Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 10:44, реферат
Звук с акустической точки зрения – колебания частиц воздуха. Источник – колебание звуковых связок. С точки зрения артикуляции выделяют гласные и согласные звуки речи.
Артикуляция – совокупность действий органов произношения в момент звука. Основное различие состоит в следующем. Согласные – при образовании воздух преодолевает преграду, таким образом гласные характеризуются течением голоса, а согласные наличием голоса и/или шума.
3. Классификация согласных звуков.
Звук с акустической точки зрения – колебания частиц воздуха. Источник – колебание звуковых связок. С точки зрения артикуляции выделяют гласные и согласные звуки речи.
Артикуляция – совокупность действий органов произношения в момент звука. Основное различие состоит в следующем. Согласные – при образовании воздух преодолевает преграду, таким образом гласные характеризуются течением голоса, а согласные наличием голоса и/или шума.
Согласные классифицируются по 4 признакам:
- по участию в их образовании голоса и шума
Санорные и шумные
Санорные – согласные
в образовании которых
Шумные – шум преобладает над голосом:
- шумные звонкие – шум с голосом [б] [в] [д] [г] [з] [ж]
- шумные глухие – только шум [п] [ф] [к] [т] [с] [ш] [ц] [х]
Характерной особенностью
русской системы согласных
Роза – роса, раз – рос.
- по месту образования шума (губные и язычные)
губно-губные [м] [п] [б]
губно-зубные [ф] [в]
переднеязычные:
зубные [c] [з] [л] [н] [т] [д] [ц]
передненёбные [ш] [ж] [р] [ч]
среднеязычные [й]
заднеязычные [к] [г]
- по способу образования шума
Смычные (взрывные) – [п] [т] [к] [г] [д]
Прекативные (щелевые) – [ф] [в] [с] [з] [ш] [ж] [х]
Аффрикаты – [ц] [ч] [щ]
Смычнопроходные [н] [м] [л]
Дрожащие [р]
- по наличию или отсутствии смягчения (твёрдые и мягкие)
без парных мягких ж,
ц, ш
2. Классификация гласных звуков
Гласные – тоновые звуки. При их образовании участвует музыкальный тоновый голос. Шум не учитывается. Различие гласных определяется разным укладом органов речи.
В СРЯ 6 гласных [а] [о] [э] [у] [ы] [и].
по месту образования
Учитывается различие между гласными, которые вызывают движение языка в горизонтальном направлении:
Гласные переднего ряда – при артикуляции язык сильно продвинут вперёд [и] [э]
Гласные среднего ряда – язык немного отодвинут назад [ы] [а]
Гласные заднего ряда [у] [о]
по степени подъема языка по вертикали по отношению к небу
Гласные верхнего подъема [и] [ы] [y]
Гласные среднего подъёма [э] [о]
Гласные нижнего подъёма [а]
Гласные верхнего подъёма
по сравнению со средними будут закрытыми,
или узкими, нижними – открытыми
или широкими. Средние гласные
по сравнению с нижними –
по участию или неучастию губ
Наличие или отсутствие лавиализации – вытягивание или округление губ.
- лавиализованные [y] [o]
- нелавиализованные (все остальные)
Деление на 3 ряда и подъем не отражает всего богатства СРЯ. В безударных слогах гл. произносятся с разной степенью редукции – изменение, сокращение гласных звуков в безударном положении. Безударные гласные произносятся менее явственно. Некоторые гласные не различаются.
4. фонетич членение речи
Речевое общение обычно протекает в двух формах — устной и письменной. Письменность — явление довольно позднее.
Устная же форма с момента возникновения языка есть способ его существования как средства выражения мысли и средства общения.
Невозможно поэтому представить себе науку о языке без изучения его «природной материи», звуков, без выявления законов звучащей речи. Ведь многие факты лексики и грамматики могут быть объяснены и поняты только в связи с теми изменениями, которые затронули звуковую сторону языка на том или другом этапе его исторического развития. Кроме того, — и это главное — звучащая речь располагает специфическими звуковыми средствами, имеющими прямое отношение к выражению содержания в языке. К таким средствам относятся: фраза, интонация, речевой такт, фонетическое слово, слог, ударение. Вместе со звуками они составляют содержание понятия «звуковой строй, или звуковая система, языка». Изучение звуковой системы языка и есть предмет фонетики как науки. Таким образом, фонетика анализирует сложную природу звуков, законы их сочетания и изменения, изучает такие важные явления, как фонетическое членение речи, интонация, ударение, т.е. изучает звуковые средства языка во всех их проявлениях и функциях.
Фонетическое членение речи
Наша речь фонетически
представляет собой звуковой поток,
или цепь звучаний. Эта цепь распадается
на звенья, являющиеся фонетическими единицами.
Фонетические единицы речи — это фразы,
такты, фонетические слова, слоги и звуки.
Звуки речи употребляются не изолированно,
а в составе слогов, тактов и фраз.
4. Ударение и его виды.
Ударением (или акцентом)
называется выделение звука, слога
и слова путем усиления мускульного
напряжения и напора воздушной струи или
изменения высоты голоса (голосового тона).
По объекту выделения ударение бывает
слоговое, словесное и фразовое; по акустико-артикуляционной
характеристике различается ударение
монотоническое (экспираторное) и политоническое
(музыкальное).
Слоговым ударением называется изменение
силы звучания или тона слогообразующего
звука.
Словесным ударением называется выделение
одного из слогов в слове путем усиления
звучности, изменения тона или увеличения
длительности.
Фразовое ударение падает на ударный гласный
последнего слова в синтагме. Фразовое
ударение существенно отличается от слогового
и словесного ударения. Фразовое ударение
выполняет фонетическую и семантико-синтаксическую
роль, объединяя слова в такты и фразы.
Монотоническое ударение характеризуется
единством высоты, но изменением силы
и длительности звука. Монотоническое
ударение обычно для большинства языков.
Оно бывает силовым (динамическим) и квантитативным;
при динамическом ударении слог выделяется
силой воздушной струи, при квантитативном
— длительностью.
Политоническое ударение характеризуется
изменением высоты тона, его музыкальностью.
Политоническое ударение было в древнегреческом
и древнеиндийском языках, имеется оно
в сербохорватском и литовском, в китайском,
вьетнамском, японском и ряде других языков
Азии и Африки. Так, в китайском языке многие
однокоренные слова отличаются движением
слогового тона: ма 1 (с ровным тоном) —
мать, ма 2 (с восходящим тоном) — конопля,
ма3 (с нисходяще-восходящим тоном) — лошадь.
6. Понятия об орфоэпии
Орфоэпия (греч. orthoйpeia, от orthуs - правильный и йpos - речь). Термин “орфоэпия” имеет два основных значения: 1)“совокупность норм литературного языка, связанных со звуковым оформлением значимых единиц: морфем, слов, предложений. Среди таких норм различают произносительные нормы (состав фонем, их реализация в разных позициях, фонемный состав отдельных фонем) и нормы суперсегментной фонетики (ударение и интонация)”; 2)раздел языкознания, изучающий правила устной речи.
Объем понятия “орфоэпия” не является вполне установленным: одни лингвисты понимают орфоэпию суженно - как совокупность не только специфических норм устной речи (т.е. норм произношения и ударения), но и правила образования грамматических форм слова:свечей - свеч, колыхается - колышется, тяжелее - тяжелей. В нашем пособии, в соответствии с данным в начале этого параграфа определением, орфоэпия понимается как совокупность правил произношения и ударения. Образование же грамматических форм рассматривается лишь в том случае, если форморазличительную функцию выполняет ударение.
Орфоэпия тесно связана с фонетикой: правила произношения охватывают фонетическую систему языка, т.е. состав различаемых в данном языке фонем, их качество, изменение в различных фонетических условиях. Предмет орфоэпии - нормы произношения.Орфоэпическая норма - это единственно возможный или предпочтительный языковой вариант, соответствующий системе произношения и основным закономерностям развития языка.
Орфоэпия включает в себя следующие разделы.
1. Орфоэпические нормы в области гласных и согласных звуков.
2. Особенности произношения заимствованных слов.
3. Особенности произношения отдельных грамматических форм.
4. Понятие произносительных
стилей. Их особенности.
7. Методы и приемы экспериментальной фонетики
Экспериментальная (связанная с опытами, экспериментами) фонетика может многое разъяснить для изучающих звуковой строй языка.
Эксперимент (опыт) в фонетике (и не только в фонетике) – очень важный прием работы языковеда, но, для того чтобы получить нужное понимание фонетического строя того или другого языка, одних данных экспериментально-фонетического метода недостаточно.
Экспериментальный метод может осуществляться без всяких машин и приборов. Надо лишь привычное свое говорение проверить. Значит, этот метод можно использовать каждому говорящему даже с самим собой (на слух, при помощи зеркала, рояля и т. п.).
Можно использовать экспериментальное
наблюдение и в диалогах, в массовых беседах,
заставляя повторять якобы «недослышанное»
и тем проверяя свои впечатления. Так поступают
опытные диалектологи, в задачу которых
входит «выудить» местную речь «без насилия»,
а путем повторных «наводящих» вопросов.
Любые экспериментально-фонетические
методы имеют конечной целью перевести
слышимое в видимое: в фотографию, кривую,
соотнесенную с координатами, в схему,
чертеж, диаграмму и т. п., что может быть
включено в текст статьи, учебника, оформлено
в виде таблиц и т. д., т. е. стать наглядным
и обозримым.
Лексикология и её основные разделы
Приступаем к изучению
следующего языкового яруса –
Лексикология – многоаспектная наука:
в её составе выделяются частные дисциплины,
изучающие словарный состав под разным
углом зрения, к которым относятсясемасиология,
ономасиология, лексикография, фразеология,
этимология и другие.
Лексикография даёт описание лексики языка
в виде словарей. Материал, собранный в
словарях, является базой для дальнейшего
исследования словарного состава.
Фразеология – наука об устойчивых сочетаниях; этимология –
Однако основными разделами лексикологии
являются ономасиология и семасиология.
Ономасиология (от греч. onomasia – наименование;
logos – учение) – раздел лексикологии, изучающий номинативные
средства языка, т. е. процесс наименования,
способы номинации. Анализ лексики в этом
случае направлен на знак – слово; например,
исследование структуры наименования
или мотивированности/
Семасиология (от греч. semasia – обозначение;
logos – учение) – раздел лексикологии, изучающий значение
словарных единиц языка, типы лексических
значений, сдвиги в лексическом значении,
семантическую структуру лексемы. Анализ
лексики направлен на значение: лексическое
значение разлагается на семы.
Сема (от греч. sema – знак) – это минимальная,
предельная единица плана содержания.
Например:
ТУМАН – 1) воздух,
2) непрозрачный,
3) насыщенный водяными парами,
4) или ледяными кристаллами,
5) загрязненный пылью, дымом, копотью.
Так как сема – это компонент значения
слова, то и метод исследования лексического
значения получил название компонентного
анализа лексического значения.
Возможен исторический аспект изучения
лексики – это анализ изменения значений,
употреблений, сочетаемости слов в процессе
развития языка; так, в древнерусском языке
слово супруги имело значение «пара в одной
упряжи»: это и муж с женой, и братья Борис
и Глеб, вместе княжившие в Ростове, и два
вола в одной упряжи – супруги. В современном
русском языке сохранилось только значение
«семейная пара – муж и жена».