Значение привлечения иностранного капитала для экономики России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 16:47, курсовая работа

Описание работы

В любом обществе инвестиции предопределяют общий рост экономики, что делает возможность создавать накопления и больше потребить в будущем. Важной макроэкономической пропорцией выступает соотношение накопления и потребления в валовом внутреннем продукте страны. Норма накопления показывает, какая часть ВВП направляется в инвестиции в основной капитал для расширения производства.
Россия, являясь составной частью мирового хозяйства, участвует во всех протекающих в нем процессах, в том числе в международной миграции капитала, как его импортер (страна принимающая, ввозящая капитал), так и его экспортер (страна, вывозящая капитал).
По вопросу привлечения в Россию иностранного капитала существуют противоположные точки зрения:
• иностранный капитал следует привлекать в максимальной степени, снимая при этом все барьеры и ограничения;
• иностранные инвестиции при их неограниченном и нерегулируемом притоке в экономику России таят в себе опасность утраты страной национальной экономической, а вслед за ней, возможно, и политической независимости.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3стр.
Понятия и виды иностранных инвестиций…………………………………5стр.
Механизмы привлечения и управления иностранными инвестициями…..6стр.
Совершенствование системы управления на федеральном уровне….........8стр.
Стимулирование инвестиций в Российскую экономику.............................11стр.
Необходимость привлечения иностранных инвестиций в Российскую экономику........................................................................................................16стр.
Пути и меры по привлечению иностранных инвестиций в РФ.................19стр.
Заключение………………………………………………………………….22стр.
Список использованной литературы.............................................................24стр.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)


. Значение привлечения иностранного капитала для экономики России.

 

 

Введение………………………………………………………………………3стр.

Понятия и виды иностранных инвестиций…………………………………5стр.

Механизмы привлечения и управления иностранными инвестициями…..6стр.

Совершенствование системы управления на федеральном уровне….........8стр.

Стимулирование инвестиций в Российскую экономику.............................11стр.

Необходимость привлечения иностранных инвестиций в Российскую экономику........................................................................................................16стр.

Пути и меры по привлечению иностранных инвестиций в РФ.................19стр.

Заключение………………………………………………………………….22стр.

Список использованной литературы.............................................................24стр.

Введение

В любом обществе инвестиции предопределяют общий рост экономики, что делает возможность создавать накопления и больше потребить в будущем. Важной макроэкономической пропорцией выступает соотношение накопления и потребления в валовом внутреннем продукте страны. Норма накопления показывает, какая часть ВВП направляется в инвестиции в основной капитал для расширения производства.

Россия, являясь составной частью мирового хозяйства, участвует во всех протекающих в нем процессах, в том числе в международной миграции капитала, как его импортер (страна принимающая, ввозящая капитал), так и его экспортер (страна, вывозящая капитал).

По вопросу привлечения в Россию иностранного капитала существуют противоположные точки зрения:

· иностранный капитал следует привлекать в максимальной степени, снимая при этом все барьеры и ограничения;

· иностранные инвестиции при их неограниченном и нерегулируемом притоке в экономику России таят в себе опасность утраты страной национальной экономической, а вслед за ней, возможно, и политической независимости.

На практике истина лежит посередине. Суть этой «золотой середины» состоит в следующем:

1) международная миграция капитала -- это общемировой процесс, когда капитал, перетекая из страны в страну, «приходит» и «уходит», а Россия является составной частью мирового хозяйства и, соответственно, участницей процесса международной миграции капитала. Поэтому иностранные инвестиции в принципе можно и нужно привлекать в экономику страны;

2) однако, привлекая иностранные инвестиции, государство должно контролировать и регулировать этот процесс (например, не следует допускать иностранный капитал в некоторые стратегически важные отрасли оборонно-промышленного комплекса, не следует забывать и о задачах поддержки отечественного бизнеса, его конкурентоспособности и др.).

Перспективным направлением развития международного инвестиционного сотрудничества России является возрастание роли и, вместе с тем, экономической компетенции регионов. Выработка мероприятий по улучшению инвестиционного климата регионов позволяет местным правительствам привлечь иностранный капитал в целях повышения конкурентоспособности региональных хозяйственных комплексов и увеличения темпов экономического роста.

Целью данной работы - является исследование сущности совершенствования форм привлечения иностранного капитала в Россию. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

проанализировать понятие и виды иностранных инвестиций;

исследовать структуру и динамику иностранных инвестиций России;

проанализировать факторы, препятствующие и способствующие развитию иностранного инвестирования в России;

- проанализировать пути и меры по привлечению иностранных инвестиций в РФ.

Понятие и виды иностранных инвестиций

Международное движение капитала - многосторонний процесс. Одной из составляющих этого движения являются международные инвестиции, к которым относятся долгосрочные вложения капитала в различные отрасли мирового хозяйства с целью получения прибыли. Однако, необходимо учитывать, что осуществление инвестиций должно быть взаимовыгодным процессом, то есть приносить прибыль как получателю, которому направляются инвестиции, так и корпорации - инвестору.

Экономический смысл привлечения иностранного капитала в Россию заключается в том, что вместе с ним в национальную экономику приносятся новые технологии и формы организации производства и бизнеса, и именно они обеспечивают принципиально иной и более значительный экономический эффект по сравнению с возможностями отечественного предпринимательства. Это главный факт, который служит основанием при принятии решения об открытии национальных границ для массового притока зарубежных капиталов.

В мировой практике выделяют три основные формы зарубежного инвестирования:

Прямые, или реальные, инвестиции (помещение капитала в промышленность, торговлю, сферу услуг, непосредственно в предприятия). Эта форма вложений дает инвестору непосредственное право собственности на ценные бумаги или имущество и контроль над ними

Портфельные, или финансовые, инвестиции (инвестиции в иностранные акции, облигации и иные ценные бумаги). Портфельные инвестиции - основной источник средств для финансирования акций, выпускаемых предприятиями, крупными корпорациями и частными банками. Посредниками же при зарубежных портфельных инвестициях в основном выступают инвестиционные банки (посреднические организации на рынке ценных бумаг, занимающиеся финансированием долгосрочных вложений).

Прочие инвестиции (среднесрочные и долгосрочные международные кредиты и займы ссудного капитала промышленным и торговым корпорациям, банкам и другим финансовым учреждениям).

Таким образом, инвестиции являются неотъемлемой частью современных экономических отношений, которые постоянно развиваются и требуют своего дальнейшего изучения. При этом, важной особенностью инвестиционной деятельности можно считать возможность обеспечения с ее помощью устойчивого развития различных отраслей хозяйства, и, в конечном счете, всей жизнедеятельности общества - как для стран-доноров, так и стран-реципиентов.

Механизмы привлечения и управления иностранными инвестициями.

Опыт разных стран показывает, что для привлечения иностранных инвестиций могут использоваться различные организационные механизмы. В одних странах эту задачу с успехом выполняют существующие министерства или ведомства, в других для этих целей создаются специальные учреждения.

Анализ международного опыта позволяет выделить несколько типов организации процессов привлечения и управления:

1) децентрализованная система принятия решений с более или менее выраженной ролью координирующего органа, в качестве которого выступает одно из министерств или ведомств;

2) децентрализованная система, в которой координирующим органом является комитет представителей министерств (министры и их заместители), занимающихся деятельностью в сфере регулирования иностранных инвестиций;

3) создание независимого органа в структуре правительства, организационно не подчиненного другим министерствам и ведомствам и несущего всю полноту ответственности за разработку и осуществление политики в отношении иностранных инвестиций;

4) передача ключевых функций выработки и реализации политики в отношении иностранных инвестиций специализированному подразделению в структуре одного из действующих министерств, с одновременным возложением на данное министерство задачи координации тех функций регулирования инвестиционной деятельности, которые находятся в ведении других министерств и ведомств.

Во многом способ организации привлечения иностранных инвестиций обусловлен исторически сложившейся в стране системой управления экономикой. Оказывают воздействие и многие другие экономические, политические и институциональные факторы, специфичные для конкретных стран.

В современном мире широкое распространение получила практика создания специализированных государственных и полугосударственных агентств, ответственных за привлечение и управление иностранных инвестиций. В настоящее время подобные агентства имеют порядка 100 стран. Такие агентства существуют в Канаде, Чили, Польше, Вьетнаме, на Филиппинах. В ряде стран агентства по иностранным инвестициям находятся в подчинении базовых экономических министерств, либо в рамках этих министерств созданы подразделения соответствующей специализации. Такое положение дел характерно, в частности, для Австралии, Японии, Китая. Широко используется и практика сочетания различных вариантов. В частности, для Ирана и Мексики характерно сочетание вариантов 4 и 2, когда полномочия по решению основных вопросов регулирования иностранных инвестиций передаются специализированным подразделениям экономических министерств, а основные функции межведомственной координации возлагаются на комитеты правительства, состоящие из представителей руководства министерств и ведомств.

На данные агентства возлагается выполнение трех основных функций:

1) создание благоприятного имиджа страны в глазах потенциальных инвесторов;

2) осуществление целевого привлечения иностранных инвестиций путем идентификации перспективных иностранных компаний и целенаправленной работы по привлечению их инвестиций в национальную экономику;

3) оказание инвесторам услуг, связанных с осуществлением инвестиционной деятельности.

Следует отметить, что создание специализированных агентств (как, впрочем, и других учреждений) само по себе не гарантирует эффективность их работы. Известны случаи, когда подобные организации не справлялись с поставленными перед ними задачами.

Совершенствование системы управления на федеральном уровне.

При выборе оптимального для России варианта необходимо исходить не только из мирового опыта, который предоставляет широкий выбор, но из объективных условий, сформировавшихся в стране за прошедшие годы в сфере регулирования инвестиционной деятельности.

В начале 90-х годов в России были предприняты попытки создания специализированных подразделений правительства, ответственных за выработку политики привлечения иностранных инвестиций. Однако опыт функционирования Комитета по иностранным инвестициям (КИИ) и Российского агентства международного сотрудничества и развития (РАМСиР) показал, что предпосылки их эффективной деятельности в тот период не были созданы. Это было связано, прежде всего, с низким статусом данных органов в структуре правительства, с ограничением круга их полномочий, с борьбой профильных экономических министерств за расширение круга своих полномочий, а также с отсутствием финансовых средств и кадров, необходимых для организации их эффективной работы. На развертывание деятельности этих учреждений было отпущено крайне мало времени, чтобы можно было ожидать серьезных результатов.

Реформа существующей децентрализованной системы управления иностранными инвестициями является необходимым шагом, который должен повысить эффективность государственной политики в сфере их привлечения. Формально возможным является вариант создания независимого правительственного агентства, как это было на начальном этапе привлечения инвестиций. Реализация этого варианта, однако, связана с существенными трудностями. С одной стороны, формирование такого агентства повлекло бы радикальное перераспределение полномочий внутри правительства и федеральных органов власти, что потребовало бы длительного периода организационных преобразований и заметно осложнило бы дальнейшие отношения вновь организованного агентства с министерствами и ведомствами, полномочия которых окажутся урезанными в результате его создания (прежде всего с Министерством экономического развития и торговли). С другой стороны, по-прежнему не существует гарантий, что данное агентство будет обеспечено необходимыми полномочиями и финансовыми средствами, без которых его работа вряд ли будет эффективной.

В этой ситуации наиболее перспективным направлением модификации действующей системы является сочетание вариантов (2) и (4), предполагающее:

- создание специализированного агентства при Министерстве экономического развития и торговли РФ (далее - Агентство по иностранным инвестициям), к компетенции которого относились бы вопросы разработки и реализации предложений по совершенствованию системы привлечения инвестиций;

- учреждение постоянно действующей Комиссии Правительства РФ по вопросам иностранных инвестиций, в функции которой входило бы обеспечение координации деятельности министерств и ведомств в сфере привлечения инвестиций на основе предложений, подготовленным Агентством по иностранным инвестициям.

С одной стороны, создание при Министерстве экономического развития и торговли РФ специализированного Агентства, ответственного за разработку ключевых направлений политики регулирования иностранных инвестиций, позволило бы наконец сформировать реально действующий центр принятия решений в данной области. До настоящего времени данные вопросы входили в компетенцию Департамента международного сотрудничества Министерства экономики, который занимался также многими другими вопросами, что обусловливало распыление усилий и нередко вело к тому, что проблемам привлечения иностранных инвестиций не уделялось должного внимания.

С другой стороны, принимая во внимание трудности, с которыми сталкивалось в свое время Министерство экономики в сфере межведомственной координации вопросов привлечения инвестиций, решение наиболее важных вопросов координации целесообразно передать на более высокий уровень. Для этого следует рассмотреть вопрос о создании постоянно действующей Комиссии Правительства РФ по вопросам иностранных инвестиций под руководством заместителя Председателя правительства, курирующего внешнеэкономическую сферу. В состав ее членов должны входить представители (на уровне руководителей и их заместителей) основных министерств и ведомств, ответственных за разработку политики в отношении иностранных инвестиций, а также региональных администраций. Это позволит обеспечить качественно новый уровень координации усилий как между органами федеральной власти, так и между органами федеральной и региональной власти.

Стимулирование инвестиций в российскую экономику.

Обязательным условием роста капитальных вложений является наличие в российской экономике благоприятного инвестиционного климата.

Правительством Российской Федерации были предприняты важные меры, направленные на улучшение инвестиционного климата для отечественных и иностранных инвесторов. В их числе снижение темпов инфляции, льготы при налогообложении прибыли коммерческих организаций с иностранными инвестициями; освобождение от налога на добавленную стоимость и спецналога на импортируемое технологическое оборудование и запасные части к нему, а также предоставление льготных кредитов в иностранной валюте, полученных от иностранных банков и кредитных учреждений. Отменено ограничение количества расчетных (текущих) и бюджетных счетов предприятий, учреждений, организаций в банках или иных кредитных учреждениях. Решен вопрос учета суммы курсовых разниц, возникающих в связи с изменением курса рубля к иностранным валютам, при определении предприятием налогооблагаемой прибыли. Принято решение об отмене налога на сверхнормативное превышение расходов на оплату труда.

Информация о работе Значение привлечения иностранного капитала для экономики России