Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 13:40, курсовая работа
Каждый функциональный стиль современного русского литературного языка - это подсистема, которая определяется условиями и целями общения в какой-то сфере общественной деятельности и обладает совокупностью стилистически значимых языковых средств. Функциональные стили неоднородны. Каждый стиль представлен рядом жанровых разновидностей:
в научном стиле - научные монографии и учебные тексты;
в официально-деловом - законы, справки, деловые письма;
в газетно-публицистическом - статья, репортаж и т.п.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Особенности функциональных стилей речи…………………...5
1.1. Общее представление о стилях…………………………………….…6
1.2. Официально-деловой стиль речи……………………………………7
1.3. Языковые признаки официально-делового стиля речи…………….8
1.4. Жанровое многообразие официально-делового стиля речи……..10
Глава 2. Классификация функциональных стилей……………………..12
2.1 Научный стиль………………………………………………………..12
2.2. Официально-деловой стиль………………………………………….14
2.3. Газетно-публицистический стиль…………………………………...17
2.4. Художественный стиль………………………………………………20
2.5. Разговорно-обиходный стиль…………………………………….….22
Заключение……………………………………………………………….25
Список использованной литературы……………………………………
Многие слова
приобретают газетно-
Газетно-публицистическая речь активно использует иноязычные слова и элементы слов, в частности приставки а-, анти-, про-, нео-. ультра- (антиконституционный, ультраправые и др.). Именно благодаря средствам массовой информации в последнее время значительно пополнился активный словарь иноязычных слов, входящих в состав русского языка - приватизация, электорат, деноминация и др.
Рассматриваемый
стиль привлекает весь запас эмоционально-
Синтаксис газетно-публицистического стиля речи тоже имеет свои особенности, связанные с активным употреблением эмоционально- и экспрессивно-окрашенных конструкций: восклицательных и вопросительных предложений, предложений с обращением, риторических вопросов, повторов, расчлененных конструкций и др. Стремление к экспрессии обуславливает использование конструкций с разговорной окраской: частиц, междометий, инверсий, бессоюзных предложений, пропуск того или иного члена предложения и др.
2.4. Художественный стиль
Художественный стиль находит применение в художественной литературе, которая выполняет образно-познавательную и идейно-эстетическую функцию.
Для художественного стиля речи типично внимание к частному и случайному, за которым прослеживается типичное и общее.
Мир художественной литературы - это «перевоссозданный» мир, изображаемая действительность представляет собой в определенной степени авторский вымысел, а значит, в художественном стиле речи главнейшую роль играет субъективный момент. Вся окружающая действительность представлена через видение автора. Но в художественном тексте мы видим не только мир писателя, но и писателя в этом мире: его предпочтения, осуждения, восхищение, неприятие и т.п. С этим связаны эмоциональность и экспрессивность, метафоричность, содержательная многоплановость художественного стиля речи [13].
Основой художественного
стиля речи является литературный русский
язык. Слово выполняет номинативно-
Лексический состав в художественном стиле речи имеет свои особенности. В число слов, составляющих основу и создающих образность этого стиля, входят образные средства русского литературного языка, а также слова, реализующие в контексте свое значение. Это слова широкой сферы употребления. Узкоспециальные слова используются и незначительной степени, только для создания художественной достоверности при описании определенных сторон жизни.
В художественном стиле речи очень широко используется речевая многозначность слова, открывающая в нем смыслы и смысловые оттенки, а также синонимия на всех языковых уровнях, благодаря чему появляется возможность подчеркнуть тончайшие оттенки значений. Это объясняется тем, что автор стремится к использованию всех богатств языка, к созданию своего неповторимого языка и стиля, к яркому, выразительному, образному тексту. Автор использует не только лексику кодифицированного литературного языка, но и разнообразные изобразительные средства из разговорной речи и просторечья.
На первый план
в художественном тексте выходят
эмоциональность и
Для художественной речи, особенно поэтической, характерна инверсия, т.е. изменение обычного порядка слов в предложении с целью усиления смысловой значимости слова или придания всей фразе особой стилистической окраски.
Синтаксический
строй художественной речи отражает
поток образно-эмоциональных
В художественной
речи возможны и отклонения от структурных
норм для выделения автором какой-
2.5. Разговорно-обиходный стиль
Разговорно-обиходный
стиль функционирует в сфере
повседневно-бытового общения. Этот стиль
реализуется в форме
Разговорная речь функционирует лишь в частной сфере общения, в обиходе, дружеской, семейной и т.п. В сфере массовой коммуникации разговорная речь неприменима. Однако это не значит, что разговорно-обиходный стиль ограничивается бытовой тематикой. Разговорная речь может затрагивать и другие темы - разговор в кругу семьи или разговор людей, находящихся в неофициальных отношениях: об искусстве, пауке, политике, спорте и т.п.; разговор друзей на работе, связанный с профессией говорящих, беседы в общественных учреждениях, например поликлиниках, школах.
Разговорно-обиходный
стиль противопоставляется
В пределах литературного языка разговорная речь противопоставлена кодифицированному языку. (Кодифицированным язык называется, потому что по отношению к нему ведется работа по сохранению его норм, его чистоты). Но кодифицированный литературный язык и разговорная речь представляют собой две подсистемы внутри литературного языка. Как правило, каждый носитель литературного языка владеет этими обеими разновидностями речи.
Основными чертами обиходно-разговорного стиля являются уже указанные непринужденный и неофициальный характер общения, а также эмоционально-экспрессивная окраска речи. Поэтому в разговорной речи используются все богатства интонации, мимика, жесты. Одной из ее важнейших особенностей является опора на внеязыковую ситуацию, т.е. непосредственную обстановку речи, в которой протекает общение. Например: (Женщина перед уходом из дома) Что мне надевать-то? (о пальто) Вот это, что ли? Или это? (о куртке) Не замерзну ли? Слушая эти высказывания и не зная конкретной ситуации, невозможно догадаться, о чем идет речь [15].
Таким образом, в разговорной речи внеязыковая ситуация становится составной частью акта коммуникации.
Обиходно-разговорный стиль речи имеет свои лексические и грамматические особенности. Характерной чертой разговорной речи является ее лексическая разнородность.
Здесь встречаются самые разнообразные в тематическом и стилистическом отношении группы лексики: общекнижная лексика, термины, иноязычные заимствования, слова высокой стилистической окраски, а также факты просторечия, диалектов, жаргонов.
Это объясняется, во-первых, тематическим разнообразием разговорной речи, не ограничивающейся рамками бытовых тем, обиходных реплик; во-вторых, осуществлением разговорной речи в двух тональностях - серьезной и шутливой, и в последнем случае возможно использование разнообразных элементов.
Разговорной речи свойственны эмоционально-экспрессивные оценки субъективного характера, поскольку говорящий выступает как частное лицо и выражает свое личное мнение и отношение. Очень часто та или иная ситуация оценивается гиперболизированно: «Ничего себе цена! Сума сойти!», «Цветов в саду - море!», «Пить хочу! Умру!» Характерно использование слов в переносном значении, например: «В голове у тебя каша!»
Заключение
Функциональный стиль языка - это его разновидность, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни: обыденное общение; официально-деловые отношения; агитационно-массовую деятельность; науку, словесно-художественное творчество. В каждой из этих сфер общественной жизни используется своя разновидность литературного языка.
Каждому из рассмотренных в настоящей работе, стилей свойственны некоторые общие признаки. Прежде всего, любой из стилей характеризуется прагматической направленностью, так как существует и создается в расчете на воспринимающего речь, любое высказывание рассчитано на эффективное (либо эффектное) общение. В связи с этим говорящий стремится оформить речь (ее стиль) наилучшим образом с точки зрения говорящего или общества, выразительно, но в соответствии с правилами общения в данной сфере.
Каждый из стилей характеризуется, кроме того, содержательными (смысловыми) признаками, которые обусловлены нелингвистическими (социальными, общественными) причинами. Эти содержательные признаки стиля обусловливают следующую общую черту любого стиля: своеобразное употребление средств общенародного языка.
Таким образом,
стиль характеризуется
Список использованных источников
1. Граудина Л.К.
Культура русской речи и
2. Культура речи [Текст] / Под ред. Формановской Н.И. - М.: Просвещение, 2003.
3. Культура. Большая советская энциклопедия [Текст]. - М., Из-во «Советская энциклопедия», 1974.
4. Культурология [Текст] / Под редакцией Радугина А.А. - М.: «Центр», 2007.
5. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры [Текст]. В 3 т. -- М.: «Прогресс-Культура», 2004.
6. Межуев В.М. Культура как философская проблема [Текст] // Вопросы философии. 1982, № 10.
7. Ожегов С.И.
Очередные вопросы культуры
8. Оганесян С.С.
Культура речевого общения [
9. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций [Текст]. - М., 2005.
10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст]. - СПб., 2002.
11. Смелзер Н. Социология [Текст]. - М., 2008.
12. Сорокин П.А. Человек. Общество. Цивилизация [Текст]. - М., 2002.
13. Социология. Учебное пособие [Текст] / Под ред. Э. В. Тадевосяна. - М., 2005.
14. Уфимцев Л.М. Краткая история культурного общения [Текст]. - СПб., 2003.
15. Философия культуры [Текст] / Ответственный редактор Мжвениерадзе В.В. - М., 2003.
16. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность [Текст]. - Л.: Наука, 1974. - 428 с.
17. Яковлев М.И. Культура речи, или как правильно говорить [Текст]. - М., 2002.
1 Граудина Л.К. Культура русской речи и эффективность общения [Текст]. - М.: Наука, 2011.
2 Культура речи [Текст] / Под ред. Формановской Н.И. - М.: Просвещение, 2012. – 102 c.
3 Культура. Большая советская энциклопедия [Текст]. - М., Из-во «Советская энциклопедия», 1974.
4 Культурология [Текст] / Под редакцией Радугина А.А. - М.: «Центр», 2010. – 201 c.
5 Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры [Текст]. В 3 т. -- М.: «Прогресс-Культура», 2011.
6 Межуев В.М. Культура как философская проблема [Текст] // Вопросы философии. 1982. – c. 183.
7 Ожегов С.И. Очередные вопросы культуры речи [Текст]. - М.: Филинъ, 2012.
8 Оганесян С.С. Культура речевого общения [Текст]// Русский язык в школе. 2011. – c. 319.
9 Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций [Текст]. - М., 2012.
10 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст]. - СПб., 2012. – c. 73.
11 Смелзер Н. Социология [Текст]. - М., 2008. – c. 92.
12 Сорокин П.А. Человек. Общество. Цивилизация [Текст]. - М., 2012. – c. 109.
13 Социология. Учебное пособие [Текст] / Под ред. Э. В. Тадевосяна. - М., 2011.
14 Уфимцев Л.М. Краткая история культурного общения [Текст]. - СПб., 2012. – c. 90.
15 Философия культуры [Текст] / Ответственный редактор Мжвениерадзе В.В. - М., 2009.