Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 18:09, курсовая работа
Проблема безработицы является наиболее актуальной на сегодняшний день. Особенно остро она проявляется в последние годы. Не ошибусь, если скажу, что каждый из нас когда-либо сталкивался, прямо или косвенно, с этой поистине глобальной проблемой.
Наиболее трудно бороться с циклической безработицей. Для решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры:
Создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда – производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость населения возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.
Способами увеличения спроса являются:
-тимулирование роста экспорта. Это может привести к росту объемов производства и, соответственно, - занятости населения на них;
-поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятия с целью повышения конкурентноспособности продукции.
Создание условий для сокращения предложения труда. Очевидно, что чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти работу даже при том же числе свободных рабочих мест. Сократить число претендентов на эти места и, более того высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально.
Некоторое облегчение может принести, например, предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возрасти. В Российской Федерации, например, при упразднении органов управления союзного уровня работавшим в их штатам мужчинам позволяли уйти на пенсию в 57-58 лет, а женщинам – в 53-54 года. Без этого пожилым служащим пришлось бы искать работу. А поскольку шансов на трудоустройство в этом возрасте у них было немного. Они увеличили бы армию безработных. Досрочная пенсия позволила предотвратить такое развитие событий. Вместе с тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат.
Создание условий для роста самозанятости. Смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удается найти работу по найму.
Реализация программ поддержки молодых работников. Тяжелее всего безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей плодотворности труда и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).
Для помощи молодежи могут использоваться различные методы:
-экономическое стимулирование молодежной трудоустроенности;
-создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи
-cоздание центров обучения молодых людей тем профессиям, в которых шансы на трудоустроенность наиболее велики.
Список программ сокращения безработицы можно продолжать еще долго, но важно понимать, что все эти программы не могут полностью ликвидировать или существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране.
Уровень безработицы в России в декабре 2008 – феврале 2009 года составил 5,8 миллиона человек, или 7,7% от экономически активного населения. Официальное число безработных составляет 1,548 миллиона человек.[3]
Общая численность безработных в России в декабре 2008г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла на 26,1% (по сравнению с ноябрем 2008г. - на 9,7%) и составила 5,8 млн человек, или 7,7% от экономически активного населения. Такие данные содержатся в оперативном докладе Федеральной службы государственной статистики (Росстат) РФ. За 2008г. количество безработных увеличилось на 4,3% по сравнению с показателем 2007г.; безработица, рассчитанная в среднем за месяц, составила 4,8 млн человек.
При этом количество зарегистрированных безработных в декабре 2008г. по сравнению с декабрем 2007г., наоборот, снизилось. Так, в государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных было зарегистрировано 1,5 млн человек, что на 2% меньше показателя декабря 2007г., при этом по сравнению с ноябрем 2008г. отмечен рост на 16,7%. В декабре 2008г. пособие по безработице получали 1 млн человек.
Безработица набирает обороты: практически не осталось регионов и отраслей, которые она не затронула. Только за последнюю неделю января число официальных безработных выросло почти на 95 тыс. Больше всего количество граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, увеличилось в Костромской, Липецкой, Смоленской, Тверской, Ульяновской, Калужской, Челябинской, Вологодской, Оренбургской и Новгородской областях. Но худшее еще впереди. «Февраль, как и январь, будет жестким», – предупреждает ведущий эксперт Центра макроэкономических исследований и краткосрочного прогнозирования Игорь Поляков.[4]
В 2009 г. общее число безработных в России может увеличиться с 5,8 млн человек до 7 млн человек (по методике МОТ, основанной на опросах), заявил замминистра здравоохранения и социального развития Максим Топилин. Количество официально зарегистрированных безработных в стране может вырасти с 1,5 млн человек до 2,2 млн и даже более, предупредил он.
Безработица набирает обороты: практически не осталось регионов и отраслей, которые она не затронула. Только за последнюю неделю января число официальных безработных выросло почти на 95 тыс. Больше всего количество граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, увеличилось в Костромской, Липецкой, Смоленской, Тверской, Ульяновской, Калужской, Челябинской, Вологодской, Оренбургской и Новгородской областях.
3.2. Методы снижения безработицы в России
В целях снижения безработицы государство располагает различными методами, связанными с разработкой способов переподготовки безработного населения, социальной поддержкой безработных, содействием в создании дополнительных рабочих мест и т.д. Данные методы можно классифицировать следующим образом: активные и пассивные.
Активные методы нацелены на создание дополнительных рабочих мест, организацию системы образования и производственно- технического обучения кадров в соответствиями с требованиями современной экономики; регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров, создание рабочих мест для молодежи, субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите и т.д.
Пассивные методы включают создание системы социального страхования и материальной помощи безработным. Система социального страхования предусматривает выплату пособий по безработице с учетом прежних заработков, система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума.
Рассматривая вопрос государственного регулирования безработицы, следует определить, какие виды политики непосредственно воздействуют на уровень безработицы в стране. На основе данного критерия выделим следующие три вида государственной политики: социальная, макроэкономическая, политика в сфере занятости населения.
Данные виды политики государства тесно взаимосвязаны между собой и в совокупности определяют влияние на уровень занятости населения.
Обращаясь к методам минимизации безработицы в России, рассмотрим возможные методы, прибегая к вышеуказанной классификации.
Макроэкономическая политика:
Создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда – производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников. Способами увеличения спроса являются:
стимулирование роста экспорта (с помощью регулирования ставок таможенных пошлин и тарифов),
льготное налогообложение,
поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятий
льготное кредитование (например, Национальный проект развития сельского хозяйства) и т.п.
Социальная политика:
Выплата пособия по безработице признанным безработными,
Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих,
Предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возраста (этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат).
Политика в сфере занятости населения:
Применение в государственном и негосударственном секторах экономики гибких форм занятости и др.
Реализация программ поддержки молодых работников (возможно, создание специальных организаций, привлекающих на работу молодых специалистов).
Развитие самозанятости населения. Самозанятость населения – это специфическая форма экономической деятельности. Ее сущность заключается в том, что гражданин сам находит для себя источник доходов, обеспечивающий его достойное существование в результате экономической деятельности, не противоречащей законам страны.
Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.
Организация подготовки и переподготовки кадров. Такая работа общества и государства неразрывно связана с формированием экономики знаний. Она должна обеспечивать переподготовку специалистов, их обучение именно тем профессиям, на которые спрос не удовлетворен.
Создание и поддержка нетрадиционных форм занятости (надомничество, в т.ч. электронное надомничество). К надомничеству обращаются квалифицированные работники, располагающие персональными компьютерами, терминалами, современными средствами связи. Распространение «электронного надомничества»[5] создает гибкие рабочие места, снижает для предпринимателей расходы на помещения, отопление, освещение. Вместе с тем подобные сдвиги в структуре занятости создают новый стиль жизни: труд обогащается, возрастают самостоятельность и ответственность работника.
Обращение к системе гибкого рабочего времени, в том числе закрепление в коллективных договорах схемы гибкости трудового года, т.е. право изменять продолжительность труда на предприятиях в зависимости от колебаний спроса.
Информационная помощь безработным. Конвенция МОТ № 88 от 1998 г. предполагает, что службы занятости должны располагать информацией о рынках труда не только своего региона, но и всей страны в разрезе отдельных отраслей.
Содействие трудоустройству безработных с помощью бирж труда (учреждений, осуществляющих посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы и регистрации безработных).
Рассмотрим подробнее возможность минимизации безработицы с помощью биржи труда. В настоящее время функции биржи труда выполняют в основном государственные биржи труда, так называемые государственные службы занятости населения, подчиненные министерствам труда. В задачу государственных служб занятости входит, во-первых, оказание посреднических услуг при трудоустройстве безработных и лиц, желающих переменить работу, во-вторых, изучение спроса и предложения рабочей силы, в-третьих, предоставление информации о требующихся профессиях, в-четвертых, профориентация молодежи. Государственные биржи труда ведут учет безработных и производят выплату пособий по безработице. В случае отказа от работы, предложенной биржей труда, безработный лишается такого пособия.
Для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создана Государственная служба занятости.
Законодательство предусматривает обязанность вынуждено незанятого гражданина заявить об этом. Это один из новых принципов, определяющих правила поведения гражданина и государства на рынке труда: не государство выявляет неработающих, а незанятый гражданин сам обращается за помощью к государству, в Государственную службу занятости. Человека регистрируют как лицо, ищущее работу. И с этого момента у государства наступает обязанность в течение 10 календарных дней предоставить ему подходящую работу. Если по истечении этого периода предложений о подходящей работе нет, то он приобретает статус безработного и начинает получать государственное пособие.
Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно.
1. Анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда;