Закон спроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 20:04, реферат

Описание работы

Действительно, неудовлетворенный спрос может стимулировать рост производства, а может спровоцировать и рост цен; уменьшение спроса может вызвать структурные изменения в экономике, а может — кризис перепроизводства. Словом, спрос — поистине «душа» экономики. Он вечно загадочен и непредсказуем, ибо отражает не только объективные потребности, но и субъективные устремления, не только рациональные решения, но и эмоциональные поступки. Тем удивительнее достижения экономистов в анализе спроса.

Файлы: 1 файл

Закон спрос.docx

— 71.26 Кб (Скачать файл)

Закон спрос

Спрос — магическое для экономиста слово, ибо в нем могут скрываться опасность и радость, эффективность и катастрофа. Действительно, неудовлетворенный спрос может стимулировать рост производства, а может спровоцировать и рост цен; уменьшение спроса может вызвать структурные изменения в экономике, а может — кризис перепроизводства. Словом, спрос — поистине «душа» экономики. Он вечно загадочен и непредсказуем, ибо отражает не только объективные потребности, но и субъективные устремления, не только рациональные решения, но и эмоциональные поступки. Тем удивительнее достижения экономистов в анализе спроса.

Спрос — это  платежеспособная потребность покупателей  в данном товаре при данной цене. Иными словами, спросом является не всякая потребность в данном товаре, а только такая, которая обеспечена наличием платежных средств (деньгами) у покупателя. Таким образом, в  экономической теории различают «потребность» и «спрос».

Между этими  понятиями складывается непростое  количественное соотношение. Как правило, спрос меньше потребности, поскольку  любая цена ограничивает число покупателей. В этом, кстати, великая созидательная  сила цены, ибо при ее отсутствии на прилавках не осталось бы ни одного товара! Можно спорить о «плюсах» и «минусах» ценообразования, но если бы цены вдруг исчезли, это повлекло бы абсолютную экономическую катастрофу.

В экстремальных  экономических ситуациях спрос  может превышать потребность, поскольку  отражает влияние других факторов (инфляция, паника, соображения престижа и т. д.).

Итак, спрос  — это объем возможной купли  товара в зависимости от установившейся цены на него. Очень важно осознать, что спрос — это потенциальная  купля, но состоится она или нет, зависит от множества факторов. Для  динамики рыночной системы наличие  спроса как возможной купли благотворно, так как заставляет суетиться  бизнесменов, вынуждает их к доходному  маневрированию объемами производства, а коммерсантов — объемами предложения. Специальная наука («маркетинг») озабочена  одним — как помочь «спросу» превратиться в реальную «куплю».

Из данного  выше определения спроса следует, что  каждой цене товара соответствует определенная величина спроса. Это позволяет дать определение закону спроса, между  уровнем цены (Р) и величиной спроса на него (Qd) существует обратная зависимость: Qd = f(1 /Р), — разумеется, при прочих равных условиях. Говоря житейским языком, чем ниже цены — тем больше величина спроса, а чем выше цена — тем меньше величина спроса.

Закон спроса имеет общепринятое в экономической  теории графическое изображение (см. график 6.1.).

Объективная экономическая логика позволяет  прогнозировать их реакцию на изменение  цены. Закон спроса важен и тем, что показывает достижение экономикой данной страны высокого уровня развития — ведь спрос может «благодарно» увеличиваться при снижении цены или «возмущенно» уменьшаться при  росте цены только при отсутствии дефицита , там, где дефицит, мнение покупателя не важно, все диктует производитель; а ведь подлинный рынок — это равноправие спроса и предложения .

Закон спроса

Цена спроса — это максимальная цена, которую  готов заплатить покупатель за единицу  товара.

Закон спроса — величина (объём) спроса уменьшается  по мере увеличения цены товара. Математически  это означает, что между величиной  спроса и ценой существует обратная зависимость (однако не обязательно  в виде гиперболы, представленной формулой y = a/x). То есть повышение цены вызывает понижение величины спроса, снижение же цены вызывает повышение величины спроса.

Неценовые факторы, влияющие на спрос:

  • Уровень доходов в обществе;
  • Размеры рынка;
  • Мода, сезонность;
  • Наличие товаров-субститутов (заменителей);
  • Инфляционные ожидания.

 

Закон не действует в следующих случаях:

  • при ажиотажном спросе, вызванном ожидаемым повышением цен;
  • если покупатели ожидают дальнейшего снижения цен;
  • для редких и дорогостоящих товаров (золото, драгоценности, дома), являющихся средством помещения денег;
  • при переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары.

 

Эластичность  — это величина, показывающая взаимосвязь  между изменением цены и объемом  проданных товаров.

 

Ценовая эластичность спроса (ЕD) (коэффициент эластичности) характеризует степень реакции покупателей на изменение цены.

Различают эластичность спроса по цене, эластичность спроса по доходу, а также перекрестную эластичность по цене 2-х товаров.

[править]

Эластичность  спроса по цене

Эластичность  спроса по цене показывает, на сколько  процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1 %. На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы:

Наличие товаров-конкурентов или товаров-заменителей (чем их больше, тем больше возможность  найти замену подорожавшему товару, то есть выше эластичность);

Незаметное  для покупателя изменение уровня цен;

Консерватизм  покупателей во вкусах;

Фактор  времени (чем больше у потребителя  времени на выбор товара и обдумывание  — тем выше эластичность);

Удельный  вес товара в расходах потребителя (чем больше доля цены товара в расходах потребителя, тем выше эластичность).

На  эластичность спроса влияют сроки хранения и особенности производства. Совершенная  эластичность спроса характерна для  товаров в условиях совершенного рынка, где никто не может повлиять на его цену, следовательно, она остается неизменной. Для подавляющего большинства  товаров зависимость между ценой  и спросом обратная, то есть коэффициент  получается отрицательным. Минус обычно принято опускать и оценка производится по модулю. Тем не менее, встречаются случаи, когда коэффициент эластичности спроса оказывается положительным — например, это характерно для товаров Гиффена.

Товары  с эластичным спросом по цене:

Предметы  роскоши (драгоценности, деликатесы)

Товары, стоимость которых ощутима для  семейного бюджета (мебель, бытовая  техника)

Легкозаменяемые товары (мясо, фрукты)

Товары  с неэластичным спросом по цене:

Предметы  первой необходимости (лекарства, обувь, электричество)

Товары, стоимость которых незначительна  для семейного бюджета (карандаши, зубные щётки)

Труднозаменяемые товары (хлеб, электрические лампочки, бензин)

Эластичность  спроса по доходу

Эластичность  спроса по доходу показывает, на сколько  процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1 %. Она  зависит от следующих факторов:

Значимость  товара для бюджета семьи.

Является  ли товар предметом роскоши или  предметом первой необходимости.

Консерватизм во вкусах.

Измерив эластичность спроса по доходу, можно определить, относится ли данный товар к категории нормальных или малоценных. Основная масса потребляемых товаров относится к категории нормальных. С ростом доходов мы больше покупаем одежду, обувь, высококачественные продукты питания, товары длительного пользования. Есть товары, спрос на которые обратно пропорционален доходам потребителей. К ним относятся: вся продукция секонд-хенд и некоторые виды продовольствия(дешевая колбаса, приправа). Математически эластичность спроса по доходу может быть выражена следующим образом:

Перекрёстная эластичность спроса

Это отношение  процентного изменения спроса на один товар к процентному изменению  цены на какой-либо другой товар. Положительное  значение величины означает, что эти  товары являются взаимозаменяемыми (субститутами), отрицательное значение показывает, что они взаимодополняющие (комплементы)[1].


Информация о работе Закон спроса