Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 15:44, доклад
Речевой этикет выполняет функцию, которая направлена на установления контакта, привлечение внимания, призыва, вежливости. Занимая своё место в данном обществе, человек обязан своим поведением, в том числе и речевым, оправдывать ожидания этого общества. Этикет помогает достойно выйти из сложных ситуаций общения, обойти острые углы, сгладить противоречия этикетными формулами или этикетным поведением.
Под речевым этикетом понимают разработанные правила речевого поведения, систем речевых формул общения. Речевой этикет предписывает конкретные формы поведения, в том числе и речевого, с учетом соблюдения этических и коммуникативных норм в ситуациях общения.
Функции речевого этикета
Речевой этикет
выполняет функцию, которая
Задача речевого этикета помочь организовать эффективное взаимодействие, опираясь на нормы социальной адаптации людей друг другу.
Соответственно, основными этикетными жанрами являются: благодарность, просьба, приветствие, прощание, извинение, поздравление, комплимент, похвальное слово, вежливая оценка, приглашение, отказ, возражение.
Речевой этикет и профессиональная пригодность
Приобретение
авторитета, как и степень
Формулы речевого этикета
Степень культуры
человека можно определить по
его речи. Очень важно соблюдать
культуру разговора и
При расставании хорошо употреблять напутственные слова, от которых, согласно обычаю, зависит легкий путь, удача в делах: «До свидания», «Будьте здоровы», «Всего доброго», «Всего хорошего», «Счастливого пути».
Надежда на встречу выражается словами: «До скорой встречи», «До завтра», «До вечера», «Надеюсь на скорую встречу».
В деловой ситуации приемлемы различные этикетные формулы.
При выражении
благодарности за оказание
Я благодарен вам за…
Огромное спасибо вам за…
Я так благодарен вам…
Нет слов, чтобы выразить мою благодарность.
Высказывать совет, предложения надо в вежливой форме или нейтральной:
Разрешить дать совет….
Я посоветовал бы вам…
Я советую…
Разрешить предложить совет..
Позвольте вам посоветовать
Предельно вежливо, деликатно должно быть обращение с просьбой:
Если вам не трудно…
Будьте любезны, выполните мою просьбу..
Сделайте одолжение…
Не могу ли я попросить вас о…
Разрешить попросить вас об одолжении.
Высказывая комплимент, говорящий
оценивает внешний вид
Вы превосходно (замечательно, необычайно хорошо, отлично) выглядите.
Время над вами не властно (вас обходит).
С вами приятно общаться.
Вы отличный (прекрасный, высокого уровня) специалист.
Вы прекрасный( талантливый, умный, грамотный) руководитель.
Вы надёжный(превосходный, отличный) компаньон.
Очень важно, каким тоном и с какой интонацией ведётся разговор. Начиная беседу, согласно речевому этикету принято говорить обо всем, кроме того, что может нанести оскорбление или обидеть кого-либо. Говорить не очень громко, не привлекать внимание окружающих. Жесты должны быть умеренными. Терпеливо слушать собеседника, не перебивать его, пытаясь доказать свою позицию. Дослушав до конца, представить свои возражения или аргументы: «Мне кажется, что …», «На мой взгляд, это не совсем так», «Я могу ошибаться, но моя точка зрения..» Собеседник должен чувствовать ваше внимание к себе. Поэтому вежливый человек должен уметь ещё и слушать, а не только говорить.
Речевой этикет не ограничивается только речевыми формулами. Его главное назначение: помочь людям не конфликтовать друг с другом, строить добрые, нормальные взаимоотношения.
Read more: http://chisto-po-russki.ru/