Чтение как вид речевой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 21:48, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - раскрыть понятие «речевая деятельность», рассмотреть основные формы, виды, и структурные компоненты этого процесса.
Речь сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная
языком.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1.Сущность речевой деятельности как вида деятельности……..…4
1.1 Чтение как один из видов речевой деятельности…………………………...6
1.2 Характеристика чтения как вида речевой деятельности………………....10
1.3 Связь чтения с другими видами речевой деятельности………………..….14
Глава 2. Понятие навыка чтения………………………………………...….15
2.1. Психологический подход к пониманию сущности чтения…………..…19
2.2 Теоретические подходы к процессу чтения……………………..…………23
Заключение………………………………………..……………………………..30
Литература ………………………………………………...…………………..31

Файлы: 1 файл

Чтение как вид речевой деятельности.docx

— 53.27 Кб (Скачать файл)

Известные психолингвисты А.А. Леонтьев, Н.И. Жинкин и др. рассматривают чтение как один из видов речевой деятельности. А речевая деятельность представляет собой «активный, целенаправленный, опосредо-ванный языковой системой и обусловленный ситуацией общения процесс передачи или приема сообщения» (И.А. Зимняя). Следовательно, речь – это язык в действии, общении.

 В заключении заметим, что, вопреки очень распространенному  в настоящее время обычаю —  одновременно начинать обучение  детей чтению и письму, мы считаем  более целесообразным обучение  письму несколько отдалить. Конечно, ничего нельзя возразить против  того, если детям предлагают рисовать изученные ими буквы, но планомерное обучение письму в собственном смысле слова требует упражнений, построенных совсем по другому плану, чем те, которые должны лечь в основу обучения чтению.

 Итак, формирование и  совершенствование навыка чтения  является одной из основных  задач занятий в современных  образовательных заведениях. Интерес  к чтению возникнет в том  случае, когда читатель свободно  владеет осознанным чтением и  у него развиты учебно-познавательные  мотивы чтения. Комплексная работа  по формированию и совершенствованию  навыка чтения значительно улучшит  процесс обучения чтению, повысит  интерес к нему ребят. От постановки  обучения чтению во многом  зависит формирование личности  ребёнка, становление его отношения  к обучению чтению.

 Подводя итог, можно  отметить, что в данной работе я рассмотрела некоторые аспекты процесса обучения как вида речевой деятельности. В результате проведенного теоретического исследования мной была достигнута поставленная цель.

 

 

Литература

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Движение человеческого глаза. – М., 1978.
  2. Егоров Т.Г. Очерки обучения детей чтению. – М., 1953.
  3. Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М., 1958.
  4. Ипполитова Н. А. Особенности обучения чтению в начальной школе // Начальная школа: плюс – минус. – № 5. – М., 1999.
  5. Ковшиков В.А., Пухов В.П. Психолингвистика. Теория речевой дея-тельности. – М.: АСТ, 2007.
  6. Леонтьев А.А. Восприятие текста как психологический процесс // Психолингвистическая природа текста и особенности его восприятия. – Киев, 1979.
  7. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – Изд. 3-е. – М.: СПб, 2003.
  8. Мухина В.С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1985. – 272 с.
  9. Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. – М., 1962.
  10. Стоунс Э. Психопедагогика. Психолингвистика. Теория и практика обучения / Пер. с англ., Под ред. Н. Ф. Талызиной. – М., 1984.
  11. Что значит знать язык и владеть им / Н.М. Шанский, И.Л. Резни-ченко, Т.С. Кудрявцева и др.; под ред. Н.М. Шанского – Л.: Просвещение, 1989.
  12. Эльконин Д.Б. Экспериментальный анализ начального этапа обуче-ния чтению // Вопросы психологии учебной деятельности младших школь-ников. – М., 1962.
  13. Сальникова, Т.П. Методика обучения чтению. Уч.-метод. пособие для преподавателей и студентов пед. уч. заведений (по спец. «Учитель начальных классов») / сост. Т.П.Сальникова. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 240 с.
  14. Львов, М.Р. Методика развития речи младших школьников: пособие для учителя / М.Р.Львов. – М.: Просвещение, – 1985. – 176 с.
  15. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. Учебник. - М.,1997

 

 


Информация о работе Чтение как вид речевой деятельности