Закономерности, принципы и факторы размещения производства
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 07:57, контрольная работа
Описание работы
В условиях становления и развития рыночных отношений проявляются определенные закономерности в размещении производства. Они формируются в результате взаимодействия законов общественного развития на определенном историческом этапе.
Важным направлением
кадровой политики, оказывающей влияние
на развитие и размещение производства,
является фактор заработной платы, особенно
для районов Севера и восточных
районов, т.е. районов трудодефицитных,
с экстремальными условиями, слабозаселенных.
Из многообразия экономических
факторов, влияющих на развитие и размещение
производства, следует выделить важнейший
- транспортный.
При размещении всех отраслей
хозяйства этот фактор имеет особое значение,
так как он обеспечивает экономические
связи между районами и центрами, способствует
освоению вновь открытых природных ресурсов,
изменяет экономико-географическое положение
территорий, способствует улучшению территориальной
организации хозяйства всей страны. При
планировании размещения предприятий
стоит задача транспортного строительства,
задача ликвидации или сокращения дальних
нерациональных перевозок. Транспорт
обеспечивает не только освоение новых
территорий на севере и востоке страны,
но и потребность западных районов в топливе
и сырье. Несмотря на огромное значение
транспортного фактора в рациональном
и планомерном размещении производительных
сил, еще очень часты встречные и чрезмерно
дальние перевозки грузов, продукции лесозаготовок,
металла, полуфабрикатов и часто громоздких
малотранспортабельных изделий других
отраслей промышленности.
По соотношению материальных
ресурсов и готовой продукции, а также
себестоимости продукции можно выделить
отрасли промышленности, наиболее зависящие
особенно от транспортного фактора,
Учет транспортного фактора
является важным при размещении производства
любой отрасли. Причем оптимальные размеры
предприятий следует определять исходя
из экономической целесообразности, но
обязательно с учетом транспортных издержек.
Транспортный фактор играет
большую роль в эффективном межрайонном
перемещении ресурсов на значительные
расстояния. Эффективность транспорта
повышается в результате электрификации
железных дорог, развития систем трубопроводов
и дальних высоковольтных линий электропередачи.
Важным экономическим фактором
размещения производства является научно-технический
прогресс (НТП). Он представляет непрерывный
процесс развития науки, техники и технологии,
совершенствования предметов труда, форм
и методов организации труда и производства.
Непрерывность НТП зависит в значительной
степени от развития фундаментальных
исследований, открывающих новые свойства
материалов, законы природы и общества,
а также от прикладных исследований и
опытно-конструкторских разработок, позволяющих
направить научные достижения в новую
технику и технологию.
В условиях замедления темпов
роста трудовых, минерально-сырьевых и
топливно-энергетических ресурсов возрастает
значение научно-технического прогресса
в совершенствовании территориального
разделения общественного труда, экономическом
развитии отдельных регионов и страны
в целом.
Большую роль научно-технический
прогресс играет в рациональном размещении
производства и производительных сил
в целом. Изменяется специализация сложившихся
регионов, начинается хозяйственное освоение
новых территорий со сложными климатическими
условиями.
Одним из направлений НТП
является использование новых технологических
решений при освоении природных богатств
восточных районов страны. Применение
новых технологических схем дает возможность
вести комплексную переработку сырья,
заменять традиционные источники новыми.
Так, использование новых методов бурения
скважин и добычи сырья, приспособленных
к специфическим условиям Севера, позволило
значительно сэкономить денежные ресурсы
на оборудовании каждой скважины. Впервые
в мировой практике в Среднем Приобъе
при турбинном бурении были широко использованы
гидромониторные долота, что позволило
удвоить механическую скорость проходки
скважин. Применение новых технологий
помогло также освоить крупные газоконденсатные
месторождения Оренбурга и Астрахани.
Значительные изменения в
территориальной организации хозяйства
связаны с применением таких новых направлений,
как развитие робототехники, роторных
и роторно-конвейерных линий, гибких автоматизированных
производств, обеспечивающих высокую
производительность. Особенно важную
роль эти направления играют в районах
дефицитных или ограниченных трудовых
ресурсов. Технический прогресс, сокращающий
потребность в трудовых ресурсах за счет
роста производительности труда, является
главным звеном экономической стратегии
освоения отдаленных и труднодоступных
районов.
В условиях формирования
рыночных отношений научно-техническая
революция требует значительных структурных
и качественных изменений основных производственных
фондов. Наращивание экономической мощи
в последние десятилетия имело экстенсивный
характер. Научно-техническая и производственная
база нашей страны не отвечает требованиям
интенсификации общественного производства.
Свыше 50% оборудования и машин эксплуатируются
более 15 лет, в то время как сменяемость
оборудования в Японии составляет 6-8 лет,
а в европейских государствах 10-12 лет.
Особенно тяжелая ситуация сложилась
в старых промышленных районах Европейской
части России, где действующие предприятия
в течение длительного времени не подвергались
реконструкции и техническому переоснащению.
Решение задачи повышения эффективности
общественного производства в стране
возможно лишь при условии ускорения научно-технического
прогресса.
Реализация достижений НТП
влияет на формирование территориальных
народно-хозяйственных пропорций и воздействует
на территориальное разделение труда.
Велико значение в формировании территориальных
пропорций экономических факторов: капитальных
вложений, освоения основных фондов и
т.д.
В соответствии с учетом факторов
размещения производства определяется
место для строительства того или иного
предприятия, производятся необходимые
изыскания и технико-экономические расчеты
для обоснования местоположения предприятий,
выявляются транспортные условия, энергетические,
сырьевые и водные ресурсы намечаемого
района строительства и т.п. В технико-экономических
расчетах учитываются примерная мощность
(размер) проектируемого предприятия,
его производственная программа с основной
номенклатурой изделий, ориентировочная
потребность в главных видах сырья, топлива
и электроэнергии, ориентировочная стоимость
и очередность строительства и т.п. Технико-экономические
расчеты и обоснования строительства
обеспечивают правильное территориальное
размещение предприятий, строительство
их с наименьшими материальными и трудовыми
затратами и, следовательно, в значительной
степени определяют рентабельность работы
этих промышленных объектов.
В решении задач рационального
размещения производительных сил нашли
применение математические методы. Задачи
по определению оптимального (наиболее
экономически эффективного) плана развития
и размещения предприятий отрасли решают
чаще всего в двух направлениях: 1) достигнуть
заданного объема производства продукции
и удовлетворить потребности потребителей
при ограниченных ресурсах и сведении
к минимуму суммарных затрат на производство
и транспортировку сырья и продукции;
2) получить максимум прибыли при заданных
ресурсах (материальных, трудовых, капитальных
вложений). В ходе решения задач могут
быть определены:
объемы производства на действующих и реконструируемых
предприятиях;
пункты нового строительства и целесообразные мощности
новых объектов;
специализация многономенклатурных предприятий на выпуске каждого продукта;
объемы расхода различных ресурсов (сырья, топлива, электроэнергии, оборудования, труда) на каждом предприятии;
размеры капиталовложений на поддержание мощностей действующих предприятий, на реконструкцию и строительство новых объектов;
потери от ликвидации нерентабельных предприятий;
объемы добычи сырья и топлива, обеспечивающие данную отрасль промышленности.
В размещении производительных
сил велика роль всей совокупности факторов.
Экономически обоснованное размещение
производительных сил с учетом совокупности
факторов в условиях рыночной экономики
будет способствовать более эффективному
использованию природно-ресурсного потенциала
и комплексному развитию регионов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Объективные закономерности
размещения производства, являясь отражением
законов развития рыночной экономики,
действуют не изолированно друг от друга,
все они взаимообусловлены.
Наряду с закономерностями
и принципами размещения производительных
сил в теоретическом обосновании размещения
производства важную роль играют и многообразные
факторы, определяющие локализацию производства,
влияющие на конкретное размещение отдельных
отраслей хозяйства, на формирование территориальных
комплексов различного ранга - экономических
районов, республик, областей, внутрирайонных
ТПК.
Все многообразие факторов,
оказывающих огромное влияние на размещение
производства, можно объединить в родственные
группы: экономические факторы, природные
факторы, включающие экономическую оценку
отдельных природных условий и ресурсов
для развития отдельных отраслей и районов;
демографические факторы, под которыми
понимаются системы расселения, обеспеченность
отдельных территорий страны трудовыми
ресурсами. В состав этих факторов следует
включить и состояние социальной инфраструктуры.
В размещении производительных
сил велика роль всей совокупности факторов.
Экономически обоснованное размещение
производства с учетом совокупности факторов
в условиях рыночной экономики будет способствовать
более эффективному использованию природно-ресурсного
потенциала и комплексному развитию регионов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
Экономическая география России: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Т.Г. Морозовой.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.- 471 с.
Региональная экономика: Учебное пособие / Под ред. М.В. Степанова.- М.: ИНФРА-М, 2002.- 463 с.
Родионова И.А. Экономическая география и региональная экономика. Пособие для студентов вузов - М.: Московский Лицей, 2000.
Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева.- М.: Дрофа, 2001.- 672 с.
Гранберг А.Г. Основы региональной экономики, 2001
Алексеев А.И., Бабурин В.Л., Гладкевич Г. И., Хрущев А.Т. Экономическая и социальная география России, 2001