Е.С. Скобликова, исследовательская деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 21:47, реферат

Описание работы

Одновременно заочно училась на факультете русского языка и литературы в Куйбышевском пединституте. В 1944 году перевелась на дневное отделение Пензенского пединститута, который закончила с отличием и рекомендацией в аспирантуру. В 1946-49-х годах училась в аспирантуре при кафедре русского языка Куйбышевского пединститута под руководством профессора В.А. Малаховского. В 1951 году успешно защитила кандидатскую диссертацию, посвященную диалектным особенностям в личных местоимениях на территории Европейской части страны.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3
Е.С. Скобликова, исследовательская деятельность…………………..3
Заключение……………………………………………………………..10
Список использованной литературы…………………………………11

Файлы: 1 файл

Доклад по Т.Я..docx

— 38.82 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение 
высшего профессионального образования

«Поволжская государственная  социально-гуманитарная академия»

 

 

Филологический  факультет

 

Кафедра русского языка, культуры речи

и методики их преподавания

 

Реферат по теории языка, ч.2

 

 

Выполнила: студентка V курса

очной формы обучения

филологического факультета

Юношева Анастасия Александровна

Проверила: к.ф.н., доцент

Зайцева Елена Александровна

 

 

 

 

Самара

2012

 

Оглавление:

  1. Введение…………………………………………………………………3
  2. Е.С. Скобликова, исследовательская деятельность…………………..3
  3. Заключение……………………………………………………………..10
  4. Список использованной литературы…………………………………11

 

Введение.

Е.С.Скобликова - известный  отечественный лингвист доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка Самарского государственного университета.

Научное кредо Е.С.Скобликовой - категориальный, структурно-семантический  подход к исследованию, описанию и преподаванию языка, наиболее полно реализованный в ее работах, посвященных изучению русского синтаксиса, прежде всего в двух вузовских учебниках по синтаксису русского языка и в двух монографиях, а также в ее системе преподавания современного русского языка.

Е.С. Скобликова, исследовательская деятельность.

Е.С.Скобликова родилась 1 июня 1924 года в поселке фабрики «Мир хижинам» Кузнецкого района Пензенской области в семье учителей. После окончания в 1942 году Городищенской средней школы в течение двух лет работала школьным учителем: первый год в начальных классах этой школы, а второй - преподавателем биологии и химии (!) в Канаевской семилетке. Одновременно заочно училась на факультете русского языка и литературы в Куйбышевском пединституте. В 1944 году перевелась на дневное отделение Пензенского пединститута, который закончила с отличием и рекомендацией в аспирантуру. В 1946-49-х годах училась в аспирантуре при кафедре русского языка Куйбышевского пединститута под руководством профессора В.А. Малаховского. В 1951 году успешно защитила кандидатскую диссертацию, посвященную диалектным особенностям в личных местоимениях на территории Европейской части страны. Елена Сергеевна изучала местоимения в русских говорах. На составляемой ею карте кружочками и фигурками разных цветов обозначались особенности произношения и форм местоимений (он - ей, они one, аны, яны; меня мене, себе - собе, ее, ею, ю и т.п.). Диссертация потребовала от молодого ученого длительной и напряженной работы в архивах Института русского языка Академии наук, где к тому времени были сосредоточены основные диалектные материалы изучаемого региона. Незаурядное по своему замыслу, размаху, объему фактической базы, глубине решения поставленных задач диссертационное исследование Е.С.Скобликовой было одним из первых масштабных лингвогеографических обобщений, которое в значительной степени предвосхитило последующие работы по материалам диалектологического атласа русского языка (ДАРЯ).

С 1949 года по 1971 год Е.С.Скобликова преподает в Куйбышевском пединституте (ныне ПГСГА) - сначала в должности ассистента, старшего преподавателя, а с 1956 года - доцента кафедры русского языка. Елене Сергеевне посчастливилось учиться и работать в годы настоящего расцвета этой кафедры, когда там трудилась целая когорта известных в стране ученых, принесших славу Куйбышевскому пединституту как крупному лингвистическому центру. Возглавляли его такие замечательные лингвисты как профессор, доктор филологических наук, член-корреспондент АПН РСФСР А.Н. Гвоздев - автор одного из первых в стране учебников по современному русскому языку, первого сборника упражнений по этому курсу, первого учебника по стилистике, уникальных трудов по детской речи, многочисленных исследований по фонетике, графике и орфографии, по методике преподавания русского языка и диалектологии, составитель первого в стране регионального диалектологического атласа (по бывшей Пензенской губернии), и возглавлявший в поволжском регионе всю диалектологическую работу. Заслуженный деятель науки РСФСР профессор В.А. Малаховский - автор практически первого в стране вузовского сборника упражнений по введению в языкознание, специалист по общему языкознанию, художественной речи, по методике школьного и вузовского преподавания русского языка. Учителями и коллегами Е.С. Скобликовой были профессора А.А. Дементьев и С.В.Фролова, обеспечившие своими учебными пособиями преподавание на историко-филологическом факультете дисциплин исторического цикла. Дух высокой науки царил в среде молодых исследователей, проходивших аспирантскую выучку рядом с Е.С.Скобликовой. В это время начиналась научная деятельность будущих профессоров Д.И. Алексеева, В.Д. Бондалетова, И.П. Распопова, Г.А. Пастушенкова и других ученых, получивших впоследствии широкое признание в стране.

Интерес Е.С. Скобликовой к русской диалектологии сохраняется на протяжении всей ее дальнейшей научной деятельности. В течение многих лет она была организатором и участником экспедиций по изучению местных говоров, идейным вдохновителем создания Атласа русских говоров Самарского края, постоянным участником общесоюзных совещаний составителей Диалектологического атласа русского языка. Ее работы в области диалектологи публиковались в изданиях Института русского языка Академии наук (в 1962, 1982, 1984, 1985, 2002 гг.) и многочисленных межвузовских сборниках. Они посвящены лингвогеографии современных диалектных явлений, истории формирования и особенностям функционирования отдельных фонетических и морфологических черт классификации и происхождению среднерусских говоров Поволжья. Свою искреннюю увлеченность диалектологией, бережное и уважительное отношение к народной речи как одной из объективных и обширных сфер употребления национального языка Е.С.Скобликова передала ученикам, воспитав из них не одно поколение руководителей диалектологической работы в разных вузах страны.

Начиная с 1960-х годов, основную область научных интересов Е.С. Скобликовой составляют теоретические проблемы синтаксиса. С ними связана ее докторская диссертация «Согласование и управление как способы синтаксической организации слов», защищенная в 1970 году в ЛГПИ им А.И.Герцена; две монографии: «Согласование и управление в русском языке» (М., 1971. 238 с.) и «Очерки по теории словосочетания и предложения» (Изд-во Саратовского ун-та. Куйб. филиал, 1990. 140 с.); цикл лекций для студентов «Односоставные предложения» (Куйбышев, 1977. 68 с.); фундаментальные вузовские теоретические курсы «Современный русский язык. Синтаксис простого предложения» (М., 1979. 236 с.; Самара, 1997. 324 с.), «Современный русский язык. Синтаксис сложного предложения» (Самара, 1993. 226 с.) и большое количество статей. Опираясь на традиции русской классической лингвистики и развивая идеи функциональной («активной») грамматики, Е.С. Скобликова плодотворно разрабатывает структурно-семантический - категориальный - подход к изучению синтаксических явлений. Этот подход предусматривает рассмотрение семантической роли всех структурных звеньев связной речи в неразрывном единстве с характером их грамматического оформления, что позволяет выявить не только всю систему языковых средств выражения того или иного значения, но и проследить их взаимосвязи и функциональное своеобразие. Имея большое теоретическое значение, синтаксические работы Е.С.Скобликовой очень важны для говорящих на русском языке (особенно иностранцев) в практическом отношении | как надежный путеводитель в сложной организации одного из важнейших языковых ярусов.

С сентября 1971 года по настоящее  время Е.С. Скобликова является профессором кафедры русского языка открытого в 1969 году Куйбышевского государственного университета (ныне Самарского). Придя на кафедру в годы его формирования, Елена Сергеевна вместе с ее основателем, первым заведующим, профессором Дмитрием Ивановичем Алексеевым - коллегой, другом, мужем - сделала неоценимо много для становления учебно-педагогической и научной деятельности кафедры.

Профессор Е.С.Скобликова оказывает  разностороннюю научно-методическую помощь и другим вузам страны, читая там спецкурсы, циклы лекций, рецензируя статьи, учебные пособия и диссертации, работая с аспирантами и стажерами. Под ее руководством защищено 30 кандидатских диссертаций.

Продолжая традиции Гвоздевской школы, Елена Сергеевна уделяет большое внимание изданию учебной литературы. Большую помощь в подготовке лингвистических кадров оказывают ее внутривузовские учебнометодические пособия по важнейшим разделам современного русского языка (графике и орфографии, синтаксису и словообразованию). В серии «Современный русский язык», создаваемой ведущими специалистами страны для вузов по заданию Министерства Просвещения РСФСР, она публикует уже упоминавшиеся фундаментальные учебники по теории синтаксиса простого и сложного предложения. Вышли в свет в центральном издательстве «Просвещение» два пособия для студентов и учителей-словесников - «Сборник упражнений по стилистике русского языка» (1965. 264 с.) и «Обобщающая работа по орфографии» (1994. 126 с.). В 1993-97 гг. на основании учебника и сборника упражнений по современному русскому языку профессора А.Н.Гвоздева и собственных учебных пособий по синтаксису Е.С.Скобликовой осуществлена масштабная работа по подготовке к изданию учебного комплекса по основному лингвистическому курсу для студентов-филологов. Цельность этого комплекса обеспечивается за счет концептуальной самостоятельности входящих в него трудов, широты и глубины их содержания (с убедительной аргументацией теоретических оценок и наглядностью иллюстративного материала) установки на заинтересованное восприятие и творческое осмысление студентами фактологии, теории и методологии курса.

Свидетельством научного признания работ Е.С. Скобликовой является факт издания многих из них в центральных издательствах. Ее труды (а к настоящему времени их опубликовано более 200) широко известны не только в масштабах страны, но и за рубежом. Они высоко оцениваются в отечественных и зарубежных рецензиях и обзорах современной лингвистической литературы (в том числе в обзорах Института русского языка Академии наук), рекомендуются в списках литературы в лингвистических энциклопедиях (см., например: «Лингвистический энциклопедический словарь» М.: Сов. энциклопедия, 1990. С. 480, 537; «Русский язык; Энциклопедия», М.: Сов. энциклопедия, 1979. С. 320,359), в академической «Русской грамматике» (М.: Наука, 1980. С. 659), входят в программу кандидатского экзамена, разработанную Институтом русского языка РАН. Научный авторитет Елены Сергеевны, в частности, очень ярко проявился во время дискуссии по поводу проекта нового «Свода правил русского правописания» ИРЯ РАН (2000 г.). Осуществленный ею квалифицированный научный анализ проекта показал нецелесообразность большинства предлагаемых изменений и недоработанность этого документа в целом, что способствовало, наряду с выступлениями других лингвистов и представителей общественности, приостановке реализации 11роекта.

Особое место в творческой деятельности Е.С.Скобликовой занимает пропаганда и переиздание трудов профессора А Л.Гвоздева (1892-1959). К 70-летию со дня рождения ученого она составляет и публикует книгу «Избранные работы по орфографии и фонетике» (М., 1963), во вступительной статье к которой делает основательное обобщение теоретических взглядов А.Н.Гвоздева. В 1965 году ею готовится к публикации третье издание «Очерков по стилистике», поскольку первые два разошлись сразу после их выхода в 1952 и 1955 гг. (долгое время это была единственная в стране теоретическая книга по лингвостилистике). В условиях былого дефицита учебной литературы по основной дисциплине на филфаках, Елена Сергеевна подготовила не одно переиздание курса «Современный русский литературный язык» А.Н.Гвоздева и сборника упражнений по нему, которые стали незаменимыми в вузовской подготовке словесников в стране. При этом участие в данной работе было у нее самым деятельным и разносторонним - от трудоемкой и кропотливой технической работы по выполнению корректуры до творческого усовершенствования пособий. Так, в теоретическом курсе, выдержавшем пять изданий, по наметкам и планам А.Н.Гвоздева был переработан и дополнен синтаксический том. В соответствии с волей автора, Е.С.Скобликова включила в 4-е издание «Сборника упражнений по современному русскому языку» (М., 1964) порядка 100 новых упражнений; в последнем, 6-ом, переиздании этого сборника (Самара, 1995) их стало уже около 200. Современные переиздания учебников с полувековым стажем - при имеющихся сейчас возможностях выбора аналогичных пособий - говорят об их непреходящей востребованности как изданий научно и педагогически выверенных.

Благодаря Е.С. Скобликовой увидели свет не опубликованные при жизни ученого уникальные труды по детской речи: дневник наблюдений Л.И.Гвоздева за речью собственного сына на протяжении первых девяти лет его жизни («От первых слов до первого класса: Дневник научных наблюдений». Саратов, 1981. 322 с.) и исследование по усвоению им лексики («Развитие словарного запаса в первые годы жизни ребенка». Саратов, 1990. 103 с.). Дневник А.Н.Гвоздева оказался первым лингвистическим (точнее - онтолингвистическим) дневником, который сыграл роль своего рода образца. В настоящее время лаборатория детской речи РГПУ им. А.И. Герцена располагает десятками родительских дневников, которых могло и не быть без дневника А.Н.Гвоздева. Да и обобщающее издание «Вопросы изучения детской речи» (М., 1961. 471 с.), объединившее классические монографические труды А.Н. Гвоздева по исследованию процесса овладения ребенком родного языка, вышедшее в свет после кончины ученого, технически доводилось до опубликования Еленой Сергеевной. Жизни и деятельности А.Н. Гвоздева посвящено несколько межвузовских научных сборников, из которых особенно богатый материал собран в двух выпусках «Вопросов русского языкознания» СамГУ 1976 года. Бесценным подарком всем ученикам и почитателям таланта ученого является подготовленная Е.С.Скобликовой к 100-летию со дня его рождения книга «Александр Николаевич Гвоздев (1892-1959). Очерк жизни и творчества. Воспоминания. Переписка.» (Самара, 1992. 136 с.). В ней с большой человеческой теплотой раскрывается жизненный путь ученого, дается глубокий и разносторонний анализ всех аспектов его творческой деятельности, приводятся отзывы на работы А.Н. Гвоздева. При активном участи Е.С. Скобликовой происходит становление лингвистической историографии в нашем регионе. Кроме работ, посвященных анализу творческого анализа наследия А. Н. Гвоздева, ей принадлежат статьи о научной деятельности других куйбышевских профессоров В.Л. Малаховского, С.В. Фроловой, А.А.Дементьева, Д.И.Алексеева, К.М. Кубарева, а также выходцев из куйбышевской аспирантуры - В.Д. Боидалетова, И.И. Распопова, Л.Н. Мурзина, лингвистов иных регионов - Л.И. Баранниковой (Саратов), Г.Р. Тукумцева (Пенза, Ленинград, Таллин). Елена Сергеевна является одним из авторов «Историко-культурной энциклопедии Самарского края» (Самара. Т. 1-4.1993-95 гг.).

Неразрывная связь ее научной  и педагогической деятельности отражена в интереснейших оригинальных спецкурсах, читаемых как в Сам ГУ, так и в других вузах города и страны. Среди них: «Актуальные проблемы русского синтаксиса», «Теория русской орфографии», «Лингвистическая теория и современный школьный учебник», «Куйбышевская лингвистическая школа» и др. Фундаментальность и универсальность лингвистических интересов Е.С.Скобликовой, ее высочайший профессионализм во всей полноте, помимо коллег, могут оценить студенты- выпускники, проходящие через обзорные лекции профессора по всем лингвистическим дисциплинам перед сдачей государственного экзамена, а также ее аспиранты при подготовке к кандидатскому «минимуму». Глубокие, яркие, неповторимые по своему эмоциональному накалу и языковой выразительности лекции Елены Сергеевны служат для них не только источником знаний, но и действенным средством приобщения к научному и педагогическому творчеству. Дипломные и диссертационные работы, выполненные под ее руководством, зачастую не просто безупречны с точки зрения предъявляемых к ним требований. но и превосходят их.

Информация о работе Е.С. Скобликова, исследовательская деятельность