Аннотирование и реферирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 09:31, реферат

Описание работы

Аннотация и реферат стали важными путями, эффективно обеспечивающими быстрый обмен новой научно-технической информацией, именно они существенно сокращают время специалистов на обработку информации. Сущность аннотирования и реферирования заключается в максимальном сокращении объема источника информации при существенном сохранении его основного содержания. Принципиальной основой для такой компрессии информации является избыточность языка и отсутствие однозначного соответствия между содержанием мысли и формой речевого произведения, выражающего эту мысль.

Содержание работы

.Введение..……......………………………………………………………………3
2.Аннотация………………………...……………………………………………..4
2.1 Структура аннотации…………………………..…………………………..4
2.2 Языковые средства……………………………………………………..…..6
2.3 Примеры аннотации……………………..…………………………………8
3. Реферат…………………………………………………………………..……...8
3.1 Типы рефератов…………………………………………………………...10
3.2. Структура реферата………………………………………………………12
3.3 Языковые средства….…………………………………………………….12
4. Список использованной литературы………………………………………...13

Файлы: 1 файл

Аннотирование и реферирование.docx

— 64.55 Кб (Скачать файл)

     Рекомендации по стилю изложения.

1.  Язык аннотации должен быть  максимально простым и понятным  для широкого

круга специалистов.  В аннотации  рекомендуется избегать узкоспециальных

терминов, сокращений и символов. 

2.  Синтаксическая структура  аннотации также максимально  проста.  Лучше

использовать короткие предложения, делить текст на абзацы (обычно 2-3 абзаца).

3.  Поскольку аннотация –   стандартная структура,  можно  использовать клише

научного языка:  в статье рассмотрены/изучены/обобщены/проанализированы;

показано, что/ получено/ предложено. 4.  Рекомендуется избегать частных деталей и конкретных цифр.  Полученные

числовые значения чаще всего не являются итогом работы, поэтому упоминать  их

в аннотации нет необходимости.

5.  Единство времени и залога.  Чаще всего аннотация пишется  в прошедшем

времени, т.к. работа уже выполнена. По желанию автора может использоваться и

настоящее время, но тогда оно должно быть таковым во всех предложениях. То же

касается и залога.  Обычно используется пассивный залог,  выражения  «были

рассмотрены проблемы», «показано, что» и т.п. Если используется активный залог

(«авторы рассматривают проблемы»),  то он должен присутствовать  во всех

предложениях аннотации.

 

    1. ПРИМЕРЫ АННОТАЦИИ

1)Андрей Арешев 
Правовые основы использования информации регистрационных систем 
Аннотация: В статье рассматриваются правовые механизмы обеспечения широкого доступа к регистрационной информации, а также проблемы, связанные с пробелами в законодательстве, слабым межведомственным взаимодействием, ограниченным использованием госорганами возможностей вычислительной техники. Автор излагает суть законодательных мер по улучшению качества информационных услуг, в том числе по развитию системы электронного документооборота, и приводит примеры успешных региональных инициатив по организации удаленного информационного обслуживания населения.

 

2)Иллария Бачило 
Информационные системы регистрации — важнейший ресурс государственного управления 
Аннотация: Статья посвящена роли информационных систем регистрации в жизни российского общества на всех его уровнях — начиная от рядовых граждан и заканчивая высшими органами власти. Автор отмечает ряд недостатков в функционировании этих систем: неопределенность правового статуса регистрационных документов, несогласованность действий ведомств, осуществляющих государственный учет, отсутствие глубокого аналитического осмысления обрабатываемых данных. Автор указывает на необходимость интеграции регистрационных ресурсов, поскольку ответственная государственная политика в сложных экономических условиях сегодняшнего дня должна опираться на достоверную и систематизированную информацию.

 

  1. РЕФЕРАТ

Реферирование представляет собой интеллектуальный творческий процесс, включающий осмысление, аналитико-синтетическое преобразование информации и создание нового документа - реферата, обладающего специфической языково-стилистической формой.

     Реферат - это  семантически адекватное изложение  основного со-

держания первичного документа, отличающееся экономной знаковой оформленностью постоянством лингвистических и структурных характеристик и предназначенное для выполнения разнообразных информационно-коммуникативных функций в системе научной коммуникации.

     Рефератом  называется текст, передающий  основную информацию

подлинника в свернутом  виде и составленный в результате ее смысловой

переработки.

    Функции рефератов:

    Основными функциями  рефератов являются следующие: информативная, поисковая, индикативная, справочная, сигнальная, адресная, коммуникативная.

    Информативная  функция. Поскольку реферат является  кратким

изложением основного  содержания первичного документа, главная его

задача состоит в том, чтобы передавать фактографическую информацию.

Отсюда информативность  является наиболее существенной и отличи-

тельной чертой реферата.

    Поисковая и  справочная функции. Как средство передачи информации реферат нередко заменяет чтение первичного документа. Обращаясь к рефератам, пользователь осуществляет по ним непосредственный поиск информации, причем информации фактографической. В этом проявляется поисковая функция реферата, а также функция справочная, поскольку извлекаемая из реферата информация во многом представляет справочный интерес.

    Индикативная  функция. Реферат должен характеризовать оригинальный материал не только содержательно, но и описательно. Путем описания обычно даются дополнительные характеристики первичного материала: его вид (книга, статья), наличие в нем иллюстраций и т.д.

Кроме того, в реферате иногда приходится ограничиваться лишь названием или перечислением отдельных вопросов содержания. Это еще одно свойство реферата, которое принято называть индикативностью.

    Адресная функция.  Точным библиографическим описанием первичного документа одновременно достигается то, что реферат способен выполнять адресную функцию, без чего бессмысленен документальный информационный поиск.

   Сигнальная функция. Эта функция реферата проявляется, когда осуществляется оперативное информирование с помощью авторских рефератов о планах выпуска литературы, а также о существовании неопубликованных, в том числе депонированных работ.

     Диапазон использования  рефератов очень широк. Они применяются как в индивидуальном, так и в коллективном информационном обеспечении, проводимом в интересах научно-исследовательских работ, учебного процесса и т.д. Они же являются средством международного обмена информацией и выполняют научно-коммуникативные функции в интернациональном масштабе.

     Являясь наиболее  экономным средством ознакомления с первоисточником, реферат должен отразить все существенные моменты последнего и особо выделить основную мысль автора. Кроме того, в задачу реферата (иностранного текста) входит оценка сведений, содержащихся в

материале, и сопоставление с данными других источников, если таковые

имеются. Такое сопоставление  производится при помощи сноски.

     Многообразные  функции реферата в системе научных коммуникаций можно объединить в следующие основные группы: информативные, поисковые, коммуникативные. Поскольку реферат передает в сжатом виде текст первоисточника, он позволяет специалисту либо получить

релевантную информацию, либо сделать вывод о том, что обращаться к

первоисточнику нет необходимости.

     Основным назначением  реферата является оперативное распространение важнейшей научно-технической информации в максимально сжатом виде. Здесь он выступает в своей информативной функции.

     Реферативное  изложение зачастую дается в начале или в конце основного текста, что помогает читателю наиболее эффективно и быстро выделить в материале основную информацию и запомнить ее.

     В практике  преподавания иностранного языка реферат выступает в учебной функции. Реферирование текстов на иностранном языке помогает формировать у учащихся навыки по трансформации различных лексических и грамматических средств языка.

 

3.1 ТИПЫ РЕФЕРАТОВ

Существуют разные типы рефератов, и, соответственно, к ним подходят разные модели подготовки. Если говорить обобщенно, то можно выделить четыре основных типа: учебные, контрольные, служебные и творческие рефераты.    

 Учебные рефераты. Учебные рефераты – это, как правило, те, которые нам задают в качестве самостоятельных работ в школах и вузах. У них одна цель – научить нас работать эффективно. Эффективность – это не объем, а максимум результата при минимуме затрат сил и времени. Обратите внимание на особенность учебных рефератов. От них не требуется практической отдачи.      

Контрольные рефераты. Контрольные рефераты используют для проверки готовности человека к исполнению той или иной работы. Если в учебном реферате автор представляет тему, то в контрольном реферате он представляет себя (через свое представление темы). Реферат контрольного типа в обязательном порядке сдается при поступлении в аспирантуру и некоторые другие (особенно зарубежные) учебные заведения. В ряде случаев он может называться "эссе", и тогда он ближе к сочинению –  в нем желательно отразить свое личное отношение к изучаемому вопросу. При подготовке контрольного реферата следует подать материал так, чтобы доказать свое моральное право заниматься той темой, по которой готовится реферат, а для этого важно, чтобы в него попали наиболее представительные труды известных ученых, поэтому в начале работы надо не просто подобрать как можно больше литературы, но и критически выделить в ней наиболее значимые труды. При подготовке рефератов, предоставляемых для трудоустройства, надо обратить внимание не только на широту и глубину знаний, но и на оперативность работы.      

Служебные рефераты. Служебные рефераты готовят в качестве служебных заданий. Обычно они связаны с тем, что руководству надо срочно изучить какой-то вопрос, а времени на это нет. Тогда задание поручается помощнику (референту, секретарю или специалисту). Глубину проработки и время на разработку задает руководитель, причем времени никогда не бывает достаточно, так что раскачиваться и учиться некогда. Если время не ограничили, это не радость, а горе. Это сигнал тревоги: вас проверяют! В этом случае надо самому себе поставить такой жесткий барьер по времени, какой только можно, исходя из того, что в данной организации считается приличным. Если это учебное заведение, то приличным можно считать недельный срок. Если это коммерческая организация, надо укладываться в сутки. Если при этом придется поработать дома ночью – это в порядке вещей. Интернет тем и удобен, что им можно пользоваться круглосуточно.      

Творческие рефераты. Это самый интересный вид рефератов. Творческие рефераты готовятся для себя и не имеют конкретной цели, хотя на самом деле цели у них, конечно, есть, причем очень масштабные. Прежде чем приступать к написанию чего угодно: курсовой или дипломной работы, диссертации, статьи или книги, крайне желательно сначала разработать серию рефератов по близким темам. Темы этих рефератов никто и никогда вам задавать не будет, и контролировать работу тоже некому – это дело творческое и личное. Почему работу над творческими материалами лучше начинать с рефератов? Здесь есть, по крайней мере, четыре причины. Первая причина состоит в том, что творческие работы лучше всего выполнять не тогда, когда дано задание, а тогда, когда есть желание. Это намного эффективнее. Работа проходит быстро, весело и интересно. Поводом для на- писания реферата может стать знакомство с интересной статьей в журнале, освещение какой-то темы по телевидению, знакомство с интересной публикацией в Интернете, интересное сообщение, полученное по электронной почте от информационных серверов. Если отложить эту работу до того времени, когда на нее появится задание, содержание выветрится из головы, первоначальный заряд пропадет, работа получится натянутой и неинтересной. Оперативно создавая рефераты "для себя", можно постоянно пополнять коллекцию. Тогда вы будете в оперативной готовности к выступлению на конференциях, участию в научных сборниках, публикации материалов на серверах Интернета в коммерческих целях. Окружающие будут только удивляться, когда же вы все успеваете.

3.2 СТРУКТУРА РЕФЕРАТА

 

 

I. Вступление

 

Краткие сведения об авторе и характеристика

источника:

   

ученая  степень автора, его специализация, другие работы; характеристика использованных автором материалов; краткое изложение  темы источника; обоснование ее выбора, указание основного материала, методов  разработки темы; цель работы, ее рубрикация; приоритет автора и т.п.

     

II. Основная часть

Все существенные положения:

конспективно, фрагментарно, аналитически на

   

выбор референта

     

III. Заключение

Выводы, сделанные автором; обобщения; резюме референта


 

Объем реферата – не более 25 страниц  машинописного текста, напечатанного  нормальным шрифтом через два  интервала.

Работа должна иметь поля, каждый раздел оформляется  с новой страницы. Титульный лист оформляется согласно требованиям.

На первой странице печатается план, включающий в себя введение, параграфы, раскрывающие суть работы, заключение. В конце  реферата представляется список используемой литературы.

 

    1. ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА

 Поскольку реферат относится к одному из книжно-письменных жанров, в нем используются:

а) конструкции, типичные для научного стиля речи;

б) глаголы  и модальные слова.

В реферате, как и в других жанрах научной  прозы, связь между предложениями  и фрагментами осуществляется средствами связи, получившими название скрепы и указывающими:

    • на порядок изложения информации: во - первых, во - вторых, в - третьих и т.д., прежде всего, сначала, затем, наконец и другие подобные слова и выражения;
    • на выделение главной темы или актуальных для изложения других частей текста, для этого используются слова: должен отметить, следует отметить, важно, необходимо отметить и др.;
    • на присоединение дополнительного материала - аргументации с помощью слов: например, кроме того, допустим;
    • на оценку информации с точки зрения ее достоверности, вводимую словами: как правило, действительно, безусловно, вероятно;
    • на пояснения:  иными словами, иначе, то есть;
    • на источник информации: по данным, по словам. Из трудов и др.

Используются  в реферате также пассивные и  безличные конструкции: доказано, что; следует доказать, что;

    • причастные и деепричастные обороты;
    • существительные, используемые при замене некоторых глаголов и предикативных слов, есть, иметься, существовать - существование, наличие (чего?)

нет, не имеется, не существует - отсутствие (чего?)

нужно, следует, должен, требуется - необходимость (чего?)

позволяет что? - возможность (чего?)

нуждаться (в чем?) - потребность (в чем?)

При составлении  реферата полезно использовать модель реферата научной статьи.

Индикативный  реферат (реферат-резюме), который кратко излагает выводы, результаты проделанной  работы, все второстепенное для интересующей референта темы опускается.

Информация о работе Аннотирование и реферирование