Функции речевого этикета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 15:44, доклад

Описание работы

Речевой этикет выполняет функцию, которая направлена на установления контакта, привлечение внимания, призыва, вежливости. Занимая своё место в данном обществе, человек обязан своим поведением, в том числе и речевым, оправдывать ожидания этого общества. Этикет помогает достойно выйти из сложных ситуаций общения, обойти острые углы, сгладить противоречия этикетными формулами или этикетным поведением.

Файлы: 1 файл

Под речевым этикетом понимают разработанные правила речевого поведения.docx

— 15.94 Кб (Скачать файл)

Под речевым этикетом понимают разработанные правила речевого поведения, систем речевых формул общения. Речевой этикет предписывает конкретные формы поведения, в том числе  и речевого, с учетом соблюдения этических и коммуникативных  норм в ситуациях общения.

 

Функции речевого этикета

 

     Речевой этикет  выполняет функцию, которая направлена  на установления контакта, привлечение  внимания, призыва, вежливости. Занимая  своё место в данном обществе, человек обязан своим поведением, в том числе и речевым, оправдывать  ожидания этого общества. Этикет  помогает достойно выйти из  сложных ситуаций общения, обойти  острые углы, сгладить противоречия  этикетными формулами или этикетным  поведением.

 

     Задача речевого  этикета помочь организовать  эффективное взаимодействие, опираясь  на нормы социальной адаптации  людей друг другу.

 

     Соответственно, основными этикетными жанрами являются: благодарность, просьба, приветствие, прощание, извинение, поздравление, комплимент, похвальное слово, вежливая оценка, приглашение, отказ, возражение.

 

Речевой этикет и профессиональная пригодность

 

     Приобретение  авторитета, как и степень профессиональной  пригодности, напрямую зависит  от владения речевым этикетом, что, конечно же, вызывает доверие  и уважение партнёров. Правила  речевого этикета необходимо  знать для того, чтобы чувствовать  себя уверенно и непринужденно,  в том числе, на деловых переговорах  и встречах, презентациях, конференциях. Это относится к менеджерам, педагогам,  служащим, врачам, работникам сферы  обслуживания и всем, кто по  роду своей деятельности постоянно  общается с людьми.

 

Формулы речевого этикета

 

     Степень культуры  человека можно определить по  его речи. Очень важно соблюдать  культуру разговора и обращения.  Приветствуя кого-либо, обязательно  говорить: «Здравствуйте!», «Доброе  утро», «Как поживаете?» «Рад  вас видеть», «Приятного аппетита». 

 

При расставании хорошо употреблять  напутственные слова, от которых, согласно обычаю, зависит легкий путь, удача  в делах: «До свидания», «Будьте  здоровы», «Всего доброго», «Всего хорошего», «Счастливого пути».

 

Надежда на встречу выражается словами: «До скорой встречи», «До  завтра», «До вечера», «Надеюсь на скорую встречу».

 

     В деловой  ситуации приемлемы различные  этикетные формулы.

 

     При выражении  благодарности за оказание услуги:

 

Я благодарен вам за…

 

Огромное спасибо вам  за…

 

Я так благодарен вам…

 

Нет слов, чтобы выразить мою благодарность.

 

Высказывать совет, предложения  надо в вежливой форме или нейтральной:

 

Разрешить дать совет….

 

Я посоветовал бы вам…

 

Я советую…

 

Разрешить предложить совет..

 

Позвольте вам посоветовать

 

Предельно вежливо, деликатно  должно быть обращение с просьбой:

 

Если вам не трудно…

 

Будьте любезны, выполните  мою просьбу..

 

Сделайте одолжение…

 

Не могу ли я попросить  вас о…

 

Разрешить попросить вас  об одолжении.

 

Высказывая комплимент, говорящий  оценивает внешний вид собеседника, его профессиональные способности, нравственные качества, даёт положительную  оценку в целом:

 

Вы превосходно (замечательно, необычайно хорошо, отлично) выглядите.

 

Время над вами не властно (вас обходит).

 

С вами приятно общаться.

 

Вы отличный (прекрасный, высокого уровня) специалист.

 

Вы прекрасный( талантливый, умный, грамотный) руководитель.

 

Вы надёжный(превосходный, отличный) компаньон.

 

     Очень важно,  каким тоном и с какой интонацией ведётся разговор. Начиная беседу, согласно речевому этикету принято говорить обо всем, кроме того, что может нанести оскорбление или обидеть кого-либо. Говорить не очень громко, не привлекать внимание окружающих. Жесты должны быть умеренными. Терпеливо слушать собеседника, не перебивать его, пытаясь доказать свою позицию. Дослушав до конца, представить свои возражения или аргументы: «Мне кажется, что …», «На мой взгляд, это не совсем так», «Я могу ошибаться, но моя точка зрения..» Собеседник должен чувствовать ваше внимание к себе. Поэтому вежливый человек должен уметь ещё и слушать, а не только говорить.

 

Речевой этикет не ограничивается только речевыми формулами. Его главное  назначение: помочь людям не конфликтовать  друг с другом, строить добрые, нормальные взаимоотношения.

 

 

 

Read more: http://chisto-po-russki.ru/eticheskie-normyi-rechi/rechevoy-etiket#ixzz2r30jyrcE


Информация о работе Функции речевого этикета