Контрольная работа по "Русскому языку"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 17:01, контрольная работа

Описание работы

Словосочетание, простейшая непредикативная (в отличие от предложения) единица речи, которая образуется по синтаксической модели на основе подчинительной грамматической связи — согласования, управления,примыкания двух или более знаменательных слов. Словосочетания называют предметы и явления действительности в расчлененном виде, то есть имеют конкретное, развернутое наименование, не требующее дальнейшего уточнения. Словосочетание не является самостоятельной синтаксической единицей. Словосочетания не передают законченную мысль, не являются единицей в коммуникации (самостоятельной единицей в общении людей).

Содержание работы

Ведение 2
1.Учение о словосочетании развивалось противоречиво и сложно. 3
2. В зависимости от количества составляющих компонентов словосочетания делятся на простые и сложные.
3. Типы словосочетаний: глагольные, именные, наречные.
Заключение 11

Файлы: 1 файл

Для одних языковедов характерно было понимание словосочетания.docx

— 41.63 Кб (Скачать файл)

 

 

       СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ФИНАНСОВ И БАНКОВСКОГО ДЕЛА 
                      Кафедра «Экономика и бухгалтерский учет

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Реферат 
                                      По дисциплине: Русский язык

На тему: <<

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                            Содержание 

 

 
1. Ведение 
2.  
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведение 
1.   Словосочетание — это сочетание слов, связанных по смыслу   
и грамматически, то есть с помощью окончания или окончания и предлога   
или только по смыслу:   
 
Словосочетание, простейшая непредикативная (в отличие от предложения) единица речи, которая образуется по синтаксической модели на основе подчинительной грамматической связи — согласования, управления,примыкания двух или более знаменательных слов. Словосочетания называют предметы и явления действительности в расчлененном виде, то есть имеют конкретное, развернутое наименование, не требующее дальнейшего уточнения. 
Словосочетание не является самостоятельной синтаксической единицей. Словосочетания не передают законченную мысль, не являются единицей в коммуникации (самостоятельной единицей в общении людей). Это только материал, необходимый для единиц более высокого синтаксического уровня – предложений.

Словосочетание по своему лексико-грамматическому  оформлению может быть омонимично предложению. Однако предложениям свойствен целый  ряд признаков. Не обладая ими, словосочетание предложением не является. У словосочетания нет цели высказывания, смысловой  и интонационной завершённости, грамматической основы. Словосочетание не содержит законченной мысли и  не является единицей общения. Оно, как и слово, выполняет номинативную роль, т. е. роль называния различных компонентов действительности: предметов, действий, признаков, состояний и проч. Но при этом словосочетание выполняет эту роль, выражая более детализированную информацию, чем слово. 
Слова в словосочетании неравноправны: одно главное, другое – зависимое. Связь этих неравноправных элементов – это подчинительная синтаксическая связь.

любоваться (чем?) озером – главное слово любоваться 
озером (каким?) голубым – главное слово озером 
любоваться (как?) долго - главное слово любоваться

 

1.Учение о словосочетании  развивалось противоречиво и  сложно. 
 
Д ля одних языковедов характерно было понимание словосочетания, опирающееся на этимологическое значение термина. Под словосочетанием понималось любое сочетание полнозначных слов, оформленное грамматическими и смысловыми показателями, независимо от их формы и назначения в речи. 
Такое понимание сущности словосочетаний свойственно Ф.Ф. Фортунатову. Эти же взгляды отразились в трудах А.М. Пешковского и М.Н. Петерсона.

Так, Ф.Ф. Фортунатов определяет словосочетание следующим образом: "Словосочетанием  в речи я называю то целое по значению, которое образуется сочетанием одного полного слова (не частицы) с  другим полным словом, будет ли это  выражение целого психологического суждения, или выражение его части. 
А.М. Пешковский еще шире понимает словосочетание: "Словосочетание есть два слова или ряд слов, объединенных в речи и в мысли". При таком подходе считается возможным рассматривать как одно словосочетание объединение двух или нескольких предложений.

Особый интерес представляет освещение  вопроса о словосочетании А.А. Шахматовым: "Словосочетанием называется такое  соединение слов, которое образует грамматическое единство, обнаруживаемое зависимостью одних из этих слов от других .В этом случае рассматриваются отношения второстепенных членов друг к другу и их отношения к главным членам, то есть словосочетания выделяются из предложения. Под словосочетанием здесь понимается "минимальное грамматическое и смысловое единство в составе предложения, отражающее связи реальной действительности".

"Такое определение приводит  к следующим выводам: 1) словосочетание  вычленяется из предложения; 2) сочетание  подлежащего и сказуемого тоже  является словосочетанием, которое  выполняет функцию сообщения  или высказывания о действительности, остальные словосочетания непредикативные; 3) в некоторых случаях словосочетания  могут быть равны простому  предложению; 4) словосочетания делятся  на однородные (с сочинительной  связью: учитель и инженер) и  неоднородные (с подчинительной  связью: учитель инженера)" . 
 
Для словосочетания как единицы низшего уровня синтаксической системы целесообразно выделить следующие различительные (дифференциальные) признаки и учитывать их при анализе словосочетания:

1) грамматический - непредикативная единица;

2) функциональный - единица номинативного плана, выражающая единое, но расчлененное понятие о предметах, признаках, действиях;

3) структурный - конструкция, состоящая не менее чем из двух знаменательных слов, связанных подчинительной связью согласования, управления, примыкания;

4) семантический - конструкция, в которой выражаются определенные синтаксические отношения между словами;

5) парадигматический - единица, представленная системой форм, опирающихся на формы главного, стержневого слова’ 
 
2. В зависимости от количества составляющих компонентов словосочетания делятся на простые и сложные. 
 
Простые словосочетания состоят из двух полнозначных слов: загородная прогулка, синее небо, любить музыку.

К простым словосочетаниям относятся  также те, которые включают аналитические  формы слова: буду говорить откровенно, самое синее море; и те, в которых  зависимый компонент есть синтаксическое или фразеологическое единство: человек  низкого роста (= низкорослый), офицер с загорелым лицом (= загорелый), девушка  шестнадцати лет (= шестнадцатилетняя), бежать сломя голову.

Сложные словосочетания состоят из трех и более полнозначных слов и  представляют собой различные комбинации простых словосочетаний или слова  и словосочетания. Возможны некоторые  обобщения таких комбинаций: 
 
1. Простое словосочетание и зависимая от него отдельная словоформа: часто применяемый в клинике, кирпичный дом на окраине, красивое платье в горошек.

Особенность этих СС состоит в том, что зависимые словоформы не связаны  в них грамматически, поэтому  деление сложного СС на простые является вариативным.

2. Стержневое слово и зависимое  от него простое словосочетание: здание с белыми колоннами,  старик с седой бородой, скупая  на цвета природа, вкусное на  вид яблоко, иметь большое желание,  близкая к окончанию работа, дерзкая  на язык девочка.

Особенность строения этих словосочетаний состоит в том, что зависимая  словоформа в зависимом простом  словосочетании связана только с  главным словом этого словосочетания и никакого отношения не имеет  к стержневому слову всего  словосочетания, поэтому допустим только один вариант членения: здание —  с белыми колоннами, старик — с  седой бородой и т.п.

3. Стержневое слово и две (и  больше) зависимые словоформы, не  образующие словосочетания (то есть  не связанные друг с другом). Это некоторые глагольные словосочетания, в которых глагол способен  распространяться двумя существительными: положить доски в ряд, вовлечь  друзей в работу, превратить воду в пар, вбить гвоздь в стену, сшить пальто ребенку.

Подобные словосочетания, в отличие  от первых двух групп, не являются продуктом  соединения целых словосочетаний. Их образование объясняется лексико-грамматическими  свойствами переходных глаголов: они  способны распространяться несколькими  предложно-падежными формами, то есть обнаруживают двойную синтаксическую связь: превратить воду и превратить в пар, вбить гвоздь и вбить  в стену. Такие словосочетание возможны и среди некоторых субстантивных: превращение воды в пар, вовлечение друзей в работу.

Наряду с трехсловными словосочетаниями могут образовываться четырех-, пятисловные и т.д. Важно, что они строятся всегда по одному принципу: распространения уже имеющихся слов в словосочетании простом или сложном трехсловном: готовый бороться — готовый бороться в одиночку; скупая на цвета природа — скупая на цвета северная природа, очень скупая на цвета северная природа.

Несмотря на большой объем таких  словосочетаний, они не теряют своего семантико-грамматического единства, так принципы соединения составляющих их компонентов сохраняются: они  опираются на принцип построения простых словосочетаний. Такие словосочетания иногда называются комбинированными.

Возможность построения сложных многословных словосочетаний отнюдь не свидетельствует  о безграничности их объема. Усложнение простых словосочетаний ограничено рамками некоммуникативных объединений  слов. Следовательно, объем словосочетаний ограничен его грамматической природой, его качественным отличием от предложения. 
 
3.  Типы словосочетаний: глагольные, именные, наречные.

Глагольными называются словосочетания, в которых главное слово выражено:

  • глаголом: выйти на улицу, говорить правду, умножить на пять, громко смеяться, идти подпрыгивая;
  • причастием: сообщивший родным, подъехавший к пристани, беседующий с друзьями, громкоговорящий;
  • деепричастием: читая газету, остерегаясь простуды, прося помощи, предложив вернуться.

 

Глагольные словосочетания имеют  следующие модели:

1) глагол + существительное или  местоимение (с предлогом или  без предлога): купить хлеба, обратиться  к нему;

2) глагол + инфинитив или деепричастие: просить приехать, сидеть задумавшись;

3) глагол + наречие: поступать правильно,  повторять дважды.

Именные словосочетания делятся на субстантивные, адъективные, с главным словом числительным и с главным словом местоимением.

Основные модели субстантивных  словосочетаний:

1) согласуемое слово + существительное:  ясный день, мой мир;

2) существительное + существительное: город в огнях, отрывок из поэмы;

3) существительное + наречие: шаг  вперед, лов зимой;

4) существительное + инфинитив:  готовность помочь, повод поговорить.

Основные модели адъективных словосочетаний:

1) прилагательное + наречие: по-праздничному  нарядный, едва слышный;

2) прилагательное + существительное  (местоимение): широкий в плечах, равнодушный ко всему;

3) прилагательное + инфинитив: способный  организовать, готовый сопротивляться.

Последние типы словосочетаний с главным  словом числительным и с главным  словом местоимением являются синтаксически  не свободными и разнообразием моделей  не отличаются: двое друзей, два товарища, некто в белом, что-нибудь особенное.

Наречными называются словосочетания, в которых главное слово выражено

  • наречием: весьма удачно, по-прежнему интересно, налево от дома, незадолго до рассвета, где-нибудьво дворе.

 

Словосочетания наречного типа (с предикативными и непредикативными наречиями) имеют 2 модели:

1) наречие + наречие: по-летнему жарко, весьма вкусно;

2) наречие + существительное: больно  руку, высоко в горы, задолго до  праздника.

 

4. Словосочетания делятся на синтаксически свободные и несвободные: 
 
Свободное словосочетание — это результат свободного соединения говорящим двух знаменательных слов. Каждое из слов, образующих свободное словосочетание, обладает полноценным лексическим значением, причём в свободных словосочетаниях грамматически главное слово является главным и по смыслу, а зависимое конкретизирует, уточняет значение главного в том или ином отношении. Каждый из компонентов свободного словосочетания в предложении выполняет самостоятельную синтаксическую функцию, является отдельным членом предложения. 

Существует несколько моделей  синтаксически несвободных словосочетаний.

1. Количественно-именные словосочетания; главное слово в них обозначает количество (число, объём) и не имеет предметного значения, зависимое — слово с предметным значением в родительном падеже: три карандаша, двое ребят, столько людей, много машин, множество книг и т. п.

2.Словосочетания со значением избирательности; главное слово — местоимение или числительное, зависимое — существительное или местоимение в родительном падеже с предлогом из: один из нас, каждый из присутствующих, некоторые из учеников, кто-то из ребят.

3.  Словосочетания с метафорическим   значением: главное слово употреблено в переносном значении и называет то, на что похож предмет, зависимое слово — прямое название предмета: серп месяца, шапка кудрей, зеркало реки, «листьев медь», «костёр рябины».

4.Словосочетания со значением неопределённости; главное слово — неопределённое местоимение, зависимое — согласуемое прилагательное, причастие: что-то неприятное, кто-то незнакомый.

5.Словосочетания со значением совместности (называют равноправных участников совместного действия); главное слово — существительное или местоимение в именительном падеже, зависимое — существительное в творительном падеже с предлогом с: брат с сестрой, Коля с товарищем, мы с приятелем.

Следует отметить, что словосочетания, построенные по модели сущ. + сущ. в Твор. п. с предлогом «с», являются цельными только в роли подлежащего и только в том случае, если сказуемое имеет форму множественного числа. Ср.: Мама с дочкой готовили обед. — Отец с сыном пошёл в зоопарк. Николай с Денисовым ходили по залам. — Элен вместе с Наташей опять вошла в гостиную (Л. Толстой).

6.  Контекстуально цельные словосочетания (цельность возникает только в контексте предложения или сложного словосочетания): Умный человек сумеет разобраться в этом; девушка с голубыми глазами, человек высокого роста.

Информация о работе Контрольная работа по "Русскому языку"