Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 22:15, реферат
Современное языкознание представляет собой продукт длительного и довольно противоречивого исторического развития лингвистического знания. И многие её проблемы могут быть лучше поняты в историческом аспекте, при обращении к далёкому или близкому прошлому науки о языке, к особенностям её развития в разных этнокультурных контекстах. Первоначальные элементы лингвистического знания формировались в процессе деятельности, связанной с созданием и совершенствованием письма, обучением ему, составлением словарей, толкованием священных текстов и текстов старых памятников, освоением структуры звучащей речи (особенно поэтической), поисками путей наиболее эффективного воздействия магического слова в жреческих обрядах и т.п.
1.Введение……………………………………………………………………..……………………………………3
2.Язык. Речь. Речевая деятельность. Психолингвистика…………………………………..4
3.Территориальная и социальная дифференциация языков…………………………..13
4.Литературный язык как высшая форма национального языка……..………………20
5. Заключение……………………………………………………………………………………………………..24
6. Список использованных источников………………………………………………................25.
Министерство образования Республик Беларусь
УО « Гомельский
Факультет иностранных языков
Языкознание
Формы существования языка
Подготовила: Студентка группы А-13
Проверила: Осипова Тамара Анатольевна
Гомель 2015
Содержание
1.Введение……………………………………………………
2.Язык.
Речь. Речевая деятельность. Психолингвистика………………………………….
3.Территориальная и социальная дифференциация языков…………………………..13
4.Литературный
язык как высшая форма
5. Заключение……………………………………………………
6. Список
использованных источников……………
Современное
языкознание представляет
Поэтому сегодня языкознание
выступает как система, объединяющая
в себе множество
Язык в Энциклопедическом словаре:
Язык - естественный язык, важнейшее средство человеческого общения.Язык неразрывно связан с мышлением; является социальным средством храненияи передачи информации, одним из средств управления человеческимповедением. Язык возник одновременно с возникновением общества в процессесовместной трудовой деятельности первобытных людей. Возникновениечленораздельной речи явилось мощным средством дальнейшего развитиячеловека, общества и сознания. Реализуется и существует в речи.
Значение слова Язык по Психологическому словарю:
Язык - система знаков, сопряженная с универсальными правилами их связывания и служащая коммуникативным целям.
Значение слова Язык по Логическому словарю:
Язык - — знаковая система, используемая для целей коммуникации и познания. Системность
Различают:
- человеческие
языки (предмет изучения лингвистики)
Языки
изучает лингвистика (языкознание).
Знаковые системы вообще —
предмет изучения семиотики. Влияние
структуры языка на
Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание.Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, форму существования человеческого языка.
Важнейшим
достижением человека, позволившим
ему использовать
Язык возникает, развивается и существует как социальный феномен. Его основное назначение заключается в том, чтобы обслуживать нужды человеческого общества и прежде всего обеспечить общение между членами большого или малого социального коллектива, а также функционирование коллективной памяти этого коллектива.Определяя объект лингвистики, Ф. де Соссюр впервые представляет триаду: речевая деятельность, язык, речь. При этом он указывает на определённые конституирующие моменты всех трёх феноменов, на их взаимосвязь и их отдельность.
Речевая деятельность характеризуется у него «индивидуальной», «социальной» сторонами, она «многообразна» и «разнородна», «будучи одновременно физической, физиологической и психической», т.е. она характеризуется им как некое психофизиологическое и физическое явление, выполняющее межсубъектную связь и поэтому имеющее кроме индивидуального аспекта порождения ещё и социальный. Такое представление в речевой деятельности может быть только процессным, что и нашло своё отражение в психолингвистике».Речь, которую Ф. де Соссюр вычленяет в речевую деятельность на основе речевого акта как «зародыша речевой деятельности», это нечто состоящее из «внешней части» «(звуковые колебания, идущие из уст к ушам) и внутренней части», «психической и непсихической части» с «физиологическими явлениями в органах речи, так и физические явления вне человека», «исполнение никогда не производится коллективом; оно всегда индивидуально»2. То есть «речь» по Соссюру – это то же «речевая деятельность» за минусом социальности. И в первом и во втором случае - это психофизиологические и физические процессы, но не деятельности. Опираясь на понятие членораздельной речи (langage articule, gegliederte Sprache), Ф. де Соссюр считает, что «естественной для человека является не речевая деятельность как говорение (language parole), а способность создавать язык, то есть систему дифференцированных знаков, соответствующих дифференцированным понятиям», а потому «надо с самого начала встать на почву языка и считать его основанием (norme) для всех прочих проявлений речевой деятельности».
Такое
обильное цитирование
Представленные
таким образом триединые
а) речевая деятельность как социально-представленная деятельность – лекция, агитация, пропаганда, проповедь, манипуляция индивидуальным и общественным сознанием и т.п.;
б) мыслекоммуникация – диалог, полилог, дискуссия, аргументация, доказательство, сообщение, рассказывание, описание, характеристика, рассуждение, метакоммуникация, рефлексия, понимание и другие речевые жанры;
в) язык как остановленная речь, снятая речь в результате метаязыковой коммуникации – знакообразование, формирование блока знаний, знания, связанные со знаками, смыслообразование, смыслополагание, «текстование», интертекстуальность, языковая картина мира и т.п., т.е. всё как нормы, те «рельсы», на основе которых осуществляется и речевая деятельность, и мыслекоммуникация.
Соглашаясь в целом с положениями Соссюра, А.А. Реформатский уточнил понятия язык, речевая деятельность (он называет ее речевой акт) и речь.Основным понятием надо считать язык. Это действительно важнейшее средство человеческого общения. «Язык – это достояние коллектива и предмет истории. Язык объединяет в срезе данного времени все разнообразие говоров и диалектов, разнообразие классовой, сословной и профессиональной речи, разновидности устной и письменной формы речи.
Нет
языка индивида, и язык не может
быть достоянием индивида, потому
что он объединяет индивидов
и разные группировки
Речевой акт – это индивидуальное и каждый раз новое употребление языка как средства общения различных индивидов.
«Что
же такое речь? Прежде всего, это
не язык и не отдельный
Психолингвистика
Объект науки — это совокупность индивидуальных объектов, которые она изучает. Предмет науки
— это абстрактная система объектов или система некоторых абстрактных объектов.
У разных наук может быть один общий объект, но они могут различаться предметом — иметь
разный взгляд на этот объект. Так, человек является объектом изучения и для медицины, и для
психологии, но каждая наука подходит к нему со своей позиции. Язык и система языковых знаков могут
быть объектом исследования лингвистики, литературоведения, антропологии, программирования и,
конечно, психолингвистики. Можно сказать, что у этих дисциплин общий объект — язык и речь
человека, используемые им для разных целей и в разных ситуациях.
Предметом лингвистики является система языковых средств, используемых в коммуникации.
Лингвистика рассматривает систему языковых знаков и принципы устройства знаковой системы.
Термин «психолингвистика» впервые употребил некто Н. Пронко (N. Ргопко) в большой статье,
озаглавленной «Язык и психолингвистика», которая была опубликована в США в 1946 г. Но вошел в
научный обиход этот термин лишь в 1953 г. на межуниверситетском исследовательском семинаре в г.
Блумингтоне (штат Индиана, США), организованном известными американскими психологами Дж.
Кэрроллом (J. Carroll) и Чарлзом Осгудом (Charles Osgood), а также лингвистом и этнографом Томасом
Сибеоком (Т. Sibeok). Годом позже в США была опубликована коллективная монография под этим
названием — и термин «психолингвистика», получив определённое содержание, стал обозначать
формировавшуюся новую научную теорию.
Термин «психолингвистика» более чем удачен. Он образован по продуктивной для научного языка,
модели, отражая стремление науки к интеграции и подчеркивая комплексность этой дисциплины.
Термин состоит из двух частей: психо — общая часть со словом психология (psyche — по-гречески душа)
и лингвистика (от латинского lingua — язык).
В настоящее время существует достаточно много определений психолингвистики. Пожалуй, самое
первое определение дал в 1954 г. основатель _______американской психолингвистики Ч. Осгуд:
«Психолингвистика изучает те процессы, в которых интенции говорящих преобразуются в сигналы
принятого в данной культуре кода, и эти сигналы преобразуются в интерпретации слушающих.