- Регулирование рынка труда.
Достижение оптимально высокой, структурно-рациональной,
экономически эффективной и социально-обоснованной
занятости – неотъемлемая составная часть
процесса восстановления российской экономики.
Стимулами этого процесса должны являться
рыночные отношения и целенаправленные
меры хозяйственной политики на всех уровнях.
Если в развитых странах проблемы занятости
могут зачастую решатся обособленно, без
кардинальных изменений экономической
стратегии, то в России для этого требуется
коренное преобразование экономики. Это
может быть реализовано лишь при финансовой
стабилизации, возобновлении экономического
роста, увеличении ресурсов для инвестиционной
активности и решении социальных проблем.
Необходимо эффективное взаимодействие
работников, работодателей и государственных
органов для согласования путей решения
проблем занятости. Перспективы занятости
определяются динамикой и уровнем экономической
эффективности производства, поэтому
более рациональное использование работников
является приоритетным направлением по
сравнению с сохранением существующих
рабочих мест. Сокращение лишних работников
и увеличение за счет этого числа безработных
(при их достаточной материальной поддержке)
во многих отношениях эффективней, чем
сохранение на предприятиях скрытого
резерва рабочей силы. Для решения
всех этих задач государство должно прогнозировать
ситуацию на рынке труда, находить и поддерживать,
либо формировать «точки роста» в экономике,
проводить соответствующую структурную,
региональную и инвестиционную политику,
регулировать внешнеэкономические связи,
способствовать адаптации работников
к требованиям рынка труда. Следует также
учитывать, что возможности государства
в области создания новых рабочих мест
меньше возможностей частного капитала.
Это, однако, не снижает роли государства
как гаранта занятости, оно должно стимулировать
активность предпринимателей. В то же
время государству необходимо ограничивать
определенными рамками их поведение на
рынке труда, обеспечивая защиту социально
уязвимых групп населения и регулируя
в сложных ситуациях высвобождение рабочей
силы. Очень важно избежать такого
положения, при котором возобновление
экономического роста будет происходить
при высокой и застойной безработице.
Обострение проблемы занятости в этом
случае просто неизбежно. Во-первых, может
увеличиться высвобождение рабочей силы
на предприятиях. Для решения этих проблем
понадобится коренной перелом в динамике
инвестиций, активизация работы по переподготовке
кадров, стимулирование частного предпринимательства,
расширение помощи безработным. Вместе
с тем по мере усиления экономической
отдачи от рыночных преобразований будет
увеличиваться инвестиционный потенциал,
стабилизироваться экономический рост,
расширяться потребность народного хозяйства
в рабочей силе. Условием
решения этих задач является не только
увеличение ресурсного обеспечения на
основе экономического роста, но и развитие
законодательства, и соответственное
изменение общественного отношения к
данным проблемам.
Роль профсоюзов в регулировании
рынка труда.
Важную роль на рынке труда играют профсоюзы.
До сих пор мы полагали, что рабочие активно
конкурируют при продаже своих услуг.
Однако многие современные рынки труда
характеризуется наличием сильных и организованных
союзов работников. Профсоюзы- объединения
работников, обладающих правом на ведение
переговоров с предпринимателями от имени
и по поручению своих членов. При анализе
экономической деятельности профсоюзов
исходят из того, что их целью является
максимизация заработной платы и занятости.
Профессиональный союз (сокращенно профсоюз)
–массовая общественная организация,
объединяющая на добровольных началах
рабочих и служащих по профессиональному
признаку. Они обладают широкими полномочиями:
осуществляют контроль за исполнением
трудового законодательства, за состоянием
техники безопасности на предприятиях,
заключают с администрацией предприятия
коллективные договоры, разрешают трудовые
споры. Но основная задача деятельности
профсоюза –повышение заработной платы.
В связи с этим видный американский экономист
П. Самуэльсон выделяет 3 основных метода,
которыми пользуются профсоюзы для достижения
этой цели. Профсоюзы
могут ограничивать предложение труда
при помощи сокращения рабочей недели,
запрета или уменьшения объема сверхурочных
работ, понижения пенсионного возраста,
ограничение детского и женского труда,
сдерживания иммиграции иностранных рабочих.
Ограничению предложения труда может
способствовать и внутренняя политика
профсоюз. Профсоюз, например, может ограничить
прием членов. При этом должен быть договор
с фирмой о найме только нескольких членов
профсоюза. Одним из направлений деятельности
профсоюза является борьба за расширение
государственного нормирования и регулирования
труда. Цель его заключается в установлении
минимума заработной платы выше равновесного
уровня. Закон о минимальной заработной
плате затрагивает прежде всего положение
неквалифицированных работников. Среди
них значительную долю составляют молодые
рабочие и подростки. В целом же занятые
рабочие выигрывают от роста минимума
зарплаты. Увеличение минимума заработной
платы обычно сопровождается пересмотром
всей системы ставок оплаты труда в сторону
ее повышения. Профсоюзы могут вызвать
сдвиг вверх по кривой спроса на труд.
При этом могут использоваться любые средства,
повышающие спрос на труд, например, содействие
установлению высоких протекционистских
таможенных тарифов. Эти меры вызовут
увеличение спроса на труд внутри данной
страны, в результате чего увеличится
количество используемого труда и возрастет
заработная плата. Повышению спроса на
труд способствует также рост эффективности
и качество труда. Это обеспечивается
работой кружков контроля качества, на
которых работники ищут способы повышения
производительности труда, лучшего использования
машин и оборудования, экономии сырья
и улучшения качества продукции. В некоторых
случаях профсоюз и работодатель могут
прийти к такому соглашению, в котором
реальная заработная плата возрастает
в обмен на согласие профсоюза вносить
определенные изменения в производственный
процесс, которые могут привести к увеличению
производительности труда. Если такое
соглашение открыто увязано с условиями
увеличения производительности труда,
то принято говорить, что такие переговоры
являются переговорами о производительности.
Более типичными являются такие случаи,
когда профсоюзы добиваются уступок у
руководства фирм, когда могут вынудить
его принять дополнительные издержки.
Эти издержки обычно принимают форму так
называемой работы по правилам или же
забастовки. Забастовка –это попытка
отказать фирме в труде всех членов профсоюзов.
Часто успех подобного рода формы протеста
зависит о целого ряда факторов: прибыльности
фирмы и ее возможности повысить цены,
не потеряв при этом свой рынок; от финансовых
ресурсов фирмы, которые позволили бы
ей компенсировать убытки, нанесенные
забастовкой; от способности самого профсоюза
причинить фирме убытки, при этом компенсировав
потери рабочих связанные с забастовкой.
Однако до сих пор большинство профсоюзов
являются частью системы менеджмента,
выполняющей жизненно важные для работников
социальные функции.
Заключение.
Рынок труда - это такая экономическая
среда или пространство, на котором в результате
конкуренции между экономическими агентами
через механизм спроса и предложения устанавливается
определенный объем занятости и уровень
оплаты труда. Это, прежде всего, система
общественных отношений, связанных с куплей
и продажей товара "труд". Носитель труда, работник, представляет
с собой уникальную человеческую личность,
которая обладает не только определенной
способностью к труду, но и спектром
других качеств: мотивами трудового поведения,
жизненным опытом. Труд имеет не только
экономическую ценность, но и социальную,
так как является источником дохода, определяет
социальный статус человека в обществе. Рынок
труда является важным элементом рыночной
экономики наряду с рынком товаров и рынком
капитала. При этом рынок труда, будучи
объектом государственного регулирования,
приобретает характер экономико-правовой
категории. Он представляет собой особую
совокупность экономических и правовых
отношений, связанных с обеспечением эффективной
трудовой занятости граждан, удовлетворением
спроса и предложений на рабочую силу.
Субъектами этих отношений выступают:
безработные граждане, работодатели и
государство, имеющие на рынке свои общие
и особые интересы. Рынок труда испытывает
колоссальное влияние со стороны различных
субъектов трудовых отношений: это и профсоюзы,
отстаивающие интересы наемных работников
и государство, поддерживающее интересы,
как работников, так и работодателей посредством
специализированных организаций и законодательного
регулирования трудовых отношений, и предпринимательские
объединения, создающиеся в противовес
профсоюзам. Для нашего рынка характерны
стихийное его формирование, становление
и развитие, пока еще не сложилась единая
инфраструктура рынка труда, что же касается
биржи труда, то она занимается в большей
своей части лишь сбором информации о
наличии рабочих мест, регистрацией незанятого
населения, выдачей пособий по безработице
и т.п. Также
нельзя замыкаться на каком-либо отдельном
сегменте рынка труда, считая ситуацию
на нем общей для рынка труда в целом. Ведь
политика государства на рынке труда в
целом только тогда может быть результативной,
когда она осуществляется дифференцированно
для каждого из его сегментов. Целенаправленное
государственное регулирование в этой
области в совокупности с другими мерами
на остальных сегментах может быть по-настоящему
эффективной. Следовательно, чтобы начать
эффективно решать проблемы на рынке труда,
нужно сначала реформировать все сферы
экономической, политической и социальной
жизни общества.
Список использованной литературы:
1. Булатов, А.С. Экономика: учебник/ под
ред. А.С. Булатова. – 3-е изд.,
перераб и доп. – М.: Юристъ,
2001. – 896с 2. Вечканов, Г.С . Экономическая теория:
учебное пособ./ Г.С Вечканов, Г.Р. Вечканова.
– М.: Эксмо, 2008.- 448с.
3. Ишенко, О.А. Современная экономика.
Лекционный курс: многоуровневое учебное
пособие./О.А.Ищенко, Н.С. Комарова, О.Ю.Мамедов.
– 8-е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 416с.
4. Любимов, Л.Л. Введение в экономическую
теорию: учебник для студентов пед.универ./
Л.Л. Любимов – в 2 книгах – М.: Вита-Пресс,
1999.– 336с. 5. Нуреев, Р.В. Курс микроэкономики:
учебник/Р.М.Нуреев. – 2-е изд., изм. – М.: Норма, 2008.
– 576с. 6. Сидорович, А.В. Курс экономической
теории: Общие основы экономической
теории. Микроэкономика. Макроэкономика.
Основы национальной экономики: учебное
пособ./ под ред. А.В. Сидоровича. – 2 изд.
– М.: Дело и Сервис, 2001. – 832с. 7. Симкина,
Л.Г. Экономическая теория/ Л.Г.Симкина.
– СПб.: ИД «Питер», 2003. – 448с. 8. Харвей,
Д. Современная экономическая теория:
учебное пособ./ Д.Харвей- М.: Юнити-Дана,
2003. – 703с.
9. Чепурин, М.Н. Курс экономической теории:
учеб./ под ред. М.Н. Чепурина,
Е.А. Киселевой – 5 изд.; доп. и перераб.
– Киров: АСА, 2003. – 832с.