Зарождение Экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 21:38, реферат

Описание работы

Под экономической теорией понимается совокупность экономических принципов предложений и фактов, которые в той или иной степени изменчивы и многообразны в основе типологии которых лежат методы экономического анализа, понимание предмета исследования, задач исследования в общем концепцуальном подходе к анализу и разработке экономических проблем современности.
Экономика — это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворениепотребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ.

Файлы: 1 файл

Зарождение Экономической теории.docx

— 28.84 Кб (Скачать файл)

Зарождение Экономической  теории

 
 

Под экономической  теорией понимается совокупность экономических принципов предложений и фактов, которые в той или иной степени изменчивы и многообразны в основе типологии которых лежат методы экономического анализа, понимание предмета исследования, задач исследования в общем концепцуальном подходе к анализу и разработке экономических проблем современности.

Экономика — это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворениепотребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ.

Истоки  экономической науки следует  искать в учениях мыслителей древнего мира, прежде всего стран Древнего Востока. Древнеиндийские "Законы Ману" (IV-III вв.до н.э.) отмечали существование общественного разделения труда, отношений господства и подчинения.

Дальнейшее  развитие экономическая мысль получила в Древней Греции. Взгляды древнегреческих мыслителей Платона, Ксенофонта, Аристотеля можно охарактеризовать как исходные пункты современной экономической науки. Экономические взгляды мыслителей Древнего Рима стали продолжением экономической мысли Древней Греции.

Экономические школы

Как наука Экономическая теория возникла в XVI-XVII вв. В этот период начинают зарождаться первые экономические школы.

История экономической теории насчитывает 8 экономических школ.

 

Экономические школы; Период развития; Представители

Меркантилизм; 16-17 вв.; Томас Ман (1571-1641)

Физиократы; 18 век.; Франсуа Кенэ (1694-1774)

Классическая  политическая экономика; конец 18 — 1-я  пол.19 вв.; Адам Смит (1723-1790)

Марксизм; 2-я пол. 19 — 20 вв.; Карл Маркс (1818-1883)

Неоклассическая экономическая теория; конец 19 —  начало 21 вв.; Альфред Маршал (1842-1924)

Кейнсианство; 20 — начало 21 вв.; Джон Кейнс (1883-1946)

Институционализм; 20 — начало 21 вв.; Джон Гелбрейт (1908-2006)

Монетаризм; 20 — начало 21 вв.; Милтон Фридмен (1912-2006)

1.Меркантилизм

Сущность  учения меркантилистов сводится к определению источника происхождения богатства. Меркантилисты отожествляли богатство с деньгами. Они считали, что чем больше денег в государстве, тем лучше развита экономика.

2.Новое направление в развитии политической экономии представлено физиократами, которые явились выразителями интересов крупных землевладельцев.

Физиократы  изучали влияние природных явлений  на экономику общества. Они считали что источником богатства является труд только в земледелии.

3.Дальнейшее развитие экономическая наука получила в трудах Адама Смита (1723-1790) и Давида Рикардо (1772-1823).

Адам  Смит стал основоположником классической политической экономии.

Основная  идея в учениях Адама Смита — идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен.

Давид Рикардо продолжил теорию А.Смита немного доработал её. Он утверждал, что стоимость и цена товара зависит от количества труда затраченного на его изготовление; Прибыль есть результат неоплаченного труда рабочего. Его учение легло в основу утопического социализма.

4.Экономическая школа утопического  и научного коммунизма

Опираясь  на высшие достижения классической школы политической экономии, Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) создали теоретическую концепцию, получившую обобщенное название марксизма.

Марксизм или теория научного социализма (коммунизма) представлена формированием социалистических принципов: общественная собственность насредства производства, отсутствие эксплуатации человеческого труда, равная плата за равных труд, всеобщая и полная занятость.

Основная  идея экономической школы утопического и научного коммунизма: В процессе труда человек отчуждает результаты своего труда в результате чего стоймостная характеристика резко уменьшается.

5.Марженализм

Во второй половине XIX в. была сформулирована теория марженализма, которая возникла как реакция на экономическое учение К.Маркса, его критическое осмысление. Именно марженализм лежит в основе современного неоклассического направления экономической мысли.

Основная идея — использование предельных крайних величин или состояний, которые характеризуют не сущность явлений, а их изменение в связи с изменением других явлений. Стоимость любого блага или товара зависит от егопредельной полезности для потребителя.

6.Неоклассическая школа

Возникает на основе синтеза идей Давида Рикарда и Марженализма.

Экономическое хозяйство рассматривается представителями этого направления как совокупность микроэкномических агентов, желающих получить максимальную полезность при минимальных издержках.

7. Кейнсианство (Д.Кейнс) - одна из ведущих теорий, которая обосновывает необходимость активного вмешательства государства в регулирование рыночной экономики путем стимулирования совокупного спроса и инвестиций через проведение определенной кредитно-бюджетной политики.

8.Экономическая школа Институционализма.

Главная идея современного институционализма - в утверждении не просто возрастающей роли человека как основного экономического ресурсыпостиндустриального общества, но и в аргументации вывода об общей переориентации постриндустриальной системы на всесторонне развитие личности, а XXI в. провозглашается столетием человека.

9.Школа Неоконсерватизма (Школа Монетаризма)

Главный принцип: Экономика способна к саморегулированию и основная задача государства это регулирование денежных потоков

микроэкономика изучает крупно маштабные экономические явления, а также те экономические выборы, совершаемые малыми экономическими единицами, такими как домашнее хоязйство, фирмы и экономические рынки.

 

Экономическая теория (Экономика) — это наука о выборе наиболее эффективных способов удовлетворения безграничных потребностей людей путем рационального использования ограниченных ресурсов.

Таким образом предметом экономической теории является противоречие междуограниченным характером ресурсов и неограниченностью человеческих потребностей.

Из предмета экономической теории можно выделить первую функцию экономики: это нахождение рациональных сочетаний ресурсов для достижения максимального удовлетворения потребностей общества. Вторая функция экономической теории — практическая (рекомендательная). На основе позитивных знаний экономика даёт рекомендации к действиям для реализации необходимой экономической политики государством.

В зависимости от объекта  исследования экономику подразделяют на:

  • Микроэкономика — раздел экономической теории, который исследует поведение отдельных экономических субъектов.
  • Макроэкономика — раздел экономической теории, который изучает функционирование экономики страны в целом.
  • Экономические системы — это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.
  • Экономические системы

Доиндустриальная Индустриальная Постиндустриальная

Главная сфера экономики

Сельское хозяйство Промышленность Сфера услуг

Лимитирующий фактор

Земля Капитал Информация

Господствующая социальная группа

Землевладельцы Собственники капитала Собственники информации

 

Среди экономических целей наиболее часто указывают следующие:

    • полная занятость;
    • экономический рост;
    • экономическая эффективность;
    • стабильный уровень цен;
    • экономическая свобода;
    • справедливость распределения доходов;
    • экономическая обеспеченность;
    • торговый баланс.

Очевидно, что некоторые из них несовместимы.

Функции экономической теории:

1.      познавательная или научная;

2.   практическая или прикладная;

3.      прогностическая;

4.      воспитательная.

 

Основное  отличие науки экономики от естественных наук заключается в отсутствии у  науки экономики такого важного  инструмента исследования, как контролируемый эксперимент. Вообще, следуют оговориться, что экономика как наука обладает таким инструментом, как экспериментом, но прикладного уровня. Верность философских  подходов и концепций проверяется, даже не поколениями, а веками; чтобы  узнать, верна ли та или иная концепция  могут потребоваться поколения, а то и века.

 

Мы можем  сказать, что экономическая наука  изучает, каким образом общество и отдельные его члены "сводят концы с концами", распоряжаются  имеющимися у них ресурсами: природными богатствами, способностями и энергией людей, техникой и знаниями для достижения своих целей. А главная из этих целей — выживание человека, семьи  и всего общества. Для того, чтобы выжить, каждый человек должен удовлетворять свои основные потребности, т.е. есть, пить, спать, одеваться, иметь жилище и т.д.

 

Ограниченность ресурсов — экономическое понятие, выражающее конечность, редкость, дефицитность ресурсов, доступных человеку и человечеству в каждый конкретный момент, относительную их недостаточность в сравнении с безграничными человеческими потребностями, для удовлетворения которых эти ресурсы употребляются.

Выбор наиболее рациональных путей использования ограниченных природных ресурсов


Информация о работе Зарождение Экономической теории