Защита интеллектуальной собственности: российский и зарубежный опыт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 10:15, курсовая работа

Описание работы

Для повышения высокого экономического и социального уровня и повышения благосостояния различных слоев общества каждая страна нуждается в развитой и хорошо налаженной системе интеллектуальной собственности.
Охрана интеллектуальной собственности способствует использованию и дальнейшему развитию местных изобретательских и творческих талантов и достижений, поддержанию и сохранению национального потенциала в сфере интеллектуальной деятельности, привлечению инвестиций, стабилизации экономического положения, при котором как отечественные, так и иностранные инвесторы могут быть уверены, что их права интеллектуальной собственности соблюдаются. Наличие в государстве современной международной системы охраны интеллектуальной собственности является необходимым элементом зрелой государственности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………
3
Глава 1. Понятие и формы охраны интеллектуальной собственности в международных отношениях……………………………………………….

5
1.1 Понятие и виды интеллектуальной собственности. Понятие охраны интеллектуальной собственности……………………………………………

5
1.2 Формы охраны интеллектуальной собственности в международных отношениях…………………………………………………………………..

9
1.3 Объекты международной правовой охраны интеллектуальной собственности: основные признаки и особенности………………………..

12
1.4. Субъекты международно-правовой охраны интеллектуальной собственности……………………………………………………………….

15
Глава 2. Международное сотрудничество в сфере охраны интеллектуальной собственности………………………………………….

17
2.1 Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений…………………………………………………………………

17
2.2 ВОИС и развитие международной системы охраны интеллектуальной собственности…………………………………………………………………

22
Заключение……………………………………………………………………
24
Список литературы………………………………

Файлы: 1 файл

курс работа по мэо.docx

— 72.89 Кб (Скачать файл)

По общему правилу, содержащемуся в современном тексте Конвенции и принятому на Брюссельской конференции 1948 г., срок охраны определяется для автора пожизненно, а также на последующие 50 лет после его смерти (ч. 1 ст. 7). Для случаев, когда национальное законодательство страны охраны предусматривает более продолжительный срок, чем 50 лет, сохранён действовавший в более ранних редакциях Конвенции принцип сравнения сроков, причём после Стокгольмской конференции 1967 г. этот принцип имеет лишь факультативный характер (ч. 8 ст. 7). Для анонимных произведений и произведений, изданных под псевдонимом, установлен 50-летний срок охраны, считая с момента выпуска произведения в свет; общий принцип (период жизни автора и 50 лет после его смерти) действует в двух случаях:

а)      если псевдоним не оставляет сомнений в личности автора;

б)      если автор раскроет своё имя в течение 50 лет со дня выпуска произведения в свет (ч. 3 ст. 7).

Позднее, уже на Стокгольмской конференции 1967 г., 50-летний срок охраны был распространён на произведения кинематографии, начиная с момента, когда с согласия автора произведение стало доступным для публики или, если этого не произошло, с момента создания произведения (ч. 2 ст. 7); там же минимальный срок был введён и для произведений фотографии и прикладного искусства и установлен в 25 лет с момента создания произведения (ч. 4 ст. 7).

К числу зафиксированных в Конвенции имущественных прав авторов относятся:

1)  Право на перевод  произведения (т.е. исключительное право  автора на перевод своего произведения) - устанавливается ст. 8.

2)  Право на воспроизведение  экземпляров произведения (т.е. право  на изготовление различными способами  и средствами экземпляров произведения) - ч. 1 и ч. 2 ст. 9.

3)  Право на публичное  исполнение (т.е. право на публичное  представление и исполнение своих  произведений) - ст. 11, 11 ter, 13.

4)  Авторские права  при передаче по радио и  телевидению:

а)      исключительное право авторов разрешать передачу своих произведений или их публичное сообщение любым другим способом беспроволочной передачи знаков, звуков или изображений;

б)      исключительное право разрешать всякую иную передачу по проводам или беспроволочную передачу произведений, если такая передача «осуществляется иной организацией, нежели первоначальная» (т.е. речь идёт о ретрансляции или иной дальнейшей передаче);

в)      право разрешить «публичное сообщение переданного по радио произведения с помощью громкоговорителя или любого другого аппарата, передающего знаки, звуки или изображения» (ст. 11 bis Конвенции).

5)      Авторские  права в области кинематографии:

а) права авторов литературных и художественных произведений - в тех случаях, когда их произведения переделываются для кино или воспроизводятся в нём (право разрешать такую переделку и воспроизведение своих произведений, выпуск в обращение переделанных или воспроизведённых таким образом произведений; исключительное право разрешать публичное представление и исполнение таких произведений (ст. 14);

6)      охрана  прав авторов кинематографических  произведений как оригинальных  произведений (ст. 14 bis).

Исследуя правила, устанавливаемые Бернской конвенцией, мы пришли к выводу, что они делятся на три группы: материальные, коллизионные и административные, при этом едва ли не первостепенная роль отводится именно материальным нормам. Во Всемирной же конвенции правила третьей группы, за исключением ст. XI и XII, отсутствуют, а правила первой группы имеют намного меньшее значение, чем в Бернской конвенции; акцент делается на внутреннее законодательство государств-участников.

 

Некоторые отличия Всемирной конвенции от Бернской:

 

В отличие от Бернской конвенции, действующей с 1887 г. и с тех пор многократно дополнявшейся и пересматривавшейся, Всемирная конвенция была принята лишь в 1952 г. и подвергалась пересмотру лишь однажды - на Парижской конференции 1971 г., одновременно с Бернской конвенцией.

По кругу рассматриваемых авторско-правовых вопросов Всемирная конвенция во многом схожа с Бернской: Всемирная конвенция охраняет авторские права граждан государств, входящих в Конвенцию, независимо от места первого выхода в свет их произведений, и тех граждан государств, не входящих в Конвенцию, произведения которых впервые вышли в свет на территории государства - участника Конвенции (ст. И).

Конвенция различает авторов опубликованных и неопубликованных произведений. Как и Бернская конвенция, Всемирная предоставляет охрану только тем из неопубликованных произведений, авторами которых являются граждане стран-участниц. Что касается опубликованных произведений, то в их отношении Конвенция исходит из двух критериев:

1)  Критерия гражданства - в отношении произведений, авторами  которых являются граждане стран-участниц.

2)  Критерия места опубликования - в отношении произведений, авторы  которых - граждане стран, не участвующих  в Конвенции.

В отличие от Бернской, Всемирная конвенция не содержит широкого перечня охраняемых произведений, ограничиваясь примерным перечнем «литературных, научных и художественных произведений», в который входят «произведения  письменные,          музыкальные,       драматические и кинематографические, произведения живописи, гравюры и скульптуры» (ст.I). Несложно заметить, что в тексте Конвенции не содержится упоминаний о таких группах объектов авторского права, как устные произведения, произведения прикладного искусства и фотографии, а также о географических, геологических и т.п. картах и о программной продукции для ЭВМ.

Наконец, Конвенция разрешает странам-участницам требовать выполнения формальностей и других условий для приобретения и реализации авторских прав по отношению ко всем произведениям, впервые опубликованным на их территории, и по отношению к произведениям отечественных авторов, независимо от места их опубликования. Например, если американский гражданин проживает в Италии и там впервые опубликует свое произведение, то для признания своих прав в Италии он должен выполнить итальянские формальности, а для признания своих прав в США -американские. Более того, может возникнуть ситуация, при которой автор, впервые опубликовавший произведение у себя в стране, но не выполнивший установленных внутренним законодательством формальностей, не приобретает авторских прав у себя у себя в стране, но пользуется ими в других странах-участницах при условии, что он выполнил правила Конвенции. Неопубликованные произведения иностранцев охраняются в странах-участницах без соблюдения каких-либо формальностей вообще. Конвенция обязывает государства предусмотреть в национальных законодательствах соответствующие правовые нормы.

В тексте Всемирной конвенции, как и в Бернской, прямо устанавливается минимальный срок охраны, однако он вдвое короче: как правило, это период жизни автора и 25 лет после его смерти. В странах, на территории которых срок авторского права исчисляется с момента первой публикации произведения, допускается в качестве альтернативы исчисление срока в 25 лет после первой публикации или регистрации произведения. Указанные сроки являются минимальными; основной же принцип заключается в том, что срок охраны произведения определяется законом той страны, в которой предъявляется требование об охране. Если в какой-либо стране внутренним законодательством установлен меньший срок, чем закреплённый в Конвенции, то после присоединения такой страны к данному соглашению срок охраны в ней подлежит увеличению как минимум до 25 лет.

Ещё одним принципиальным отличием Всемирной конвенции от Бернской является то, что, в отличие от последней, она и по сей день не содержит специального правила о защите личных авторских прав, ограничиваясь лишь охраной прав имущественных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 ВОИС и развитие международной системы охраны интеллектуальной собственности

 

 

Преамбула и ст. 3-4 Конвенции, учредившей ВОИС, позволяют назвать следующие три основные цели этого соглашения:

1)  Укрепление широкого  сотрудничества между государствами  на основе уважения их суверенитета  и равенства, а также во имя  их взаимной выгоды.

2)  Содействие охране  интеллектуальной собственности  во всём мире, что будет стимулировать  творческую деятельность.

3)  Модернизация управления  существующих союзов по охране  промышленной собственности и  по охране произведений литературы  и искусства.

Надпись на куполе здания штаб-квартиры ВОИС в Женеве гласит: «Человеческий гений является источником всех произведений искусства и изобретений. Эти произведения являются гарантией жизни, достойной человека. Долг государства - обеспечить надёжную охрану всех видов искусства и изобретений»15.

В литературе выделяют три основные группы, отражающие важнейшие задачи, разрешением которых занимается ВОИС в нынешнем виде:

1)  Стимулирование и  совершенствование охраны интеллектуальной  собственности в мире, включая  совершенствование национальных  законодательств различных стран  и оказание заинтересованным  государствам юридической и технической  помощи в этих вопросах.

2)  Административное управление  существующими союзами, управление  другими союзами, которые будут  создаваться в области охраны  интеллектуальной собственности, и  сотрудничество с другими международными  и национальными организациями.

3)  Информационная деятельность  и международная регистрация  ряда объектов интеллектуальной  собственности.

Основополагающее значение имеет первая группа задач. Формы их разрешения разнообразны: это подготовка типовых законов, консультативная помощь государствам в разработке законодательных актов, обучение и стажировка специалистов и т.д.

Задачи ВОИС, образующие вторую группу, разрешаются, в частности, следующим образом: организация может принять на себя администрацию и применение любых других соглашений в области интеллектуальной собственности; ВОИС способствует также заключению международных соглашений, содействующих охране интеллектуальной собственности.

Задачи третьей группы находят своё решение в том, что организация собирает информацию, относящуюся к интеллектуальной собственности, осуществляет и поощряет исследования в этой области и публикует результаты таких исследований, например, сведений о развитии законодательства в области интеллектуальной собственности.

Структура ВОИС сложна и своеобразна, она в значительной степени отличается от большинства межправительственных организаций. Это обусловлено специфическими целями и задачами ВОИС, особенностью её как организации, объединяющей несколько специальных международных союзов, а также особым порядком членства в ВОИС, которое, согласно ст. 5 Конвенции, открыто для любого государства, являющегося членом какого-либо из союзов, или для любого государства, не являющегося членом какого-либо из союзов, при условии, что оно является членом ООН, какого-либо из её специализированных учреждений, находящихся в связи с ООН, или Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), или является стороной Статута Международного Суда, или оно приглашено стать стороной настоящей Конвенции.

Структурно ВОИС включает в себя Генеральную ассамблею, Конференцию, Координационный комитет и Международное бюро, являющееся секретариатом организации. Высшими органами ВОИС являются Генеральная ассамблея и Конференция.

Предусмотрено, что государства могут стать сторонами Конвенции (и соответственно - членами ВОИС) путём её безоговорочной ратификации, либо путём её подписания с оговоркой о последующей ратификации, либо путём депонирования акта о присоединении (ст. 14 Конвенции). Необходимо также иметь в виду, что для государств, не присоединившихся к ВОИС, функции административного органа Бернского и других союзов продолжает осуществлять Международное объединённое бюро по охране интеллектуальной собственности (БИРПИ).

Всемирная организация интеллектуальной собственности как специализированное учреждение ООН заняла достойное место в ряду современных межправительственных организаций специальной компетенции. Она активно способствует развитию разнообразных форм сотрудничества в области охраны интеллектуальной собственности, а также созданию условий для более эффективного расширения межгосударственных связей в сфере как авторского, так и изобретательского права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Институт интеллектуальной собственности, возникший совсем недавно в отечественной системе права, в мировой практике применяется уже более двухсот лет. За это время он показал свою жизнеспособность, и на сегодняшний день уже мало у кого возникают сомнения о правомерности его существования как такового. Несмотря на использование слова «собственность» в наименовании, этот институт не укладывается в классическую триаду «владение - пользование - распоряжение», хотя объекты интеллектуальной собственности - так называемый интеллектуальный продукт - и выступает в гражданском обороте в качестве особой разновидности товара.

Исторически сложилось, что неотъемлемой чертой и главной проблемой во всех смыслах этого слова стал для права интеллектуальной собственности его территориальный характер. При этом творческая деятельность не могла ограничиваться территориальными рамками, благодаря чему возникла такая специальная сфера международного сотрудничества государств, как международное культурное сотрудничество, а принцип свободы творчества вошёл в систему принципов последнего.

Непременным условием эффективного международного культурного сотрудничества видится реальная охрана прав авторов научных, литературных и художественных произведений. Определяющая роль в международной защите и охране права интеллектуальной собственности принадлежит многосторонним международным соглашениям - Конвенциям, краткий обзор которых был сделан выше. Бернская конвенция по сравнению с Всемирной характеризуется большим объёмом субъективных прав и материальных норм вообще; Всемирная конвенция носит компромиссный характер и, по мнению многих исследователей, является более «гибкой». В обоих документах содержатся коллизионные, административные и отчасти материально-правовые нормы, но вопрос непосредственной охраны международных авторских прав возлагается на национальное законодательство стран-участниц.

Информация о работе Защита интеллектуальной собственности: российский и зарубежный опыт