Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2015 в 16:43, контрольная работа
Аргументация – процесс суждений, приводимых в подтверждение истинности другого суждения (точки зрения, концепции, теории). Эта процедура используется коммуникатором для собственного понимания и для убеждения реципиента (стороны, которая принимает информацию) и связан с поиском истинных оснований точки зрения на тот или иной вопрос. При этом аргументатор может приводить в качестве доводов научные факты, мнения авторитетных личностей. На бытовом уровне аргументация может опираться и на религиозную веру, и на традиции, и даже на настроение масс.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ВОПРОС…………………………………………………...
1.1.Аргументация как система и процесс…………………………………………
1.2.Цели и способы аргументации………………………………………………...
1.3.Виды аргументов……………………………………………………………….
1.4.Критерии отбора аргументов………………………………………………….
2.ТЕСТ………………………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………
«ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ» |
Факультет: Экономический
Контрольная работа
по дисциплине: «Риторика»
Вариант № 5
Выполнил: |
Муранова Анна Александровна | ||
Группа: |
Э2-12-С(И) | ||
| |||
Контактная информация: |
8-902-804-19-49 e-mail: muranova.1993@mail.ru | ||
Отметка о регистрации: |
|||
дата, подпись специалиста (заполняется специалистом кафедры) | |||
Проверил: |
Чудова Ольга Игоревна | ||
ФИО преподавателя | |||
Дата: |
Оценка: |
||
Примечания: |
|||
Пермь 2013 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ВОПРОС……………………
1.1.Аргументация как система и процесс…………………………………………
1.2.Цели и способы
1.3.Виды аргументов……………………………
1.4.Критерии отбора аргументов………………………………………………….
2.ТЕСТ………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………
ТЕСТ
Номер задания |
Ответ | |
ДА |
НЕТ | |
|
||
|
+ | |
|
+ |
|
|
+ |
|
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
1.1.Аргументация как система и процесс
Аргументация – процесс суждений, приводимых в подтверждение истинности другого суждения (точки зрения, концепции, теории). Эта процедура используется коммуникатором для собственного понимания и для убеждения реципиента (стороны, которая принимает информацию) и связан с поиском истинных оснований точки зрения на тот или иной вопрос. При этом аргументатор может приводить в качестве доводов научные факты, мнения авторитетных личностей. На бытовом уровне аргументация может опираться и на религиозную веру, и на традиции, и даже на настроение масс.
В коммуникативном процессе кроме аргументации может иметь место активное воздействие на воображение, эмоции, подсознание реципиента посредством тематических образных, ритмических, звуковых, цветовых, обонятельных и других ассоциаций (прием, широко используемый в современных религиозных сектах). Эффективность такой суггестии зависит от степени внушаемости объекта.
В коммуникативном процессе участвуют все элементы структуры аргументации (компоненты логических и суггестивных действий). Тезис и основания (доводы) являются важнейшими составляющими логического обоснования. Тезис в логике – утверждение, требующее доказательства. В коммуникативном процессе каждая сторона может придерживаться своего тезиса. Любое утверждение, выдвинутое для рассмотрения реципиентом, выступает в качестве тезиса. Любой тезис требует соответствующей аргументации.
Основания отвечают на вопрос: “Чем обосновывается выдвигаемое положение?”. В качестве довода (основания) может использоваться строго определенное суждение. На их отбор оказывает влияние субъективизм аргументатора, поэтому аргументы, выбранные в качестве основания, не могут быть понятны всем.
В научной сфере основанием служит закон, а в бытовой им может быть общественное мнение, мнение лидера группы, пользующегося авторитетом и др.
В межличностных коммуникативных процессах применяются различные виды аргументации. Наиболее часто в диалоговых коммуникациях встречается доказательство. Оно осуществляется различными способами: в прямом доказательстве из доводов непосредственно вытекает истинность тезиса; при косвенном доказательстве устанавливается ложность всех имеющихся суждений о тезисе, отрицающих его, что и позволяет считать истинным данный тезис. При косвенном апагогическом (от лат. apagoge – уводящий, отводящий) доказательстве. Из принимаемого вначале за истину антитезиса выводится следствие. При определении ложности хотя бы одного из следствий признается неправильным антитезис, а тезис, соответственно, истинным.
Объяснение в отличие от доказательства состоит в том, что в начале процесса доказательства истинность тезиса еще не установлена, а при объяснении тезис с самого начала принимается как истинный, т.е. не ставится под сомнение.
1.2.Цели и способы
Цели аргументации:
Аргументы, которые приводит оратор, подразделяются на аргументы «за» и аргументы «против».
Ваши аргументы «за» должны убедить аудиторию в следующем:
1.что они правдивы, опираются на авторитетные источники;
2.что они доступны, просты и понятны;
3.что они максимально близки установившимся в аудитории мнениям, представлениям о справедливости, чести, общественном идеале;
4.что они отражают объективную реальность, соответствуют здравому смыслу.
Аргументы «против» должны
убедить аудиторию в том, что
критикуемые вами позиции, точки
зрения не обладают теми
Оптимальным числом
Способы аргументации:
Существуют различные
I. Нисходящая и восходящая.
Эти способы аргументации различаются по тому, усиливается или ослабевает аргументация к концу выступления.
Нисходящая аргументация заключается в том, что в начале оратор приводит наиболее сильные аргументы, затем – менее сильные, а завершает выступление эмоциональной просьбой, побуждением или выводом.
Достоинства нисходящей аргументации заключаются в том, что она:
1.позволяет легче привлечь и удержать внимание аудитории;
2.заставляет активно работать мысль в начале и чувства в конце;
3.первые аргументы лучше запоминаются.
Наблюдения показывают, что нисходящая аргументация наиболее эффективна в слабо подготовленной, мало заинтересованной или совсем незаинтересованной аудитории.
Необходимо также иметь в виду, что слабые аргументы при нисходящей аргументации, выглядят лучше, чем при других способах аргументации. Как отмечают Е. А. Юнина и Г. М. Сагач, «если «слабые» аргументы употребляются в качестве дополнения «сильных» (а не как относительно независимые), то степень их «слабости» понижается и наоборот».
Восходящая аргументация предполагает, что аргументация и накал чувств усиливаются к концу выступления.
По такому принципу строится, к примеру, такое выступление: «Хорошо, мы посмотрим, кто окажется прав в конце концов... Мы уже имеем опыт... Мы создали организационные структуры... Нам удалось привлечь ведущих специалистов... Мы теперь точно знаем, что не надо делать... В общем, за одного битого двух небитых дают!»
Преимущество восходящей
Данный способ аргументации эффективен в подготовленной, высоко заинтересованной аудитории.
Он дает эффект:
1.если атмосфера в аудитории спокойная и оратора готовы выслушать;
2.если мысль, которую надо обосновать, сложна;
3. если проблема для аудитории не является полностью решенной;
4.если аудитория сможет сделать самостоятельный вывод.
1.3.Виды аргументов
Виды аргументации весьма разнообразны.
Например, по форме демонстрации аргументация может быть дедуктивной, индуктивной, в форме аналогии, сравнения, метафоры и т. д. Рассмотрим лишь те виды аргументации, которые чаще всего встречаются в полемических коммуникативных актах.
Доказательство может быть прямым или косвенным:
1.В прямом доказательстве тезис непосредственно выводится из аргументов, используются умозаключения, которые напрямую позволяют доказать тезис без каких либо допущений. Тезис становиться в конце доказательства, он будет истинен с логической необходимостью.
2.В косвенном доказательстве истинность тезиса устанавливается опосредованно, процесс аргументации осуществляется как бы обходным путем. Косвенное доказательство является эффективным средством ведения спора.
Косвенное доказательство делиться на 2 вида:
1)метод рассуждения «от
2)разделительное
Технология апагогического доказательства такова:
1) по отношению к тезису
2) антитезис ставят в определенную логическую связь с аргументами, из чего выводят ряд следствий с той целью, чтобы среди них найти хотя бы одно ложное, например то, которое не соответствует какой-либо конкретной ситуации, или то, в котором утверждается нечто противоположное тому, что констатируется в одном из аргументов;
3) фиксируется, что среди следствий, выведенных из антитезиса, действительно есть ложное;