Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 23:30, курсовая работа
В этой работе я постараюсь раскрыть ряд вопросов, касающихся занятости населения, безработицы и проблем регулирования занятости в рыночном хозяйстве. А именно, мне хотелось бы рассказать об актуальной в данное время нестандартной занятости. Так как экономическая основа трудовых отношений в нашей стране за последние полтора десятилетия претерпела серьезную трансформацию. Изменились и сами трудовые отношения. В частности, возросла роль таких форм занятости, которые ранее либо запрещались, либо находились в зачаточном состоянии. И в этом смысле российский рынок труда начинает все больше напоминать рынки труда развитых индустриальных стран, сохраняя вместе с тем свою специфику.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Взаимосвязь занятости и безработицы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Глава 2. Нестандартная занятость и российский рынок труда
Пункт 1. Стандартная и нестандартная занятость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
Пункт 2. Основные формы нестандартной занятости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
Пункт 3. Особенности эволюции российского рынка труда . . . . . . . . . . . . . .12
Пункт 4. Масштабы и структура нестандартной занятости в России . . . . . . 17
Глава 3. Структура российской рабочей силы: особенности и динамика. . . 21
Пункт 1. Отраслевая структура занятости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Пункт 2. Профессиональная структура занятости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24
Пункт 3. Образовательная структура занятости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Пункт 4. Воздействие сдвигов в отраслевой и профессиональной структуре на образовательную структуру занятости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
. . . . . . . . . . . . . . . . . .
Для этого мы воспользовались данными ОНПЗ за 1992—2005 гг., которые позволяют оценить, какая часть изменений в образовательной структуре российской занятости была продиктована: 1) изменениями в ее отраслевой структуре; 2) изменениями в ее профессиональной структуре; и, наконец, 3) их совокупным воздействием.
1. Приводимые в таблице 10 оценки позволяют увидеть, что в пореформенный период изменения в распределении российских работников по уровню образования лишь на 13% диктовались изменениями в их распределении между отраслями, тогда как вклад внутриотраслевых («автономных») факторов достигал 87%. Другими словами, сдвиги в образовательной структуре занятости происходили практически независимо от сдвигов в ее отраслевой структуре. Оценки по отдельным образовательным группам говорят о том же: так, прирост доли работников со средним профессиональным образованием был лишь на 22% обусловлен отраслевой перестройкой экономики, а прирост доли работников с высшим профессиональным образованием и того меньше — всего на 7%.
При этом между более ранним и более поздним этапами переходного периода имелись серьезные отличия. Если в первой половине 1990-х годов примерно '/^ всех изменений в распределении работников по уровням образования происходила под воздействием изменений в их распределении по отраслям, то в более поздний период 1997—2004 гг.) этот показатель упал до мизерной величины 5,5%. Явное доминирование факторов предложения над факторами спроса прослеживалось в эти годы и для такой важнейшей группы, как обладатели вузовских дипломов: по нашим оценкам, их ускоренный приток на рынок труда не более чем на 10% мог объясняться активным расширением занятости в знаниеемких отраслях.
2. Анализ воздействий,
обусловленных перестройкой
Особый случай представляют обладатели вузовских дипломов. В начальные годы реформ их ускоренный приток на рынок труда был практически никак не связан с той ломкой, которой подвергалась в то время профессиональная структура занятости. Но в более поздние годы он стал определяться ею почти наполовину. Однако и тогда «неавтономная» составляющая этого притока (обусловленная межпрофессиональными сдвигами) все равно оставалась меньше, чем «автономная» (не обусловленная ими): 47% против 53%. Другими словами, рост относительной численности работников с высшим образованием в большей мере происходил за счет увеличения их представительства внутри отдельных профессиональных групп, чем за счет вытеснения менее «интеллектуальных» видов профессиональной деятельности «интеллектуальными».
3. Наконец, в таблице 12 приведены результаты третьего, более сложного варианта расчета. К сожалению, он возможен только для подпериода 1997—2004 гг. Полученные нами оценки свидетельствуют о почти полной независимости изменении в распределении работников по уровню образования от изменении в их распределении как по отраслям, так и по профессиям: суммарный вклад всех «неавтономных» факторов едва превышает 10%. С известным преувеличением можно утверждать, что примерно с середины 1990-х годов накопление человеческого капитала в российской экономике стало протекать преимущественно в «автономном» режиме, слабо связанном с перестройкой ее отраслевой или профессиональной структуры.
Конечно, отсутствие
зависимости образовательной динамики
от межотраслевых и межпрофессиональных
сдвигов не следует интерпретировать
как однозначное свидетельство того, что
наплыв обученной рабочей силы опережал
потребности экономики. Прежде всего само
отождествление межотраслевой/
И все же мы не склонны
недооценивать значимости
Заключение
1. По-моему мнению, борьба с нестандартной занятостью бесполезна. Подобные рабочие места в российской экономике будут создаваться все чаще, ведь она уже стала составной частью мирового хозяйства и избежать влияния универсальных тенденций не удастся.
Не будем забывать и
о том, что в
В российской экономике
отношения занятости пока
2. Как показал наш анализ, в пореформенный период структура российской занятости претерпела кардинальные изменения и во многих отношениях стала более «стандартной». Так, наблюдалось резкое сжатие вторичного сектора экономики с параллельным расширением третичного сектора. В результате чего основная часть российской рабочей силы оказалась сконцентрированной в сфере услуг. Правда, распределение работников по отраслям внутри самого третичного сектора выглядит достаточно необычно – из-за явно выраженной смещённости от деловых услуг в пользу социальных.
С известными оговорками можно говорить также и о тенденции к «нормализации» профессиональной структуры занятости. Однако многие специфические черты сохраняются. Например, по международным меркам в состав российской рабочей силы сверхпропорционально представлены наиболее и наименее квалифицированные профессиональные группы средней квалификации всё ещё представлены слабо. При этом в большинстве случаев отклонения в профессиональной и в отраслевой структуре занятости взаимосвязаны: Высокий удельный вес специалистов высшего уровня квалификации можно считать естественным коррелятом активного развития сферы социальных услуг.
Однако самая сильная
печать «атипичности» лежит,
В перспективе расхождения
между качеством рабочей силы
и качеством рабочих мест
Сохранение в будущем
экономических преимуществ,
Уже в ближайшие годы российский рынок труда и система образования могут столкнуться со сложным комплексом принципиально новых проблем. Чем раньше они будут осознаны, тем выше шансы, что их удастся преодолеть с меньшими издержками для общества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Глава 2. Пункт 1. Таблица 1
Глава 3. Пункт 1. Рисунки 1 и 2
Таблица 1
Глава 3. Пункт 2
Таблица 4
Рисунок 4
Таблица 7
Таблица 9
Таблица 10
Информация о работе Занятость населения и проблемы её регулирования в рыночном хозяйстве