Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 13:55, контрольная работа
Публичная речь была наиболее распространенным жанром в среде образованных людей античности. Знания, дающие людям владение устной речью, занимающей умы и сердца людей, называлось риторикой. По месту, занимаемому в искусстве художественного слова древней Эллады, риторика была сопоставима с такими жанрами искусства, как героический эпос или классическая греческая драма. Разумеется, подобное сопоставление допустимо лишь для эпохи, в которой эти жанры сосуществовали.
Введение 2
1. Изобретатели риторики 4
2.Выдающиеся ораторы 5
3.Становление ораторского искусства 6
3.1Ораторское искусство древней Греции 6
3.2Ораторское искусство древнего Рима 7
3.3Риторика в средние века 8
3.4Риторика в эпоху Возрождения 9
3.5Место риторики в странах Запада и Востока 10
3.6Развитие риторики в России 11
Заключение 14
Библиографический список 16
3.6 Развитие риторики в России.
До начала XVII в. искусство красноречия представлено в России многими яркими именами, но оно носит характерный для средних веков неконфронтационный характер, воплощается преимущественно в гомилетике и по этой причине вряд ли может рассматриваться как главный объект изучения для общей риторики, если понимать эту науку в точном смысле как учение о языковых средствах переубеждения. Сам термин "риторика" впервые появляется в переводе греческой рукописи "Об образах" в 1073 г., но вплоть до начала XVII в. отсутствуют какие-либо учебники на русском языке. Обучение искусству говорить ведется на основе подражания образцам торжественного и учительного красноречия, практические же наставления разбросаны по различным памятникам ("Пчела", "Домострой"). Первый переводной учебник - книга Меланхтона (1620). По-видимому, первой оригинальной русской риторикой был учебник, написанный митрополитом Макарием (1617). Примечательно, что этот учебник состоял только из двух книг (разделов) - "Об изобретении дел" и "Об украшении". Тем самым как бы подчеркивается особая роль слова, которая "делам придает и прибавляет силы". В самом конце XVIII в. (в 1699 г.) эта риторика была переработана и дополнена Михаилом Усачевым. К началу XVIII в. искусство красноречия, сохраняющего в основном свой неконфронтационный характер, начинает все больше переориентироваться с гомилетики на художественные жанры, и, прежде всего, поэтику. В 1705 г. появляется курс лекций Феофана Прокоповича (1681-1736) "De arte poetica" ("О поэтическом искусстве"), а в 1706 г. - также написанный на латинском языке "De arte rhetorica" ("О риторическом искусстве"). Первой научной русской риторикой, продолжающей путь мирового развития этой науки, было "Краткое руководство к красноречию" (1747), написанное М. В. Ломоносовым (1711-1765).
Конец XVIII - начало XIX в. характеризуются
симптомами приближающегося кризиса
общественной феодально-крепостнической
системы, первыми попытками социальных
реформ. Инициатива их проведения обычно
связывается с именем Михаила
Михайловича Сперанского (1772-1839). Характерная
черта этого времени - нарастающий
интерес к конфронтационному
красноречию в сферах академической,
педагогической, деловой речи. Жизнь
властно предъявляет к
Взлет интереса к риторике
в России конца XVIII - первой половины
XIX в. имеет, однако, те же закономерные
последствия, что и на Западе. С 60-х
гг. в названиях учебных пособий,
риторику вытесняет словесность. При
этом вслед за революционно-демократической
критикой крупнейшие филологи - А. А. Потебня
и А. Н. Веселовский - провозглашают
основным видом словесности
Николая Иосифовича Холева (1858-1899). Он падает, несмотря на расцвет академического красноречия, представленного именами виднейших ученых: И. С. Сеченова, Д. И. Менделеева, В. О. Ключевского, К. А. Тимирязева, С. П. Боткина, И. В. Склифосовского. Падает до нуля, несмотря на рост так называемого "парламентского" красноречия в России начала XX в. Престиж старой риторики не возрождается даже в судьбоносное октябрьское время, когда ораторы увлекают под свои знамена неисчислимые массы людей. Правда, уже в 1918 г. в Петрограде усилиями С. М. Бонди, В. Э. Мейерхольда, А. В. Луначарского, Л. В. Щербы, Н. А. Энгельгардта, Л. П. Якубовского открывается первый в мире Институт живого слова, и преподаватели этого института предлагают программы курсов лекций по теории красноречия и теории спора. Затем вплоть до начала 30-х гг. появляются и соответствующие исследования. Например, "Программа курса лекций по истории красноречия/риторики", предложенная Энгельгардтом.
Тем не менее в последующие
годы создается целый ряд
Заключение
Нельзя сказать, чтобы
рост интереса к риторике, присущий
нашему времени, не имел социальных корней.
Ведь на протяжении веков Европу терзали
религиозные, гражданские и межнациональные
войны. Но после разгрома нацизма
почти полвека на ее территории царил
мир, а риторические доводы особенно
сильны, когда молчит оружие. И все
же расцвет риторики имеет свои,
более важные причины. В последней
трети XIX в. общим направлением искусства
стал импрессионизм, а затем символизм.
Это направление дало яркие образцы
усиления изобразительности, причем именно
тех ее видов, которые больше всего
связаны с миром чувств и образных
представлений. Абстрактные классификации
различных видов знаков получали,
таким образом, материальное воплощение
в искусстве, прежде всего в поэзии,
наделенной огромной воздействующей силой.
Постепенное понимание того, что
опыт античной и средневековой риторики
необходимо изучать, возрождает интерес
к давно забытому инвентарю выразительно-
Появляется фундаментальный
труд, скрупулезно суммирующий
Итак, медленно, но неуклонно нарастало понимание того, что успешный опыт использования риторических средств может зависеть не только от таланта и интуиции, но и от незаслуженно забытых теоретических знаний. Это приводит к появлению ряда работ, выражающих прямые рекомендации возродить риторику в той или иной форме. Об этом писали У. Кроль, Г. Лич, Б. Штольт, К. Лахман, M. Л. Гаспаров, С. И. Гиндин, А. К. Авеличев, и другие ученые. Иногда раздаются и очень резкие голоса, противопоставляющие риторику всем другим видам словесности. Так, Т. Конли пишет в обзоре "О некоторых существенных достижениях в изучении риторики": "Мы вступили в новый период истории идей, когда... возрождение интереса к риторике - это результат консенсуса между мыслящими людьми, что господствующие философские и научные методы и принципы устарели, исчерпали себя или обанкротились".
Все сказанное выше вселяет уверенность, что новое возрождение риторики, наконец, превратит ее в подлинную науку.
Билиографический список
1) Аннушкин В.И. Первая русская риторика. М., “Знание”, 1989. №1.
2) Волков А.А. Основы русской риторики. М., 1996.
3) Кохтев Н.Н. Риторика. Учебное пособие для учащихся 8-11 классов. М., 1994.
4) Марченко О.И. Риторика
как норма гуманитарной
5) Рождественский Ю.В. Теория риторики. М., 1997.
6)Антология русской риторики.
Учебное пособие. Отв.