Закон спроса, прибыль при увеличении производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 05:48, контрольная работа

Описание работы

Какие факторы определяют спрос? На какие группы можно разделить эти факторы? Чем можно объяснить действие закона спроса? Что такое прибыль? Всегда ли увеличение объемов производства ведет к росту прибыли? Каким правилом должно пользоваться предприятие, определяя наиболее выгодный объем производства?

Файлы: 1 файл

контрольная спрос, прибыль.doc

— 223.50 Кб (Скачать файл)

Какие факторы определяют спрос? На какие группы можно разделить  эти факторы? Чем можно объяснить  действие закона спроса?

 

Любой рынок представляется, как взаимодействие спроса и предложения. Совокупность покупателей на рынке формирует спрос на товары, способные удовлетворить потребительские потребности. Следовательно, основой формирования спроса являются постоянно возрастающие потребности, для удовлетворения которых требуются самые разнообразные товары и услуги. Но для удовлетворения потребностей одного желания приобрести тот или иной товар мало. За товары необходимо платить. Способность людей покупать на рынке материальные блага и услуги называется платежеспособным спросом. Именно такой спрос и факторы, на него влияющие, я и буду рассматривать в своей работе.

Спрос – это то количество товара, которое покупатели хотят и могут  приобрести за определенный период времени  при всех возможных ценах на этот товар.

При изучении спроса в микроэкономике должны учитываться некоторые особенности. Первой из  них  является то, что изучение спроса в микроэкономике подразумевает изучение  спроса на какой-то один товар. Этот спрос может быть индивидуальным (со стороны отдельного субъекта экономики) и совокупным (совокупные покупатели).  Спрос отражает не только необходимость товара для покупателя, но и способность за этот товар заплатить. То есть если, если человек желает приобрести дорогой автомобиль, но денег на этот автомобиль у него нет, то это не будет являться спросом со стороны потребителя. Это будет лишь его желание. Понятие «спроса» также не имеет в виду только «факт» покупки товара; здесь должно учитываться и то, что спрос может быть и при отсутствии этого товара. Также важной особенностью при исследовании динамики спроса является то, что спрос имеет временный характер и может постоянно изменяться во времени.

Графическое изображение кривой спроса можно изобразить так: (рис. 1)

Рис. 1.1.  Кривая спроса

 

На данном рисунке кривая имеет  сглаженный вид, так как спрос представлен не одним отдельным покупателем, а совокупностью этих покупателей. То есть дается общая усредненная картина спроса.

В условиях рынка спрос зависит от множества различных условий. Среди факторов, влияющих  на величину спроса, выделяют ценовые и неценовые факторы.

Главное их отличие друг от друга заключается в следующем: при ценовых факторах, т.е. в случаях, когда меняется сама цена товара, меняется спрос на данных товар (рис. 2). Происходит как бы движение вдоль кривой спроса вверх или вниз.

  При неценовых факторах меняется сама кривая спроса, сдвигаясь вправо или влево, и, следовательно, спрос увеличивается или уменьшается (рис. 3).

 

Рис. 1.2. Изменение спроса при изменении цены

 

Рис. 1.3. Изменение кривой спроса при неценовых факторах

 

К неценовым факторам, влияющим на спрос, можно отнести следующие факторы:

    • Изменение дохода населения
    • Изменение структуры и количества населения
    • Изменение цен на товары-субституты и комплементарные товары
    • Ожидание потребителей
    • Изменение моды, вкусов, предпочтений и другие

Рассмотрим эти неценовые факторы  более подробно.

Изменение дохода населения. С увеличением дохода, у покупателя возникает желание приобретать больше товаров вне зависимости от цен на них. Это может быть увеличение спроса на недвижимость, новые автомобили, высококачественную одежду, обувь и т.д. Но вместе с тем может снизиться спрос на менее качественные и менее престижные товары.

Рассматривая  влияние данного и последующих  неценовых факторов на величину спроса, я хочу обратиться к рисунку 3. На нем видно, что при увеличении дохода населения, появляется возможность покупать большее количество товара при неизменной цене. Следовательно, происходит сдвиг кривой спроса вправо (D1) и спрос увеличивается (Q3). При уменьшении дохода, кривая спроса сдвигается влево (D2) и спрос на товар уменьшается (Q1).

К следующему фактору  относится изменение структуры или количества населения. Например, при увеличении рождаемости, растет спрос на детские товары; а при старении населения – происходит увеличение спроса на лекарства и средства ухода. При увеличении населения может увеличиться спрос на дома и квартиры. Но происходит это лишь с условием, что уровень доходов населения позволяет потребителям приобретать данные товары.

Если снова обратиться к рисунку 3, то, на примере увеличения населения, поскольку происходит увеличение покупателей на рынке (при сохранении неизменного дохода на душу населения), сдвиг кривой спроса происходит вправо (D1). Следовательно, увеличивается спрос (Q3) на товары. И наоборот, уменьшение населения будет сдвигать кривую спроса влево (D2), в связи с сокращением числа покупателей. В этом случае  спрос будет уменьшаться (Q1).

Еще одним условием, влияющим на спрос, является изменение цен на взаимосвязанные товары: товары-заменители (товары-субституты) и взаимодополняемые товары (комплементарные товары). В первом случае (товары-субституты) наблюдается следующая картина: при увеличении цены на основной товар, спрос падает на этот товар, и увеличивается спрос на товар-заменитель. То есть происходить некая конкуренция между двумя товарами-заменителями. Например: при увеличении цены на сливочное масло, спрос на него падает и увеличивается спрос на маргарин.

Во втором случае (комплементарные товары) рассматриваются два товара, которые тесно взаимосвязаны и не могут использоваться отдельно друг от друга. В такой ситуации, если цена на один из взаимосвязанных товаров увеличивается (на дополняющий), то спрос на другой (основной) уменьшается, и наоборот. Классическим примером служит увеличение стоимости топлива для автомобилей, что влечет за собой уменьшение величины спроса на последние.

Следующий неценовой  фактор – это ожидание потребителей. Эти ожидания играют очень важную роль в определении положения кривой спроса. Если ожидается в ближайшем будущем увеличение цены, то линия спроса сместится влево (D2) и спрос, как следствие, снизится (Q1). Если же ожидается повышение цены, то кривая спроса смещается вправо (D1)  и спрос, таким образом, увеличивается (Q3). Такой же принцип действует в случае, когда покупатель ждет исчезновение какого-либо товара из продажи. В настоящее время примером этому может служить спрос на лампы накаливания, которые в будущем планируют полностью вывести из продажи и оставить только энергосберегающие лампы.

Вкусы, предпочтения, мода также оказывают значительное влияние на величину спроса, являясь еще одним неценовым фактором. Примером может служить такая ситуация на рынке, когда в предстоящем сезоне мода диктует носить голубые джинсы. В этой ситуации спрос на голубые джинсы значительно вырастет (Q3) и кривая спроса  сдвигается вправо (D1). Или рассмотрим ситуацию, при которой происходит активная пропаганда, реклама здорового образа жизни. В этом случае может наблюдаться снижение спроса на такие товары, как  сигареты и алкоголь. И тогда кривая спроса будет смещена влево (D2).

Но все-таки самое действенное и предсказуемое влияние  на спрос оказывают цены. Это и есть ценовой фактор. Такая связь наиболее устойчивая и понятная, и подразумевает она снижение цены при увеличении спроса и наоборот (рис. 2). Такая связь и характеризует закон спроса.

Иначе говоря, закон спроса заключается в следующем: при равных условиях величина спроса на товар тем выше, чем ниже цена этого товара, и наоборот, чем выше цена, тем ниже величина спроса на него. На рисунке 2 видно, что при увеличении цены на товар (Р2), спрос на этот товар падает (Q1). И наоборот, при снижении цены (Р1), спрос, соответственно, увеличивается (Q2).

Действие закона потребительского спроса объясняется на основе действия эффектов, описанных ниже.

Во-первых, это эффект роста выгоды. В этом случае снижение цены на какой-либо товар уменьшает расходы потребителя, но при этом полезность не изменяется. Т.е., покупатель получает больше полезности, сохраняя при этом прежний объем расходов.

Закон спроса также объясняет действие эффекта дохода. Заключается он в следующем: в случае роста цены на товар снижается покупательная способность потребителя, но только лишь при неизменной величине дохода этого потребителя. Это, соответственно, и ведет к сокращению спроса на подорожавший товар.

Третий эффект – эффект замещения. Действует он тогда, когда рост цены на какой-либо товар заставляет покупателя выбирать другой более дешевый аналог. Например, при увеличении цены на сигареты марки N, увеличится спрос на менее дорогие сигареты марки S.

Но следует иметь в виду, что  действие закона спроса может быть в некоторых случаях ограниченно. Например, это происходит при ажиотажном спросе, который вызван ожиданием повышения цен.

Закон спроса не работает и в  случае, когда покупатели ожидают дальнейшего снижения цен.

Также закон спроса не действует для редких и дорогостоящих товаров, таких как золото, драгоценности, дома, т.е. тех товаров, которые являются средствами вложения денег.

Не действует закон при переключении спроса на более качественные и дорогостоящие  товары (например, с появлением компьютеров, спрос на пишущие машинки  начал падать, несмотря на дороговизну первых).

В случае, когда происходит рост цен  на основную группу товаров первой необходимости, закон спроса также не действует. Здесь происходит вынужденный отказ от других более дорогих и качественных товаров и увеличивается объем спроса на основной продукт. Данная ситуация случается, когда расходы на подорожавший товар первой необходимости занимают значительную долю в бюджете покупателя. При этом реальный доход такого человека падает и ему приходится ограничить покупки других товаров. Данная ситуация получила название парадокса Гиффена и четко может наблюдаться в период голода.

В заключении работы хочу отметить, что  спрос формируется под влиянием большого количества факторов как ценовых, так и неценовых. И при этом следует не забывать - при определении спроса эти факторы должны рассматриваться только в совокупности, а не отдельно друг от друга.

 

Что такое прибыль? Всегда ли увеличение объемов производства ведет к росту прибыли? Каким  правилом должно пользоваться предприятие, определяя наиболее выгодный объем  производства?

 

Цель любого предприятия - получение максимальной прибыли. Прибыль - это движущая сила любой хозяйственной деятельности в современных условиях рынка.

Предприятие, изготавливая какой-либо товар, несет затраты, т.е. издержки (затраты на сырье, материалы, энергию, заработную плату, транспортировку и прочее).  А, продавая этот товар по некой цене – получает доход. И разница между этим доходом и всеми затратами и есть экономическая прибыль предприятия.

Таким образом, можно выделить два способа увеличения прибыли. С одной стороны, увеличить доход, а с другой — снизить издержки производства.

Но в своей работе я  более подробно рассмотрю увеличение дохода путем увеличения объемов  производства, и всегда ли такое  увеличение будет приводить к  увеличению прибыли.

Общий доход, получаемый от продажи  произведенных товаров, образует валовую выручку предприятия (R).

Размер выручки зависит  от двух составляющих: объема производства (V) и цены данного товара (S): P = V S.

Данную зависимость можно  представить графически на рис. 2.1.

Рис. 2.1. Зависимость выручки от цены товара

и объема производства

 

На этом рисунке площадь прямоугольника 0S1S1V1 и  будет  представлять величину выручки. И здесь хорошо видно, что для увеличения выручки, необходимо повышать цену или увеличивать объем производства.

Но чаще всего в условиях существующей конкуренции на современном рынке, производитель не может самостоятельно повышать цены. И в таком случае выручка будет зависеть лишь от объема производства,  который предприятие может определить само. Такую зависимость выручки от объема производства при неизменных ценах можно представить с помощью рис. 2.2.

Рис. 2.2. Зависимость выручки  от объема производства

 

Рисунок наглядно показывает зависимость выручки от объема производимых товаров. Чем больше объем (V), тем больше выручка (R). И наоборот.

Наряду с такой зависимостью в микроэкономике существует и зависимость  издержек предприятия от объема производства. С ростом объемов растут издержки. При этом рост их обычно не прямо  пропорционален. То есть предприятие должно найти такой оптимальный вариант, когда разница между выручкой и издержками будет обеспечивать наибольшую прибыль. Прибыль предстает как разность между выручкой (R) и издержками производства (C): P = R - C.

Если мы наложим на рисунок 2.2. кривую общих издержек, то получим следующую картину (рис. 2.3.):

Рис. 2.3.

Данный рисунок хорошо показывает, что при разных объемах производства прибыль разная. Ее нет при объеме производства менее 0V1, так как издержки оказываются больше выручки. Далее прибыль растет, и максимума достигает при объеме 0V2. Дальнейшее увеличение производства ведет к уменьшению прибыли, так как рост издержек превышает рост выручки. Значит, предприятие должно остановить рост производства в точке V2.

Для определения наиболее выгодного объема производства предприятие должно руководствоваться следующим правилом: прибыль максимальна при таком объеме производства, при котором предельные издержки (MC) равны предельной выручке (MR).

Информация о работе Закон спроса, прибыль при увеличении производства