История риторики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 10:17, доклад

Описание работы

В работе в хронологическом порядке представлены основные этапы развития риторической мысли, приведены примеры риторических трудов и выявленна роль риторов.

Файлы: 1 файл

Доклад История риторики.doc

— 91.00 Кб (Скачать файл)

- риторика рассматривалась как наука высокой культуры речи, большой убеждающей силы, мастерства слова в разных условиях, в обращении к людям разного уровня образованности.

В начале XIX в. Возникают понятия «общая риторика» и «частная риторика». Теория красноречия в России XIX в. считалась наукой, которая занималась законами красноречия как искусства. Но эти законы относились или ко всем письменным и устным произведениям вообще, или к каждому роду и виду в отдельности. Поэтому риторика делилась на общую, излагающую общие законы, присущие всем произведениям, и на частную, исследующую особенности каждого рода произведений в отдельности, в том числе и особенности устного выступления. Например, к общей риторике относилось изучение соответствия стиля предмету изложения: о высоком говорилось высоким стилем, о низком – сниженным; к частной риторике – составление речей и документов, относящихся к определённой области деятельности человека. Особым видом красноречия являлось академическое. В XIX - нач. XX вв. многие деятели русской науки были известны и как выдающиеся ораторы. На лекции историков Т.Н. Грановского и В.О. Ключевского, химика Д.И. Менделеева, многих других университетских профессоров собирались не только студенты других факультетов, но и посторонняя публика (в периоды , когда доступ в российские университеты был свободным). Слово "лекция " происходит от латинского слова "чтение ". Как самостоятельный вид красноречия она зародилась в XIII в. и представляла собой чтение с комментариями научных трактатов и сообщений.

Новый толчок развитию русского ораторского искусства дали Великие реформы 60-70-х гг. XIX в., особенно судебная реформа. Суд в России впервые стал гласным и состязательным: в залы судебных заседаний допускались публика и представители прессы; наряду с прокурорами, главными действующими лицами процессов становились присяжные поверенные – адвокаты. Речи А.Ф. Кони, Ф .Н. Плевако, В.Д. Спасовича и др. до сих пор являются эталонами судебного красноречия. Именно труд на юридическом поприще способствовал известности многих политических деятелей, например, А.Ф. Керенского. Хотя к началу XX в. в России уже развивается особый род красноречия – социально-политическое. Преподавание риторики в учебных заведениях, в том числе в средних, способствовало появлению большого количества ярких ораторов, представлявших разнообразные политические силы. Их речи звучали на митингах, в залах для публичных лекций, с трибуны Государственной Думы.

Богатством знаний и ораторских навыков, приобретённых в полемике с политическими оппонентами, во многом объясняется та сила воздействия на слушателей, которую демонстрировали лидеры большевистской партии в первые годы пребывания у власти. Работал Институт живого слова.

С конца 20-х гг. XX в. ситуация меняется. Уничтожение И.В. Сталиным своих политических конкурентов, утверждение единомыслия в советском обществе, низкий образовательный и культурный уровни большинства населения способствовали примитивизации приёмов публичного выступления и превратили риторику в вид «чистого искусства».

В 20 – 80-е гг . ХХ в . в России риторика не преподавалась ни в средней, ни даже в высшей школе; лишь отдельные рекомендации этой науки вошли в теорию литературы, развитие речи, культуру речи, теорию сочинений, использовались при обучении выразительному чтению. Риторика утратила целостность и самостоятельность, не развивалась её теория , старые учебники не переиздавались, новые не составлялись. Кризис не коснулся лишь церковной риторики (гомилетики ): она преподавалась в богословских учебных заведениях все эти годы. Со второй половины 80-х гг. ХХ в. интерес к теории и практике риторики заметно возрос. Можно назвать несколько причин такого изменения ситуации. Это и быстро растущий интерес молодежи к «ретро », к старине, к классической культуре; и потребности демократического развития общества в 80-90-е годы, осознание роли речевых умений каждого члена общества , их роли в развитии полноценной личности; и падение интереса к изучению сухих, далёких от потребностей жизни грамматико-орфографических курсов в общеобразовательной школе, не обеспечивающих навыков общения, необходимых каждому; и успехи целого созвездия наук об общении, о речи, достигнутые в последние лет. Сформировались современные теории стилистики и культуры речи; возникли науки о тексте: теория типов текста, лингвистика текста. Эти науки имеют прямой выход к риторике, к решению её задач оптимального воздействия на слушателя, максимальной эффективности речевого общения.

Неориторика представляет собой прямое продолжение риторики классической, несмотря на существенные различия и в содержании, и в методах. Сходство классической и новой риторик в их целях: по Аристотелю, цель ораторского мастерства (и его теории – риторического учения ) – наилучшее, наиболее эффективное воздействие, убеждение слушателей в правоте оратора. В наши дни цель неориторики определяется как поиск наилучших вариантов (оптимальных алгоритмов) общения, воздействия, убеждения. В неориторике, как и в традиционной, выделяются следующие этапы: 1) подготовка – работа над темой выступления, сбор материала, глубочайшее овладение темой; 2) расположение материала – построение плана речевого произведения; 3) тщательное языковое оформление текста. Сохранены и получили новое развитие и такие установки, как нацеленность стиля речи на уровень аудитории, поиск контакта с нею, изучение интересов слушателей, мастерство выразительной устной речи, умение вносить коррективы в подготовленный текст «на ходу », анализ собственной речи и самооценка. В возрождающейся риторике немало нового, взятого из упомянутых выше речеведческих наук: это изучение структуры общения, ролей его участников, процесса коммуникации; изучение механизмов каждого вида речи, ее мотивов, целей и т .д. Неориторика проявляет интерес к теории и опыту, накопленному радио, телевидением, прессой, рекламой, к изучению процесса овладения языком и речью детьми и взрослыми; к построению теории диалога и полилога, к вариантам обратной связи в общении. Исследуются индивидуальные особенности понимания текстов, которые допускают многозначное толкование (герменевтика). Изучаются функционально-смыловые типы речи, особенности их построения, их стилистики – от разговорно-бытового стиля до строгого и лаконичного языка научных монографий и дипломатических документов. С позиций риторики изучается «языковой вкус эпохи », новые тенденции развития языка в его массовом употреблении (например, поток англицизмов в последние годы), их отношение к понятиям культуры речи , к традиционным нормам этикета, а также рождение и распространение новых этикетных речевых стандартов , включая невербальные. Огромную роль в неориторике играет новая отрасль языкознания – лингвистика текста, его синтаксис (изучает построение текста, его компонентов, логические, лексические, грамматические связи внутри этих компонентов). Эта новая теория используется для анализа и оценки готового текста, для составления и совершенствования (редактирования) нового текста на разных этапах его подготовки. Неориторика занимается поиском практического применения названных выше новых научных направлений в ораторской деятельности, в самых разнообразных вариантах речевого общения, устного и письменного. Существенно расширяется практическое использование неориторики: она ищет применения и в деловом и бытовом общении, и в профессиональной и личной деятельности, и даже в общении с самим собой, т.е. во внутренней речи.

 

Главным учителем его в красноречии был Исей, по некоторым известиям, Демосфен был также ревностным учеником Платона и Сократа. С юных лет Демосфен, мечтая о славе оратора, взял себе за образец Перикла и прилежно изучал Фукидида, переписав его восемь раз собственноручно. Афиняне в то время были очень избалованы по отношению к ораторам: от оратора требовались не только внутреннее содержание, но известная мимика, разные приёмы рук, пальцев, положение тела во время речи, игра физиономии. Между тем Демосфен был косноязычен, имел слабый голос, короткое дыхание, привычку подергивать плечом и пр. Настойчивостью и энергией он победил все эти недостатки[1].

Он учился ясно произносить слова, набирая в рот черепки и камешки, произнося речи на берегу моря, при шуме волн, заменявших в данном случае шум толпы; всходил на крутизны, громко читая поэтов; упражнялся в мимике перед зеркалом, причём спускавшийся с потолка меч колол его всякий раз, когда он, по привычке, приподнимал плечо. Изучая образцы красноречия, Демосфен по неделям не выходил из комнаты, обрив себе половину головы, во избежание соблазна. Его первые попытки говорить публично не имели успеха; но, ободрённый актёром Сатиром, Демосфен продолжал работать над собой.

Св. Августин. Фреска капеллы Санкта-Санкторум в Латерано. VI в


Информация о работе История риторики