Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 12:20, контрольная работа
Важность изучения риторики становится в наши дни всё более очевидной. Старинная наука возрождается, растёт всеобщий интерес к ней, все хотят знать, как научиться ораторскому мастерству, умению говорить публично. По-другому, кажется, и быть не может: все эпохи социальных обновлений всегда влекут за собой преобразования в теории риторики, поскольку новая общественно речевая практика требует обобщения, научных размышлений и ждёт рекомендаций от учёных.
1. Древнегреческое ораторство4
2. Искусство речи Древнего Рима 8
3. Ораторское искусство в целом……………………………………………….11
Заключение …………………………………………………………………..…14
Список литературы ………………………
Выдающийся русский правовед
А.Ф.Кони отмечал, что юрист должен
быть человеком, у которого общее
образование идет впереди специального,
так как юрист постоянно
И на первом месте находится риторическая подготовка, формирующая навыки применения речи в профессиональной деятельности.
Деятельность человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций и докладов, просто немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства. К числу таких людей относятся политики, профессора, преподаватели, прокуроры, адвокаты и др. Для них публичная речь — главнейшее оружие. Ораторство — сильнейший рычаг культуры. Однако теоретические вопросы ораторского искусства, являющегося одним из средств человеческого познания, разработаны мало.
Человеческое познание проявляется в разных формах. Существуют две разновидности человеческой способности познания: научная и художественная; есть две формы человеческого мышления: логическая и образная. Наука и искусство, как две формы познания, взаимно дополняют друг друга.
Публичная речь может рассматриваться как своеобразное произведение искусства, которое воздействует одновременно и на чувства и на сознание. Если речь действует только на способность логического восприятия и оценки явлений, не затрагивая чувственность сферы человека, она не способна производить сильное впечатление.
Мастерство публичной речи состоит в умелом использовании обеих форм человеческого мышления: логической и обратной. Искусство есть мышление образами - этот закон может быть применим и к ораторскому искусству.
Голые логические построения не могут эмоционально воздействовать на человека. Идея речи, содержание ее доходят то сознания через эмоциональную сферу.
Задача оратора состоит в том, чтобы воздействовать на чувства слушателей. Сильное чувство, переживания человека всегда затрагивают и разум, оставляя неизгладимое впечатление.
Рассудочная и эмоциональная сферы восприятия органически взаимосвязаны. Настоящая публичная речь должна волновать и возбуждать не только мысли, но и чувства.
Важнейшим условием ораторского искусства является умение пользоваться образами и картинами. Без этого речь всегда бледна и скучна, а главное — неспособна воздействовать па чувства и через них на разум.
Речь, состоящая из одних рассуждений, не может удержаться в голове людей, она быстро исчезает из памяти. Но если в ней были картины и образы, этого не случится. Только краски и образы могут создать живую речь, такую, которая способна произвести впечатление на слушателей. Живое изображение действительности есть душа повинно ораторского искусства.
Книга П. Сопера "Основы искусства речи" представляет собой систематизированное пособие для всех, изучающих вопросы ораторского мастерства. Цель автора — дать практические наставления и рекомендации по подготовке публичных выступлений. Он исходит из мысли, что его пособие является лишь подготовительной ступенью для тех, кто решил овладеть тайнами ораторского искусства, и поэтому ограничивается задачей выработки у учащегося первичных навыков выступления и преодоления укоренившихся или укореняющихся недостатков речи.
Главное, по его мнению, — это развитие в начинающем ораторе чувства взаимообщения со слушателями, характерного для обычной беседы. Но такое, простое на первый взгляд требование П. Сопер развивает в стройную и связанную в неразрывное целое систему методических правил и советов, которые облегчают задачи, стоящие перед новичком-оратором. Внимание и интерес аудитории к выступлению оратора, готовность воспринять, что он говорит, желание согласиться с ним и последовать его предложениям автор понимает не как заранее обеспеченное и неизменно сопутствующее выступлению, а как нечто такое, за что оратор с первого до последнего слова должен бороться, непрестанно поддерживая психологический контакт со слушателями, непрерывно возбуждая и заостряя интерес, добиваясь их расположения, преодолевая безразличие, критические или просто недоброжелательные установки аудитории и, в конечном счете, развлекая, удовлетворяя любознательность, воодушевляя, убеждая и призывая к действию — в зависимости от мотивов выступления. Цель речи является основным конструктивным элементом, положенным в основу деления речей на развлекательные., информационные, воодушевляющие, убеждающие, склоняющие к действию. В связи с указанными предпосылками автор отводит в своей работе весьма значительное место вопросам психологии внимания и психологии слушателя вообще.
Книга содержит почти исчерпывающий свод практических наставлений по вопросам, неизбежно возникающим на пути к овладению доходчивым, впечатляющим и воздействующим живым словом.
Первое ее издание вышло в 1958 году и стало библиографическою редкостью. Второе — небольшим тиражом — лишь в 1991 г.
Заключение
На протяжении всего периода античной культуры риторика предопределяла не только стиль речи, но и в значительной степени образ мыслей и поведения, т. е, философию жизни. Труды древних ораторов по риторике оказали огромное влияние на все дальнейшее развитие теории ораторского искусства, они внесли значительный вклад и на развитие практического красноречия.
В своих трудах ораторы поднимают проблемы, актуальные и сегодня. Их интересовал вопрос о том, что необходимо хорошему оратору, и сделали вывод, что совершенный оратор должен обладать природным талантом, памятью, иметь навык и знания, быть образованным человеком и актером.
Если для греков главное в риторике — искусство убеждать, то римляне больше ценили искусство говорить хорошо. Риторика, родившаяся в Древней Греции и получившая развитие в Древнем Риме, не погибла вместе с античной цивилизацией, а продолжала жить в Средние века и «Новое время».
В общении оратора с аудиторией играет роль не только голос, но и весь его внешний облик. Хорошее общее впечатление от внешности оратора, его манер, позы и жестов крайне необходимо для успеха речи. Но здесь есть и своя отрицательная сторона. Внешние данные могут отвлечь внимание слушателей от содержания речи. Это возможно, если манеры и приемы оратора не будут 'помогать лучшему выражению идей, которыми он делится со слушателями, и, следовательно, не станут служить своему прямому назначению.
Лучшая черта во внешнем облике оратора — корректность. Неотъемлемые качества хороших ораторских манер — непринужденность, воодушевление, уверенность и дружеский тон. В правильной позе сочетаются непринужденность осанки и легкость движений. Жесты—это любые движения, усиливающие впечатление от высказываемых идей. Жестикуляция руками, хотя ее можно классифицировать в соответствии с назначением (выразительная, описательная, указующая, подражательная), на самом деле может оказаться разнообразной до бесконечности. При надлежащем применении жесты, всегда непроизвольно возникающие, но поддающиеся контролю, представляют собой проявления настроений и мыслей оратора.
Список литературы:
1. Кохтев Н.Н. Риторика: Учебн. пособие для учащихся 8-9 классов ООУ. 2-е изд.- М.: Просвещение, 1996г.
2. Основы риторики. Р.Я. Вельц, Т.Н. Дорожкина, Е.Г. Рузина, Е.А. Яковлева. – учебн. пособ. - Уфа: китап,1997г.
3. Античные риторики. М., 1978. Античные теории языка и стиля. СПб. 1996г.
4. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М., 1976г.
5. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996г.
6. Аристотель и античная литература. М., 1978г
7. Поль Л. Сопер, «Основы искусства речи», Издательство Агентсва «Яхтсмен», 1995.
8. М. Р. Львов, «Риторика», Москва, 1995.