Золотой стандарт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 19:20, курсовая работа

Описание работы

В моей курсовой- изучаются некоторые аспекты данных отношений в плане взаимопомощи одного государства другому. Особое внимание уделяется современной валютной системе, являющейся неотъемлемым компонентом всего комплекса международных экономических, отношений.
Применения метода системного подхода в данной курсовой определяет следующие её задачи:
1) исследование структуры и принципов организации современной мировой валютной системы, мировых финансовых центров, международных расчетных, валютных и кредитно-валютных операций;
2) анализ взаимодействия структурных элементов валютно-кредитных и финансовых отношений на международном уровне.

Файлы: 1 файл

крысачЪ1.doc

— 232.00 Кб (Скачать файл)

     ЕВС - попытка   стран  ЕЭС осуществлять межгосударственное регулирование валютных отношений.  ЕВС  постепенно приобрела черты региональной валютной системы,  представляющей собой форму  организации  валютных  отношений  стран  ЕЭС, обслуживающую внутрирегиональные хозяйственные связи,  один из полюсов полицентрической валютной системы.19

     Механизм  ЕВС образуют три элемента:  европейская валютная                          единица - ЭКЮ (Eropean Currency Unit - ECU); режим  совместного колебания валютных курсов - "Supersnake"; Европейский фонд валютного сотрудничества.

     Центром  новой  системы стала европейская  валютная единица - ЭКЮ, заменившая  использовавшуюся с 1975 года странами "общего рынка"  европейскую   расчетную  единицу  - ЕРЕ.  От  ЕРЕ ЭКЮ унаследовала построение по принципу "стандартной корзины".  Удельный вес  каждой  национальной денежной единицы в валютном коктейле зависит от доли валового внутреннего  продукта страны в совокупном ВВП ЕЭС.

     Исходя  из этого определяются в абсолютном  выражении  размеры составляющих ЭКЮ компонентов (см. табл. 2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стандартная корзина  ЭКЮ и центральные курсы

входящих в  нее валют.

Таблица 2.

(смотрите на следующей  странице)

 

Название денежной единицы

Количество  единиц национальной валюты в 1 ЭКЮ

Курсы нац. валют по отношению к 1 ЭКЮ

№ п/п

С 1 января 1979 г.

С 15 сентября 1984 г.

С 6 апреля

1986 г.

  1. Бельгийский франк

3,66

3,71

43,6761

  1. Датская крона

0,217

0,219

7,91896

  1. Франк Люксембурга

0,14

0,14

43,6761

  1. Марка ФРГ

0,828

0,719

2,13834

  1. Французский франк

1,15

1,31

6,9628

  1. Ирландский фунт

0,00759

0,00871

0,712956

  1. Итальянская лира

109,00

140,00

1496,21

  1. Голландский гульден

0,286

0,256

2,40935

  1. Английский фунт

0,0885

0,0878

0,630317

  1. Греческая драхма

Нет данных

1,15

135,69


Источник: Kreditbank. Weekly Bulletin. - N24. - June 1985. -

          p. 1, 13; Financial Times 07.04.86.

 

     В связи  с изменениями рыночных курсов  валют  доля  каждой из них   в процентном выражении постоянно  меняется.  В истекший период  этот процесс шел весьма интенсивно. Как видно из данных табл. 2, доля сильных валют - марки ФРГ и голландского гульдена до 1984 года росла, в то время как слабых - итальянской лиры и французского франка - снижалась.

     В результате  ЭКЮ все в меньшой степени  представляла  весь набор входящих  в нее национальных валют.  Для выправления сложившегося положения и в соответствии с существующими  порядком 15 сентября  1984 года состав корзины ЭКЮ был пересмотрен (см. табл. 2).  Доля сильных валют была понижена,  слабых повышена. Одновременно в корзину была введена греческая драхма.20

     По замыслам  инициаторов ЕВС ЭКЮ должна  стать  альтернативой доллару  в качестве международного платежного и резервного средства.     Вторым элементом ЕВС является система совместного колебания валютных курсов,  пришедшая на смену "европейской валютной змее". Для  каждой  денежной единицы стран-членов Сообщества к началу действия ЕВС был установлен исходный  центральный  курс по отношению  к ЭКЮ,  на основании которого  определены  двусторонние паритеты всех валют, участвующих в системе.

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Удельный вес  национальных валют в корзине ЭКЮ

Таблица 3

(%, на конец года).

Название валюты и её № п/п.

Июнь

1975

Июнь

1979

Июнь

1984

Сентябрь 1984

Декабрь 1985

  1. Бельгийский франк

8,1

9,1

8,0

8,2

8,3

  1. Датская крона

3,1

3,0

2,6

2,7

2,8

  1. Франк Люксембурга

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

  1. Марка ФРГ

27,3

32,9

37,0

32,0

32,8

  1. Французский франк

22,2

19,7

16,8

19,0

19,5

  1. Ирландский фунт

1,3

1,1

1,1

1,2

1,2

  1. Итальянская лира

13,5

9,6

7,9

10,2

9,3

  1. Голландский гульден

9,1

10,3

11,4

10,1

10,4

  1. Английский фунт

15,1

14,0

14,9

15,0

14,5

  1. Греческая драхма

Нет данных

Нет данных

Нет данных

1,3

0,9


Источник: Kreditbank. Weekly Bulletin. - N24. - June 1985. -

          p. 11; Business Week. - February 10. - 1986.

 

     Сетка паритетов   служит для измерения взаимных отклонений рыночных курсов любой пары валют, допустимыми пределами отклонений курсов  от  центрального  являются +/-2,25%,  для Италии - +/- 6%. Сетка паритетов служит основой  для  проведения  валютных интервенций.                           

     Кроме того,  ежедневно определяется расхождение между рыночным и центральным курсами каждой валюты в ЭКЮ.  Предел отклонений по отношению к ее центральному курсу,  называемым "индикатором", или "порогом" отклонений, составляет приблизительно 75% максимального взаимного отклонения валют. Рыночный курс валюты может  достигнуть  "порога"  отклонений  по отношению к ЭКЮ, не выйдя за предел его допустимых колебаний по  отношению к национальным  валютам стран-участниц ЕВС.  Этот "сигнальный" механизм призван заранее предупреждать страны о приближающемся нарушении двусторонних соотношений валютных курсов.

     Сетка паритетов  и ее связь с ЭКЮ является  основой  валютных интервенций  и  системы взаимного кредитования и расчетов.Обычно интервенции  проводятся  одновременно  банками   стран, курсы валют  которых  достигли противоположных максимально допустимых пределов взаимных отклонений. Банк сильной валюты покупает слабую валюту,  и наооборот, банк слабой валюты продает сильную. Однако покупка сильной валюты означает для страны  со слабой валютой  затрату валютных резервов,  и это ограничивает масштабы ее интервенционных  операций,  вынуждая  прибегать  к другим методам  регулирования:  ужесточению  денежно-кредитной политики, повышению учетных ставок и т. д. Предполагается, что страна с сильной валютой примет меры к расширению спроса,  либерализует денежно-кредитную политику и снизит учетные ставки.

Однако заставить ее принять эти меры невозможно - не испытывая трудностей в проведении валютных интервенций  (т.е.  продажи своей валюты на рынке), она может ими и ограничиться. В результате использование сетки  паритетов  теоретически обязывает страны со слабой валютой постоянно проводить жесткую внутреннюю экономическую политику в интересах поддержания  валютной  стабильности.  Эта  система  дает односторонние преимущества странам с сильной валютой, поэтому по вопросу о системе взаимосвязи валютных курсов вспыхнули острые разногласия между странами, ранее участвовавшими в "европейской   валютной  змее", и государствами, в ней не участвовавшими, но вошедшими в ЕВС.

     Великобритания, Франция и Италия настаивали  на том, чтобы контроль за  валютными  курсами  осуществлялся  только путем их привязки к ЭКЮ, так как в этом случае меры по изменению экономической политики  обязана принимать та страна,  изменение валютного курса  которой  идет  вразрез  с  курсами  большинства участников. Вследствие  высокого  общего удельного веса слабых валют в корзине ЭКЮ это могло бы привести к тому, что страны с сильной валютой оказались бы вынуждены принимать меры к ослаблению своей денежной единицы по отношению к остальным  валютам ЕВС. Не случайно ФРГ наотрез отвергла эти предложения, заявив, что новая система должна быть не менее "строгой" чем "змея", и содействовать снижению  темпов инфляции,  а не их выравниванию на более высоком уровне.  В результате предложенного  Бельгией компромисса основным  механизмом  поддержания  валютных курсов стала сетка паритетов,  а привязка к ЭКЮ - дополнительным, так как принятие  мер при нарушении "порога" является желательным, но не обязательным.

     Введение  механизма  поддержания валютных  курсов и система валютных интервенций  повлекло  за  собой   создание   системы кратко- и среднесрочного кредитования, в которую входят следующие элементы:

     1) система  кредитов типа "своп",  существовавшая  в рамках двусторонних отношений между  центральными  банками.  Операции "своп" осуществляются  банками тех стран,  курсы валют которых достигли допустимых пределов взаимных отклонений,  причем размер этих операций не лимитируется.  Кредит должен быть погашен в течение 45 дней после окончания месяца,  в котором он  был предоставлен. В случае  происшедшего за этот период изменения паритетов потери должна возместить сторона со слабой валютой;

     2) фонд  краткосрочного  кредитования  в  размере 14 млрд. ЭКЮ. Для каждой  страны определены величина взноса  в этот  фонд и объем  допустимого  кредита.  Кредиты предоставляются  на срок от 3 до 6 месяцев с правом продления до 9 месяцев;21

      3) фонд  предоставления среднесрочных кредитов (от 2 до 5 лет) в размере 11 млрд. ЭКЮ.

     Краткосрочное  кредитование проводится центральными  банками без каких-либо условий,  а среднесрочные кредиты предоставляются  при условии проведения экономической  политики, одобренной Советом министров ЕЭС на уровне министров финансов.22

     Фонды кратко-  и  среднесрочного кредитования  к 1981 году должны были быть  преобразованы в  Европейский   валютный  фонд. Предполагалось, что  он заменит Европейский фонд  валютного сотрудничества, созданный в апреле 1973 года в период первой  попытки Сообщества  достичь экономического и валютного союза.  С созданием ЕВС капитал ЕФВС был увеличен с  10,4  млрд.  до  25 млрд. ЭКЮ (около 33 млрд.  долларов) путем взноса центральными банками стран-членов 20%  их золото-долларовых резервов.  Этот взнос в ЕФВС осуществили все страны ЕВС,  а также Великобритания. Взамен на их счета в ЕФВС  были  зачислены  эквивалентные суммы в ЭКЮ.

     В целом  механизм ЕВС значительно отличается  от  механизма "европейской валютной змеи".  Для ЕВС характерны более широкий круг участников (и возможность участия в ней на правах ассоциированных членов стран, не входящих в ЕВС); более жесткие обязательства стран-членов в области проведения внутренней экономической политики;  иной  принцип  оценки  отклонений валютных курсов и использование корзины ЭКЮ в качестве  индикатора  для выявления этих   отклонений;   тесная   координация   действий стран-членов в рамках системы, при этом регулирование валютных   курсов не должно быть связано с американским долларом.

     Однако  между "европейской валютной  змеей" и ЕВС имеются и  сходные черты.  Легко проследить  преемственность основных элементов этих двух систем:  на смену "змее" - "суперзмея",  ЕФВС должен быть  преобразован  в ЕВФ. При образовании ЕВС предполагалось, что это будет не просто переход от  одних элементов к другим, а качественный скачок к более высокому уровню интеграции, для которой характерны усиление наднационального характера регулирования  и ярко выраженный политический аспект.  По замыслам ее инициаторов, главной отличительной чертой ЕВС должен был  стать  упор на координацию внутренней экономической и финансовой политики.  Хотя полностью реализовать  поставленную задачу странам-участницам не удалось,  определенные шаги в намечанном направлении были сделаны.

     ЕВС коренным  отличается не только от своей  предшественницы - "европейской валютной змеи",  но и  от ныне  действующей ямайской валютной системы. Хотя ямайские соглашения предусматривают возможность создания валютных группировок,  ориентирующихся на какую-либо валютную корзину, отличную от СДР, а также возможность установления режима "стабильных,  но  регулируемых паритетов", создание  группировки,  основные  элементы которой противостоят принципам ямайской валютной системы,  представлялось маловероятным.

     Действительно,  в рамках ЕВС предусмотрены  введение  стандарта ЭКЮ  вместо  стандарта СДР,  использование  "демонетизированного" золота  в качестве важного резервного  актива,  поддержание относительно  стабильных валютных курсов,  создание ЕВФ, что может подорвать позиции МВФ. Но если принципы ямайской  валютной системы  в  значительной степени так и остались пока на бумаге (речь прежде всего идет о том, что СДР не стали основой нового валютного механизма), то такая же ситуация характерна и для ЕВС. На деле основой ямайской валютной системы стал американский доллар,  который и в рамках ЕВС играет до сих пор непропорционально большую роль.Впрочем в связи с намечающимся переходом на ЕВРО  позиции доллара в Европе уже не кажутся такими безоблачными.23

                         

    

                                          Глава 5.ВАЛЮТНЫЙ РЫНОК

5.1 «Что такое валютный рынок?»

 

В сделках внутри страны люди используют национальную валюту, но для проведения операций за границей им нужна иностранная валюта. Например, если украинская фирма заключает контракт с американской на поставку оборудования, то ей нужна американская валюта для оплаты сделки. Для этих целей существуют специальные рынки, на которых может быть куплена или продана иностранная  валюта и которые называются валютными рынками.

Информация о работе Золотой стандарт