Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 19:40, реферат
Русский национальный язык включает в себя, наряду с литературным языком, народно-разговорную речь: просторечие, местные, или территориальные, говоры, жаргоны и арго (социальные диалекты). Если сопоставить диалектный и литературный языки, то в первом увидим большое разнообразие номинаций одних и тех же понятий, предметов, явлений с одинаковой или однотипной стилистической хар-ой их обозначений.
1.Русский литературный язык…………………………стр.3
2.Этика речевого общения………………………………стр.4
3.Речевое общение………………………………………....стр.6
4.Нормы литературного языка………………………..стр.6
5.Стилистическая система русского языка……….стр.7
6. Виды красноречия и жанры ораторской речи…..стр.10
7.Список используемой литературы………………...стр.13
РЕФЕРАТ
на тему: «Эффективность речевого
общения»
Выполнил: студент 1 курса,
Карпушин Денис Сергеевич
Проверил:
Содержание:
1.Русский литературный язык…………………………стр.3
2.Этика речевого общения………………………………стр.4
3.Речевое
общение………………………………………....стр.
4.Нормы литературного языка………………………..стр.6
5.Стилистическая система русского языка……….стр.7
6. Виды красноречия и жанры ораторской речи…..стр.10
7.Список используемой литературы………………...стр.13
1.Русский литературный язык
1.Литературный язык- это форма существования национального языка, как такого средства речевого общения, которое должно быть понятно всем, говорящим по-русски, а, следовательно, и общеобязательно для всех. «Быть всем понятным»- так Л.Ф.Щерба формулировал главное назначение литературного языка, его основную функцию, которая и делает его общепринятым, т.е. литературным, а потому и общепонятным. Для того чтобы люди быстрее и лучше понимали друг друга, они все должны говорить одним языком. Это требование диктуется общественной целесообразностью.
Русский национальный язык включает в себя, наряду с литературным языком, народно-разговорную речь: просторечие, местные, или территориальные, говоры, жаргоны и арго (социальные диалекты). Если сопоставить диалектный и литературный языки, то в первом увидим большое разнообразие номинаций одних и тех же понятий, предметов, явлений с одинаковой или однотипной стилистической хар-ой их обозначений.
Так, петуха в южнорусских говорах называют кочетом, а в северорусских – пеуном, кузнеца - соответственно ковалем и кузнецом. Аналогичные различия наблюдаются в фонетике, орфоэпии, грамматике, словообразовании диалектов.
Литературный язык всегда стремится к тому, чтобы избежать фактов, явлений, абсолютно тождественных по своей семантике и функции, или свести такие слова и формы к допустимому минимуму.Диалекты, жаргоны, просторечие, литературный язык – формы исторического существования национального языка.
2.Сведения из истории Р.Л.Я.: Древнерусская народность распалась на 3 вида (русская, украинская, белорусская), русская ветвь впервые продемонстрировала себя, как единая нация в 1612 году при изгнании польско-шведской интервенции. В эту эпоху и складывался русский национальный язык. Роль литературного языка вплоть до реформ Петра 1 выполнял церковно-славянский язык, наследник языка древнеболгарского, понятный далеко не всем, и поэтому вместе с реформами Петра появилась реформа Р.Л.Я.
Основные этапы формирования нормативной базы:
1)Пётр 1 реформировал Алфавит
2)Создание грамматики Ломоносовым
3)Конец 18 века – издан первый словарь Российско-Академический.
В состав Р.Л.Я. вошли схожие церковные слова:
Плен – полон
Млеко – молоко
Горожанин – гражданин
Агнец – ягненок
Главный – головной
(не вежливый – невежа) – (невежда – несведущий)
Горячий – (горящий – форма глагола)
Надежда – (надежа (устаревшее))
Р.ïЦ. слав.
Оро – гра
Ере – ре
Оло – ле, ла
Еле – ле
Же – жде
Ч – щ
2.Этика речевого общения – совокупность правил поведения, касающихся отношения к людям. Этикет выражается в самых разных сторонах нашего поведения. Наиболее важную роль в этикетном выражении отношений к людям играет наша речь.
В обыденной речи этикет употребляется при установлении контактов.
1)Выбор Ты и Вы.Ты – используется в обращении к детям, близким людям, молодые люди внутри одного общества.Вы – используется в остальных случаях и может быть отменен договором.
Аспирант доктора на Вы.
В некоторых ситуациях присутствие 3 лиц вынуждает перейти на Вы и после договора.
При желании можно возобновить договор с разрешения 3 лиц.
2)Выбор обращения к незнакомому собеседнику:
А. Обращение ко многим незнакомым:
А) Стандартные – товарищи, граждане, дамы и господа
Б) Характерные – любезные мои, дорогие
В) Нестандартные – народ, пойдем, люди…
Г) Официозные – сограждане, соотечественники, россияне…
Д) Ситуативные – ребята, студенты, уч-ся
Обращение к одному незнакомому адресату:
А) Стандартные – гражданин, гражданка, госпожа, мадам
Обращение дама является грубым, просторечным.
Б) Нестандартное – начальник, командир
В) По степени родства – мать, отец, брат, сестренка
Г) Профи – мастер, доктор, хозяин, батюшка
Д) Просторечие – мужчина, женщина, дама
Е) Рекомендуемые – сударь, сударыня (отмершие)
Ё) Эмоционально-выразительные – друг, землячок
3)Этикет:
А) Приветствие – доброе утро, день, вечер, ночь
Б) Прощание – прощайте, до свидания
В) Извинение – извиняюсь, прошу прощения
Г) Условности – просьбы (вам не трудно; скажите, пожалуйста)
4)Совет (правила толкования)
Поварнин С.И. «Спор о теории споров»
а) не перебивай; б) выслушивай, не игнорируй; в) учитывай; г) не критикуй; д) не наклеивай «ярлычки» - относительно человека к какой-либо общности; е) не формировать просьбы и предложения в виде отрицательного вопроса; ё) не говорить о присутствующем в 3 лице; ж) не спрашивать о том, о чем знаете; з) не просить о том, что постоянно выполняется.
3.Вся человеческая деятельность, в т.ч. и общение, отражает соц. условия, в которых она протекает. И наша речь, несомненно, строится по-разному в зависимости от того, кто общается, с какой целью, каким способом, какие между общающимися отношения. В одном из трудов по риторике (риторика – наука и искусство красноречия). М.В.Ломоносов советовал пишущим и говорящим наблюдать 3 вещи:
Кто, кому и о чем – вот самое главное, что влияет на построение речи, по мнению Ломоносова, который в данном случае опирается на многовековую традицию, идущую от античности.
Значительно тон речи и ее словесное содержание действует «заодно». Причем соответствует мимика, жесты, поза и все наше поведение. Не случайно словом тон мы передаем впечатление от речи в целом.
Например, «мне не понравился тон его письма!..». В прошлом слово тон обозначало и общий характер поведения человека. Говорили: хороший тон, дурной тон. Выражение «задать тон» у Даля В.И. так: «Франтить, пускать пыль в глаза».
Общее: любые 2 собеседника стремятся к единой цели. Каждый демонстрирует это стремление с соблюдением следующих правил:
Данные правила можно нарушить, сохраняя беседу:
А) В иронической речи
Б) Ирония – преувеличение, преуменьшение
В) Скрытые выражения информации.
3.Речевое общение
1)Речевые акты – это высказывание, ограниченное сметой говорящего.
Типы речевых актов:
А) Сообщающий – информационный (вопрос, утверждение, возражение)
Б) Управляющий – директивный (просьба, приказ, угроза)
В) Действующий – хромотивный (обещание, объявление, клятва)
Г) Вежливый – смотри этикет.
1.Речевые жанры – это крупные речевые произведения, способные включать в себя речевые акты (лекции, доклады, стихи, указы).
Отличия устной и письменной речи.
Не следует путать устную и письменную речи со стилем разговорным и книжным. Устная речь спонтанна, она включает компоненты, не понятные в не ситуации речи.
Это указания пространственные (слева, справа), временные и персональные. При записи устной речи она не становится письменной, т.к. указания, связанные с ситуацией, теряют смысл.
Поскольку письменная речь лишена ситуативных указаний временных пространств в официальных документах, всегда проставляется – персона, дата и место.
4. Нормы литературного языка – это вариант языковой единицы, предписанной словарем и справочником.
Признаки выбора норм:
Нормы могут быть абсолютными и
вариативными, объективными и оценочными,
стилистическими и
5.Стилистическая система русского языка
Стилистика как
Наиболее раннее
свидетельство
Истина в отношении стилистики состоит в том, что современная стилистика объединяет исследование эмоциональных и оценочных элементов в языке и функциональных разновидностей (стилей) литературного языка.
1. Сведения из истории официально-делового стиля (ОДС) – был представлен еще в эпоху Петра1.
Значительное влияние на ОДС оказал церковно-славянский язык, откуда пришли слова и обороты: пачи, тщетно, борще…
ОДС консервативен, не допускает проникновения других стилей, поэтому крайне мало изменяется. Долгая история ОДС бедна событиями. Коренным преобразованиям он подвергался 1 раз – после октябрьской революции, тогда вышли из обращения, титулования, со словом ваше, милостивый государь, вошли в употребление: сложносокращенное и абривиатура.
2.Особенности ОДС
1)Цель ОДС – зафиксировать и сохранить общественно-важные положения и установления
2)Для ОДС характерны штампы, которые не считаются ошибкой, как в других стихиях, потому что позволяют упростить создание, чтение и обработку документа:
3)ОДС – лаконичен и содержателен
4) В ОДС используются специальные слова:
а) Термины – слова со строго определенными понятиями (правоспособность, подсудность)
б) Номенклатура – официально утверждающие названия общественно важных реалий (светильник настенный)
в) Сложносокращенные слова – Минфин, Профком, Мосхлеб
г) Аббревиатуры – ГАИ, МИД, ФСБ
5) Использование
специальной разновидности
а) Отименые предлоги,
позволяющие перестраивать
б) Сложные производные союзы - по мере того как, тот факт что, до тех пор, пока, при том условии если
в) Отглагольные существительные – подчинения, распоряжения
6)Для ОДС характерны безглагольные или сильно-распорядительные предложения
7)Для ОДС характерен официальный характер изложения
8)ОДС не использует эмоциональные и образные средства
9)ОДС не допускает индивидуальных черт авторских речей
3.Типы и жанры ОДС Дипломатический – нота, декларация, договор
Законодательный – конституция, указ, закон, положение, постановление, поправка: