Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 12:04, контрольная работа
Риторика - (греч. rhetorike «ораторское искусство») научная дисциплина, изучающая закономерности порождения, передачи и восприятия хорошей речи и качественного текста.
Своё начало европейская риторика получает в Древней Греции, в школах софистов, главной задачей которых было чисто практическое обучение красноречию; поэтому их риторика заключала много правил, относящихся собственно к стилистике и грамматике.
В момент своего возникновения в древности риторика понималась только в прямом значении термина - как искусство оратора, искусство устного публичного выступления.
Введение……...……………………………………………………………3
Христианское проповедничество (Аврелий Августин)…………………4
План и композиция речи…………………………………………………7
Заключение………………………………………………………………..10
Список используемой литературы…………………………………….11
Содержание
Введение……...……………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………….11
Введение
Риторика - (греч. rhetorike «ораторское искусство») научная дисциплина, изучающая закономерности порождения, передачи и восприятия хорошей речи и качественного текста.
Своё начало европейская риторика получает в Древней Греции, в школах софистов, главной задачей которых было чисто практическое обучение красноречию; поэтому их риторика заключала много правил, относящихся собственно к стилистике и грамматике.
В момент своего возникновения в древности риторика понималась только в прямом значении термина - как искусство оратора, искусство устного публичного выступления.
На этом развитие риторики не остановилось, ею занимались и в Средние века, и в XIX веке. Тогда риторика вошла в теорию литературы под названием стилистики. Современные филологи определяют риторику как учение об условиях и нормах эффективной речевой коммуникации.
Различия в определении предмета и задач риторики на протяжении ее истории сводились, по сути, к различиям в понимании того, какую именно речь следует считать хорошей и качественной.
Цель данной работы состоит в рассмотрении риторики как науки узнать ее историю.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1. Изучить христианское проповедничество (Аврелий Августин)
2. Построить План и композицию речи.
Христианство (от греч. Чсйуфьт -- «помамзанник», «мессимя») -- авраамическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете.
Христианство зародилось в I веке в Палестине, в иудейской среде в контексте мессианских движений ветхозаветного иудаизма. Уже во времена Нерона христианство было известно во многих провинциях Римской империи.
Корни христианского вероучения
связаны с ветхозаветным
Рассмотрим основные вероисповедальные формы христианства, образовавшиеся в процессе исторического развития христианского мира:
1. Православие - одно из
трех основных направлений
2. Католицизм - (лат. catholicismus) крупнейшая по численности приверженцев ветвь христианства, сформировалась в I тысячелетии н. э. на территории Западной Римской империи.
3. Протестантизм или
Одним из самых выдающихся представителей западной ветви духовного красноречия был Аврелий Августин (Блаженный) (354-430 гг.). Он родился в г. Тагасте (Северная Африка). Его мать - св. Моника - была христианкой и оказывала на сына огромное духовное влияние, отец же оставался язычником, Августин в отрочестве учился в Карфагене (столице римской Африки) главной науке того времени - риторике, без овладения которой невозможно было участвовать в общественной жизни, выступать в суде, торгуя, по словам Августина, "красивой ложью" и "победоносной болтливостью". Там же в 374 г. он начал преподавать риторику и стал одним из самых известных ораторов. В своей "Исповеди" Августин вспоминает, что участвовал в состязаниях драматических поэтов, но особую притягательность таил в себе форум, где, по его словам, он был бы осыпан похвалами тем больше, чем искуснее он врал. Через некоторое время Аврелий приезжает в Италию, где продолжает преподавать риторику.
После десятилетнего пребывания в манихейской общине Августин покинул ее и стал неоплатоником, а затем под влиянием проповеди епископа Амвросия Медиоланского, у которого он принял крещение в З87 г., - христианином. Тут стоит вспомнить, что еще в ранней юности, ознакомившись с Библией, Августин с высокомерием ритора осудил ее за темноту суждений и косноязычие. Ему показалось, что истина не может быть преподана столь некрасиво. Теперь же необработанность и безыскусность Писания произвели на него совсем другое впечатление. Августин понял, что высшая истина только выигрывает от простоты изложения. После этого он стал указывать на Библию как источник и духовного, и светского знания, в частности риторики. Возвратившись в Африку, Аврелий продал все свое имущество и обосновался с группой христиан в Тагасте, чтобы в бедности вести молитвенную жизнь.
В 391 г. епископ североафриканского города Гиппона, вняв просьбам верующих, рукоположил Августина в священнический сан, а затем доверил и проповедь. Вскоре Августин стал его ближайшим полноправным помощником, а в 395 г. унаследовал епископскую кафедру. До самой смерти он вдохновенно проповедовал и яростно боролся против еретических течений своего времени.
Предметом постоянных забот Августина Блаженного было обращение языческой мудрости, произведений древних авторов на утверждение и культурное обогащение христианства. Августин не изжил до конца и не мог изжить в себе человека, воспитанного на лучших достижениях античности. Будучи прославленным своим благочестием и аскетизмом епископом Гиппона, в одном из своих писем он напишет любопытную вещь, рассуждая об апокрифическом Евангелии, в котором описывается вознесение Христа на небо в сопровождении ветхозаветных пророков и патриархов. К сонму вознесенных вместе Христом Августин Блаженный хотел бы приобщить Платона, Цицерона и Вергилия, которые предчувствовали, по его мнению, Бога-спасителя, "Не только среди ораторов и поэтов, которые презирали и выставляли на посмешище своих фальшивых богов и их деяния, были исповедовавшие единого Бога. Но и среди тех, кто заблуждался относительно почитания Бога и воздавал хвалу миру, а не его Создателю, были, без сомнения, люди, которые жили честно, подавали прекрасный пример чистоты, бескорыстия, воздержаниям.
Обращает на себя внимание тот факт, что к числу этих "праведников" Августин причисляет и оратора Цицерона. Но это неудивительно, ведь епископ считал, что для религиозного образования и понимания достоинств христианской литературы необходимо знакомство с грамматикой, риторикой, диалектикой, математическими науками, историей. Эти дисциплины не уводят от познания Священного Писания, но, напротив, приводят к нему.
Таким oбpaзом, целью риторики является обязанность познания истины как постижения сути теоцентризма.
Главная заслуга Блаженного Августина в том, что он попытался, осуществить синтез античной культуры и христианства, без которого новая религия никогда бы не стала общеевропейской, а потом и мировой.
Речь - неотъемлемая часть
социального бытия людей, необходимое
условие существования
Речь - средство удовлетворения личных потребностей человека в общении, в приобщении к определенной группе лиц. Человек, будучи по своей природе существом социальным, не может жить вне связи с другими людьми: он должен советоваться, делиться мыслями, переживаниями, сопереживать, искать понимания и т.д. В целом речь имеет основополагающее значение в становлении человеческой личности.
Композиция речи - это построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому. Слово композиция восходит к латинскому composition, которое означает “составление, изучение”
В речи человека обычно выявляется
весь психологический облик
Самое главное в составлении речи - это план. Если есть план - то есть речь.
Приступая к подготовке речи, многие берут ручку и пишут весь доклад целиком, от вступления до самого заключения.
Но всё можно сделать проще. Не писать всю речь целиком. Составить лишь короткий конспект. В этом случае будет больше времени на репетицию, а сам доклад будет более живым и естественным.
Итак, тема. Тема - это общая мысль доклада, которую необходимо донести до слушателей. Изучая материалы, необходимые для составления речи, надо держать в уме тему. Не довольствоваться общими понятиями - искать то, что по настоящему заинтересует слушателей. Не переусердствовать. Чаще всего материала оказывается более чем достаточно и приходится отсеивать лишнее.
Определить главные пункты и записать их на бумаге. Они то и станут основным каркасом речи.
Сколько должно быть главных пунктов? Даже для часового выступления обычно достаточно 5-6, так слушатели лучше их запомнят.
Собранный материал определить по главным пунктам. Записать основные мысли.
Если информации много, то придётся говорить быстро, чтобы уложиться в регламент, а слушатели ничего не усвоят. Лучше меньше информации, но обстоятельная хорошая речь.
Материал должен быть изложен в логической последовательности.
Пример: ”Если вы будете перескакивать, например, из событий 20-го века, в 15-ый, а потом обратно, в голове ваших слушателей всё перемешается.”
Как театр начинается с вешалки, так и речь начинается со вступления. Хорошее вступление - залог 50% успеха доклада. Вот вступительные предложения желательно записать целиком.
Не менее важно и хорошее заключение. Это финал доклада.
Итак, вкратце:
· Взять тему и проанализировать её.
· Собрать материал.
· Определить главные пункты.
· Распределить по ним материал, отсеивая ненужное.
· Придумать интересное вступление.
· Подготовить заключение.
Следить за тем, чтобы укладываться в отведённое время.
Заключение
С помощью риторики люди
учатся анализировать различные
обстоятельства общения: учитывать, с
кем говорит человек, для чего,
где, когда и как - адекватному
речевому поведению. Анализируя примеры
успешного и неуспешного
Риторика учит гуманитарному мышлению людей, привыкших делить мир на черное и белое, правильное и неправильное - учит искать разные варианты решения одной и той же задачи. ( Например, как отказать, не обидев человека? Как отстоять свои убеждения, не поссорившись с оппонентом?) Тем самым риторика учит позитивному отношению к людям, к миру.
Информация о работе Христианское проповедничество. План и композиция речи