Закон Хебпока (из «Законов Мерфи»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 17:55, контрольная работа

Описание работы

Почему часто вещь ломается, как только за неё погашен кредит? Почему однажды принтер перестаёт печатать, а у iPod садится аккумулятор? Почему в одном из пожарных депо США лампочка горела более 100 лет и пережила две современные видеокамеры наблюдения? Почему раньше с помощью нейлоновых колгот можно было брать на буксир автомобиль, а сейчас они рвутся после нескольких раз носки?

Файлы: 1 файл

запланированное устаревание.docx

— 18.95 Кб (Скачать файл)

Если товар хорош, его  перестают выпускать»

Закон Хебпока (из «Законов Мерфи»)

Почему часто вещь ломается, как только за неё погашен кредит? Почему однажды принтер перестаёт  печатать, а у iPod садится аккумулятор? Почему в одном из пожарных депо США лампочка горела более 100 лет и пережила две современные видеокамеры наблюдения? Почему раньше с помощью нейлоновых колгот можно было брать на буксир автомобиль, а сейчас они рвутся после нескольких раз носки?

запланированное устаревание  предопределяет ход нашей жизни  ещё с 20-х годов XX века, когда производители начали сокращать долговечность своих товаров с целью повысить потребительский спрос. Фильм расскажет о том, как дизайнеры и инженеры были вынуждены приспосабливаться к новым задачам и нормативам.

В рождество 1924-года произошло  одно весьма знаменательное событие. Несколько  мужчин в строгих костюмах скрытно  собрались в Женеве с целью  разработки секретного плана. Они создали  первый всемирный картель. Его целью  было установление контроля над производством  электроламп и раздел мирового рынка. Этот картель назывался «Феб». Он объединил ведущих производителей Европы, США и даже далёких колоний  в Азии и Африке. Его целью был  обмен патентами, контроль производства и, прежде всего – контроль потребительского рынка.

Компаниям было выгодно, чтобы  их лампы покупали регулярно. Им было экономически нецелесообразно производить  долговечные лампы. Изначально производители  стремились увеличить долговечность  своих ламп. 21 октября 1871-го года, после  серии опытов, были созданы малогабаритные относительно долговечные лампы  с прочной нитью накаливания. Первая коммерческая электролампа Томаса Эдисона (Thomas Alva Edison) появилась в продаже в 1881-м году. Срок её службы достигал 1,5 тысячи часов. В 1924-м году, когда был основан картель «Феб», производители с гордостью отмечали, что им удалось довести срок службы ламп до 2,5 тысяч часов. И тогда члены «Феб» решили: нужно сократить срок службы ламп до 1000 часов. В 1925-м году был создан так называемый «Комитет 1000 часов», целью которого было снижение долговечности ламп до 1 тысячи часов.

Под давлением картеля, производители  начали проводить опыты и работать над созданием менее долговечной  лампы, которая служила бы не более 1000 часов. Производство ламп велось под  строгим контролем, чтобы проследить за соблюдением требований картеля. Был создан целый бюрократический  аппарат для слежения за компаниями. Если их ежемесячные отчёты не соответствовали  нормативам, с них взимались штрафы. Эти меры привели к неуклонному  снижению срока службы ламп. В течение 2-х лет он сократился с 2,5 до 1,5 тысяч  часов. К 40-м годам картель достиг своей цели: срок службы ламп сократился с 2500 до 1000 часов.

Запланированное устаревание  возникло одновременно с массовым производством  и обществом потребления. Стремление производить менее долговечные  товары зародилось в эпоху промышленной революции, когда машинное производство резко снизило себестоимость  товаров, что само по себе было благом для потребителей. Но потребители  не поспевали за темпами производства, они были гигантскими. Уже в 1928 году влиятельный рекламный журнал предупреждал: товар, которому нет износа – это  трагедия для бизнеса. Массовое производство повысило доступность многих товаров. Цены снижались. Многие стали покупать не по необходимости, а ради развлечения. Экономика процветала.

И вот… крах фондового рынка, начинается паника. В 1929 году формирование общества потребления приостановилось, поскольку биржевая паника ввергла  США в экономическую рецессию. Безработица достигла чудовищных масштабов. В 1933 году четверть трудоспособных американцев  лишилась работы. Очереди уже стояли не в магазинах, а на биржах труда.

 

В Нью-Йорке родилась революционная  идея оживления экономики. Бернард  Лондон, крупный торговец недвижимости, предложил обуздать депрессию путём  введения обязательного запланированного устаревания. Тогда эта концепция  впервые была высказана в письменном виде. Бернард Лондон предложил установить для каждого товара срок годности, по истечению которого будет запрещено  пользоваться товаром, и владельцы  будут обязаны его сдать для  последующего уничтожения товара.

 

Он пытался достичь  равновесия между капиталом и  рабочей силой, создать постоянный спрос для новых товаров, постоянный спрос на рабочую силу и постоянную прибыль капиталистам. Лондон считал, что принудительное запланированное  устаревание товаров даст толчок промышленности и потребительскому рынку и обеспечит всех работой.

 

Запланированное устаревание  – это желание потребителя  приобрести новый, более современный  товар чуть ранее, чем ему это  необходимо. Свобода и счастье, достигаемое  безудержным потреблением, стали  образцом жизни Америки 50-х годов  и основополагающими столпами нынешнего  общества потребления. Без запланированного устаревания не было бы ни огромных гипермаркетов, ни товаров, ни индустрии, ни дизайнеров, ни архитекторов, ни продавцов. Не было бы уборщиков и охранников, все остались бы без работы.

В нашем обществе доминирует экономика роста, направленная не на удовлетворение запросов потребителей, а на рост ради роста, на постоянный рост, приводящий к безграничному  росту производства. А чтобы оправдать  объёмы роста производства, надо увеличить  объём потребления. Для этой системы  необходим искусственный спрос, создаваемый тремя путями: рекламой, запланированным устареванием и  кредитом.

В 40-х годах химический гигант DuPont сообщил о революционном открытии – синтетической ткани – нейлон. Женщины несказанно радовались прочным долговечным чулкам. Но их радость была короткой. Когда был разработан нейлон, из него были изготовлены чулки, и сотрудникам отдела нейлона предложили взять их домой и предложить жёнам, подругам. Химики DuPont были настолько горды своим достижением, что даже мужчины хвастали прочностью нейлоновых чулок, используя их для буксировки автомобилей. Беда заключалась в том, что они были слишком долговечными. Женщины были очень рады, что на них долго не появлялись стрелки, но, к сожалению, это означало, что объёмы продаж чулок будут очень невелики.

 

DuPont дала своим сотрудникам новое указание: вновь встать за кульманы и разработать менее прочные волокна, чтобы чулки стали менее долговечными. Талантливые химики, которым удалось создать прочные чулки, теперь, подчиняясь духу эпохи, делали их менее прочными и долговечными. Вечное волокно исчезло с завода.

Запланированное устаревание  создаёт огромный поток отходов, которые отправляют в страны третьего мира. Например, в Гану. Вот уже  девять лет, как в Гану один за другим приплывают корабли, груженные контейнерами с отходами электроники. Это устаревшие компьютеры и телевизоры, которые  в развитых странах уже никому не нужны.

Но посмотрите на весеннюю природу, на цветущую вишню: она ничего не экономит и не сокращает. Природа  – величайший производитель, но увядшие  лепестки, листья и всё остальное, ставшее ненужным, – это не отходы, они питают другие организмы. Это  – замкнутый цикл. Природа производит не отходы, а питательные вещества.

Промышленность может  воссоздать этот безупречный природный  цикл. Если недолговечный товар создан из вредных веществ, он лишь усугубляет проблему отходов, а если он создан из питательных веществ, то будет  приносить пользу, даже отслужив свой срок. Но, по мнению более радикальных  критиков экономики роста, одной  перестройки производства будет  явно недостаточно. Они пытаются перестроить  всю экономическую систему и  всю нашу систему ценностей. Эта концепция называется антирост.

Антирост – это дерзкий лозунг, который призывает избавиться от иллюзорной веры в возможность бесконечного роста, доказывая необходимость оздоровления общества. Суть антироста можно выразить одним словом: сокращение. Сокращение экологического ущерба, сокращение объёма отходов, сокращение непомерного производства и потребления. Сократив производство и потребление, мы обнаружим, что есть и иные формы богатства, которые не требуют поглощения природных ресурсов. Например, знания.


Информация о работе Закон Хебпока (из «Законов Мерфи»)