Закон Оукена и кривая Филлипса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 13:15, курсовая работа

Описание работы

Определяющими данной работы являются инфляция и безработица. И на самом деле, актуальность этих двух на первый взгляд ничем не связанных проблем: безработицы и инфляции не исчерпала свою остроту и в наши дни.
Две проблемы, а вернее сказать, диллемы, над которыми ломают головы не одно десятилетие учёные разных государств, разных национальных, культурных, политических, территориальных и экономических принадлежностей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….………3

Глава 1. Безработица. Закон Оукена……………………………………………...6

1.1 Безработица в России………………………………………………………….11

1.2. Пути снижения безработицы, государственная политика занятости……...16

Глава 2. Кривая Филлипса………………………………………………………...25

Заключение………………………………………………………………………...29

Приложения ……………………………………………………………………….31

Список используемой литературы…………………………………………...…

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Поповой Екатерины.rtf

— 2.20 Мб (Скачать файл)

      Безработица в России

     Как и всякое социально-экономическое явление, безработица имеет закономерные и случайные черты, сущностные и поверхностные характеристики, позитивные и негативные стороны. Их интенсивность зависит от масштабов, уровня, региональной специфики, формы безработицы.

     С точки зрения теории и практического регулирования рынка труда, наибольший интерес предоставляет анализ негативных социальных последствий роста безработицы, он позволяет повысить качество мероприятий по предупреждению и смягчению этих последствий, минимизировать социальную цену радикальных реформ.

     При анализе безработицы в РФ можно выявить следующие негативные тенденции:

     1. Безработица ведет к не полному использованию экономического потенциала общества. Незанятая рабочая сила не участвует в росте национального богатства, по этому в стране возникают потери от недоиспользованная производственных возможностей.

     2. При продолжительной безработице теряется квалификация высвободившихся работников. Особенно ощутимы Социально-Экономические потери в связи с массовыми увольнениями и вынужденными переходами на малоквалифицированную работу специалистов и научных работников. Даже при последующем включении в производительный процесс, работник выходит на нормальную, устойчивую высоту производительности труда, примерно за полугодовой срок. И весь период адаптации работник отстает в результатах своего труда, по сравнению с постоянными рабочими кадрами той же квалификации в равных условиях труда[20].

     Рост безработицы приводит к снижению жизненного уровня, следствием чего является подрыв психического здоровья нации. Согласно опросу проведенному в Санкт - Петербурге среди безработных, этим обеспокоены 40 % респондентов[8].

     Оценивая, безработицу как потери общества, следует упомянуть также следующие факторы экономической нестабильности:

     * снижение покупательного спроса.

     * сокращение сбережений.

     * снижение инвестиционного спроса.

     * сокращение предложения, спад производств.

     Рост числа безработных служит благоприятным фактором для увеличения числа преступлений. В Санкт - Петербурге эту закономерность отмечали 12,7% опрошенных. Рост безработицы на 1% ведет к увеличению числа преступлений на 8%, 39% зарегистрированных преступлений совершают лица, не имеющие постоянного источника дохода.

     Также по данным опроса 18% считают, что безработица усиливает социальную напряженность и политическую нестабильность в обществе. А 5,2% - что безработица ведет к снижению заработной платы, вследствие конкуренции на рынке труда.

     Потеря безработными значительной части личных доходов и ухудшение жизненного уровня характерна для всех стран, независимо от системы страхования в фонд занятости, размеров пособий и другой материальной помощи.

     В России законы по социальной помощи более либеральны, они позволяют получать от 45-70% от средней заработной платы в течении года.

     При всех отрицательных сторонах безработицы на определенном уровне имеются и положительные аспекты:

     1. Безработные представляют собой резерв незанятой рабочей силы, которую можно задействовать при расширении производства или структурных перестройках. Трудности перехода нашей страны на рельсы интенсивного развития во многом были связаны с полной занятостью. Новые стройки, цеха оказались не задействованы, так как работникам было легче работать на старых уже освоенных местах. Капиталовложения оказались омертвленными, эффективность развития страны на определенном этапе стала снижаться.

     2. Наличие безработицы усиливает агрессию профсоюзов и их требования повышения заработной платы, и тем самым усиливает стимулы предпринимательской деятельности.

     Страх потерять работу и влиться в число высвободившихся из сферы производства, является самым лучшим организатором дисциплины труда, а, кроме того создает условия для поддержания необходимого качества затрат труда. Этот аспект отметило 14% от опрошенных в Санкт - Петербурге[9].

     В силу отмеченных причин, умеренная безработица (от 3-7% от числа занятых) считается необходимым спутником развития рыночной экономики.

     Одна из главных причин безработицы в России - спад производства, распад сложившихся, еще в СССР экономических связей, производство неконкурентно способных товаров[7].

     Отсутствие серьезных капиталовложений значительно ослабило те отросли, которые раньше были "валютными" т.е. нефть и газодобычу, золотодобычу производство древесины и т.д.

     В советский период множество регионов развивалось по отраслевому принципу, т.е. большинство населения обслуживало одну отрасль либо производство. В настоящий момент в связи с закрытием этих предприятий, люди становятся безработными и не могут найти работу в своем городе. Так например уровень безработицы в Ивановской области на 01.07.2008 -70.2%, тогда как в целом по РФ -4.7%.

     Уровень безработицы в России составит в 2010 году 10 процентов, заявил директор Всемирного банка (ВБ) в России Клаус Роланд на XIV Российском экономическом форуме в Екатеринбурге. Это выше прогноза Минэкономики на 2010 год в 9,3-9,6 процента (6,8-7 млн человек). Прогнозы ВБ на 2009 год также выше официальных правительственных (до 12 процентов). Эксперты банка полагают, что восстановление экономики РФ не приведет к снижению безработицы ниже уровня, достигнутого в 2009 году.

     «Основного прироста безработицы стоит ожидать в моногородах, что может привести к серьезным социальным последствиям»,-- пояснил Клаус Роланд. Он впервые акцентировался не на краткосрочных последствиях всплеска безработицы на рубеже 2008-2009 годов, но на более длительных эффектах. Ранее эксперты Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) отмечали, что восстановление России «в 2010 году будет слабым из-за резкого снижения цен на нефть и влияния растущей безработицы на потребрасходы». Господин Роланд призвал обращать внимание и на то, что потерявшие работу уже снижают затраты на образование детей, что скажется на состоянии трудового рынка через 10-15 лет.

     Эксперты согласны с тем, что долгосрочные аспекты происходящего могут быть значительнее, чем проблемы рынка труда ближайших месяцев. Так, директор Института социально-экономических проблем народонаселения РАН Алексей Шевяков уже сейчас уверен, что они «будут ужасными»: снизится рождаемость, родители не смогут в прежних объемах платить за образование и медпомощь для детей. Начальник управления по развитию трудового потенциала НИИ труда и социального страхования Минздрава Михаил Крощенко отмечает: доля платного сектора в высшем образовании высока, платежеспособный спрос снизится уже в 2010 году.

     Аналитики расходятся в том, насколько велик будет «шок увольнений» по итогам 2009 года. Заведующий лабораторией прогнозирования трудовых ресурсов ИНП РАН Андрей Коровкин уверен, что годовой уровень безработицы не превысит 8 процентов экономически активного населения по методологии MOT. В НИИ труда и социального страхования Минздрава уверены, что в этом году число безработных не превысит 10 процентов, указывая на тенденцию к снижению зарегистрированной безработицы. По данным Росстата, в первом квартале 2009 года уровень безработицы по МОТ достиг 9,5 процентов (7,1 млн человек).

     По данным Минздрава без учета сезонных колебаний в конце апреля -- начале мая безработица начала немного снижаться. Данные рекрутинговых компаний свидетельствуют: локальный пик сокращений был пройден в феврале-марте. Мониторинг в апреле показал, что объем сокращений остается небольшим: медианное значение составляет 5-9 процентов (для российских компаний показатель несколько больше -- 10-14 процентов). Если вторая волна случится, прогнозы ВБ по безработице и на 2009 год будут ближе к истине, чем официальный прогноз Минэкономики -- 10,4-10,7 процента[5]. 
 

     1.2. Пути снижения безработицы, государственная политика

     занятости

     Последствия безработицы негативны для развития экономики любой страны и непосредственно для самого человека. Поэтому разрабатываются следующие законодательные и экономические меры по ограничению безработицы:

  1. политика государства по стимулированию роста занятости увеличению числа рабочих мест через использование таких рычагов, как льготное налогообложение, льготное кредитование, компенсация в той или иной мере инвестиций на прирост новых рабочих мест или убытков от их сохранения и т.д.;
  2. стимулирование самозанятости населения, особенно женщин;
  3. расширение форм, сфер и условий профессиональной подготовки работников;
  4. разрешение трудовой эмиграции;
  5. активное применение в государственном и негосударственном секторах экономики гибких форм занятости и др.

     В целях увеличения занятости населения совершенствуется нормативная  база по содействию безработным  в организации предпринимательской деятельности.

     Постановлением Министерства труда РФ от 22 июня 1998 года № 57 внесены изменения и дополнения в Положение «О содействии государственной службы занятости безработным в организации  самостоятельной занятости».

     В настоящее время безработный, изъявивший желание начать собственное дело, имеет право на бесплатное обучение основам предпринимательской деятельности, получение субсидии и ссуды соответственно в размере 25 и 150 минимальных зарплат. Кроме этого из фонда занятости безработному компенсируются расходы в размере 15 минимальных зарплат по регистрации в качестве предпринимателя, открытию счета, изготовлению печати и иных действий, связанных с организацией самозанятости[22].

     Многообразие типов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого способа борьбы с безработицей не существует, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать различные методы.

     Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:

улучшения информационного обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда).  Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают её безработным;

устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого необходимо, прежде всего:

     а) создание развитого рынка жилья;

     б) увеличение масштабов жилищного строительства;

     в) отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой.

     Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода программы должны привести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим образам соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработной, молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия  оказалась устаревшей.

     Наиболее трудно бороться с циклической безработицей. Для решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры:

     Создание условий для роста спроса на товары. Так как  спрос на рынке труда - производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.

     Способами увеличения спроса являются:

стимулирование роста экспорта. Это может привести к росту объемов производства и, соответственно,  - занятости на них;

поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятия с целью повышения конкурентоспособности продукции. Создание условий для сокращения предложения труда. Очевидно, что чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти работу даже при том же числе свободных рабочих мест. Сократить  число претендентов на эти места и, более того, высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально[28].

     Некоторое облегчение может принести, например, предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возрасти. В России, например, при упразднении органов управления союзного уровня работавшим в их штатам мужчинам позволяли уйти на пенсию в 57-58 лет, а женщинам - в 53-54 года. Без этого пожилым служащим пришлось бы искать работу. А поскольку шансов на трудоустройство в этом возрасте у них было немного, они увеличили бы армию безработных. Досрочная пенсия позволила предотвратить такое развитие событий. Вместе с тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат.

Информация о работе Закон Оукена и кривая Филлипса