Этико-социальные аспекты культуры речи. Речевой этикет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 18:11, реферат

Описание работы

Во-вторых, только в процессе общения человек формируется как личность, развивается интеллектуально, реализует свои возможности и способности. Общеизвестны случаи, когда дети, лишенные возможности общаться с людьми, попадая в среду обитания животных, утрачивали человеческий облик в прямом и переносном смысле: внешне начинали походить на представителей животного мира (волков, собак), копировали их повадки, а, кроме того, не только переставали развиваться как представители вида homo sapiens – «человек разумный», но и деградировали.

Содержание работы

1. Введение
2. Этико-социальные аспекты культуры речи.
3. Речевой этикет.
4. Заключение
5. Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат.Этико-соц.аспек.культ. речи.Реч этикет.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

 

3. Речевой  этикет.

  • Речевой этикет — это система специфических языковых знаков (слов, устойчивых словесных формул) и правил их употребления, принятых в данном обществе в данное время с целью установления речевого контакта между собеседниками и поддержания дружеских, вежливых, доброжелательных или официальных отношений в соответствии с речевой ситуации. « Толковый словарь русского речевого этикета»

 

  • Речевой этикет — условный язык вежливости, субординации, имеющий свой словарь (систему знаков) и грамматику (правила пристойного речевого поведения в обществе)

                                                «Толковый словарь русского речевого этикета»

 

  • Речевой этикет — это совокупность всех этикетных речевых средств и правила их использования в тех или иных ситуациях.

                                                                           «Русский язык. Энциклопедия»

 Термин «этикет»  был введен французским королем  Людовиком XIV, и им же процедура  церемоний была доведена до  совершенства.

Позднее этикет «вышел из королевских покоев», став частью жизни всех слоев общества. Этикет - понятие консервативное, историческое. Некоторые его моменты принимаются людьми просто как данность, как нечто неоспоримое и обязательное. Первые попытки сформулировать правила поведения на Руси сделаны в «Домострое», однако кодекс официального поведения появился в России при Петре I. В 1717г. по его распоряжению была издана переводная книга «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению», в которой содержались правила поведения дома и в обществе.

    А в 1720 и 1722 гг. появились две книги, заложившие основы современного служебного этикета: в 1720 г. - «Генеральный регламент», бывший, по сути, этикетом государственной гражданской службы, а в 1722 - «Табель о рангах», положивший начало строгой системе чинов, званий, титулов и пр., употребление которых было обязательным (практически без изменений) вплоть до 1917 г. В 1889 г. в Санкт Петербурге была опубликована книга «Правила светской жизни и этикета. Хороший тон», получившая особую популярность, не смотря на наличие уже довольно большого количества литературы, посвященной правилам поведения в обществе, и не утратившая своей актуальности во многом и по сей день.

      Так, книга содержит  рекомендации для мужчин и  женщин, как вести себя в обществе; рассуждения о комплиментах, шутках, правилах ведения разговора; советы о воспитании детей и др.:

«Как легкая и приличная шутка есть признак ума, так грубая насмешка и зубоскальство доказывают противоположное и одинаково нарушают как законы вежливости, так и законы великодушия.

Комплименты отнюдь не следует смешивать с тем отвратительным пороком, который называется лестью, и строго осуждается нравственным чувством. Комплименты должны быть просты и естественны, преувеличение и напыщенность отнимают от них все достоинство.

Красота, ум и грация — качества, заставляющие любить женщин; если природа отказала вам в первой, старайтесь дополнить ее двумя последними... Будьте скромны и не любопытны, нескромность отдаляет доверие, а любопытство навлекает несчастье.

Не начинайте разговора в ту минуту, когда кто-нибудь намерен говорить; не перебивайте его — это не вежливо.

Обыкновенно бывает, что люди, мало знающие, говорят много, а люди, много знающие, наоборот, говорят мало. Очень естественно, что невежда придает большое значение всему, что видит, говорит об этом всем и каждому, но человек сведущий, не охотно развертывает свой репертуар, ему пришлось бы говорить слишком много, а так как он знает, что есть еще многое, чего он не может сказать, то он и молчит».

Безусловно, культура речевого поведения формируется у человека в комплексе с перечисленными нормами.

Французское слово «этикет» означает «обхождение, учтивость». На первый взгляд может показаться, что формы обхождения важны лишь в некоторых видах общения, в особо торжественных и официальных случаях: на дипломатическом приеме, во время переговоров глав правительств, на всякого рода церемониях - при принятии присяги, вручении знамени, освящении нового храма. Действительно, во всех подобных ситуациях участники достаточно строго придерживаются определенных правил этикета как в речи, так и в поведении. Но и в обычной жизни, общаясь друг с другом, люди используют общепринятые способы приветствий, обращений, прощания, благодарности, извинений или просьб. Родители еще в детстве учат нас речевому этикету: Поздоровайся с тетей, скажи спасибо, где волшебное слово «пожалуйста», извинись, попрощайся.

Речевой этикет - это нормы речевого поведения, принятые в данном обществе; это национально специфичные правила речевого поведения.

Речевой этикет вербально обслуживает этикет поведения и составляет систему устойчивых формул общения. Существует более 40 выражений приветствия, множество, форм прощания и прочих моделей для различных ситуаций. Выбор той или иной формы зависит от конкретной коммуникативной ситуации, причем здесь учитываются все экстралингвистические (или прагматические, т.е. неязыковые) факторы: адресант (тот, кто говорит или пишет), адресат (кому адресована речь), ситуация общения (где и когда происходит общение), канал общения (непосредственное или опосредованное) форма общения (устная или письменная), наличие других участников общения (личное общение или публичное выступление) и т.д.

Признаки ситуации ученые-лингвисты сводят к формуле «кто - кому - о чем - где - когда - почему - зачем».

Известно, что в человеческой культуре самое древнее искусство — это искусство общения. И если под этикетом понимается установленный порядок поведения вообще, то речевой этикет — это нормы речевого поведения, принятые в данном обществе; это национально специфичные правила речевого поведения, применяемые при вступлении собеседников в контакт и для поддержания общения в избранной тональности соответственно обстановке общения, социальным признакам коммуникантов и характеру их взаимоотношений.

Речевой этикет вербально обслуживает этикет поведения и составляет систему устойчивых формул общения.

По мнению Н.И. Формановской, речевой этикет — это широкая зона единиц языка и речи, которая словесно выражает этикет поведения, дает нам те языковые богатства, которые накопились в каждом обществе для выражения неконфликтного, «нормального», т. е. доброжелательного, отношения к людям. С другой стороны, этикет регулирует сложный выбор наиболее уместного речевого средства для конкретного адресата, конкретного случая, конкретной ситуации и обстановки общения. В одном случае можно сказать: Тань, а Тань, сбегаем в кино, а в другом: Уважаемая Татьяна Сергеевна, разрешите пригласить вас па новый фильм. Можно сказать кому-то: «Привет»— но по отношению к другому человеку это невозможно; кто-то может сказать: Позвольте откланяться!, а другому использование подобного словосочетания совсем не свойственно. Мы ежедневно и многократно употребляем выражения речевого этикета: обращаемся к людям, приветствуем их, прощаемся, благодарим, извиняемся, поздравляем с праздником, сочувствуем и соболезнуем, одобряем и делаем комплименты, советуем, приглашаем, просим — и все это с учетом и официальной или неофициальной обстановки общения, собственных ролей относительно ролей собеседника, конкретной ситуации общения, национальных привычек и обычаев.

В силу тысячекратного повторения в типичных ситуациях «речевой этикет воплотился в стереотипах, в устойчивых выражениях, формулах речевого общения, которые мы не строим заново каждый раз, когда нам надо их употребить, а используем готовые, отложившиеся в нашем языковом сознании» [4]

Д. Ягер в книге «Деловой этикет» [2] изложила основные принципы делового этикета, объединяющие вербальное и реальное поведение, которые, думается, актуальны не только в деловой сфере, но и в повседневной жизни:

  1. Делать все вовремя.
  2. Не болтать лишнего.
  3. Быть любезным, доброжелательным и приветливым.
  4. Думать о других, а не только о себе.
  5. Одеваться как положено.
  6. Говорить и писать хорошим языком.

        Следовательно, выбор той или иной этикетной формулы общения зависит от целого ряда параметров, характеризующих данную коммуникативную ситуацию и определяющих уместность подобного речевого поведения. Таким образом, культура речи подразумевает пересечение целого ряда смежных дисциплин:

  • социолингвистики — рассматривается вопрос о социальных ролях участников общения;
  • стилистики — постоянство выбора определенных речевых формул и частота их употребления в зависимости от сферы общения;
  • психолингвистики — проблемы межличностного взаимодействия коммуникантов;
  • лингвистики — изучение единиц языка и речи. Сложная языковая социальная информация в наибольшей степени заложена в формулах речевого этикета. Употребляя эти формулы, мы совершаем сравнительно несложные речевые действия: приветствуем, обращаемся, благодарим, просим, извиняемся, поздравляем и т. д. Однако существует более 40 выражений приветствия, множество форм прощания и прочих моделей для различных ситуаций. Выбор той или иной формы зависит от конкретной коммуникативной ситуации, причем здесь учитываются все экстралингвистические (или прагматические, т. е. неязыковые) факторы: адресант (тот, кто говорит или пишет), адресат (кому адресована речь), ситуация общения (где и когда происходит общение), канал общения (непосредственное или опосредованное), форма общения (устная или письменная), наличие других участников общения (личное общение или публичное выступление) и т.д.

Признаки ситуации упрощенно можно выразить в виде схемы: «кто — кому — о чем — где — когда — почему — зачем». Для некоторых формул речевого этикета важны обстоятельства где и когда (например, объявление по вокзальному радио начинается со слов: Уважаемые пассажиры!), для других — место их применения.

На здоровье (в ответ на благодарность за еду); Приятного аппетита; Счастливого пути; для иных — время их применения: Спокойной ночи!; Доброе утро! Существуют национально-специфические формулы общения, связанные с ритуализованными стереотипными правилами. Не учитывая каких-либо показателей в ситуации общения, можно не только обидеть человека, но и исказить суть речевого этикета — например, сказав малознакомому или немолодому человеку Привет! И наоборот, в общении с друзьями или близкими стилистически завышенные выражения типа Позвольте поблагодарить вас! окажутся совершенно неуместными. Каждая ситуация предполагает наличие целого ряда синонимических выражений, использование которых учитывает признаки адресата и обстановку общения. В книге О.Я. Гойхмана и Т.М. Надеиной «Речевая коммуникация»[5] приведен список формул речевого этикета для различных ситуаций, поэтому мы подробнее остановимся на грамматических средствах выражения вежливости в русском языке, поскольку от того, каким образом будет отражена в речи та или иная коммуникативная ситуация, какие для этого выбраны языковые средства, зависит, как уже упоминалось, не только понимание партнерами друг друга, но и, возможно, дальнейшее развитие отношений.

Особенностью каждого языка являются формулы речевого этикета — способы выражения наиболее частых и социально значимых коммуникативных намерений, характерные для каждой конкретной ситуации, закрепившиеся в речевой практике и ставшие типичными, ритуализованными, — приветствие, прощание, извинение, благодарность, просьба, поздравление и пр., причем как для устной, так и для письменной речи.

Формулы речевого этикета различаются стилистически:

  • стилистически нейтральные выражения употребляются наиболее широко — и в повседневном, и в деловом общении (Добрый день!.. До свидания!.. Всего хорошего!.. Пожалуйста!.. и др.);
  • стилистически повышенные этикетные формулы характерны для торжественных, официальных случаев, они также употребляются людьми старшего поколения (Рад приветствовать!..

Позвольте поприветствовать вас!.. Разрешите откланяться!.. и др.);

• стилистически сниженные, грубовато-просторечные выражения свойственны непринужденному общению хорошо знакомых людей, часто используются молодежью (Салют!.. Хай!.. Здорово!.. Салют!.. Ну, будь!., и др.).

Рассмотрим наиболее типичные ситуации, закрепившиеся в русском речевом этикете.

Обращение к человеку подразумевает желание призвать его для решения каких-либо вопросов. Причем в зависимости от различных факторов (обращение к знакомому или незнакомому адресату; наличие официальной и неофициальной обстановки; устная или письменная форма и т. д.) обращения будут существенно различаться: Простите!.. Извините за беспокойство!.. Будьте добры!.. Будьте любезны!.. Вас не затруднит (передать)... ? Гражданин!.. Дамы и господа!.. Уважаемые гости!.. Граждане пассажиры!.. Уважаемые отдыхающие!.. Коллеги!.. Дорогие друзья!.. Уважаемые радиослушатели!.. Господин президент!.. Товарищ генерал!.. Иван Семенович!.. Деточка!.. Бабуль!., и др.

Знакомство — это установление отношений между собеседниками для дальнейшего общения на более или менее длительное время. Знакомство может подразумевать наличие или отсутствие посредника, при этом речевые формулы будут существенно различаться: Разрешите представиться!.. Позвольте познакомиться!.. Мне хотелось бы с вами познакомиться!.. Меня зовут... Позвольте узнать ваше имя и отчество?.. Позвольте Вас представить!.. Разрешите вас познакомить!.. Познакомьтесь!.. Будьте знакомы!.. Прошу любить и жаловать!..

Кроме того, ситуация знакомства требует этикетных речевых действий от обоих собеседников, представляемых друг другу: Очень приятно познакомиться!.. Много о вас слышал!.. Очень рад!.. Очень рад знакомству!., и др.

Приветствие — это проявление уважения к собеседнику (знакомому, а иногда и незнакомому) при встрече. Здороваться — значит подтверждать знакомство, подчеркивать хорошее отношение к адресату, желать ему здоровья. В зависимости от ситуации общения выбирается форма приветствия: Доброе утро (день, вечер)!.. Здравствуйте)! . Позвольте поприветствовать вас!.. Рад вас приветствовать!.. Привет!.. Салют!.. Здорово!.. Рад видеть!.. Как жизнь?., и пр.

Информация о работе Этико-социальные аспекты культуры речи. Речевой этикет