Ключевский и Платонов и их вклады в развитие риторики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 18:28, доклад

Описание работы

После смерти отца, сельского священника Осипа Васильевича Ключевского (1815—1850), семья Ключевских перебралась в Пензу, где Василий учился сначала в приходском, а затем в уездном духовных училищах, после окончания которого в 1856 году поступил в Пензенскую духовную семинарию, однако после чуть более четырех лет учёбы отчислился из неё, не закончив. В 1861 году уехал в Москву, где в августе поступил на историко-филологический факультет Московского университета.

Файлы: 1 файл

ключевский платонов.doc

— 56.50 Кб (Скачать файл)

Конечно, он иногда и прихварывал, жаловался то на воспаление горла, то на простуду, его начали раздражать сквозняки, продувавшие лекционный зал на курсах Герье, бывало, что болели зубы. Но он называл свое здоровье железным и был прав. А иной раз, ища более сильный эпитет, величал свое здоровье «свинцовым». Не очень-то соблюдая правила гигиены   (работал ночами, не щадя глаз), он тем не менее создал про нее оригинальный афоризм: «Гигиена учит, как быть цепной собакой собственного здоровья». О работе было другое изречение: «Кто не способен работать по 16 часов в сутки, тот не имел права родиться и должен быть устранен из жизни, как узурпатор бытия». Оба афоризма относятся к 1890-м годам.

Память его была поразительна.

 Эта ежедневная загруженность  лекционным трудом имеет прямое  отношение к лекторскому мастерству  Ключевского. Он как пианист, чье искусство требует ежедневных упражнений, каждый день трудился, совершенствуя и оттачивая свое любимое мастерство.

То, что он любил его — несомненно, в этом одна из тайн самого мастерства и лекторского успеха.

 

 

 

 

 

Платонов

 

С интересом изучал Платонов-студент труды В.О.Ключевского, к которому «влекла необыкновенная сила его ума и остроумия и яркая красота его языка и речи».

 

Лекции его были увлекательны как художественные произведения. С.Ф. преподавал историю также лично  князьям и в средних и высших учебных заведениях - Петровском коммерческом училище, Александровском лицее, Археологическом институте. В 1903-16 гг. возглавлял им же основанный Женский Педагогический институт - первый в России женский вуз. С 1890 г. был заместителем редактора "Журнала Министерства народного просвещения". Был членом (с 20.9.1894) и председателем (31.12.1918-1929) Археографической комиссии, руководителем Петроградского отдела Главархива (с 1918), Постоянной исторической комиссии (с 1922 г., в 1926 г. соединил ее с археографической), археологического отделения Факультета общественных наук Петербургского университета, Археологического общества, Союза российских архивных деятелей и Комиссии по изданию сочинений Пушкина (с 1928), директором Археологического института (1918-23), Пушкинского дома (1.8.1925-1929), и Библиотеки АН СССР (22.8.1925-1928), главным редактором "Русского исторического журнала". За монархические взгляды и т.п. с ноября 1929 г. подвергся преследованиям, его вынудили уйти со всех постов и должностей. 12.1.1930 был арестован ОГПУ, 8.8.1931 приговорен к ссылке в Куйбышев, где и умер. Нарком просвещения Луначарский отзывался о нем: "Ума палата... замечательный историк правых убеждений".  Стиль изложения прост и доступен для среднего читателя в возрасте скорее от 14-ти лет, текст лаконичен и изобилует множеством ссылок на первоисточники. Полиграфия, учитывая объем книги и цену, вполне достойная - листы плотные, каждая страница оформлена ч/б иллюстрациями (репродукции картин, гравюры, икон, планы крепостей, древние карты, и т.п.) в сопровождении подписи. Единственное, что может у кого-то вызвать претензию, это сероватая бумага и мелковатый шрифт текста, но для меня это не проблема. В качестве подарочного издания вряд ли сойдет, а для общего развития - это ценнейшее приобретение для домашней библиотеки. Я доволен.

 

Живой, лаконичный, доступный  язык и занимательный стиль изложения  сочетаются с высокой степенью научной  аргументации. Как писал сам Платонов когда-то о своем труде: «Главное содержание курса русской истории должно составлять повествование о том, как из названных отдельных племен постепенно образовался единый русский народ и как он занял то громадное пространство, на котором теперь живет; как образовалось среди русских славян государство и какие перемены происходили в русском государственном и общественном быту до тех пор, пока он не принял современной нам формы Российской империи». 
В самом начале и имеются две вводные главы, которые рассказывают о русской историографии, и проводится небольшой обзор источников русской истории. 
Первую часть книги о самом древнем периоде развития Руси открывает вначале глава в которой содержатся предварительные исторические сведения. 
В каждой главе книги содержится обширная подборка исторических фактов по рассматриваемым периодам (все издание посвящено временным рамкам истории России от древнейших времен до конца эпохи царствования императора Александра Второго). 
Очень понравилось то, что в лекциях не только содержится информация по истории и историческим событиям, а прекрасно изложен материал о быте русского народа с древних времен до конца 19 века. Это дает возможность еще и детально изучить как жили люди в каждую эпоху развития нашего государства, чем занимались, как обустраивалась, как велась культурная жизнь общества, и как влияла на духовное развитие народа политическая обстановка древней Руси и России монархических времен. 
Вся книга прекрасно проиллюстрирована историческими картинами, гравюрами, иконами, портретами самодержцев (иллюстрации черно-белые). 
Издание подойдет и школьникам и ученикам Вузов. Оформлена книга твердой цветной обложкой.

С.Ф. Платонов (1860 - 1933) - один из крупнейших российских историков  конца XIX - начала ХХ века. Был профессором  Петербургского университета, преподавал в женском Педагогическом институте, Военно-юридической академии и других учебных заведениях столицы, был приглашен преподавателем истории в царскую семью. После Октябрьской революции Платонов остался в России, много писал, был избран членом Академии наук, назначен директором Библиотеки Академии наук в Ленинграде. В 1929 г. был арестован и сослан в Самару, где в 1933 г. и умер. Является автором учебника по российской истории, вышедшего в 1909-1910 гг. Настоящим памятником исторической мысли России является курс лекций С.Ф. Платонова по русской истории, первое издание которого вышло в 1899 г., а в 1917 г. вышло 10-е. Огромный интерес к лекциям Платонова объясняется очень просто - они очень интересны и необычайно познавательны. Свой курс Платонов начинал с анализа российской историографии и имевшихся исторических источников. А дальше постепенно разворачивалась грандиозная картина становления великого народа и великого государства. Начав с древнейших времен, Платонов доводил изложение до начала правления Александра III, т.е., по сути, почти до конца XIX в. В лекциях красочно рассказано об основных событиях истории нашей страны, даны великолепные портреты российских политических деятелей. Читается книга очень легко и может служить пособием по российской истории и в настоящее время.

 

“Человек очень жизнедеятельный и быстрой мысли, остроумный собеседник и рассказчик, любивший дружеские беседы и вечеринки, Платонов, однако, смолоду уклонялся от общественно-политической активности. Рано ощутив влечение к научной работе, целенаправленно сосредоточил усилия в этой сфере деятельности. Тем более, что не имел никакой покровительственной сторонней поддержки. Его не привлекали не только революционно настроенные студенческие кружки, но и молодые либералы (из среды которых выделились затем ученые профессора, ставшие в начале XX в. столпами российского общественного движения кадетского толка). Платонова - разночинца и по происхождению и по жизненным навыкам настораживали эти аристократы по воспитанию: и их привычки к разговору на иностранных языках, и склонность к философской и политизированной тематике фразеологии, и догматическая нетерпимость к инакомыслию (что отражено в современной документации - в письмах, дневниках лиц его окружения) и, можно полагать,- и трудность выделиться в среде этих блистательных и образованнейших интеллектуалов. И они, отдавая дань незаурядным талантам Платонова - ученого, педагога, организатора, также не склонны были принимать его в свой круг”. В 1890-е годы преуспевающий молодой профессор, возле которого еще и прежде группировались специализировавшиеся на изучении истории России и ее памятников культуры молодые люди, оставленные в университете“для подготовки к профессорскому званию” (по нынешней терминологии, аспиранты), сближается с кружком специалиста по истории Прибалтики XIV-XVIII вв. Г.В. Форстена. “Форстенята” - молодые преподаватели, студенты и курсистки, собирались на “форстеновские субботы”, где обсуждали проблемы литературы и искусства, слушали музыку, критиковали реакционную политику правительства в области просвещения, но чурались публичной оппозиционности. “Форстенята” обычно подрабатывали преподаванием в средних учебных заведениях; отдавали немало сил культурно-благотворительной работе. Это было типично для времени “малых дел” - чеховского времени. И не случайно младший современник Платонова П.Б. Струве, воспринимал его в одном ряду с А.П. Чеховым. И напомнил, уже в 1930-е годы, что родившиеся в 1860 г. “поколение дало России Чехова и Платонова - людей духовной свободы и душевной несвязанности, свободных от всякого рода предвзятостей идейных и политических”. Чехова сближало с Платоновым и убеждение в том, что “прошлое связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекающих одно из другого”, и “иногда удается видеть оба конца этой цепи”. (Рассуждение из особо высоко ценимого и самим Чеховым рассказа 1894 г. “Студент”).

 


Информация о работе Ключевский и Платонов и их вклады в развитие риторики