Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 19:36, доклад
Глаголами называются слова, обозначающие действия или состояния лица, а также предмета и отвечающие на вопросы что делать? и что сделать? (бежать, убежать,и т. д.). Глаголы могут указывать не только на действия и состояния, но и на признаки(зеленеет луг), количество (удвоили, утроили энергию), на отношение к кому-нибудь или чему-нибудь (уважал своего товарища).Перечисленные выше значения глагола имеются и у слов других частей речи, в частности у существительных и прилагательных. Ср.: бьют часы кремлевской башни — бой часов кремлевской башни, ходил конем — ход конем, читал книгу — чтение книги, строят объект — строительство объекта, лицо краснеет — лицо его постепенно становится красным и т. д. Почему же слова бьют, ходил, читал,строят, краснеет относятся к глаголу, а бой, ход, чтение, строительство,красный — к другим частям речи?
ГУО «Любанский детский сад-средняя школа им. С.Д. Романа»
Сообщение на тему
«Глагол как часть речи»
Подготовил
Учащийся 10 класса
Андрусевич Константин
Глаголами называются слова, обозначающие действия или состояния лица, а также предмета и отвечающие на вопросы что делать? и что сделать? (бежать, убежать,и т. д.). Глаголы могут указывать не только на действия и состояния, но и на признаки(зеленеет луг), количество (удвоили, утроили энергию), на отношение к кому-нибудь или чему-нибудь (уважал своего товарища).Перечисленные выше значения глагола имеются и у слов других частей речи, в частности у существительных и прилагательных. Ср.: бьют часы кремлевской башни — бой часов кремлевской башни, ходил конем — ход конем, читал книгу — чтение книги, строят объект — строительство объекта, лицо краснеет — лицо его постепенно становится красным и т. д. Почему же слова бьют, ходил, читал,строят, краснеет относятся к глаголу, а бой, ход, чтение, строительство,красный — к другим частям речи?
В отличие от других частей речи глагол, называя действие, состояние, признак, количество, отношение к кому-нибудь или чему-нибудь, указывает, во-первых, на производителя, деятеля (субъекта) — кто-то или что-то ходит, читает, бьет, краснеет, во-вторых, на время совершения действия (бьют, ходил, читал). В-третьих, глагол располагает такими формами, которые позволяют оценивать действие, состояние, признак как реальное или только желаемое, возможное:удвоим, удвойте, удвоили бы; строим, стройте, строили бы.
Таким образом, глагол — часть речи, обозначающая действие или состояние в его отношении к лицу, времени и наклонению. Морфологические признаки глагола – изменение по наклонениям, временам, лицам, числам и родам. Кроме того, глаголы имеют спряжение, могут быть переходными и непереходными, возвратными и невозвратными, могут указывать на вид.
Глагол — самая «богатая» часть речи. Каждый глагол имеет целую систему форм, ср.: читать—читаю, читаешь, читает, читаем, читаете, читают—читал, читала,читали—буду читать, будешь читать, будет читать, будем читать, будете читать,будут читать — читай, читайте, читал бы—читающий, читавший, читаемый,читанный—читая.
Одни глагольные формы относятся к спрягаемым, другие — к неспрягаемым. Неспрягаемыми являются инфинитив, причастие и деепричастие, все остальные включаются в группу спрягаемых (формы лица, времени, наклонения).
Важнейшая синтаксическая функция глагола — быть сказуемым. Основные формы глагола (формы лица, времени и наклонения) употребляются исключительно в роли
сказуемого, поэтому их называют предикативными (предикат—сказуемое).
Из всех глагольных форм только инфинитив может быть любым членом предложения и сказуемым в том числе. Все глагольные формы сочетаются с существительными — управляют существительными, «требуют» существительное в определенном падеже (с предлогом или без предлога). Ср.: упрашивать товарища, подойти к товарищу, говорить о товарище; говорю (говорил, буду говорить, говори, говорил бы, говорящий, говоривший, говоря) о товарище.
Глагол имеет и
Обозначая действие, русский глагол может также указывать на то, достигло ли оно в своем развитии, течении конечной цели, желаемого результата. Поясним на примерах: 1) Я написал письмо—глагол написал не только указывает на определенный процесс, но и сообщает о том что этот процесс в какой-то момент времени достиг конечной цели желаемого результата (письмо оказалось написанным). 2) Я писал письмо - глагол писал указывает только на то, что данный процесс имел место в прошлом, какое-то время продолжался, длился, но ничего не сообщает о том, была ли достигнута цель, желаемый результат. Таким образом, в одних случаях глагол выступает в роли простого обозначения действия (Я писал письмо. Завтра она идет в театр. Брат читал| этот роман), в других — глагол, обозначая действие, дополнительно информирует о достижении цели этим действием, о достижении результата (Я написал письмо. Завтра она пойдет в театр. Брат прочитал этот роман).
Достижение действием цели, желаемого результата называется внутренним пределом в развитии действия. Вид как один из признаков; глагола указывает на наличие или отсутствие внутреннего предела в развитии действия. Совершенный вид обозначает действие, в развитии которого имелся или будет иметься внутренний предел (т. е. был или будет достигнут результат): решил—решит, написал—напишет, купил—купит, запел—запоет, сходил — сходит и т.д. Несовершенный вид обозначает действие без указания на внутренний предел, в этом случае внимание сосредоточивается на представлении, констатации самого действия: читает — читал — 'будет читать, ходит—ходил—будет ходить, посвистывает—посвистывал—будет посвистывать, поет—пел—будет петь. Кроме основных значений (указание на внутренний предел или отсутствие такового) глаголы совершенного и несовершенного вида могут иметь дополнительные оттенки. Так, многие глаголы несовершенного вида указывают также на повторяемость действия: подписывать, почитывать, побаливать, толкать, бросать, ездить и т. д., а целый ряд глаголов совершенного вида обозначает, наоборот, действия однократные, мгновенные: бросить, толкнуть, обернуться и т. д.
Вид легко распознается по вопросу: что делать? — несовершенный вид, что сделать? — совершенный вид. Вид характеризует все формы глагола: 1) читать (что делать?), читаю (что делаю?), читал (что делал?), буду читать (что буду делать?), читай (что делай?), читающий (что делающий?) , читавший (что делавший?), читая (что делая?); 2) прочитать (что сделать?), прочитает (что сделает?), прочитал (что сделал?), роман прочитан (что сделано с романом?), прочитав (что сделав?).
Глаголы совершенного вида имеют два времени:, прошедшее и простое будущее (купил—купит, бросил—бросит, пропел—пропоет и т. д.). Глаголы несовершенного вида имеют все три времени: настоящее, прошедшее и сложное будущее покупает — покупал — будет покупать, бросает — бросал — будет бросать, поет — пел — будет петь).
Глагол, обозначая действие, процесс, состояние, указывает и на того, кто или что совершает данное действие или процесс, кто или что испытывает данное состояние, т. е. глагол определяет также производителя действия. Ср.: Приятно шагать по утреннему Минску—инфинитив шагать называет только определенное действие (в отличие например, от идти, бежать) и не сообщает о том, кто шагает по Минску. Но: шагаю, шагаешь, шагает, шагаем, шагаете, шагают—в этом случае каждая форма глагола. и вне контекста вызывает у нас представление о том, кто шагает, т. е. кто является производителем действия.
Производитель действия в морфологии называется термином лицо. Но лицо глагола определяет производителя действия не вообще, а с точки зрения говорящего. Отсюда: 1) если производителем действия является сам говорящий — это 1-е лицо: Я шагаю по Минку; 2) если производителем действия является его собеседник — это 2-е лицо: Ты шагаешь по Москве; 3) если производителем действия является лицо, не участвующее в разговоре, или явление животного мира, природы, какой-нибудь предмет, о котором идет речь,—это 3-е лицо глагола: Он шагает по Минску; Плывет луна в недвижной высоте... Поет петух в деревне за хребтом, и утро подступает по секундам. Действие может совершаться не одним лицом, а несколькими: Мы шагаем по Минску—1-е лицо мн. ч.; Бы шагаете по Москве—2-е лицо мн. ч.; Они шагают по Минску—3-е лицо мн. ч. Действие может быть связано с несколькими явлениями животного мира и природы, с несколькими предметами: Сляг стрижи на оконных карнизах, кипарисы глядятся в окно; Скрежещут над парком трамваи... Истошно кричат попугаи... Таким образом, три лица глагола имеются не только в единственном, но и во множественном числе. Указание на лицо имеется у глагола во всех наклонениях. Например: Я выучил русский язык — 1-е лицо изъявительного наклонения; Жди меня, и я вернусь... — 2-е лицо повелительного наклонения; Ждите нас завтра — 2-е лицо мн. ч. повелительного наклонения. 1-е и 2-е лицо ед. и мн.ч. глагола указывают на человека или на олицетворенный «очеловеченный» предмет. Например, в «Необычайном приключении...» Маяковского солнце, «дух переведя, заговорило басом: «Гоню обратно я огни впервые с сотворенья» — здесь 1-е лицо указывает на «очеловеченное» явление природы (солнце). 3-е лицо) может указывать и на деятеля-человека и на деятеля-предмет: Кондуктор с лесенки кричит; Грохочут моторы, летят поезда, огни на походной стоянке.
Время как одна из основных форм существования бесконечно развивающейся материи выражается в языке глаголом. Осуществление любого действия, процесса, состояния во времени рассматривается в морфологии с точки зрения говорящего. Таким образом, время глагола выражает отношение действия, состояния, процесса к моменту речи.
В современном русском языке имеется три времени: настоящее, прошедшее и будущее. Настоящее время называет действие, которое происходит в тот момент, когда о нем говорится. Например: Просят в столовую — здесь глагол просят свидетельствует о том, что действие совершается в то же самое время, когда говорящий сообщает об этом, т. е. действие совпадает с моментом речи.
Прошедшее время называет действие, которое происходило до момента речи.
Например: Солдаты разошлись повзводно на квартиры. Плац опустел — глаголы разошлись, опустел показывают, что названные действия происходили до момента речи, до того, как началась об этом речь.
Будущее время называет действие, которое произойдет или мыслится как возможное после момента речи. Например: — Вот, назло им всем, завтра же засяду за книги, подготовлюсь и поступлю в академию — глаголы засяду, подготовлюсь, поступлю показывают на такие действия, которые произойдут или могут произойти после момента речи, которые представляются говорящему как вполне возможные в будущем.
Времена глагола тесно связаны с видами: глаголы несовершенного вида употребляются во всех трех временах (пишу, писал, буду писать);глаголы совершенного вида имеют только два времени — прошедшее и будущее (написал, напишу).