Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2015 в 15:12, контрольная работа
Описание работы
Государственное регулирование экономики непосредственно связано с экономической политикой и направлено на её реализацию. Государство для реализации целей своей экономической политики использует различные формы и методы, которые и образуют инструментарий государственного регулирования экономики.
Содержание работы
1 Формы и методы государственного регулирования в рыночной экономике.....................................................................................................
3 1.1 Государственное экономическое прогнозирование.............................. 3 1.2 Государственное экономическое программирование........................... 4 1.3 Бюджетно-налоговая система.................................................................. 5 1.4 Денежно-кредитная политика................................................................. 7 1.5 Регулирование валютного курса............................................................. 10 2 Значение мирового хозяйства в развитии экономики.............................. 11 2.1 Понятие и субъекты мирового хозяйства............................................... 11 2.2 Этапы развития мирового хозяйства...................................................... 13 2.3 Показатели развития мирового хозяйства.............................................. 15 2.4 Современное мировое хозяйство............................................................ 15 3 Задача №8..................................................................................................... 17 Список использованных источников............................
В процессе реализации денежно
- кредитных способов регулирования экономики
тесно переплетаются прямые экономические
и косвенные методы.
К инструментам прямого экономического
воздействия относятся:
-целевое кредитование;
-установление кредитных «потолков»;
-прямой контроль за установлением
уровня процентных ставок.
Меры, связанные с целевым кредитованием,
выражаются в существовании специальных
кредитно-финансовых учреждений, осуществляющих
кредитование той или иной отрасли по
более льготным ставкам. Эти банки, как
правило, пользуются определёнными льготами
в своей деятельности. Кредитование осуществляется
на строго установленные цели и в определённых
размерах.
Установление так называемых
кредитных «потолков» есть не что иное,
как ограничение объёмов кредитов тех
или иных видов, что позволяет сдерживать
чрезмерную кредитную активность в отдельных
сферах хозяйственной деятельности.
Прямой контроль за уровнем
процентных ставок связан с установлением
Центральным Банком ставки рефинансирования
(нормы процента - платы за кредит, выдаваемый
ЦБ РФ с коммерческих банков), с определением
нормы обязательного резервирования средств
коммерческих банков в Центральном Банке.
Более широко используется
косвенные методы денежно - кредитного
регулирования:
-регулирование минимальных
резервных требований;
-осуществление дисконтной
политики (регулирование учётных ставок
по кредитам);
-эмиссия денег в обращение в
рамках определённых нормативов;
-продажа - скупка государственных
ценных бумаг.
Большинство современных экономистов
рассматривают монетарную (кредитно-денежную)
политику как наиболее приемлемый для
демократического общества инструмент
государственного регулирования национальной
экономики, не приводящий к чрезмерному
диктату правительства и уменьшению хозяйственной
самостоятельности отдельных субъектов.
Высшая конечная цель монетарной
политики заключается в обеспечении стабильности
цен, полной занятости и росте реального
объема ВНП.
Эта цель достигается с помощью
мероприятий в рамках кредитно-денежной
политики, которые осуществляются довольно
медленно, рассчитаны на годы и не являются
быстрой реакцией на изменение конъюнктуры.
В связи с этим текущая монетарная политика
ориентируется на более конкретные и доступные
цели, чем указанная выше глобальная задача,
например на фиксацию количества денег
в обращении, определенного уровня банковских
резервов или нормы процента.
В том или ином случае проводником
монетарной политики является Центральный
Банк страны, а объектами являются предложение
и спрос на денежном рынке. Под предложением
денег понимается общее количество денег,
находящихся в обращении.
Спрос на деньги формируется
из спроса на деньги как средства обращения
(иначе, деловой, операционный или спрос
на деньги для совершения сделок) и как
средство сохранения стоимости (иначе,
спрос на деньги как на активы, спрос на
запасную стоимость или спекулятивный
спрос).
В мировой экономической практике
используются следующие инструменты регулирования
денежной массы в обращении:
-операции на открытом рынке,
т.е. на вторичном рынке казначейских ценных
бумаг;
-политика учетной ставки, т.е.
регулирования процента по займам коммерческих
банков у центрального банка;
-изменение норматива обязательных
резервов.
В настоящее время в мировой
экономической практике основным инструментом
регулирования денежной массы являются
операции на открытом рынке. Путем покупки
или продажи на открытом рынке казначейских
ценных бумаг центральный банк может осуществить
либо вливание резервов в кредитную систему
государства, либо изъять их оттуда.
Операции на открытом рынке
проводятся Центральным Банком обычно
совместно с группой крупных банков и
других финансово-кредитных учреждений.
Суть их заключается в том, что ЦБ размещает
(в ситуации излишка денежной массы в обращении)
или скупает (в ситуации недостатка денежной
массы) государственные ценные бумаги
и, таким образом, регулирует предложение
денег на денежном рынке.
Политика учетной ставки (дисконтная
политика). Учетная ставка - это процент,
под который центральный банк предоставляет
кредиты коммерческим банкам, выступая
как кредитор в последней инстанции. Причем
Центральный Банк предоставляет этот
кредит не всем желающим коммерческим
банкам, а лишь тем, кто имеет прочное финансовое
положение, но испытывает временные трудности.
Учетную ставку устанавливает
ЦБ. Уменьшение ее делает для коммерческих
банков займы дешевыми, и они стремятся
получить кредит. При этом увеличиваются
избыточные резервы коммерческих банков,
вызывая увеличение количества денег
в обращении. И наоборот, увеличение учетной
ставки делает займы невыгодными. Более
того, некоторые коммерческие банки, имеющие
заемные резервы, пытаются возвратить
их, так как они становятся очень дорогими.
Сокращение банковских резервов приводит
к сокращению денежного предложения.
Среди инструментов монетарной
политики, политика учетных ставок занимает
второе по значению место после политики
Центрального Банка на открытом рынке
(а в некоторых странах является главным
инструментом управления предложением
денег) и проводится обычно в сочетании
с деятельностью центрального банка на
открытом рынке.
Изменение нормы обязательных
резервов банков. Механизм этого инструмента
кредитно-денежной политики таков:
-если центральный банк увеличивает
норму обязательных резервов, то это приводит
к сокращению избыточных резервов банков
и к уменьшению денежного предложения;
-при уменьшении нормы обязательных
резервов происходит расширение предложения
денег.
Этот инструмент монетарной
политики является, по мнению специалистов,
занимающихся данной проблемой, наиболее
мощным, но достаточно грубым, поскольку
затрагивает основы всей банковской системы.
Экономические и административные
методы находятся в определенной взаимосвязи.
Так как любой экономический регулятор
применяется или изменяется после принятия
соответствующих государственных решений,
а также контролируется государственной
службой, то можно сказать, что он уже несет
в себе элемент администрирования. В то
же время административные методы должны
быть экономически обоснованы. [4]
1.5 Регулирования
валютного курса
Устойчивость и сила национальной
валюты - ключевой фактор снижения инфляции,
достижения макроэкономической стабилизации
и экономического роста. Положение национальной
валюты имеет ключевое значение для развития
и процветания экономики и общества. Наиболее
высокий уровень инфляции наблюдается
в странах, где определение курса национальной
валюты предоставлено «рыночным силам».
В мире существуют три основных
режима валютного курса - фиксированный,
плавающий и ограниченно плавающий.
В режиме фиксированного обменного
курса, доминировавшем в прошлом столетии,
учреждения, проводящие денежную политику,
фиксируют относительную цену отечественной
и иностранной валюты. Для поддержки паритетного
курса Центральный Банк берет обязательство
покупать или продавать иностранную валюту
по данному курсу.
В режиме плавающего курса учреждения,
проводящие денежную политику, не принимают
обязательств по его поддержанию на заданном
уровне. Колебания спроса и предложения
денег отражаются в изменениях валютного
курса. Если Центральный Банк совсем не
покупает и не продает иностранную валюту,
то такой режим называется «чистым» плаванием.
Если же Центральный Банк осуществляет
валютные операции, то такой режим называется
ограниченно плавающим.
По мнению известного западного
экономиста П. Кругмана, «неконтролируемый
рынок не может использовать всю имеющуюся
информацию и, таким образом, устанавливает
валютный курс на экономически неверном
уровне; так как это может неблагоприятно
сказаться на потреблении и инвестициях
и ухудшить экономическую активность,
рынок должен быть защищен от самого себя».
Официальное регулирование
валютного курса основано на том мнении,
что официальные власти лучше, чем рынок,
справляются с нахождением долгосрочного
равновесного значения валютного курса.
Вообще, валютная политика должна
быть направлена на решение следующих
задач:
-сглаживание резких краткосрочных
колебаний;
-остановка волны чрезмерной
спекуляции, вызванной изменением экономической
ситуации;
-прекращение тренда на валютном
рынке;
-установление целевого значения
валютного курса;
-сопротивление валютным колебаниям,
в случае когда они превышают определенное
допустимое изменение;
-стимулирование начала определенного
ценового тренда, оправданного экономической
ситуацией.
Валютный курс представляет
собой цену, относящуюся к двум странам,
поэтому валютная политика одной стороны
может иметь серьезные последствия для
других стран. В целях недопущения манипулирования
своей валютой МВФ выработал ряд рекомендаций,
которым его члены должны следовать при
разработке своей валютной политики:
-он должен избегать манипулирования
своей валютой с целью неэффективного
выравнивания платежных балансов или
получения преимуществ в международной
конкурентной борьбе;
-он может осуществлять интервенцию
на валютном рынке только при необходимости
сглаживания краткосрочных колебаний
рыночного курса своей валюты;
-при проведении своих интервенций
члены МВФ должны принимать во внимание
интересы других членов, включая тех, валюты
которых также оказываются задействованы
в ходе интервенции.
Являясь членом МВФ, правительство
РФ, при проведении валютной политики,
также придерживается указанных принципов.
Существуют различные инструменты
регулирования валютного рынка и первым
из них является монетарный. Но, подчинение
монетарной политики только целям регулирования
валютного курса может привести к невозможности
достижения других целей, таких как регулирование
инфляции и безработицы.
Другим инструментом регулирования
является ограничение движения капитала,
или барьеры в международной торговле.
Такие действия правительства могут быть
необходимы для достижения стабильности
на валютном рынке тех стран, где низка
кредитоспособность правительства.
Последним инструментом регулирования
валютного курса является прямая интервенция на
валютном рынке. Успех валютных интервенций
зависит от их интенсивности, а также от
доверия к официальным монетарным органам.
2 Значение
мирового хозяйства в развитии
экономики
2.1 Понятие и субъекты
мирового хозяйства
Мировое хозяйство
является сложной системой. Вся совокупность
национальных экономик скреплена движением
товаров, услуг и факторов производства.
На этой основе между странами возникают
международные экономические отношения,
т.е. хозяйственные отношения между резидентами
и нерезидентами.
В отечественной и
зарубежной литературе существуют различные
подходы к определению понятия "мировое
хозяйство". Важнейшими из них являются:
1) мировое хозяйство
– совокупность национальных
хозяйств, связанных друг с другом
системой международного разделения
труда. Такое определение основано
на представлении о мировом
хозяйстве как сумме национальных
экономик;
2) мировое хозяйство
– мировая система производственных
и финансовых отношений. В таком
подходе нашли отражение основные
составные части мирового хозяйства
– сфера реального производства
и сфера обращения;
3) мировое
хозяйство – совокупность национально-государственных
и негосударственных структур, а
также их взаимодействий на
основе международного разделения
труда и политических контактов.
В данной трактовке мировое
хозяйство представляет собой
единое экономическое пространство
(мегаэкономику), в котором субъектами
хозяйственных отношений выступают:
национальные экономики стран
мира; субъекты мирового бизнеса
– транснациональные корпорации
и их альянсы; институты мирового
хозяйства – международные экономические
организации.
Национальные экономики стран мира – важнейшие
субъекты мирового хозяйства. В мире насчитывается
более 180 государств. Среди значительного
количества государств с разнообразными
показателями экономического развития
принято выделять различные группы стран,
классифицированные по существенным признакам.
3) мировое хозяйство
– совокупность национально-государственных
и негосударственных структур, а
также их взаимодействий на
основе международного разделения
труда и политических контактов.
В данной трактовке мировое
хозяйство представляет собой
единое экономическое пространство
(мегаэкономику), в котором субъектами
хозяйственных отношений выступают:
национальные экономики стран
мира; субъекты мирового бизнеса
– транснациональные корпорации
и их альянсы; институты мирового
хозяйства – международные экономические
организации.
Национальные
экономики стран мира – важнейшие субъекты
мирового хозяйства. В мире насчитывается
более 180 государств. Среди значительного
количества государств с разнообразными
показателями экономического развития
принято выделять различные группы стран,
классифицированные по существенным признакам.
Транснациональные
корпорации (ТНК) – крупнейшие компании
мира, по сфере своей деятельности являющиеся
международными, но имеющими национальный
капитал в стране базирования.
На начало ХХI века
в мире насчитывалось примерно 70 тыс. ТНК
и 850 тыс. их филиалов. Около 50 тыс. материнских
компаний расположено в развитых странах.
На долю ТНК приходится около 50 % мирового
производства и 2/3 внешней торговли мира.
Капитализация каждой из крупнейших ТНК
мира, находящейся в первой десятке, составляет
несколько сот миллиардов долларов.