История ораторского исскуства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:02, реферат

Описание работы

Умение говорить хорошо необходимо всем, каждый человек должен точно, кратко и красочно выразить свои мысли, быть оратором. Термин ораторское искусство античного происхождения. Его синонимами являются греческое слово риторика и русское - красноречие.
Публичная речь организуется в форме монолога, сложно построенного, развернутого и длительного высказывания, обращенного к обществу. Монологическая форма общения, при котором высказывание развертывается в «речь» для планомерного и целостного раскрытия содержания, реализуется то в условиях непосредственного обмена — как речь устная, то опосредствованного — как речь письменная (через книгу, газету и прочее).

Файлы: 1 файл

Реферат))).doc

— 28.53 Кб (Скачать файл)

Сыктывкарский лесной институт (филиал)

Государственного образовательного учреждения

Высшего профессионального  образования

«Санкт – Петербургская государственная

Лесотехническая академия им. С. М. Кирова»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

По русскому языку и  культуре речи

На тему:

«История ораторского  искусства»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:                                                                       Студент I курса очного отделения

                                                                   ФЭУ «Производственный менеджмент» 215(Б)

                                                                                                                                Куклин Е.С.

Преподаватель:                                                                                                     Канова Л.Ф.

 

 

 

 

 

 

 

 

Сыктывкар

2012г.

 

 «Слово есть великий властелин,

который, обладая весьма малым

 и  совершенно незаметным телом,

 творит  чудеснейшие дела.

Ибо оно  может и страх нагнать,

 и  печаль уничтожить, и радость  вселить, 

и сострадание  пробудить»

Горгий.

Умение говорить хорошо необходимо всем, каждый человек должен точно, кратко и красочно выразить свои мысли, быть оратором. Термин ораторское искусство античного происхождения. Его синонимами являются греческое слово риторика и русское - красноречие.

Под Ораторским искусством понимают  публичное выступления с целью убеждения, гармоничное сочетание риторики, приемов актерского мастерства и психологических техник.

Ораторская речь -это вид монологической речи, употребительной в ситуации, когда говорящий обращается к многочисленной аудитории с целью убеждения или внушения. Ораторская речь характеризуется традиционными особенностями композиции, стиля и вообще употребления языковых средств, соотношением языковых и неязыковых средств общения.

Греки издавна поняли, что  мастерство оратора не только божий  дар, оно заключено в особых приемах, которым можно научиться. Так  родилась риторика – теория и практика красноречия, которой принадлежит  важная роль в античной культуре. Родоначальниками риторики стали софисты (от греч. «софос» - «мудрый»).

 Риторика - это наука об ораторском искусстве, о мастерстве публичного выступления перед аудиторией. Она призвана научить нас, как эффективно воздействовать при помощи своей речи на аудиторию, как достичь успеха, выступая публично. Родиной красноречия является  Эллада, хотя ораторское искусство в древние времена знали и в Египте, и в Ассирии, и в Вавилоне, и в Индии.

Публичная речь организуется в форме монолога, сложно построенного, развернутого и длительного высказывания, обращенного к обществу.  Монологическая форма общения, при котором высказывание развертывается в «речь» для планомерного и целостного раскрытия содержания, реализуется то в условиях непосредственного обмена — как речь устная, то опосредствованного — как речь письменная (через книгу, газету и прочее).

 

Великие ораторы  древности и особенности их красноречия.  

Цицерон считается величайшим оратором Древнего Рима. В историю  риторики и ораторского искусства  Цицерон вошел прежде всего как блестящий стилист и вдохновенный оратор, своими речами и письменными сочинениями много способствовавший построению, оформлению и убедительности публичных выступлений своих коллег и последователей. Он сам отмечает в своих речах «обилие мыслей и слов», в большинстве случаев проистекавшее от желания оратора отвлечь внимание судей от невыгодных фактов, сосредоточить его только на полезных для успеха дела обстоятельствах, дать им необходимое освещение.

Лисий был представителем судебного красноречия. Он также был логографом, сочинял речи для свих подзащитных. Особенность Лисия как оратора заключалась в том, что он обладал замечательным даром перевоплощения, очень полезным любому оратору. Он сочинял речи, в которых абсолютно точно отражались характеры и социальное положение тех, кто будет эту речь произносить, умел составить речь в стиле, который был характерен для данного лица. Сохранилось предание о том, как однажды заказчик Лисия пришел к нему и сказал, что чем больше он читает написанную Лисием речь, тем меньше она ему нравится. Лисий ответил: «Но ты забываешь, что судья выслушает твою речь только один раз».

Горгий был выдающимся оратором, а так же представителем софистского направления. Он прославился речью, произнесенной на празднике во время олимпийских игр. Он проповедовал объединение греческих городов для похода против врага греков – Персии.

Демосфен. Каждое выступление  Демосфена было строго обосновано, он обладал богатым, разнообразным  слогом, высоко ценил краткость и  ясность. Оратор пользовался разнообразными приемами: восклицаниями, обращением к  слушателям, риторическими вопросами, приемами рассуждения и повествования. Он применял разнообразные методы доказательств. Заключения в речах отличались простотой и убедительностью. Обычно в заключении он давал или обобщение всего сказанного в немногих словах или обращался с призывом к слушателям. Так, например, четвертая «филиппика» заканчивалась обращением к слушателям: «Или измените свое поведение, или пеняйте на себя, когда все погибнет». Манера произнесения речей Демосфена была очень бурной, противники называли его диким зверем. Он всегда стремился к максимальной внешней выразительности в момент произнесения речи.

Демосфен всегда тщательно  готовился к выступлениям, писал  речи, и противники недаром упрекали его в том, что речи «пахнут  лампой» (намек на то, что он по вечерам  долго работает над речью). Оратор заранее заготавливал выступления. Когда он умер, выяснилось, что он не успел использовать более пятидесяти заготовленных выступлений.

 

 

 

Классическая  композиция речи. 

Композиция речи – это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, расположение его в определенной системе.

Возникает вопрос: сколько  структурно-композиционных частей должно быть в публичной речи? Так, древнегреческий образец состоял из четырех частей: предисловия, изложения, доказательства, заключения (по Аристотелю). Римские риторы развили греческую схему до пятичастной: за доказательством следовало еще и опровержение слов противника. Позже в древнеримской риторике выделялось уже 7 - 8 частей речи: обращение, название темы, повествование, описание, доказательство, опровержение, воззвание, заключение (по Квинтилиану). В традициях русской классической риторики считалось, что ораторская речь состоит из пяти частей: приступ и предложение, разделение и изложение обстоятельств предмета, доводы и опровержения, часть патетическая и заключение (по К.П. Зеленецкому). А так называемая строгая хрия - особый тип рассуждения, которым должен был овладеть в дореволюционной России каждый гимназист имел 8 частей: приступ, парафразу, причину, противное, подобие, пример, свидетельство, заключение.

Как отмечают теоретики ораторского  искусства, наиболее универсальной  считается трехчастная композиция, включающая в себя: вступление, основную часть и заключение.

 

Типы речи: Политический  и судебный

Известны два основных типа речей - политические и судебные. Высшим достижением ораторского  искусства признавались политические речи, а среди них наиболее важными  считались совещательные, посвященные  обсуждению конкретных вопросов, которые  требовали принятия конкретных мер. Источники показывают, что аттическими  ораторами был поставлен и  дискутировался вопрос о месте,  занимаемом ими в государстве  и назначении их выступлений. Большинство  из них полагало, что назначение политических речей - приносить благо, а долг оратора как гражданина - обратить дар слова на пользу родному  городу.

Судебная речь - это прежде всего устное выступление. Она может функционировать только в форме живой разговорной речи. Во время судебного следствия судебный оратор вносит в предварительную схему речи все поправки и дополнения, вытекающие из данных, полученных и проверенных в судебном процессе. Завершающая работа по подготовке выступления обычно происходит после судебного следствия. Адвокат в своей речи должен учесть и опровергнуть позицию прокурора и аргументы, приводимые им, поэтому последние дополнения и поправки в схему защитительной речи вносятся в процессе обвинительной речи. В судебной практике наблюдается, что текст речи судебными ораторами, как правило, не пишется полностью.

Судебная речь имеет целью  способствовать формированию убеждения  судей и присяжных заседателей. Для этого она, прежде всего, должна быть понятна составом суда, а также  всеми слушателями. Значит, первое необходимое  качество судебного выступления - ясность. На ясность как главное достоинство речи указывал еще Аристотель: «Достоинство стиля заключается в ясности; доказательством этому служит то, что, раз речь не ясна, она не достигает своей цели».

Политическая  речь - закрепляемая литературно, в условиях опосредствованного общения, выступает и развивается как публицистическая — в широком смысле. Устная публичная речь выступает полнее и ярче как ораторская, чем более выражен ее непосредственно-политический характер. Чем шире массы, к которым речь адресуется, и чем всеобщий и злободневно-актуальный характер имеют реальные интересы, выражаемые речью, тем сильнее проявляется ораторское качество.

 

Особенности древнерусского красноречия

С православием на Русь пришло искусство красноречия. Древнерусские  ораторы-проповедники в своих речах  утверждали духовно-нравственные ценности веры, объединяли людей, учили сильных  мира сего. Церковное проповедничество - устное и письменное - было школой приобщения народа к высоким ценностям  культуры, способствовало формированию национального самосознания.

История не оставила прямых свидетельств об ораторском искусстве  Древней Руси. Но по документам и  сохранившимся литературным произведениям  можно составить представление  об основных особенностях и принципах  древнерусского красноречия. Первоначально  оно существовало только в устной форме былинно-песенного творчества. Другой формой было красноречие политическое. Сходки старейшин, народные собрания и  особенно вече требовали от участников навыков публичного выступления. Вече выработало особые традиции обращения  к народу, закрепленные в типе вечевой  речи, которая чаще всего представляла собой политическую программу выступающего. Эти речи отличались четкостью композиции, предельной лаконичностью и высокой  образностью.

Известно в Древней  Руси и дипломатическое красноречие. Одна из первых серьезных дипломатических  акций относится еще к X веку, когда  после знаменитой победы князя Олега  под Царьградом княжескими послами  был заключен «Договор русских с  греками».

Достойным образом в Древней  Руси было представлено военное красноречие - обращение к войску проявить стойкость  и мужество. Еще один вид красноречия - торжественное. Пиры, тризны, встречи победителей не обходились без соответствующих речей. После принятия Русью христианства развивается гомилетика - торжественное и учительное красноречие. Оформившееся как литературный жанр в Византии, оно широко было известно на Руси в «словах» и поучениях отцов церкви, синтезировало в себе исконные традиции устного народного творчества и достижения восточного христианского проповедничества.

 

Заключение.

В наше время изучение ораторского  искусства риторики звучит очень  актуально. Необходимо уметь связывать  свои слова с мыслью и так, чтобы  тебя поняли другие, и не прибегая к словам "паразитом". Вступая во взрослую жизнь, возникает необходимость красиво и убедительно говорить. От этого может зависеть будущее.

Можно с достаточной степенью уверенности сказать, что если все  студенты и учащиеся любых учебных  заведений страны хотя бы в малой  степени овладели риторикой и  ораторским искусством, как учебной дисциплиной, то общий показатель культуры в России поднялся бы, как минимум на порядок за счет того, что логичность, краткость ответа и достоинство отвечающего в момент речи подчеркнули бы знание предмета, а также  владели ситуацией. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источники

 

http://sklad.diplomtime.ru/work/497/40019/

http://uchebnikc.ru/otvety-k-ekzamenam-ritorika-velikie-oratory-antichnosti.html

http://www.bestreferat.ru/referat-181672.html

http://www.orator.ru/referats.html

http://revolution.allbest.ru/culture/00196637_0.html

http://konkista74.ru/o-tsentre/oratory/

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%E8%F2%EE%F0%E8%EA%E0

http://xreferat.ru/31/1994-1-osobennosti-grecheskoiy-ritoriki.html

Панов М. И. Введение в риторику. М.: Российский открытый университет, 1995.

 

Белинский В. Г. Общая риторика Н. Ф. Кошанского (Рецензия) // Полн.собр.соч.: В 13 т. М.,

 

Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве / Пер. с латин. Ф. А. Петровского и др. — [Репринт. воспроизведение изд. 1972 г.] . — М.: Науч.-изд. центр «Ладомир» , 1994. 470с. ISBN 5-86218-097-4.

 

Аристотель. Риторика / Пер. Н. Платоновой // Античные риторики. М., 1978.


Информация о работе История ораторского исскуства