Задачи современной государственной демографической политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 02:56, курсовая работа

Описание работы

Глобальные исторические и социально-экономические изменения в мире в XX веке оказали огромное влияние на протекание демографических процессов. Войны, социальные катаклизмы оказывали воздействие на численность населения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Демография и сущность демографической политики………………..5
1.1 Наука – демография и демографическая политика…………………………5
1.2 История демографической политики в России……………………………10
Глава 2. Демографическая политика на современном этапе………………….16
2.1 Демографическая ситуация в современной России……………………….16
2.2 Современная демографическая политика………………………………….24
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованной литературы…………………………………………...35

Файлы: 1 файл

Демографическая политика.docx

— 58.02 Кб (Скачать файл)

- совершенствование семейного,  налогового, жилищного, трудового  законодательства;

- развитие системы предоставления  пособий в связи с рождением  и воспитанием детей, включая  индексацию их размеров с учетом  инфляции;

- улучшение материально-технического  обеспечения учреждений здравоохранения;

- сокращение уровня смертности  от заболеваний сердечно-сосудистой  системы за счет ранней диагностики,  профилактики факторов риска;

- сокращение уровня смертности  и травматизма в результате  ДТП за счет повышения качества  дорожной инфраструктуры, дисциплины  на дорогах;

- регулирование производства, продажи и потребления алкогольной  продукции;

- создание для женщин, выходящих из отпуска по уходу  за ребенком, условий, способствующих  их возвращения к трудовой  деятельности, организация системы  повышения их квалификации и  переобучения профессиям, востребованным  на рынке труда;

- расширение использования  гибких форм занятости, позволяющих  совмещать работу с выполнением  семейных обязанностей(надомный  труд, частичная занятость) и др.

В основу Концепции заложено следующее:

- комплексность решения  задач;

- своевременное реагирование  на демографические тенденции  в текущий период;

- учет региональных особенностей  демографического развития и  дифференцированный подход к  разработке т реализации региональных  демографических программ;

- взаимодействие органов  государственной власти с институтами  гражданского общества;

- координация действий  законодательной и исполнительной  государственной власти на федеральном,  региональном и местном управлении.

Концепцией определены, помимо целей и задач демографической  политики, три этапа реализации демографической  политики.

В период с 2007 по 2010 года предполагается реализация мер, направленных на снижение уровня смертности населения в результате дорожно-транспортных происшествий и  от сердечнососудистых заболеваний, повышению  качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и  родов, по оказанию адресной материальной поддержки семьям, имеющим детей. На данном этапе предполагается снизить  темпы естественной убыли населения.

В этот период будет продолжена работа по обеспечению материальной поддержки семей, имеющих детей, включая индексацию пособий. Заботой  государства является и возвращение  женщин, имеющих детей, к активной трудовой деятельности, соответственно на местном уровне должна быть проведена  работа по увеличению дошкольных детских  учреждений, обеспечение местами  в них в первую очередь детей, чьи матери возвращаются к труду. Должны быть внесены корректировки  в программу «Обеспечение жильем молодых семей» и региональные программы  обеспечения жильем молодых семей. Предусматривается также решение  задач повышения эффективности  миграционной политики.

На следующем этапе(2011-2015 годы) основной акцент предполагается сделать на внедрение программы  здорового образа жизни, реализации мер по содействию занятости женщин, имеющих детей, профилактике и своевременному выявлению профзаболеваний. К 2015 году предусматривается существенно  улучшить здоровье населения. Планируется  реализация мер, направленных на изменение  репродуктивных установок населения, создание комфортных условий жизнедеятельности  семей, воспитывающих детей, повышения  ответственности населения за свое здоровье.

Реализация второго этапа  предполагает стабилизацию численности  населения на уровне 142-143 млн.человек, увеличение продолжительности жизни, увеличение коэффициента рождаемости, обеспечить ежегодный миграционный приток квалифицированных специалистов и молодежи не менее 200 тыс.человек.

На третьем этапе (2016-2025 годы) в связи со значительным уменьшением  численности женщин репродуктивного  возраста предполагается создание мер, программ, стимулирующих рождение в  семьях второго и третьего ребенка. Предполагается проведение мероприятий  по упреждению возможных рисков в  демографическом развитии страны, принятию мер своевременной корректировки  программ и планов по сохранению численности  населений.

Помимо вышеназванных  документов, о необходимости разработки и принятия мер по улучшению демографической  ситуации в стране говорится в  утвержденных распоряжением Правительства РФ от 17.11.2010 №1663-р «Основных направлениях деятельности Правительства РФ на период до 2012 года».

В области усиления роли человеческого фактора в развитии экономики и общества указаны  следующие высокоприоритетные задачи: укрепление здоровья населения, создание условий для роста численности  населения, увеличение продолжительности  жизни.

Первоочередной задачей  поставлена разработка и реализация комплексных мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, обеспечение  санитарно-эпидемиологического благополучия населения путем расширения сети физкультурно-оздоровительных комплексов, улучшения материально-технического оснащения сферы физической культуры и спорта, развития системы государственного санитарно-гигиенического нормирования, реализации комплексов профилактических мероприятий, направленных на сокращение потребления алкоголя, наркотиков и  табака. Затронут вопрос экологической  обстановки. Поставлена задача улучшения  экологической ситуации, то есть разработка мероприятий по обеспечению безопасности и комфортности среды проживания человека. Вопросы по стимулированию рождаемости и снижению смертности практически повторяют положения  Концепции демографической политики РФ.

Следующим направлением указано  развитие качественного и доступного здравоохранения, обеспечение государственных  гарантий оказания бесплатной медицинской  помощи, реформирование и совершенствование  системы здравоохранения, развитие добровольного медицинского страхования.

Предстоящей задачей ставится широкий охват населения диспансеризацией и мероприятиями по профилактике социально значимых заболеваний(туберкулез, гепатит, ВИЧ-инфекция).

Решение обозначенных задач  при скоординированных усилиях  государственной власти всех уровней  должно привести к значительному  улучшению демографической ситуации в 2012 году. Ожидается увеличение продолжительности  жизни до 69 лет, рост коэффициента рождаемости  до 1,6, значительно уменьшится смертность населения в трудоспособном возрасте от заболеваний системы кровообращения, новообразований и транспортного  травматизма, ожидается увеличение доли граждан РФ систематически занимающихся физической культурой и спортом  и др.

По мере реализации всех поставленных целей и задач ожидается  стабилизация численности населения, улучшение качества жизни народа, уменьшение смертности от регулируемых причин, увеличение рождаемости.[4]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В заключении можно сказать, что государство проявляет озабоченность демографической ситуацией, принимает активную позицию в отношении улучшения демографической проблемы. Но нельзя не заметить, что, не смотря, на все перечисленные меры, все же принятые законодательные акты носят слишком общий характер. Конкретные механизмы реализации проектов не прописаны. Принятые решения о стимулировании рождаемости посредством выплаты так называемого «материнского капитала», увеличения пособия по уходу за ребенком, компенсации расходов на дошкольные учреждения, меры по стимулированию усыновления детей-сирот требуют значительных финансовых затрат.

Нельзя забывать о данных демографических исследований других стран, где применяли демографическую  политику, основанную на материальной и социальной помощи. Должного эффекта  они не достигли. Сначала наблюдается  некоторый рост рождаемости, но после  – спад. Это объясняется тем, что  семьи, которые хотят второго, третьего ребенка, подстраиваются под государственные  программы, дающие возможность получить льготы или дотации. А спад начинается потому, что предлагаемые программы  материально помощи, дотации, льготы оказываются недостаточными для  полноценного воспитания детей и  повышения репродуктивной активности потенциальных родителей.

Не смотря на кажущееся  увеличение рождаемости в последние 2 года, сохранение нынешних тенденций  воспроизводства населения приведет к тому, что численность населения  страны к 2025 году не стабилизируется  и тем, более не станет увеличиваться(как  прогнозируется разработчиками Концепции  демографической политики), а сократиться  до 122-125 млн.человек. Быстрое сокращение численности населения становится фактором угрозы не только экономического развития, но и национальной безопасности. Старение населения неизбежно приведет к увеличению нагрузки на Пенсионный Фонд и кризисному состоянию всей пенсионной системы. Отсутствие благоприятных  условий для рождения и воспитания детей ускорит переход к однодетной модели семьи.

По данным ООН по численности  населения Россия в 2000 году занимала 6 место, к 2050 году наша страна переместится на 17.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Список используемых источников информации

 

1. Алексеев А. Лицо столичной  национальности // Коммерсантъ-Власть.- 2007. - №3. –С. 42- 44.

2. Баранов А.А. – Социально-экономические  проблемы депопуляции и старения  населения // Вопросы экономики.  – 2008. - № 7. – С. 35- 37.

3. Волгин Н.А Демография: учебник – М.: Издательство РАГС, 2008. – 246 с.

4. Гладких Ю. , Лавров С.  Экономическая и социальная география.  Учебник.- М.: "Просвещение",2007. –  370 с.

5. Голицына Н. Британское  содружество наций // Общая газета. - 2007. – № 7 - С. 3-4.

6. Демографические показатели стран  мира // География ПС. – 2001. - №33. С.  – 23 - 24.

7. Кваша А.Я., Ионцева В.А. Современная  демография. Москва:Издательство Московского  Университета, 2006. – 210 с.

8. Население России 2000. Восьмой  ежегодный демографический доклад // Под ред. Вишневского А.Г. - М.: Книжный дом "Университет", 2001. - 90 с.

9. Наумов А.С., Холина В.Н. География  людей: Учебное пособие /Учебн.  серия "Шаг за шагом": География. - М.: Изд-во гимназии "Открытый  мир". 2005, - 150 с.

10. . Осколкова О. Старение населения  в странах ЕС // МЭ и МО. - 2003 №10 -С. 67-74.

 


Информация о работе Задачи современной государственной демографической политики