Эффективность речевого общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 19:40, реферат

Описание работы

Русский национальный язык включает в себя, наряду с литературным языком, народно-разговорную речь: просторечие, местные, или территориальные, говоры, жаргоны и арго (социальные диалекты). Если сопоставить диалектный и литературный языки, то в первом увидим большое разнообразие номинаций одних и тех же понятий, предметов, явлений с одинаковой или однотипной стилистической хар-ой их обозначений.

Содержание работы

1.Русский литературный язык…………………………стр.3
2.Этика речевого общения………………………………стр.4
3.Речевое общение………………………………………....стр.6
4.Нормы литературного языка………………………..стр.6
5.Стилистическая система русского языка……….стр.7
6. Виды красноречия и жанры ораторской речи…..стр.10
7.Список используемой литературы………………...стр.13

Файлы: 1 файл

Реферат Русский.doc

— 91.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

                           РЕФЕРАТ 
 
на тему: «Эффективность речевого общения» 
 
 
Выполнил: студент 1 курса, Карпушин Денис Сергеевич 
 
 
Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

1.Русский литературный язык…………………………стр.3

2.Этика речевого общения………………………………стр.4

3.Речевое общение………………………………………....стр.6

4.Нормы литературного языка………………………..стр.6

5.Стилистическая система русского языка……….стр.7

6. Виды красноречия и жанры ораторской речи…..стр.10

7.Список используемой  литературы………………...стр.13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Русский литературный  язык

1.Литературный язык- это форма существования национального языка, как такого средства речевого общения, которое должно быть понятно всем, говорящим по-русски, а, следовательно, и общеобязательно для всех. «Быть всем понятным»- так Л.Ф.Щерба формулировал главное назначение литературного языка, его основную функцию, которая и делает его общепринятым, т.е. литературным, а потому и общепонятным. Для того чтобы люди быстрее и лучше понимали друг друга, они все должны говорить одним языком. Это требование диктуется общественной целесообразностью.

Русский национальный язык включает в себя, наряду с литературным языком, народно-разговорную речь: просторечие, местные, или территориальные, говоры, жаргоны и арго (социальные диалекты). Если сопоставить диалектный и литературный языки, то в первом увидим большое разнообразие номинаций одних и тех же понятий, предметов, явлений с одинаковой или однотипной стилистической хар-ой их обозначений.

Так, петуха в южнорусских  говорах называют кочетом, а в северорусских – пеуном, кузнеца - соответственно ковалем и кузнецом. Аналогичные различия наблюдаются в фонетике, орфоэпии, грамматике, словообразовании диалектов.

         Литературный язык всегда стремится к тому, чтобы избежать фактов, явлений, абсолютно тождественных по своей семантике и функции, или свести такие слова и формы к допустимому минимуму.Диалекты, жаргоны, просторечие, литературный язык – формы исторического существования национального языка.

2.Сведения из истории Р.Л.Я.: Древнерусская народность распалась на 3 вида (русская, украинская, белорусская), русская ветвь впервые продемонстрировала себя, как единая нация в 1612 году при изгнании польско-шведской интервенции. В эту эпоху и складывался русский национальный язык. Роль литературного языка вплоть до реформ Петра 1 выполнял церковно-славянский язык, наследник языка древнеболгарского, понятный далеко не всем, и поэтому вместе с реформами Петра появилась реформа Р.Л.Я.

Основные этапы формирования нормативной базы:

1)Пётр 1 реформировал Алфавит

2)Создание грамматики Ломоносовым

3)Конец 18 века – издан первый словарь Российско-Академический.

В состав Р.Л.Я. вошли схожие церковные слова:

Плен – полон

Млеко – молоко

Горожанин –  гражданин

Агнец – ягненок

Главный – головной

(не вежливый  – невежа) – (невежда – несведущий) 

Горячий – (горящий  – форма глагола)

Надежда – (надежа (устаревшее))

Р.ïЦ. слав.

Оро – гра

Ере – ре

Оло – ле, ла

Еле – ле

Же – жде

Ч – щ

2.Этика речевого общения – совокупность правил поведения, касающихся отношения к людям. Этикет выражается в самых разных сторонах нашего поведения. Наиболее важную роль в этикетном выражении отношений к людям играет наша речь.

В обыденной  речи этикет употребляется при установлении контактов.

1)Выбор Ты  и Вы.Ты – используется в обращении к детям, близким людям, молодые люди внутри одного общества.Вы – используется в остальных случаях и может быть отменен договором.

 

Аспирант  доктора на Вы.

 

   В некоторых ситуациях присутствие 3 лиц вынуждает перейти на Вы и после договора.

   При желании можно возобновить договор с разрешения 3 лиц.

2)Выбор обращения  к незнакомому собеседнику:

А. Обращение  ко многим незнакомым:

А) Стандартные  – товарищи, граждане, дамы и господа

Б) Характерные  – любезные мои, дорогие

В) Нестандартные  – народ, пойдем, люди…

Г) Официозные –  сограждане, соотечественники, россияне…

Д) Ситуативные  – ребята, студенты, уч-ся

Обращение к  одному незнакомому адресату:

А) Стандартные  – гражданин, гражданка, госпожа, мадам

Обращение дама является грубым, просторечным.

Б) Нестандартное – начальник, командир

В) По степени  родства – мать, отец, брат, сестренка

Г) Профи –  мастер, доктор, хозяин, батюшка

Д) Просторечие  – мужчина, женщина, дама

Е) Рекомендуемые  – сударь, сударыня (отмершие)

Ё) Эмоционально-выразительные  – друг, землячок

3)Этикет:

А) Приветствие  – доброе утро, день, вечер, ночь

Б) Прощание –  прощайте, до свидания

В) Извинение  – извиняюсь, прошу прощения

Г) Условности –  просьбы (вам не трудно; скажите, пожалуйста)

4)Совет (правила  толкования)

Поварнин С.И. «Спор о теории споров»

а) не перебивай; б) выслушивай, не игнорируй; в) учитывай; г) не критикуй; д) не наклеивай «ярлычки» - относительно человека к какой-либо общности; е) не формировать просьбы  и предложения в виде отрицательного вопроса; ё) не говорить о присутствующем в 3 лице; ж) не спрашивать о том, о чем знаете; з) не просить о том, что постоянно выполняется.

3.Вся человеческая деятельность, в т.ч. и общение, отражает соц. условия, в которых она протекает. И наша речь, несомненно, строится по-разному в зависимости  от того, кто общается, с какой целью, каким способом, какие между общающимися отношения. В одном из трудов по риторике (риторика – наука и искусство красноречия). М.В.Ломоносов советовал пишущим и говорящим наблюдать 3 вещи:

  1. Состояние особы, к коей речь говорить или писать письмо должно
  2. Материю, которая предлагается
  3. Состояние самого себя 

Кто, кому и о  чем – вот самое главное, что  влияет на построение речи, по мнению Ломоносова, который в данном случае опирается  на многовековую традицию, идущую от античности.

Значительно тон  речи и ее словесное содержание действует  «заодно». Причем соответствует мимика, жесты, поза и все наше поведение. Не случайно словом тон мы передаем впечатление от речи в целом.

Например, «мне не понравился тон его письма!..». В прошлом слово тон обозначало и общий характер поведения человека. Говорили: хороший тон, дурной тон. Выражение «задать тон» у Даля В.И. так: «Франтить, пускать пыль в глаза».

Общее: любые 2 собеседника  стремятся к единой цели. Каждый демонстрирует это стремление с соблюдением следующих правил:

  1. е отклоняться от темы
  2. ННе говорить больше и меньше, чем требуется
  3. Не говорить того, что ты считаешь ложным и для чего нет достаточных оснований
  4. Языковое оформление речи – будь краток, будь организован, избегай непонятных слов, выражайся однозначно

Данные правила  можно нарушить, сохраняя беседу:

А) В иронической  речи

Б) Ирония –  преувеличение, преуменьшение

В) Скрытые выражения  информации.

 

 3.Речевое общение

1)Речевые акты – это высказывание, ограниченное сметой говорящего.

 

Типы  речевых актов:

 

А) Сообщающий –  информационный (вопрос, утверждение, возражение)

Б) Управляющий  – директивный (просьба, приказ, угроза)

В) Действующий  – хромотивный (обещание, объявление, клятва)

Г) Вежливый –  смотри этикет.

1.Речевые жанры – это крупные речевые произведения, способные включать в себя речевые акты (лекции, доклады, стихи, указы).

 

Отличия устной и письменной речи.

 

Не следует  путать устную и письменную речи со стилем разговорным и книжным. Устная речь спонтанна, она включает компоненты, не понятные в не ситуации речи.

Это указания пространственные (слева, справа), временные и персональные. При записи устной речи она не становится письменной, т.к. указания, связанные  с ситуацией, теряют смысл.

Поскольку письменная речь лишена ситуативных указаний временных пространств в официальных документах, всегда проставляется – персона, дата и место.

 

4. Нормы литературного языка – это вариант языковой единицы, предписанной словарем и справочником.

Признаки выбора норм:

  1. Традиционный – по традиции бухгалтера
  2. Образцы в литературе – в закуте у Есенина поклал – не правильно
  3. Система языка (аналоги) – закутать – закуток
  4. Мнение большинства говорящих – салями – средний род; кухня – кухонный
  5. Частотность – компас – компас; наркомания; 1 банкнот

Функции языковой нормы

 

  1. Обеспечение общей понятности
  2. Преемственность поколений
  3. Норма служит для обучения языку и для изучения языка

Нормы могут быть абсолютными и  вариативными, объективными и оценочными, стилистическими и региональными. Норма может быть вызвана даже политическими причинами и поэтому является предметом, сколько языковым или общественным.

 

5.Стилистическая система русского языка

 

Стилистика как самостоятельная  наука считается детищем 20 века. Однако многие из вопросов, которыми она  занимается, интересовали и волновали людей уже в далекой древности. Этот интерес связан с извечным стремлением людей к наиболее полному познанию и осознанию основных событий.

Наиболее раннее свидетельство целенаправленного  внимания к организации языковых средств в тексте, к построению образцовой речи относится к 7 веку до нашей эры, т.е. за 27 веков до нас.

Истина в  отношении стилистики состоит в  том, что современная стилистика объединяет исследование эмоциональных и оценочных элементов в языке и функциональных разновидностей (стилей) литературного языка.

Система стилей

Официально-деловой стиль

 

1.  Сведения из истории официально-делового стиля (ОДС) – был представлен еще в эпоху Петра1.

Значительное  влияние на ОДС оказал церковно-славянский язык, откуда пришли слова и обороты: пачи, тщетно, борще…

ОДС консервативен, не допускает проникновения других стилей, поэтому крайне мало изменяется. Долгая история ОДС бедна событиями. Коренным преобразованиям он подвергался 1 раз – после октябрьской революции, тогда вышли из обращения, титулования, со словом ваше, милостивый государь, вошли в употребление: сложносокращенное и абривиатура.

2.Особенности ОДС

1)Цель ОДС – зафиксировать и сохранить общественно-важные положения и установления

2)Для ОДС характерны штампы, которые не считаются ошибкой, как в других стихиях, потому что позволяют упростить создание, чтение и обработку документа:

В дело – разрешить

Штампы – объединение

 

3)ОДС – лаконичен и содержателен

 

4) В ОДС используются  специальные слова:

а) Термины – слова  со строго определенными понятиями (правоспособность, подсудность)

б) Номенклатура – официально утверждающие названия общественно важных реалий (светильник настенный)

в) Сложносокращенные слова – Минфин, Профком, Мосхлеб

г) Аббревиатуры – ГАИ, МИД, ФСБ

 

5) Использование  специальной разновидности частей  речи:

а) Отименые предлоги, позволяющие перестраивать сложные  предложения в простые: в силу, по достижению, в результате

б) Сложные производные союзы -  по мере того как, тот факт что, до тех пор, пока, при том условии если

в) Отглагольные существительные – подчинения, распоряжения

 

6)Для ОДС характерны безглагольные или сильно-распорядительные предложения

 

7)Для ОДС характерен официальный характер изложения

 

8)ОДС не использует эмоциональные и образные средства

 

9)ОДС не допускает индивидуальных черт авторских речей

 

3.Типы и жанры ОДС Дипломатический – нота, декларация, договор

Законодательный – конституция, указ, закон, положение, постановление, поправка:

Информация о работе Эффективность речевого общения