Искусство спора. Полемическое мастерство. Публичная речь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 18:51, контрольная работа

Описание работы

По телевизору нам показывают споры в Государственной думе, дискуссии между представителями разных политических партий. Заказчики спорят с подрядчиками, истцы с ответчиками, адвокаты с прокурорами...
Во многих ситуациях спор выявляет разнообразие точек зрения, дает новую конструктивную информацию, помогает в поисках альтернативного варианта. Спор дает возможность выразить свои мысли, сравнить их с мыслями других и тем самым удовлетворить потребности в уважении и самоутверждении.

Содержание работы

1. Введение
2. Искусство спора
2.1. Спор
2.2. Виды спора
2.3. Способы достижения победы в споре
2.4. Корректные и некорректные приемы в споре
3. Содержание и средства публичной речи
4. Заключение
5. Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

ТПВ.docx

— 35.07 Кб (Скачать файл)

Аргумент к невежеству – ссылка на неосведомленность, а то и невежество противника в вопросах, относящихся к существу спора.

Аргумент к жалости – возбуждение в другой стороне жалости и сочувствия.

Все эти аргументы являются, конечно, некорректными способами защиты своей позиции. Но нетрудно заметить, что применение одних легче понять и извинить, чем употребление других. Некоторые же ничем нельзя оправдать.

 

3.Содержание и средства  публичной речи

В речах важно все: и содержание, и интонация, и манера изложения, и жесты, и мимика. Необходимо помнить, что почти половина информации передается через интонацию. Говорить следует громко, ясно, отчетливо, выразительно и просто, чтобы обеспечить доходчивость, не монотонно, но и не усыпляющими "волнами" (то выше, то ниже). Эмоциональность выступления должна соответствовать содержанию и учитывать ситуацию. Не нужно стремиться к громкости за счет голосовых связок, необходимо научиться использовать резонаторы: полость рта, носоглотку, лобные пазухи, грудную клетку.

Необходимо научиться правильно дышать для регулировки дыхания в процессе выступления.

Максимальная эффективность достигается при гармонии мысли и слова, обеспечивающей логическую перспективу речи и ясность в сочетании с простотой изложения.

Естественность и непринужденность выступления, размышление и выбор, рождение слова "на глазах аудитории" очень важны. Чем основательнее подготовка оратора к выступлению, тем живей и непосредственней будет осуществляться им акт творения речи.

Не следует, предупреждают в один голос все специалисты, выучивать заранее текст выступления. Это чаще всего выливается в неестественное, негибкое изложение. Оратор имеет склонность к поспешности, произносит слова, не обдумывая их значения. Кроме того, метод заучивания текста плох тем, что не дает возможности вносить изменения, требующиеся для адаптации речи к реакции аудитории. Метод чтения текста выступления такой же негибкий, как и метод запоминания, и также создает барьер между говорящим и аудиторией.

Большинство хороших ораторов использует метод импровизации. При этом речь очень тщательно планируется, но слова никогда не заучиваются на память. Вместо этого оратор откладывает план-конспект и практикуется в громком произнесении речи, меняя слова каждый раз.

Ряд советов предлагает Дейл Карнеги. Некоторые из них наиболее актуальны для деловых переговоров, бесед или выступлений.

Проявляйте уверенность. Важно быть уверенным в себе (для чего необходимо владеть материалом с большим запасом), но не быть самоуверенным.

Старайтесь выглядеть опрятно и изящно. Это повышает самоуважение, укрепляет уверенность в себе и вызывает уважение слушателей. Улыбайтесь и старайтесь вызвать положительную реакцию.

Из рекомендуемых обобщенных планов выступлений для делового общения больше всего подходит следующий: изложение фактов (краткое освещение ситуации); высказывание соображений, вытекающих из них, или конкретных предложений по существу; приглашение к сотрудничеству или действиям.

Предшествовать этому может привлечение внимания и возбуждение интереса, а в завершение можно раскрыть мотивы, побуждающие людей к действию.

Важно не только то, что вы говорите, но и как вы говорите. Если смотреть поверх слушателей или на пол, то беседа или публичное выступление будут "убиты". Хорошее выступление — это разговорный тон и непосредственность. Рекомендуется акцентировать наиболее важное ударением, силой звука, изменением темпа или паузами.

Очень важно и трудно быть ясно понятым. Используйте для этого ассоциации и сравнения. Избегайте специальных терминов, если не все слушатели связаны с вашей профессией. Используйте зрительное восприятие слушателей как с помощью иллюстраций или экспонатов, так и вызывая образность представления. Для этого старайтесь быть более конкретным и определенным. Абстрактные суждения и утверждения сопровождайте примерами. Можно повторять главные мысли, но не следует употреблять дважды одни и те же фразы. Не пытайтесь затронуть слишком много вопросов, особенно если выступление небольшое.

Следовательно, публичная (ораторская) речь должна быть: публичным мышлением; диалогичной (скрытой формой диалога); ситуативной и реактивной (управляемой обратной связью); спланированной и организованной предварительно, но откорректированной и окончательно сформированной в процессе выступления; проблемной; развернутой менее, чем письменная, но больше, чем устная; необратимой во времени (как и устная речь); простой по конструкции фраз; построенной не по нормам и правилам литературного языка и грамматики, а по законам устной речи; доходчивой, образной и эмоциональной.

 Публичная речь —  это средство достижения деловых  целей, а не самоцель. И, тем не  менее, она должна отвечать ряду  требований, которые делают ее  убедительной, красноречивой, доказательной, логичной, продуманной, а то и  просто красивой.

Речь как компонент делового общения должна обладать качествами хорошего собеседования с некоторыми поправками в отношении голоса, манер, темы и используемых средств. Определим некоторые из этих требований.

1. Речь должна быть с начала и до конца захватывающе интересной и полезной.

2. Она должна быть составлена правильно в композиционном отношении и содержать вступление, главную смысловую часть и заключение.

3.  Речь должна быть ориентирована на слушателей в зависимости от того, предназначена она для индивидуального собеседования или выступления перед большой аудиторией.

4.Речь должна быть  обращена к разнородной аудитории. 

5.Она должна достигать цели, будучи только воспринятой на слух.

Средства публичной речи. В числе средств публичной речи необходимо выделять собственно логические средства, методы доказательства и аргументации, фактические средства, тактические методы, психологические приемы, структурно-композиционные и организационно-методические средства, специальные приемы и способы невербального воздействия.

 Логические средства  публичной речи. Представляют собой  совокупность правил, позволяющих  корректно и непротиворечиво обосновывать спорные положения или предмет речи.

Суждение — форма мышления, выраженная в языке, представляющая собою утверждение или отрицание чего-либо о предмете.

Определение представляет собой логическую операцию, предназначенную для прояснения значения используемого термина, выражения неизвестного термина через значение уже известного, уточнения этого смысла и значения.

Использование определений как логических средств в речи предполагает умение задавать разные типы определений, подходящие для данного конкретного случая. Применение определений в речи связано с прояснением слов, которых слушатели не знают, уточнением их значения, пояснением новых терминов через уже известные.

Классификация — разновидность определения. Это – логическая операция распределения предметов, терминов или аргументов по классам. Цель классификации — раскрыть объем понятия посредством перечисления всех входящих в него терминов.

Одно и то же понятие может делиться по разным признакам.

Различают вспомогательную и естественную классификации. Первая создается с целью наиболее быстрого отыскания какого-либо предмета среди многих. Вторая — с целью распределения предметов по классам на основании их наиболее существенных признаков.

Публичная речь предполагает логически корректное использование понятий и терминов. Понятие предполагает мыслительную операцию, связанную с обобщением, выделением общего признака класса предметов, группированием класса по принципу указания на единичные признаки, общие признаки, существенные и несущественные признаки, родовые и видовые признаки.

      Языковой  основой понятия служат слова, имена, термины. Образование понятий связано со сравнением, анализом, синтезом, абстрагированием и обобщением. В каждом понятии различаются объем (класс предметов, имеющий выделенный признак) и содержание (признак или совокупность признаков).

 К фактическим средствам можно отнести статистику, иллюстрацию, наглядное пособие. Все эти средства в той или иной степени выражают "короля доказательств" — факт.

Пример — наиболее доходчивый прием публичной речи. Примером может быть экземплярное суждение.

Пример-факт в отличие от экземплярного суждения отсылает слушателя не к событию, не к опыту, а к конкретному факту. Если первое — пояснение, то второе — элемент доказательства.

Пример-предложение — вывод из примера-факта. В примерах этого рода классифицируются типичные случаи, подмечаются специфические и общие черты, делаются выводы и предположения.

Шуточные примеры также используются в публичной речи и часто могут оттенить достаточно серьезные вещи.

Правила применения примера сводятся к следующему: пример должен быть целевым. Не следует навязывать смысла примера. Нельзя объяснять слишком многое с помощью одного примера. Нельзя повторять один и тот же пример несколько раз.

Статистические данные — это пример в цифровом выражении и соотношении. По сути, статистика — это факты в цифрах.

Наглядные пособия — тоже фактический аргумент в публичной речи. В число наглядных пособий входят чертежи, карты, плакаты, иллюстрации, модели, образцы. Всякое наглядное пособие не только подтверждает мысль, но и просто привлекает внимание, вызывает интерес.

 

4. Заключение

Если бы в спорах люди ограничивались одной логикой, то спор могли бы вести и машины. Дело в том, что в споры людей вторгаются факторы, лежащие вне логики. Ведь спор - это не просто столкновение чистых идей, но и столкновение людей, воспитанных так или иначе, обладающих теми или иными знаниями, убеждениями, ценностными ориентациями, характером. Короче говоря, это столкновение личностей, индивидуальные особенности которых неизбежно накладываются на словесные поединки. И как во всяком искусстве, здесь мало обладать логическими основами спора, нужно еще уметь применять их, более того, нужно обладать твердостью характера и выдержкой. Логические основы спора помогают сэкономить время и нервы, самым коротким путем прийти к желаемому результату, доказать свою правоту и убедить в ней окружающих, быстро разобраться в истинности слов собеседника, критически воспринимать различные определения и классификации, подбирать формы доказательств истинных суждений и опровержения ложных. Логика дает возможность с легкостью овладеть разнообразной информацией, отделить главное от второстепенного.

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Список использованной  литературы

1. Бернадский Г.Г. Культура политической дискуссии.- Л., 1991

2. Вишнякова Н.Ф. Конфликт это творчество? Тренинговый практикум по конфликтологии.- Минск, 1996

3. Иванова С.Ф. Искусство диалога, или Беседы о риторике. – Пермь, 1992

4. Как правильно слушать // Скотт Л.Г. Конфликты и их преодоление. Киев: Внешторгиздат, 1991

5. Минеева С.А. Полемика-диспут-дискуссия. – М., 1990

6. Павлова К.Г. Спор, дискуссия, полемика. – М., 1991

7. Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора. – М., 1991

8. Слемнев М. А., Васильков В.Н. Диалектика спора.- Минск, 1990

 

 


Информация о работе Искусство спора. Полемическое мастерство. Публичная речь