Контрольная работа по "Русскому языку"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 11:40, контрольная работа

Описание работы

1. Прочитайте предложения и определите их функционально-стилевую принадлежность.
2. Объедините в словосочетания слова из левой и правой колонок, учитывая особенности их лексической сочетаемости. Укажите возможные варианты.
3 Подберите типичные для деловой речи сочетания слов:

Файлы: 1 файл

Лингвистика.docx

— 54.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Практическая  работа 2.6

по теме: СЛОВО  И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ

(Речевые ошибки, связанные с незнанием значения слова. Плеоназмы и тавтология)

 

Вариант 1

 

1 Устраните тавтологию и плеоназмы:

 

1.1 Работники сберегательных  касс обязаны строго придерживаться  регламента инструкции. Работники сберегательных касс обязаны придерживаться инструкции.

 

1.2 Совместное сотрудничество  российских и казахских ученых  станет еще одним звеном в  укреплении дружеских связей  двух народов. Сотрудничество российских и казахских ученых станет еще одним звеном в укреплении дружеских связей народов.

 

 

1.3 В своей автобиографии писатель рассказывает о многих интересных людях, с которыми его столкнула жизнь. В автобиографии писатель рассказывает об интересных людях, с которыми его столкнула жизнь.

 

1.4 В общем и целом предложения бригадира были одобрены всеми. В целом предложения бригадира были одобрены.

 

 

 

 

2 Приведите собственные примеры плеоназмов и тавтологии.

 

 

Плеоназмы –  горе горевать, кликать клич, скоро сказка сказывается, не скоро дело делается, жизнь прожить – не поле перейти.

 

Тавтология – по-спортивному относиться к спорту, подтвердить утверждение, спросить вопрос, хлебная булка, пьяный алкоголик, истинная правда, станцевать танец.

 

 

Практическая  работа 3.1

по теме: СТИЛИЧЕСКАЯ ОКРАСКА СЛОВА

(Стилистические  особенности слов, связанные с  отнесением к активному и пассивному составу языка)

 

Вариант 1

 

1 Определите стилистические функции устаревших слов:

1.1 Иван Петрович пересел  ко мне на лавочку и, положив  свою могучую десницу на мое  колено, заговорил душевным голосом. Изобразительно-художественное средство.

 

1.2 Лавров предложил тост  за своего хорошего друга Боброва  и облобызался с ним. Придание возвышенности.

 

1.3 Взалкал отец Федор: захотелось ему богатства. Средство создания иронии.

 

 

        

 

           2 Укажите стилистические ошибки, возникшие вследствие употребления устаревших слов:

 

2.1 Решено было упростить  конструкцию детали нижеследующим  способом. Решено было упростить конструкцию детали следующим способом.

 

2.2 На соревнованиях один за другим сокрушали национальные и личные достижения. На соревнованиях один за другим подрывались национальные и личные достижения.

2.3 К протоколу приложен список первоочередных мероприятий,  долженствующих улучшить работу. К протоколу приложен список первоочередных мероприятий, которые должны улучшить работу.

 

          3 Выделите архаизмы, сделайте лексические замены:

 

3.1 Артисты областного  драмтеатра объехали с гастролями  все грады и веси, всюду встречая радушный прием. Артисты областного драмтеатра объехали с гастролями все города, везде встречая радушный прием.

3.2 Депутаты уверовали, что поправки к закону позволят перераспределить средства. Депутаты убедили, что поправки к закону позволят перераспределить средства.

          3.3 Установлено, что склады изрядно забиты ходовыми товарами, каковыми являются предметы оргтехники. Установлено, что склады изрядно забиты ходовыми товарами, которые представлены предметами оргтехники.

         

 

Практическая  работа 3.2

по теме: СТИЛИЧЕСКАЯ ОКРАСКА СЛОВА

(Стилистические свойства  слов, связанные со сферой их  употребления)

 

Вариант 1

 

1 Приведите примеры:

1.1 разговорных, просторечных, жаргонных, профессионально-жаргонных  слов, диалектизмов;

разговорные –  глупить, грудничок, хихикать,заводной;

 просторечные – заржать, рохля, долбонуть, растрепа;

 жаргонные  – предки, беспредел, железно,  разборка,;

профессионально-жаргонные  слова – эпидермис, капсула, преамбула;

диалектизмы –  кочет, дюже, туес, ненастье.

 

1.2 слов специальной лексики;

слова специальной  лексики – лизис, диафрагма, девиация, дефицит, циркуляция.

 
          1.3 устаревших слов, неологизмов, заимствованных слов.

         Устаревшие слова – уверовать, взалкать,лицезреть, пенаты;

неологизмы –  НЭП, робот, лавсан;

заимствованные  слова – карман, кушак, сарафан, войлок.

 

 

2 Вместо точек вставьте одно из заимствованных слов, мотивируя свой выбор:

2.1 Первые … (отрывок, фрагмент) из романа молодого писателя М.Мишина появились в … (прессе, печати) в прошлом году.

Первые отрывки из романа молодого писателя М. Мишина появились в печати в прошлом году.

 

2.2 Волнуясь за здоровье дочери, родители советовались с … (знающий, компетентный, сведущий) врачами.

Волнуясь за здоровье дочери, родители советовались с компетентными врачами.

 

 

2.3 Свое внимание ученый  … (сконцентрировать, сосредоточить) на подготовку к симпозиуму.

Свое внимание ученый сконцентрировал на подготовку к симпозиуму.

 

 

3 Выделите варваризмы и неологизмы

Имиджмейкер Вольфович делает рекламу американскому изданию «МК». В очередном номере была напечатана статья известного журналиста А.Хинштейна. Г-н Жириновский оперативно отреагировал на эту публикацию и разослал по СМИ свой очередной листок «про родовую бездарность штейнов и пристрастие «хинштейнов» к шпиономании».

 

Имиджмейкер, штейны, хинштейны – варваризмы.

СМИ, шпиономания – неологизмы.

 

 

Практическая  работа 3.3

по теме: СТИЛИЧЕСКАЯ ОКРАСКА СЛОВА

(Стилистические свойства  слов, связанные с их экспрессивной  окраской)

 

Вариант 1

 

1 Определите стилистическую окраску слов:

Библиотека, забвение, интервьюировать, катаклизм, уйма, рекорд, явление, регресс, одежда, буквоед, дорогостоящий, блестеть, блистать, консолидация, синий, супруг, терпение, угробить, оповестить, помеха, проживание, бояться, метафора, воодушевить, юбчонка, восхитительный, страдать.

 

Высокая окраска  слов.

Забвение, катаклизм, рекорд, регресс, дорогостоящий, блистать, метафора, воодушевить, восхитительный, страдать.

        

         Межстилевая окраска слов.

Библиотека, интервьюировать, явление, одежда, блестеть, консолидация, синий, супруг, терпение, оповестить, проживание, бояться.

 

Сниженная окраска  слов.

Уйма, буквоед, угробить, помеха, юбчонка.

 

2 Приведите примеры «высоких» слов.

Отрада, роскошный, грядёт, взор, вкушать.

 

3 Приведите примеры слов со сниженной лексикой.

Трусить, уплетать, реветь, выставить.

 

4 Приведите примеры слов, относящихся к межстилевой лексике.

Прогнать,  бояться, плакать, препятствие.

 

 

 

 

 

 

Практическая  работа 4

по теме: СТИЛИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ  СРЕДСТВ РУССКОГО ЯЗЫКА

 

Вариант 1

 

1 Приведите примеры следующих фразеологизмов и близких к ним оборотов речи:

- из художественной литературы  и публицистики – счастливые часов не наблюдают, несолоно хлебавши, раздуть из мухи слона;

- из научного и официально-делового  стилей – удостоверение личности, контроль возложить, рассчитать путь;

- стандартных оборотов  речи – пожалуйста, сообщите нам…, мы будем благодарны, если Вы сообщите…;

- расщепленных сказуемых  – принимают участие, дают советы, берут на себя заботу, производят осмотр;

- фразеологических сращений – бить баклуши, содом и гоморра, спустя рукава, как пить дать;

- фразеологических единств  – вылететь в трубу, диву даться, закидывать удочку;

- фразеологических сочетаний  – золотая пора, глубокое чувство, жесткие правила, зеркальная поверхность.

 

 

2 Укажите ошибки в употреблении фразеологических оборотах. Исправьте предложения:

2.1 И на этот раз команде не удалось одержать реванш над соперниками. И на этот раз команде не удалось одержать победу над соперниками.

 

2.2 Студенческий хор непрерывно  оттачивает исполнение народных  песен. Студенческий хор непрерывно репетирует исполнение народных песен.

 

 

 

 

 

Практическая  работа 5

по теме: Употребление имен СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

в текстах служебных документов

 

Вариант 1

 

1 Определите род несклоняемых существительных, согласуя с ними определения:

Звучащ.. банджо, больш.. гну, забавн.. гризли, остроумн.. конферансье, опасн.. динго, уважаем.. кюре, сочн.. манго,

 

Звучащее банджо, большая  гну, забавный гризли, остроумный конферансье, опасная динго, уважаемый кюре, сочное манго.

 

2 Укажите род несклоняемых существительных. Употребите имена существительные в сочетании с именами прилагательными:

Алиби, жюри, кенгуру Осло, Мали, СНГ.

 

Алиби – ср. род/ железное алиби.

Жюри – ср. род/ справедливое жюри.

Кенгуру – муж. род/ сильный кенгуру.

Осло – муж.род/ красивый Осло.

Мали – муж.род/ талантливый Мали (немецкий художник).

СНГ – ср. род/ крепкое СНГ

 

3 Укажите случаи неправильного или стилистически неоправданного употребления форм числа имен существительных; исправьте предложения:

 

3.1 Победитель турнира  провел все игры без поражений. Победитель турнира провел игру без поражения.

 

3.2 Солдаты были награждены  орденами Славы I и II степеней. Солдаты были награждены орденами Славы I и II степени.

 

3.3 Экспериментальные образцы  саженцев сливы, яблони и груши  находятся в хорошем состоянии. Экспериментальные образцы саженцев слив, яблонь и груш находятся в хорошем состоянии.

 

 

           4 Укажите ошибки в выборе вариантных форм числа и падежа имен существительных; исправьте предложения:

 

С тех пор как был  создан наш завод, в третьем цеху не раз сменялся вид продукции. Но при всем этом сложились устойчивые изделия, которые теперь хорошо знают не только в Калиново. Изделия эти из белой жести. Они нужны на животноводческих фермах и в личном хозяйстве крестьянина. А в осеннее время для дома бывают нужны жестяные крышки для консервирования огурцов, помидор, их трудно увидеть на полках магазинов в сезонное время.

 

С тех пор как  был создан наш завод, в третьем цехе не раз сменился вид продукции. Но при всем этом сложились устойчивые изделия, которые теперь хорошо знают не только в Калиново. Изделия эти из белой жести. Они нужны на животноводческих фермах и в личном хозяйстве крестьян. А в осеннее время для дома бывают нужны жестяные крышки для консервирования огурцов, помидоров, их трудно увидеть на полках магазинов в сезонное время.

 

 

 

Практическая  работа 6

по теме: Употребление имен прилагательных

в текстах служебных документов

 

Вариант 1

 

1 Укажите особенности в образовании и употреблении форм степеней сравнения прилагательных. Исправьте предложения.

 

1.1 Разработка морских  нефтяных месторождений становится  все более интенсивнее. Разработка морских нефтяных месторождений становится интенсивнее.

 

1.2 Самыми крупнейшими  речными дорогами России становятся  Обь и Енисей. . Крупнейшими речными дорогами России Становятся Обь и Енисей.

 

 

 

         2 Укажите стилистические недочеты в употреблении форм степеней сравнения имен прилагательных и другие речевые ошибки. Исправьте предложения.

 

2.1 Горнодобывающая промышленность  является одной из самых важнейших отраслей народного хозяйства. Горнодобывающая промышленность является одной из самых важных отраслей народного хозяйства.

2.2 В этой нелегкой ситуации нами принимаются меры по отысканию наиболее оптимального варианта. В этой нелегкой ситуации нами принимаются меры по отысканию самого оптимального варианта.

 

2.3 Снаружи «ЛАЗ-654» выигрывает у своих более старших собратьев.

Снаружи «ЛАЗ-654»  выигрывает у своих старших братьев.

 

 

          3 Укажите ошибки в употреблении имен прилагательных, а также стилистические ошибки. Исправьте предложения.

 

3.1 Проверками установлено,  что склад нуждается в переводе  в более лучшие условия и гораздо большее помещение. Проверками установлено, что склад нуждается в переводе в лучшие условия и большее помещение.

Информация о работе Контрольная работа по "Русскому языку"