Аргументация в споре. Лояльные и нелояльные приемы и аргументы в споре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 15:23, реферат

Описание работы

В мире существует множество вещей, которые очевидны и, которые не нужно доказывать с целью проверки их истинности. Так, например, в математике, есть множество аксиом, которые по своему определению не нуждаются в доказательстве. Однако часто в повседневной жизни человек сталкивается с различными трудностями. Во многих случаях, например на лекции, в докладе, в ходе полемики, на защите диссертации и во многих других, приходится доказывать, обосновывать и аргументировать высказанные суждения, собственную точку зрения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….
Основная часть
Сущность аргументации……………………………………………….
Элементы аргументации………………………………………………..
Виды аргументов……………………………………………………….
Правила и ошибки по отношению к аргументам……………………...
Спор как частный случай аргументации……………………………..
Сущность спора………………………………………………………….
Аргументация в споре. Лояльные и нелояльные приемы и аргументы в споре……………………………………………………….
Эмоциональность и оценочность аргументированной речи………..
Заключение……………………………………………………………….
Список использованной литературы………………………………….

Файлы: 1 файл

Риторика.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

I.

Введение………………………………………………………………….

3

II.

Основная часть

 

1

Сущность аргументации……………………………………………….

4

1.1

Элементы аргументации………………………………………………..

5

1.2

Виды аргументов……………………………………………………….

6

2

Правила и ошибки по отношению к аргументам……………………...

11

3

Спор как частный случай аргументации……………………………..

14

3.1

Сущность спора………………………………………………………….

14

3.2

Аргументация в споре. Лояльные и нелояльные приемы и аргументы в споре……………………………………………………….

 

14

4

Эмоциональность и оценочность аргументированной речи………..

19

III

Заключение……………………………………………………………….

24

IV

Список использованной литературы………………………………….

25


 

 

Введение

В мире существует множество вещей, которые очевидны и, которые не нужно доказывать с целью проверки их истинности. Так, например, в математике, есть множество аксиом, которые по своему определению не нуждаются в доказательстве. Однако часто в повседневной жизни человек сталкивается с различными трудностями. Во многих случаях, например на лекции, в докладе, в ходе полемики, на защите диссертации и во многих других, приходится доказывать, обосновывать и аргументировать высказанные суждения, собственную точку зрения.

Данная работа посвящена аргументации, ее содержанию и видам, умению приводить аргументы в споре и тому каких ошибок следует избегать при этом.

 

  1. Сущность аргументации

 

Аргументация ( от лат . argumentum - основа ) - это приведение доводов, или аргументов, с намерением вызвать или усилить поддержку другой стороны (аудитории) к выдвинутому положению. Аргументацией называют также совокупность таких доводов.

Целью оратора при аргументации является убеждение оппонента в правоте сказанного с помощью таких слов и речевых конструкций, которые способны вызвать необходимые мысли и чувства.

Процесс убеждения составляет ту часть коммуникативной деятельности, которая носит ярко выраженный намеренный характер, направленный на то, чтобы повлиять на изменение взглядов, мнений и поведения людей. Но это изменение взглядов и действий людей достигается не принуждением, связанным с насилием, ограничением свободы и жестким управлением действиями и поступками людей, а именно их убеждением. Убеждение предполагает такое воздействие, при котором люди имеют возможность поступать по своему усмотрению, обладают свободой воли, могут сознательно и практически оценивать предлагаемые решения и доводы в их защиту.

Аргументация, в отличие от других форм убеждения, составляет его рационально–логическую составляющую, которая влияет на разум людей и потому оказывает более сильное и продолжительное воздействие на сознание и поведение людей. Она с самого начала ориентирована, во–первых, на логический анализ отношения между заключениями и аргументами, или доводами, применяемыми для этого рассуждения. Во–вторых, аргументация опирается на рациональный анализ и оценку данных, с помощью которых подтверждаются и обосновываются ее заключения. Если заключение выводится из аргументов по правилам логического вывода (дедукции), то ее называют демонстративной, доказательной или дедуктивной аргументацией. Во многих других случаях приводимые аргументы, или доводы, лишь в той или иной степени подтверждают или делают правдоподобными или же вероятными заключения. Поэтому такую аргументацию называют недемонстративной, правдоподобной или вероятной.

1.1 Элементы аргументации.

Аргументация включает в себя три взаимосвязанных элемента: тезис, аргументы, демонстрация.

1.  Тезис - это выдвинутое суждение, которое обосновывается в процессе аргументации. Тезис является главным структурным элементом аргументации и отвечает на вопрос: что обосновывают? Тезис должен быть сформулирован ясно, четко и однозначно.

2. Аргументы (доводы) - это суждения, посредством которых обосновывается истинность тезиса. Они выполняют роль логического основания или фундамента аргументации, и отвечают на вопрос: чем, с помощью чего ведется обоснование тезиса? Аргументом может считаться не всякая правильная и интересная мысль, а только та, которая доказывает наш тезис.

3. Демонстрация - это логическая связь между аргументами и тезисом. В общем виде она представляет собой условную зависимость. Аргументы являются логическими основаниями аргументации, а тезис является их логическим следствием. Логический переход от аргументов к тезису протекает в форме умозаключения.

Продемонстрировать здесь значит показать, что тезис логически следует из принятых аргументов по правилам соответствующих умозаключений.

Речь в аргументации является средством, реакция аудитории - целью, вероятность достижения которой определяется приведенными аргументами.

1.2 Виды аргументов

В зависимости от способа обоснования различают:

Эмпирическая аргументация - это обоснование тезиса путем непосредственного обращения к действительности. Аргументами в ней выступают эксперименты, наблюдения, опыты и т. Эмпирические данные могут использоваться в ходе аргументации в качестве примеров, иллюстраций и образцов.

Примеры - это высказывание о единичных фактах (от лат. сделано, осуществлено) выступающие как аргументы для подтверждения тезиса общего. Чаще всего такие аргументы используются при обосновании оратором тех намерений действия, на которые он ожидает от аудитории, когда приводят определенные ситуации из жизни известных людей и др. Тогда в качестве примеров могут выступать притчи, басни. Цель примера — подвести к формулировке общего положения и в какой-то мере быть доводом в поддержку последнего.

Иллюстрация — это факт или частный случай, призванный укрепить убеждённость аудитории в правильности уже известного и принятого положения. Конкретизируя общее положение с помощью частного случая, иллюстрация усиливает эффект присутствия. На этом основании в ней иногда видят образ, живую картинку абстрактной мысли. Часто иллюстрация выбирается с учётом того эмоционального резонанса, который она способна вызвать.

Теоретическая аргументация. Все общие положения, научные законы, принципы и т.п. не могут быть обоснованы чисто эмпирически, путём ссылки только на опыт. Они требуют также теоретического обоснования, опирающегося на рассуждение и отсылающего нас к другим принятым утверждениям. Без этого нет ни абстрактного теоретического знания, ни твёрдых, обоснованных убеждений. Аргументами в ней выступают другие известные положения, к которым апеллирует оратор.

Так же в качестве аргументов могут выступать различные по своему содержанию суждения:

Суждения о фактах.

Факты - это предложения, фиксирующие эмпирическое знание. Факты существуют независимо от того, что мы о них думаем, какими свойствами личности мы обладаем, в каком психическом состоянии находимся в момент их восприятия. Однако из этого вовсе не вытекает, что рассуждение, построенное на основе фактов всегда объективно, даже если факты сообщаются абсолютно правильные. Чаще всего в риторической практике сам по себе факт, как бы он ни был точен и существен, не оказывает воздействующего влияния на слушателей, если он не обработан специально для убеждающей речи, т. е. если ему не дана оценка и не показана его связь с другими фактами и аргументами. В речи обычно создаются конструкции, включающие помимо самого факта и интерпретацию говорящего. Оценка действительности в этом случае зависит от психического состояния, личностных особенностей, уровня подготовки и многого другого, чему сам человек не придает значения как фактору, влияющему на его восприятие, а потом и на точку зрения. Таким образом, в реальной практике факт обычно трудно бывает отделить от мнения, поскольку факты всегда предлагаются аудитории уже обработанными в чьей-то оценке. Хотя факты и являются рациональными доводами, нередко в частных риториках, относящихся к ораторике, они используются для построения сугубо эмоциональной аргументации и служат для внушения определенных идей.

Факты в риторической практике подразделяются на системные и исторические. К системным относятся выводы науки, объективные показатели состояния дел и т. п. Если же речь идет о прошедших событиях, то используется исторический факт, который выглядит как изложение обстоятельств дела.

Аксиомы, т.е очевидные и потому недоказываемые в данной области положения также могут быть аргументам. В качестве исходных положений аксиомы используются в различных науках: математике, физике, химии и других. Примерами аксиом могут служить следующие: «часть больше целого», «действительных чисел существует бесконечно много» и т.п.

Сходные с аксиомами очевидные положения используются также в других областях знания. Так очевидно положение о невозможности одновременного пребывания одного и того же лица в различных местах, и оно часто служит аргументом в пользу утверждения о том, что данное лицо не принимало непосредственного участия в совершении преступления, так как в данный момент времени находилось в другом месте. Другими словами у лица имеется алиби.

Определения основных понятий в конкретной области знаний. Определение может стать ценным рациональным аргументом в речи. Задача определения — обобщить, дать представление о предмете как части более широкой категории. Чтобы дать определение, необходимо отыскать сущностные признаки определяемого предмета, те признаки, которые помогают отличить данный предмет от других. Этому виду аргументов риторика уделяла много внимания с самой древности. Так, подробно разбирает специфику определения Аристотель в своей «Топике»: «Определение есть речь, обозначающая суть бытия [вещи]. Оно заменяет имя речью или речь речью, ибо можно дать определение тому, что выражено речью. Но кто каким-то образом объясняет нечто одним только именем, тот, ясно, вовсе не дает определения предмета, так как каждое определение есть какая-нибудь речь; однако и такого рода [имя] должно считаться определительным, как, например, когда говорят, что прекрасное есть подобающее.»

Чтобы дать риторическое определение, необходимо вычленить и обобщить сущностные для речи оратора признаки явления и дать его характеристику в связи с обсуждаемым вопросом. Именно поэтому риторические определения предмета могут оказаться довольно субъективными.  Х. Перельман , рассматривая сущность определения, говорил , что определение — не логическая процедура, а риторическая фигура. Он пишет: «мы имеем дело с риторическим определением, когда оно имеет цель не прояснить смысл понятия, а подчеркнуть те аспекты, которые усиливают желаемый убеждающий эффект.»

Судебная риторика широко использует риторические определения для указания на сущность того или иного явления, однако при квалификации уголовно наказуемых деяний (клевета, подлог, ограбление и т. п.) должна прибегать исключительно к логическим приемам определения, поскольку от точности и непротиворечивости такого определения зависит вынесение постановления о наказании.

Ссылки на законы, документы, постановления и другие нормативные акты, обязательные для выполнения. В общественной практике такое доказательство вполне объективно, поскольку для законопослушного гражданина необходимость выполнения законов и распоряжений верховной власти является неизбежностью.

Статистика - количественные показатели развития производства и общества, их соотношение и изменение - находится в неразрывной связи с качественным содержанием объекта. И хотя статистика - это всего-навсего "особо организованные факты", правила ее использования должны быть оговорены особо.

Информация о работе Аргументация в споре. Лояльные и нелояльные приемы и аргументы в споре