Этические составляющие речи учителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 22:40, реферат

Описание работы

Особая роль в развитии и совершенствовании речевой культуры общества
принадлежит учителю. Люди, далекие от проблем правильного написания или произнесения тех или иных слов, зачастую в поисках истины обращаются к компетентным, по их мнению, личностям – профессионалам. Однако при этом мало кто задумывается, правильна ли речь учителей.

Файлы: 1 файл

риторика.docx

— 28.39 Кб (Скачать файл)

 

Заключение

Перед учителем стоит серьезная задача он обязан за чередой тревог и волнений разглядеть личность будущего человека, которого он создает, прежде всего при помощи нашего языка. Язык учителя должен быть для учащихся эталоном. С помощью этого сильнейшего оружия и точнейшего инструмента учитель развивает историческую память народа, приобщает к богатствам многонациональной культуры тех, для кого эта культура воспринимается, прежде всего, через воздействующее слово

Таким образом, под языковой этичностью мы понимаем концептуальные

этические представления, выраженные во внутренней структуре семантики

слова, иначе, его этическую нагрузку. Языковая этичность выступает как

основной стержень духовно-нравственного развития, изначальный код, по

которому строится картина мира и, соответственно, модель поведения. С

другой стороны, языковая этичность – это внутреннее чувство, в какой-то мере

родственное языковому чутью или вкусу, но более психологически глубокое и

выступающее как родоначальное, первичное по отношению к последнему.

Рассмотрев соотнесенность понятий этики, этикета и этичности, можно

выделить принципиальные различия между ними. Этика представляет собой

учения о морали и нравственности, этикет является обрядовой, внешней

стороной этичности. Языковая этичность – это внутренние нравственные

представления. В отличие от этикета, она проявляется в течение всей жизни, не

зависит, как этикет, от определенных ситуативных условий, так как является

глубоким подсознательным чувством, складывающимся и проявляющимся в

языке и через язык. Как основополагающая категория, языковая этичность

проходит через все сферы человеческого бытия: природную, общественную и

религиозную и, ассимилируясь с ними, формирует внутреннюю «языковую

политику» человека, отражающую его мировоззрение в целом.

Проанализировав лексику словарей: Энциклопедического словаря

«Этика»; Толкового словаря русского языка С.И. Ожегова; Полного

церковнославянского словаря Г. Дьяченко; Толкового словаря русского языка

В.И. Даля; Словаря русского языка XIX – XVII вв.; Словаря русского языка

XVIII века (1988 –- 1992), мы отобрали 39 слов, обозначающих наиболее

близкие российской ментальности этические понятия: благо, благодать,

благодарность, благородство, вера, грех, добро, добродетель, достоинство,

долг, дружба, духовность, зло, любовь, милосердие, мораль, мудрость,

мужество, надежда, наказание, нравственность, покаяние, преступление,

прощение, свобода, святость, смирение, соборность, совесть, сострадание,

спасение, справедливость, страдание, стыд, целомудрие, честность, честь,

этика, этикет.

Исходя из проделанного анализа, мы смогли заключить, что слова

духовно-нравственной сферы неодинаковы по степени этической нагрузки.

Наиболее высокое место на этической шкале занимает лексика религиозного

характера, обладающая богатым ассоциативным рядом вследствие того, что все

первоначальные нравственные представления складываются на основе

 

 


Информация о работе Этические составляющие речи учителя