Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2014 в 16:05, контрольная работа
Дар слова — одна из величайших способностей человека, возвы¬шающая его над миром всего живого и делающая собственно чело¬веком. Жизнь людей немыслима без языка, без речи. Слово — это средство общения между людьми, способ обмена информацией, ин¬струмент воздействия на сознание и поступки другого человека. Владение словом ценится очень высоко. Эта способность является составной частью общей культуры человека, его образованности. Для интеллигентного человека, отмечал А.П. Чехов, дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать.
Введение
Дар слова — одна из величайших способностей
человека, возвы¬шающая его над миром
всего живого и делающая собственно чело¬веком.
Жизнь людей немыслима без языка, без речи.
Слово — это средство общения между людьми,
способ обмена информацией, ин¬струмент
воздействия на сознание и поступки другого
человека. Владение словом ценится очень
высоко. Эта способность является составной
частью общей культуры человека, его образованности.
Для интеллигентного человека, отмечал
А.П. Чехов, дурно говорить должно бы считаться
таким же неприличием, как не уметь читать
и писать.
Слово фиксирует предшествующее развитие
общества и делает возможным его дальнейший
прогресс. Оно же служит мощным ору¬дием
непосредственного влияния на разум и
волю людей, просве¬щения их, формирования
убеждений, мобилизации граждан на кон¬кретные
действия.
С древнейших времен люди стремились понять,
в чем секрет воздействия живого слова,
врожденный ли это дар или результат длительного
кропотливого обучения и самообразования.
Ответ на эти и другие вопросы дает риторика
— особая наука о законах изобретения,
расположения и выражения мыслей в речи.
Авто¬ритет этой науки в древности, ее
влияние на жизнь общества и государства
были столь велики, что риторику называли
«искусством управлять умами» (Платон)
и ставили в один ряд с искусством полководца,
с эпосом и музыкой. Тогда же родилось
и другое на¬звание этой науки — «ораторское
искусство».
Величайший мыслитель древности Аристотель,
автор первой на¬учной разработки ораторского
искусства, определил риторику как «способность
находить возможные способы убеждения
относительно каждого данного предмета».
Здесь в центре внимания находится главная
проблема речи — ее убедительность.
Во все времена существования ораторского
искусства остаются актуальными такие
вопросы: Как достичь цели, поставленной
оратором? Как завоевать аудиторию, привлечь
ее на свою сторону? Какую речь считать
наиболее действенной? В чем секреты убеди¬тельности
устного публичного выступления? Из чего
слагается успех ораторской речи? Какие
возможные способы убеждения следует
считать наиболее эффективными?
Найти ответы на эти вопросы невозможно
без глубокого изучения истории и теории
риторики, без знакомства с трудами известных
ученых и мастеров устного слова.
1. Предпосылки возникновения риторики
Средневековья
Падение рабовладельческой Римской империи
в конце V в. знаменовало собой переход
к новой феодальной формации. Отношения
равноправного партнерства свободных
граждан сменяются иерархи¬ческой субординацией
сеньоров и вассалов.
Новая социально-экономическая организация
обусловила суще¬ственные изменения во
всех сферах духовной жизни, в том числе
и в риторике.
Господствующим жанром становится церковное
красноречие, главной особенностью которого
являются догматизм и схоластика.
Христианская церковь обратила свое слово
ко всем без исклю¬чения: и к богатому
вельможе, и к бедному крестьянину. Церковная
проповедь стала самой распространенной
формой устного массового общения, и одновременно
— одним из инструментов политической
пропаганды: значительная часть проповедей
напрямую соотносилась с идеологическими
запросами, утверждая соответствующие
нормы нравственности и социального поведения.
Проповедование предполагало довольно
высокий уровень оратор¬ского мастерства.
На основе проповеди развивается средневековое
ораторское искусство, воспринявшее основные
нормы античной ри¬торики и формальной
логики, опыт древних ораторов.
Но окрашенное в религиозные тона ораторское
искусство сред¬невековья приобрело и
новые качества. Видоизменения были связаны
прежде всего с появлением абсолютного
авторитета в виде религи¬озной догмы.
О чем бы ни говорил проповедник, он соотносил
свои суждения и выводы со Священным писанием.
Ссылки на непрере¬каемый авторитет, с
одной стороны, избавляли оратора от необхо¬димости
использовать углубленную аргументацию,
а с другой — привносили в выступление
элементы схоластики [6].
Несколько веков риторики, постоянно обращающейся
к верхов¬ному авторитету, наложили на
нее свой отпечаток, который в ка¬кой-то
мере сохраняется и ныне. Отголоски средневековой
схола¬стичности, догматизма, раболепного
благоговения перед авторитетом чаще
всего проявляются в неоправданном обилии
цитат и славосло¬вий, бездоказательности
речи [7].
Но даже в жестких религиозных рамках
риторика продолжала развиваться, и немалую
роль в этом сыграли, например, еретические
движения, направленные против догматов
церкви.
На поприще церковного проповедничества
выросли крупные богословские ораторы.
Одними из самых знаменитых ораторов Средневековья
были Иоанн Златоуст и Фома Аквинский,
о которых подробнее пойдет речь ниже.
2. Иоанн Златоуст
Знаменитый Иоанн Златоуст (347-407 г.) считался
идеальным византийским проповедником.
Само прозвище Златоуст свидетельствует
об уважительном отношении к публичному
слову и о почитании людей, умевших посредством
живой речи воздействовать на слушателей
[6].
Святой Иоанн Златоуст происходил из знатной
антиохийской семьи. Лишившись в детстве
отца, он был тщательно воспитан своей
матерью Анфусой, превосходной женщиной
и образцовой христианкой. Потом он учился
у знаменитого языческого оратора Ливания.
Имея от природы блестящие дарования,
он тщательно развил их основательным
и глубоким образованием (библейским в
соединении с классическим). Когда спросили
у Ливания, кого он считал достойным себе
преемником, он с грустью ответил: «Конечно
Иоанна, если бы не отняли его у нас христиане»,
а о матери его так выразился: «Какие бывают
достойные женщины у этих христиан!»
После окончания образования Иоанн вступил
в должность адвоката и прославился своим
красноречием. Но вскоре мирская жизнь
прискучила ему. Приняв, по обычаю того
времени, крещение уже в годах мужества,
он хотел удалиться в пустыню и остался
единственно по просьбе матери. Между
тем о необыкновенных дарованиях Иоанна
узнал Мелетий, епископ антиохийский,
и записал его в число клира. В это время
Иоанн усиленно занимался изучением Священного
Писания и других наук, относящихся к богословию.
После кончины матери, он исполнил свое
давнее желание: четыре года жил в уединенной
обители, а два года в совершенном уединении
в одной пещере. Расстройство здоровья
побудило его возвратиться в Антиохию.
Здесь он принял сан диакона и затем священника.
12 лет священства в Антиохии были самым
счастливым временем в его жизни. Он неутомимо
проповедовал и принимал самое живое участие
в радостях и скорбях антиохийской паствы.
Проповеди его часто прерывались рукоплесканиями.
Иоанн останавливал слушателей, говоря:
«Что мне в ваших рукоплесканиях? — Исправление
жизни и обращение к Богу — вот лучшая
мне похвала от вас». Особенно прославился
он своими словами по случаю бедствий,
угрожавших антиохийцам за низвержение
императорских статуй [5].
В скором времени во всем христианском
мире уже гремела слава святого Иоанна,
как Златоуста (название, данное ему одной
простой женщиной во всеуслышание в храме,
в порыве восторга от его слова). Поэтому,
когда после смерти епископа Нектария,
преемника св. Григория Богослова, стала
свободной кафедра константинопольского
архиепископа, император Аркадий (395-408
г.) пожелал, чтобы она предоставлена была
Златоусту.
Первое время святительства было очень
утешительно для Иоанна, и он со всем усердием
предался заботам об искоренении остатков
арианства, примирении враждовавших епископов,
исправлении духовенства и всей паствы.
Но эта энергичная деятельность восстановила
против него много врагов, во главе которых
открыто встала императрица Евдоксия,
женщина крайне суетная и властолюбивая.
Евдоксия привлекла на свою сторону александрийского
архиепископа Феофила, около которого
объединились недовольные Иоанном епископы.
Эти епископы составили собор (в местечке
Дуб, близ Константинополя) и осудили Иоанна
на лишение кафедры и изгнание. «Церковь
Иисуса Христа не мною началась и не мною
кончится», - сказал Иоанн своим преданным
друзьям и оставил столицу. Но в ту же ночь
случилось сильное землетрясение, и удары
его особенно слышались во дворце. Устрашенная
Евдоксия просила Златоуста поскорее
возвратиться. Прошло два месяца, Евдоксия
снова предалась своим страстям и порокам,
и Иоанн снова выступил со словом обличения.
На этот раз Иоанн был осужден уже заочно
и отправлен в ссылку.
Около трех лет Иоанн прожил в армянском
городе Кукузе, затем отправлен был далее
в Пициунт (на северо-восточном берегу
Черного моря, в нынешней Абхазии). Суровые
воины в течение трех месяцев вели святителя
пешком чрез горы и в зной, и в проливной
дождь. Изнеможенный до крайности, святитель
остановился в городе Команах. Здесь ночью
явился ему святой мученик Василиск (мощи
которого почивали в этом городе) и сказал:
«Не унывай, брат Иоанн, завтра будем вместе».
Иоанн причастился святых Таин и мирно
скончался со словами: «Слава Богу за все!»
[3; 5].
В своих многочисленных беседах (до 800)
святой Златоуст оставил вдохновенные
объяснения (толкования) на многие книги
Священного Писания и почитается Церковью
очень авторитетным толкователем Библии.
Он составил последование (чин) Литургии,
носящей его имя, ввел в церковное употребление
крестные ходы и некоторые другие благочестивые
обычаи. Сверх всего этого он известен
своей заботой о распространении веры
Христовой. Между прочим, послал и на Русь
к тогдашним скифам проповедников веры
и почитается одним из ее просветителей
[5].
3. Фома Аквинский
Фома Аквинский (1225-1274) – еще один выдающийся
оратор Средневековья. Аквинский происходил
из знатного неаполитанского рода. С пяти
лет он обучался в монастыре бенедиктинцев,
а затем в университете Неаполя. В 18-летнем
возрасте он решил стать монахом ордена
доминиканцев и настоял на своем, несмотря
на протесты семьи. Будучи монахом, Фома
продолжал изучать теологию, сначала в
Париже, а затем в Кельне. Коллеги по учебе
звали его «Немым быком» за огромный рост,
полноту, а также отсутствие интереса
к беседам и диспутам.
Фома был основательным человеком, и, лишь
пройдя все ступени обучения и получив
степень магистра, он начинает писать
собственные работы и участвовать в диспутах
по теологическим вопросам. Упорство Фомы
было вознаграждено: в 1259 году именно ему
была поручена работа над наследием Аристотеля.
Результатом стал грандиозный труд под
названием «Сумма теологии», который Фома
создавал более 10 лет. В 1273 году работа
над ним была завершена [1].
Его труды легли в основу гомилетики —
теории цер¬ковного красноречия. В ней
на первый план выступают форма, внешняя
красивость и напыщенность, главным принципом
стано¬вится не убеждение, а внушение.
Важнейшее приобретение риторики в средние
века — это умение завладеть чувствами
и сознанием лю¬дей, влиять на их психику
и воображение. Эффективность и дей¬ственность
ораторской речи в этот период характеризовалась
именно этими умениями проповедника [6].
Не зря самым интересным разделом в учении
Фомы Аквинского считается раздел, связанный
с его трактовкой души, причем не только
души человека. Здесь Фома исходит из Аристотеля.
Он различает вегетативную душу, присущую
растениям, и функции этой души — питание
и размножение. Далее идет сенситивная
душа, которой обладают животные. Функциями
этой души являются чувственное восприятие,
стремление и произвольное движение. И
только человек имеет разумную душу, функцией
которой является мышление. При этом разумная
душа человека заодно выполняет и функции
двух низших душ.
Душа человека, согласно Фоме, есть чистая
форма без материи, она духовна, бестелесна
и бессмертна. Но, будучи крупнейшим систематизатором
человеческих познаний, Фома дает развернутую
картину познавательных способностей
души. Так, помимо чувства и разума он выделяет
у человека волю, воображение, способность
суждения и память. Вслед за Аристотелем
он различает активный и пассивный интеллект,
а также говорит о наличии у человека некоего
«общего чувства», которое находится между
разумом, постигающим общее, и чувством,
имеющим дело с единичным.
Интересней всего то, что высшей познавательной
способностью человека у Фомы оказывается
интеллектуальное созерцание, сближающее
человека с ангелами. Если люди пользуются
обычно чувствами, разумом и т.п., то ангелы,
считал Фома, не пользуются абстракциями,
не рассуждают, а схватывают суть бытия
в чистом акте непосредственного созерцания.
Лишь частично эта способность присутствует
и у человека. Но есть такой способ познания,
доказывает Фома, который недоступен даже
ангелам. Это абсолютное знание всего
и вся, без каких-либо специальных приемов
и способностей. Такое познание свойственно
лишь Богу [1].
Тип риторики, проповедуемый Фомой Аквинским,
оказал существенное влияние на культуру
всех стран Западной и Центральной Европы,
так как его распрост¬ранению способствовало
отсутствие языковых барьеров: проповеди
читались исключительно на латинском
языке.
4. «Свободное искусство» Средневековья
Шагом вперед по сравнению с богословской
риторикой была средневековая университетская
лекция. Она, хотя и читалась в буквальном
смысле этого слова (лат. lectio — чтение,
lector — чтец) прямо по книге, все же была
обращена к явлениям и фактам реальной
действительности, подчинялась законам
знания. Позже, в XV-XVI вв., с развитием книгопечатания
читаемая лекция стала активно вытесняться
устной, по сути превратилась в публичное
изложение учебного материала и, перенимая
достижения красноречия, оформилась в
новый жанр риторики [6].
Надо сказать, что к ХIII в. в Европе уже
появилось несколько университетских
центров. Университеты были, к примеру,
в Болонье, Падуе, Тулузе, а также в Оксфорде
и Кембридже. Около 1200 года открылся Парижский
университет. И во всех этих университетах
помимо теологии изучались «свободные
искусства», право и медицина. Подготовка
в области «свободных искусств» была условием
поступления на другие факультеты. Но
занятия «свободными искусствами» не
всегда давали учащимся те духовные ориентиры,
на которые рассчитывало духовенство
[2].
Эта тенденция усилилась с ростом популярности
работ Аристотеля, и прежде всего его естественнонаучных
работ, а также «Метафизики». Ситуация
усугублялась тем, что указанные работы
распространялись вместе с комментариями
Аверроэса, который усилил материалистические
акценты в творчестве Аристотеля. В результате
на популярность материалистических идей
Аристотеля католическая церковь ответила
запретом на изучение его трудов в Парижском
университете [2; 4].
Но это не было выходом из положения, а
потому одновременно с запретом была создана
комиссия с целью приспособления трудов
Аристотеля к христианскому вероучению.
Комиссия работала шесть лет, не оправдав
надежд церкви. И только после того, как
эту работу поручили проделать ученым
из ордена доминиканцев, был получен результат.
Львиная доля этого успеха пришлась на
особое дарование одного из членов ордена
— Фомы Аквинского, о котором как раз и
шла речь в предыдущем параграфе.