемы, сколько отсутствие должных условий для предпринимательской деятельности в России. А именно: чрезмерное административное вмешательство, нестабильность законодательной базы, произвольное толкование законодательных и административных актов, сложные политические и иммиграционные процедуры, отсутствие надежной инфраструктуры и высокая плата за ее использование.
Информация о работе Япония в мировой экономике и международных экономических отношениях