Контрольная работа по «Русскому языку и культуре речи»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 20:06, контрольная работа

Описание работы

Если язык- это система знаков и символов, то речь - это процесс пользования языком. Речь является реализацией языка, который и обнаруживает себя только через речь.
В лингвистике под речью понимают конкретное говорение, протекающее во времени и облеченное в звуковую форму (в том числе внутреннее проговаривание - внутренняя речь) или письменную. К речи относят также продукты говорения в виде речевого произведения (текста), фиксируемого памятью или письмом. Отличия речи от языка состоят в следующем.

Содержание работы

Раскройте сущность понятий язык, речь, речевая деятельность, перечислите формы и разновидности речи.
Что такое культура речи? Сопоставьте несколько определений, трактовок, уровней рассмотрения, предоставленных в учебной литературе.
Охарактеризуйте уместность, ясность, доступность и эффективность речи как ее важнейшие коммуникативные качества.
Что такое речевой этикет, каковы системные характеристики данного лингвокультурного явления, национальные особенности? Перечислите правила для говорящего и правила для слушающего, закрепленные в пословицах и поговорках, требованиях этикета, риторических рекомендациях. Приведите примеры стандартных этикетных формул для разных ситуаций общения.
В чем специфика разных типов ораторских речей : информирующей, аргументирующей, эпидейктической ( торжественной) речи? Составьте практические рекомендации для собственной речевой практики на основе учебной литературы.
Какие типы спора отражены в литературе по риторике и культуре речи? Приведите рекомендации по участию в дискуссии, полемике. Охарактеризуйте свой опыт полемиста.
Опишите классический риторический канон. Охарактеризуйте более подробно этап изобретения содержания высказывания (инвенцию). Сформулируйте практические рекомендации для собственной речевой практики.
Перечислите типы и жанры профессионально значимых для данной специальности высказываний в устной форме. Каковы их основные особенности и правила построения?

Файлы: 1 файл

кон.раб. по русск. яз..docx

— 64.29 Кб (Скачать файл)

Министерство по образованию РФ

Федеральное агентство по образованию

Сочинский государственный университет туризма и курортного дела

Социально-педагогический факультет

Кафедра русского языка

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по курсу «Русский язык и культура речи».

1 вариант.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                       Выполнила:

студентка I курса, ЗФО спец., гр. ЗПП-08,

Горлова Анастасия Сергеевна

Проверила :

д.ф.н., профессор

Ворожбитова А.А.

 

 

Содержание :

  1. Раскройте сущность понятий язык, речь, речевая деятельность, перечислите формы и разновидности речи.
  2. Что такое культура речи? Сопоставьте несколько определений, трактовок, уровней рассмотрения, предоставленных в учебной литературе.
  3. Охарактеризуйте уместность, ясность, доступность и эффективность речи как ее важнейшие коммуникативные качества.
  4. Что такое речевой этикет, каковы системные характеристики данного лингвокультурного явления, национальные особенности? Перечислите правила для говорящего и правила для слушающего, закрепленные в пословицах и поговорках, требованиях этикета, риторических рекомендациях. Приведите примеры стандартных этикетных формул для разных ситуаций общения.
  5. В чем специфика разных типов ораторских речей : информирующей, аргументирующей, эпидейктической ( торжественной) речи? Составьте практические рекомендации для собственной речевой практики на основе учебной литературы.
  6. Какие типы спора отражены в литературе по риторике и культуре речи? Приведите рекомендации по участию в дискуссии, полемике. Охарактеризуйте свой опыт полемиста.
  7. Опишите классический риторический канон. Охарактеризуйте более подробно этап изобретения содержания высказывания (инвенцию). Сформулируйте практические рекомендации для собственной речевой практики.
  8. Перечислите типы и жанры профессионально значимых для данной специальности высказываний в устной форме. Каковы их основные особенности и правила построения?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Раскройте сущность понятий язык, речь, речевая деятельность, перечислите формы и разновидности речи.

 

Если язык- это система знаков и символов, то речь - это процесс пользования языком. Речь является реализацией языка, который и обнаруживает себя только через речь.

В лингвистике под речью понимают конкретное говорение, протекающее во времени и облеченное в звуковую форму (в том числе внутреннее проговаривание - внутренняя речь) или письменную. К речи относят также продукты говорения в виде речевого произведения (текста), фиксируемого памятью или письмом. Отличия речи от языка состоят в следующем.

Во-первых, речь конкретна, неповторима, актуальна, развертывается по премии, реализуется в пространстве. Вспомним о способности некоторых ораторов, например, кубинского лидера Ф. Кастро или советского Президента М. Горбачева, говорить часами. Собрание сочинений многих писателей насчитывает десятки томов.

Во-вторых, речь активна, линейна, стремится к объединению слов в речевом потоке. В отличие от языка она менее консервативна, более динамична, подвижна. Так, с объявлением гласности и свободы слова в нашей стране заметно изменилась манера изложения информации, особенно о политических лидерах, общественных процессах. Если раньше сообщения выдерживались строго в официальном стиле, то сейчас без легкой иронии об этих процессах и лидерах редко кто пишет.

В-третьих, речь как последовательность вовлеченных в нее слов отражает опыт говорящего человека, обусловлена контекстом и ситуацией, вариативна, может быть спонтанна и неупорядоченна. С примерами такой речи мы сталкиваемся часто в быту и на производстве.

Речь, с одной стороны, используя уже известные языковые средства, принципиально зависит от языка. В то же время ряд характеристик речи, например темп, продолжительность, тембр, степень громкости, артикуляционная четкость, акцент, не имеют к языку прямого отношения. Особый интерес представляет использование в речи слов, отсутствующих в языке. Приведем несколько примеров таких авторских неологизмов:

В индивидуальных отклонениях в речи заложены истоки языковых изменений. Поэтому говорят, что язык творит речь и сам творится в речи.

Речевая деятельность - это специализированное употребление, речи в процессе взаимодействия между людьми, частный случай деятельности общения.

Учение о функциональных разновидностях языка имеет свою историю. Долгое время разные сферы общения понимались как стили языка и стили речи. Стилями языка считались, например, язык науки, язык художественной литературы, разговорная речь. Стилями речи признавались частные реализации стилей, такие, как учебная лекция и научный доклад, в основе которых лежит научный стиль. В последнее время лингвисты пришли к выводу, что языковые различия между некоторыми сферами общения столь различны, что использовать по отношению к ним одно общее понятие «стиль» едва ли целесообразно. Поэтому вводится понятие «функциональная разновидность языка». Широкое признание получила типология функциональных разновидностей языка, предложенная академиком Д.Н. Шмелевым:

    • Разговорная речь

    • Язык художественной литературы

    • Функциональные стили:

      • официально-деловой;

      • научный;

      • публицистический1.

     Главной отличительной  особенностью языка художественной  литера-туры является его особая  предназначенность. Главная функция  этого языка – эстетическая (или  поэтическая). С этой целью в  языке художественной литературы могут использоваться не только функциональные разновидности литературного языка, но и нелитературные формы национального языка: диалекты, просторечие, жаргонизмы и др.

     Среди функциональных  разновидностей языка особое  место занимает разговорная речь, которая имеет свои особенности. Если язык художественной литературы  и функциональные стили языка  строятся на основе зафиксированных  в словарях и грамматиках правил  языка, то особенности разговорной  речи нигде не фиксируются. Она  предоставляет большую свободу  как в словотворчестве, так и  в словоупотреблении.

      Для официально-делового  стиля характерной чертой является  штамп. Невозможно представить себе  вольную форму в заявлении  о командировке или об отпуске, существуют установленные образцы  дипломов, паспорта и т.д. Разные  жанры его требуют разных речевых  навыков. В речевом этикете выделяют, например, культуру ведения деловой  беседы по телефону.

    Особый жанр  официально-делового стиля –  это юридические документы: конституция, своды законов и др. Главное  для этих документов – четкие, полные, не оставляющие места  для двусмысленности формулировки, хотя это и приводит к некоторой  тяжеловесности языка.

     Эффективный  набор языковых средств для  построения научных текстов подчиняется  таким требованиям, как логичность  изложения, точное обозначение понятий  и реалий. Научный текст немыслим  без терминологии, поскольку именно  она обеспечивает точность обозначения. Научные тексты информационно  насыщенны гораздо в большей  степени, чем, например, разговорные  или публицистические. Поэтому они  объективно трудны для восприятия.

     Нетрудно видеть, что официально-деловой и научный  стили имеют немало общего. Это  точность обозначений, отказ от  смысла в неявном виде. Эти  стили относятся к разряду  строгих. Они заметно отличаются  от нестрогой разговорной речи. Особое промежуточное место между  ними занимает публицистический  стиль, который объединяет в себе  тенденцию к стандартизации, свойственную строгим стилям, и тенденцию к экспрессивности, характерную для разговорной речи и языка художественной литературы.

     Следует подчеркнуть, что чем выше культура владения  функциональными разновидностями  языка, тем в большей степени  проявляется языковая индивидуальность.

 

2.Что такое культура речи? Сопоставьте несколько определений, трактовок, уровней рассмотрения, предоставленных в учебной литературе.

Культура речи – это совокупность и система коммуникативных качеств речи. В узком лингвистическом смысле - это владение языковыми нормами (в произношении, ударении, словоупотреблении, в построении фраз и т. п.), а также умение пользоваться выразительными средствами языка в разных условиях общения в соответствии с целью и содержанием речи. Но культура речи в более широком смысле - это и культура чтения, и важнейшая часть общей культуры человека.

Культура речи - это степень нашего владения неистощимыми богатствами языка. В этом смысле и говорят о высокой культуре речи или о низкой, недостаточной речевой культуре того или иного человека. Как и в любой области знаний, совокупности навыков здесь все зависит от нас самих, от нашего желания овладеть высотами культуры.

Словосочетание «культура речи» применяется в трех основных значениях: 1. Культура речи - это раздел филологической науки, изучающий речевую жизнь общества в определенную эпоху и устанавливающий на научной основе правила пользования языком как основным средством общения людей, орудием формирования и выражения мыслей. Иными словами, словосочетания «культура речи» в этом значении - это учение о совокупности и системе коммуникативных качеств речи.

2. Культура речи - это какие-то ее признаки и свойства, совокупность и системы которых говорят о ее коммуникативном совершенстве.

3. Культура речи - это совокупность навыков и знаний человека, обеспечивающих целесообразное и незатрудненное применение языка в целях общения, «владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики), а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи».

Первое значение словосочетания «культура речи» определяет предмет изучения определенной отрасли филологии. Второе и третье значение определяют культуру речи как совокупность и систему ее нормативных коммуникативных качеств, знание и овладение которыми является целью изучения этой дисциплины студентами. В этом смысле «культура речи» тождественно понятию «культурная речь», «хорошая речь» .

 Так же рассмотрим предложенное Е. Н. Ширяевым определение культуры речи: «Культура речи – это такой выбор и организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач». 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Охарактеризуйте уместность, ясность, доступность и эффективность речи как ее важнейшие коммуникативные качества.

Культура речи вырабатывает навыки отбора и употребления языковых средств, в процессе речевого общения, помогает сформировать сознательное отношение к их использованию в речевой практике в соответствии с коммуникативными задачами.

Выбор необходимых для данной цели языковых средств - основа коммуникативного аспекта культуры речи. Коммуникативный аспект культуры речи предполагает умение выбрать и организовать языковые средства, которые в определенной ситуации общения способствуют достижению поставленных задач коммуникации. 3

Уместность речи (стилевая, контекстная, ситуативная, личностно-психологическая) – «такой подбор, такая организация средств языка, которые делают речь, отвечающей целям и условиям общения».

Доступность речи - это доходчивость, понятность речи для тех, кому она адресована. Соблюдать данное требование необходимо потому, что оно связано с действенностью, эффективностью устного слова.

Доступность речи определяется, прежде всего, отбором речевых средств, использованием слов, известных слушателям.

Огромный словарный запас русского языка, с точки зрения сферы употребления, учёные-лингвисты делят на две большие группы -

  • лексику неограниченного употребления (общеупотребительные слова, понятные всем носителям данного языка во всех случаях: хлеб, семья, город, сад, солнце, луна, стол и т. п.) и

  • лексику ограниченного употребления (слова, употребляемые в определенной сфере - профессиональной, территориальной, социальной, поэтому понятные ограниченному кругу носителей языка; к ним относятся профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы, термины).

Лексика ограниченной сферы употребления требует вдумчивого с ней обращения. Не обязательно полностью исключать ее из своей речи.

Диалектные слова, а тем более жаргонизмы, как правило, недопустимы в речи. Эти элементы ограниченной сферы употребления могут быть введены в речь только с определённой целью, например, в качестве выразительных средств. Но делать это следует осторожно, с пониманием целесообразности и уместности такого применения в каждом конкретном случае.

Ясность речи, т.е. доступность пониманию слушающего или читающего. «Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять», — писал еще в античные времена римский учитель красноречия Квинтилиан. Ясность речи зависит и от правильного употребления в ней иностранных слов. Заимствование - это нормальное, естественное явление для любого языка. Заимствованные слова в языке появляются вследствие общения одних народов с другими, в результате политических, экономических и культурных связей между ними. Целесообразно избегать употребления иностранных слов, если в языке есть русские слова с таким же значением. Употребляя иностранные слова, надо быть уверенным, что они понятны слушателям. Поэтому важно умело ввести иностранное слово в свою речь. Необходимо давать соответствующие пояснения использованных иноязычных слов.

Информация о работе Контрольная работа по «Русскому языку и культуре речи»