Значение повышения уровня использования интеллектуального потенциала в целях развития эффективности экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2015 в 15:48, реферат

Описание работы

Исследование категории “интеллектуальный потенциал” обусловливается необходимостью более глубокой и детальной проработки вопросов обоснования перспективных направлений повышения эффективности использования производственных ресурсов и конечной эффективности хозяйствования, так как, на наш взгляд, в современных условиях функционирования предприятий, подчиняющихся законам развития “информационной экономики”, “экономики знаний”, именно интеллектуальные ресурсы становятся одними из определяющих в системе элементов развития предприятия. Следует учесть, что любой элемент несбалансированности, вносимый в сочетание ресурсов, резко снижает его совокупный потенциал.

Файлы: 1 файл

Значение повышения уровня использования интеллектуального потенциала в целях развития эффективности экономики.docx

— 29.47 Кб (Скачать файл)

Следует отметить, что личностные знания, даже уникальные по своим возможностям воздействия на человека и общество, оказываются утраченными, если они не материализованы. Поэтому материализация знаний является фактически одной из важнейших мер их применения и сохранения.

Сами знания целесообразно подразделять на следующие категории.

Метазнания являются, по сути, базовыми знаниями, структурирующими явные знания, а также информацию о процессах познания. На них оказывает влияние сфера деятельности, определяющая хозяйственные процессы. Следовательно, работники одного предприятия, задействованные в разных сферах деятельности, могут быть носителями разных систем метазнаний.

Явные знания представляют собой особую часть базы знаний, которая имеет свойства быть легко передаваемой другим в виде информации. Метазнания и явные знания в любых бизнес-структурах могут быть изучены и переданы через стандартные обучающие системы.

Неявные знания представляют собой форму навыков и способностей, которые сложно передаются в виде информации. П. Друкер утверждает: “Единственный способ узнать новое ученичество и опыт”[1]. П. Дэвид и Д. Форэй также подчеркивают, что ни одно знание не является неявным по сути, и необходимо создать мотивацию для того, чтобы сделать неявные знания передаваемыми [2]. Неявному знанию можно научиться, применяя его: в образовательной системе и мире бизнеса для этого используется метод “мозгового штурма”, метафоры и аналогии.

Скрытые знания выступают в виде предпосылок, предположений и мотивов, влияющих на мысли и характер действий. Скрытые знания обусловливают мысли, действия и являются отражением и объяснением, помимо прочего, новых идей. Они развивают ментальные модели, служат основой формирования модели поведения и т.п. Скрытые знания целесообразно подразделять на две группы: по характеру мышления и по характеру действий. В обоих случаях скрытые знания определяются поведенческими нормами предприятия и передаются с помощью личностных контактов. Приобрести знания данного типа можно, применяя действия фокус-групп, которые предоставляют доступ к некодифицированным ментальным моделям прочей информации. Они также позволяют добиться некоторой синергии в индивидуализации типов мышления. Знания о взаимоотношениях предполагают социальную возможность создать взаимосвязи с профессиональными группами, чтобы получить доступ к их знаниям. В постоянно изменяющемся мире способом выжить для организаций становятся инвестиции в знания о взаимоотношениях, которые можно получить через взаимодействие и распространить путем систематической работы в комплиментарно составленных группах. Образцом для подражания в этом отношении могут быть японские компании, которые приглашали своих поставщиков вместе с ними посетить европейских клиентов. Компания и поставщики таким образом развили и укрепили свои взаимоотношения и отношения с потребителями.

Знания являются дополняющими друг друга системами, которые взаимно не пересекаются. Таким образом, для создания новых знаний по эффективному развитию предприятия нужен процесс, позволяющий сделать трудно передаваемые знания понятными заинтересованным всем работникам предприятия. Это следует рассматривать как системную интеграцию или модель социальных связей. Для запуска такого процесса необходимо преобразовать неявные, скрытые знания и знания взаимоотношений в объяснимую информацию. Любые инициативы в деятельности предприятий в существенной степени находятся в зависимости от знаний и лояльности сотрудников и могут расцениваться как ключевой вклад в процесс создания ценности.

Информационные ресурсы также являются важнейшей составляющей развития интеллектуального потенциала.

Основой формирования, использования и движения информационных ресурсов предприятия является его информационная система. Определим структуру и составляющие информационной системы предприятия, являющейся основным информационным полем движения информационных потоков предприятия. В системе любого предприятия выделяют управляемый процесс (объект управления) и управляющую часть (орган управления). Их совокупность определяется как система управления. Управляющая часть оказывает на управляемый процесс определенное воздействие. Чтобы управляющая часть могла осуществлять управление, ей требуется сопоставлять фактическое состояние управляемого процесса с целью управления. Воздействие обеих частей друг на друга осуществляется в виде передачи информации. Таким образом, в системе управления всегда присутствует замкнутый информационный контур.

В рамках информационного контура имеется и передается информация о целях управления, о состоянии управляемого процесса, об управляющих воздействиях. Информация об управляемом процессе является обратной связью и представляет собой средство гибкого управления, когда конкретное управляющее решение вырабатывается в зависимости от сложившейся ситуации. Информационный контур вместе со средствами сбора, передачи, обработки и хранения информации, а также с персоналом, осуществляющим эти действия с информацией, образует систему информационного обеспечения управления организацией. Таким образом, систему информационного обеспечения управления можно определить как соединение информационных ресурсов, процессов и людей, которые собирают, преобразуют и распространяют информацию в организации.

Целесообразно, на наш взгляд, всю потоковую информацию предприятия подразделять на входящую (маркетинговая информация, информация об изменениях во внешней экономической и политической среде, экологическая информация, социальная информация и т.п.), производственную (информация, вырабатываемая в ходе осуществления хозяйственной деятельности) и выходную информацию (информация, поступающая во внешнее информационное пространство, включающая в себя информацию о производимой продукции, сведения о предприятии, информация о финансовых результатах работы предприятия и т.п.). Комплексное исследование составляющих и направленности движения информационных ресурсов предприятия позволяет не только увеличить качество принимаемых управленческих решений, но и конечную эффективность хозяйствования.

Материально-технические ресурсы являются необходимым основанием для развития любого потенциала, в том числе и интеллектуального, поскольку именно материально-техническая база служит организационной платформой получения, переработки и продвижения информационно-знаниевых потоков любого предприятия.

Финансовые ресурсы являются неотъемлемой частью ресурсной составляющей интеллектуального потенциала. Они, по сути, выполняют роль систематизатора, объединяющего ресурсы предприятия и использованные возможности их альтернативного вложения. Финансовые ресурсы представляют собой совокупные источники и запасы финансовых возможностей, имеющиеся в наличии и возможные для использования в реализации конкретных направлений развития предприятия. Объемы финансовых ресурсов обусловливают возможности системы по участию в создании материальных благ и предоставлении услуг. Помимо обеспечивающих функций, финансовые ресурсы призваны выполнять также и страховую функцию, обеспечивая дублирование и оценку в денежном выражении материально-технических, информационных, знаниевых, человеческих и других ресурсов. Следовательно, значение данного ресурса не является однозначным. С одной стороны, по причине ограниченности он определяет необходимость поиска более экономичных вариантов, основываясь на процессе интенсификации применения имеющихся ресурсов, т.е. является “рычагом”, приводящим в действие всю систему. С другой стороны, его ограниченный характер может явиться тормозом в процессах формирования и реализации развития самого интеллектуального потенциала. Однако финансовые ресурсы выступают необходимыми и значимыми в системе факторов, определяющих развитие интеллектуального потенциала.

Важнейшим ресурсом, определяющим развитие интеллектуального потенциала, является организационно-технологический. Он обусловливается развитием технологий управления, эффективностью функционирования организационной структуры, корпоративной культурой, развитием сетевых сетей связи и т.п.

Взаимосвязь и уровень развития отдельных ресурсов ресурсной составляющей развития интеллектуального потенциала предприятия определяют возможность и результативность использования не только интеллектуального потенциала, но и экономического потенциала предприятия в целом.

 

Примечания

1 Drucker P.F. The New Realities. Oxford, 1996. P. 116.

2 Cowan R., David P.A., Foray D. The Explicit Economics of Knowledge Codification and Tacitness // A TIPIK project paper. Strasbourg, 1999. URL: www.stanford.edu.


Информация о работе Значение повышения уровня использования интеллектуального потенциала в целях развития эффективности экономики