Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 17:01, контрольная работа
Словосочетание, простейшая непредикативная (в отличие от предложения) единица речи, которая образуется по синтаксической модели на основе подчинительной грамматической связи — согласования, управления,примыкания двух или более знаменательных слов. Словосочетания называют предметы и явления действительности в расчлененном виде, то есть имеют конкретное, развернутое наименование, не требующее дальнейшего уточнения. Словосочетание не является самостоятельной синтаксической единицей. Словосочетания не передают законченную мысль, не являются единицей в коммуникации (самостоятельной единицей в общении людей).
Ведение 2
1.Учение о словосочетании развивалось противоречиво и сложно. 3
2. В зависимости от количества составляющих компонентов словосочетания делятся на простые и сложные.
3. Типы словосочетаний: глагольные, именные, наречные.
Заключение 11
СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ФИНАНСОВ И БАНКОВСКОГО
ДЕЛА
Кафедра «Экономика и бухгалтерский учет
На тему: <<
1. Ведение
2.
Ведение
1. Словосочетание — это сочетание слов,
связанных по смыслу
и грамматически, то есть с помощью окончания
или окончания и предлога
или только по смыслу:
Словосочетание, простейшая
непредикативная (в отличие от предложения) единица речи, которая образуется по
синтаксической модели на основе подчинительной
грамматической связи — согласования, управления,при
Словосочетание не является самостоятельной
синтаксической единицей. Словосочетания
не передают законченную мысль, не являются
единицей в коммуникации (самостоятельной
единицей в общении людей). Это только
материал, необходимый для единиц более
высокого синтаксического уровня – предложений.
Словосочетание по своему лексико-грамматическому
оформлению может быть омонимично предложению.
Однако предложениям свойствен целый
ряд признаков. Не обладая ими, словосочетание
предложением не является. У словосочетания
нет цели высказывания, смысловой
и интонационной завершённости,
грамматической основы. Словосочетание
не содержит законченной мысли и
не является единицей общения. Оно, как
и слово, выполняет номинативную роль,
т. е. роль называния различных компонентов
действительности: предметов, действий,
признаков, состояний и проч. Но при этом
словосочетание выполняет эту роль, выражая
более детализированную информацию, чем
слово.
Слова в словосочетании неравноправны:
одно главное, другое – зависимое. Связь
этих неравноправных элементов – это подчинительная
синтаксическая связь.
любоваться (чем?) озером – главное слово любоваться
озером (каким?) голубым – главное
слово озером
любоваться (как?) долго - главное слово
любоваться
1.Учение о словосочетании
развивалось противоречиво и
сложно.
Д ля одних языковедов характерно было
понимание словосочетания, опирающееся
на этимологическое значение термина.
Под словосочетанием понималось любое
сочетание полнозначных слов, оформленное
грамматическими и смысловыми показателями,
независимо от их формы и назначения в
речи.
Такое понимание сущности словосочетаний
свойственно Ф.Ф. Фортунатову. Эти же взгляды
отразились в трудах А.М. Пешковского и
М.Н. Петерсона.
Так, Ф.Ф. Фортунатов определяет словосочетание
следующим образом: "Словосочетанием
в речи я называю то целое по
значению, которое образуется сочетанием
одного полного слова (не частицы) с
другим полным словом, будет ли это
выражение целого психологического
суждения, или выражение его части.
А.М. Пешковский еще шире понимает словосочетание:
"Словосочетание есть два слова или
ряд слов, объединенных в речи и в мысли".
При таком подходе считается возможным
рассматривать как одно словосочетание
объединение двух или нескольких предложений.
Особый интерес представляет освещение вопроса о словосочетании А.А. Шахматовым: "Словосочетанием называется такое соединение слов, которое образует грамматическое единство, обнаруживаемое зависимостью одних из этих слов от других .В этом случае рассматриваются отношения второстепенных членов друг к другу и их отношения к главным членам, то есть словосочетания выделяются из предложения. Под словосочетанием здесь понимается "минимальное грамматическое и смысловое единство в составе предложения, отражающее связи реальной действительности".
"Такое определение приводит
к следующим выводам: 1) словосочетание
вычленяется из предложения; 2) сочетание
подлежащего и сказуемого тоже
является словосочетанием,
Для словосочетания как единицы низшего
уровня синтаксической системы целесообразно
выделить следующие различительные (дифференциальные)
признаки и учитывать их при анализе словосочетания:
1) грамматический - непредикативная единица;
2) функциональный - единица номинативного плана, выражающая единое, но расчлененное понятие о предметах, признаках, действиях;
3) структурный - конструкция, состоящая не менее чем из двух знаменательных слов, связанных подчинительной связью согласования, управления, примыкания;
4) семантический - конструкция, в которой выражаются определенные синтаксические отношения между словами;
5) парадигматический - единица, представленная
системой форм, опирающихся на формы главного,
стержневого слова’
2. В зависимости от количества составляющих
компонентов словосочетания делятся на
простые и сложные.
Простые словосочетания состоят из двух
полнозначных слов: загородная прогулка,
синее небо, любить музыку.
К простым словосочетаниям
Сложные словосочетания состоят из
трех и более полнозначных слов и
представляют собой различные комбинации
простых словосочетаний или слова
и словосочетания. Возможны некоторые
обобщения таких комбинаций:
1. Простое словосочетание и зависимая
от него отдельная словоформа: часто применяемый
в клинике, кирпичный дом на окраине, красивое
платье в горошек.
Особенность этих СС состоит в том, что зависимые словоформы не связаны в них грамматически, поэтому деление сложного СС на простые является вариативным.
2. Стержневое слово и зависимое
от него простое
Особенность строения этих словосочетаний состоит в том, что зависимая словоформа в зависимом простом словосочетании связана только с главным словом этого словосочетания и никакого отношения не имеет к стержневому слову всего словосочетания, поэтому допустим только один вариант членения: здание — с белыми колоннами, старик — с седой бородой и т.п.
3. Стержневое слово и две (и
больше) зависимые словоформы, не
образующие словосочетания (то есть
не связанные друг с другом).
Это некоторые глагольные
Подобные словосочетания, в отличие
от первых двух групп, не являются продуктом
соединения целых словосочетаний. Их
образование объясняется
Наряду с трехсловными словосочетаниями могут образовываться четырех-, пятисловные и т.д. Важно, что они строятся всегда по одному принципу: распространения уже имеющихся слов в словосочетании простом или сложном трехсловном: готовый бороться — готовый бороться в одиночку; скупая на цвета природа — скупая на цвета северная природа, очень скупая на цвета северная природа.
Несмотря на большой объем таких
словосочетаний, они не теряют своего
семантико-грамматического
Возможность построения сложных многословных
словосочетаний отнюдь не свидетельствует
о безграничности их объема. Усложнение
простых словосочетаний ограничено
рамками некоммуникативных
3. Типы словосочетаний: глагольные, именные,
наречные.
Глагольными называются словосочетания, в которых главное слово выражено:
Глагольные словосочетания имеют следующие модели:
1) глагол + существительное или местоимение (с предлогом или без предлога): купить хлеба, обратиться к нему;
2) глагол + инфинитив или деепричастие: просить приехать, сидеть задумавшись;
3) глагол + наречие: поступать правильно, повторять дважды.
Именные словосочетания делятся на субстантивные, адъективные, с главным словом числительным и с главным словом местоимением.
Основные модели субстантивных словосочетаний:
1) согласуемое слово + существительное: ясный день, мой мир;
2) существительное + существительное: город в огнях, отрывок из поэмы;
3) существительное + наречие: шаг вперед, лов зимой;
4) существительное + инфинитив: готовность помочь, повод поговорить.
Основные модели адъективных словосочетаний:
1) прилагательное + наречие: по-праздничному нарядный, едва слышный;
2) прилагательное + существительное (местоимение): широкий в плечах, равнодушный ко всему;
3) прилагательное + инфинитив: способный организовать, готовый сопротивляться.
Последние типы словосочетаний с главным словом числительным и с главным словом местоимением являются синтаксически не свободными и разнообразием моделей не отличаются: двое друзей, два товарища, некто в белом, что-нибудь особенное.
Наречными называются словосочетания, в которых главное слово выражено
Словосочетания наречного типа (с предикативными и непредикативными наречиями) имеют 2 модели:
1) наречие + наречие: по-летнему жарко, весьма вкусно;
2) наречие + существительное: больно руку, высоко в горы, задолго до праздника.
4. Словосочетания делятся на
синтаксически свободные и несв
Свободное словосочетание — это результат свободного соединения
говорящим двух знаменательных слов. Каждое
из слов, образующих свободное словосочетание,
обладает полноценным лексическим значением,
причём в свободных словосочетаниях грамматически
главное слово является главным и по смыслу,
а зависимое конкретизирует, уточняет
значение главного в том или ином отношении.
Каждый из компонентов свободного словосочетания в
предложении выполняет самостоятельную
синтаксическую функцию, является отдельным
членом предложения.
Существует несколько моделей синтаксически несвободных словосочетаний.
1. Количественно-именные слово
2.Словосочетания со значением
3. Словосочетания с метафорическим значением: главное слово употреблено в переносном значении и называет то, на что похож предмет, зависимое слово — прямое название предмета: серп месяца, шапка кудрей, зеркало реки, «листьев медь», «костёр рябины».
4.Словосочетания со значением
5.Словосочетания со значением
Следует отметить, что словосочетания, построенные по модели сущ. + сущ. в Твор. п. с предлогом «с», являются цельными только в роли подлежащего и только в том случае, если сказуемое имеет форму множественного числа. Ср.: Мама с дочкой готовили обед. — Отец с сыном пошёл в зоопарк. Николай с Денисовым ходили по залам. — Элен вместе с Наташей опять вошла в гостиную (Л. Толстой).
6. Контекстуально цельные словосочетания (цельность возникает только в контексте предложения или сложного словосочетания): Умный человек сумеет разобраться в этом; девушка с голубыми глазами, человек высокого роста.